Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов (8 класс)

Место урока в изучении раздела "Алгоритмизация и программирование": второй урок; до этого были рассмотрены понятие и свойства алгоритмов, формы представления алгоритмов, понятие исполнителя алгоритма, система команд исполнителя, графическая форма записи алгоритма (блок-схемы).  Урок направлен на отработку навыков написания программ обработки данных целого типа, закрепления знаний о структуре программы, основ линейного программирования. Тема: Программирование линейных алгоритмов. Цели: 1. Образ...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Открытый урок в 8 классе

Тема: Программирование линейных алгоритмов.

Цели:

1. Образовательные

  • Сформировать первоначальные представления о вводе и выводе данных.

  • научиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;

2. Развивающие

  • умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать;

  • интерес к учению, стремление к расширению кругозора;

3. Воспитательные

  • Повышение мотивации учащихся на уроке;

  • Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися;

  • воспитание информационной культуры учащихся,

Задачи:

повышение интереса к изучению предмета; воспитание навыка быстрого мышления; развитие творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов.

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать написание, назначение оператора ввода, вывода;

  • составлять простейшие программы на вычисление арифметических выражений;

  • исполнять программы на компьютере.

  • уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Тип урока: комбинированный.

Технология: формирование коммуникативной компетенции;

Методы:

  • объяснительно - иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • проблемный метод;

  • практическая работа;

  • метод упражнений;

  • анализ;

  • синтез.

Межпредметная связь: внутрицикловая(математика), внешнецикловая (история, литература)

Каналы общения: ученик-учитель, класс-учитель, ученик-ученик.

Психологический аспект урока выстроен по схеме: восприятие - осознание - понимание - воспроизведение - практическое применение.

Возраст учащихся: 8 класс.

Год обучения: второй

Место урока в учебном плане:

К моменту проведения урока учащиеся изучали темы: «Алгоритмы и их свойства», «Типы алгоритмов», «Типы данных» и обладают следующими ЗУН:

  • знают основные типы алгоритмов;

  • знают основные типы данных в Паскале;

  • знают арифметические операции и выражения;

  • знают разделы программы на Паскале;

Құрал-жабдықтар/Оборудование:

Флипчарт по теме (приложение 1), компьютеры, технологическая карта ученика

(приложение 2), разноуровневые карточки (приложение 3), интерактивная доска, локальная сеть, программа Pascal ABC.

Ход урока:Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Какое у вас настроение? Если хорошее -

улыбнитесь всем! Если нет - посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок!

Я представила вам алгоритм в словесной форме. Посмотрите на доску. Этот же алгоритм изображен графически. А еще, какую форму представления алгоритмов различают? Сегодня на уроке мы познакомимся с операторами ввода и вывода информации, научимся составлять линейные программы (страница флипчарта 1). Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

II. Актуализация знаний учащихся

Но прежде чем приступим к изучению нового материала. Мы должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания у нас будет проводиться в виде тестового опроса (страница флипчарта 2-3).

После выполнения теста - взаимопроверка.Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

III. Изучение нового материала.

1. Теоретическая часть.

Ребята, запишите тему урока «Программирование линейных алгоритмов». ( страница флипчарта 4).

Чтобы познакомиться с командами присваивания. Вводом и выводом данных, мы с вами сейчас просмотрим следующие страницы флипчарта, необходимые определения нужно записать в тетрадь.

Для начала, нам надо вспомнить, какие геометрические фигуры используются при составлении блок- схем.

Как мы уже знаем с вами, алгоритмы могут описываться в словесной форме, графически (в виде блок-схем) и программой на языке программирования. На этой странице представлена графическая форма алгоритмов.

( страница флипчарта 5).Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Прочитайте пословицу, зашифрованную в двух блок-схемах.

  1. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

  2. Куй железо, пока горячо.

Назовите к какому типу относятся каждая блок-схема.(Самопроверка производится путем перетаскивания правильного варианта ответа указателем из-под изображения).

Команды вывода на экран текста или (и) значения переменных( страница флипчарта 6).

WRITE ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, курсор остается в этой же строке.
WRITELN ( ); - выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
Команда WRITELN; без параметров только переводит курсор в начало следующей строки экрана.

Примеры

Writeln('Мне 12 лет'); На экране появится: Мне 12 лет

a:=9;
Writeln('Я учусь в ', а,' классе'); На экране появится: Я учусь в 9 классе

х:=3;у:=6;
Writeln(х+у,' тенге'); На экране появится: 9 тенге

Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы ( страница флипчарта 7).Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

READ ( ); или READLN ( ); - считывает перечисленные в скобках переменные значения, введенные с клавиатуры (через пробел или после каждого значения нажимают Enter) Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Enter.
В качестве параметров в круглых скобках через запятую указываются имена переменных, значения которых считываются.
При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln ( );
Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Пример. Запросить с клавиатуры значение переменной а.
Var a : Integer;

Write ('a=');
Readln(а);


На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры целого числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.


Для того, чтобы не переходить к окну с результатами работы программы (alt+F5) после запуска программы на выполнение, последней командой в любой программе перед End. записывается команда Readln; (Программа ждет нажатия Enter).

Задача. Найти сумму двух чисел.


Program N2;

Var a, b,summa :Integer;

Begin

Writeln(' Введите два числа ');

Readln(а,b);

summa:=а+b;

Writeln (' сумма двух чисел равна', summa);

Readln;

End.

Элементы блок-схемы операторов ввода, вывода (страница флипчарта 8).

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Дети конспектируют в тетради определения.


  1. Первичное закрепление.

Приоритет выполнения операций в ABC Pascal такой же, как и в математике.

Достаточно только научиться правильно, записывать математические выражения на языке Pascal

1). Записать по правилам языка Pascal следующие выражения (страница флипчарта 9):

Дети поочередно работают у доски.

Математическая запись Запись выражений на Паскаль

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

37(25+87,5)-17(4,6+1,9) 37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс) (a+2*b-3*c)/(5*a+4)

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

c=a+bКонспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Десятичная запятая в Pascal обозначается точкой

2). Зрительный диктант (страница флипчарта 10).

Коллективное выполнение заданий:

-на местах

а). Что выведется на экран?

а:=12; b:=7;

Writeln(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);

- у доски

в). Найти и исправить все ошибки, допущенные в этой программе. Запишите программу без ошибок.

Program prim

var a,P:integer;

begin

writeln('ввести числа')

P=a*b

writeln('площадь равна')

end

3.Тренинг-задачи (страница флипчарта 12).

Учитель показывает правила составления программы:Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Составим программу вычисляющую s = а / b.

program zadacha1_1;

var a,b,s:real;

Begin

writeln('введите число a ');

readln(a);

writeln('введите число b ');

readln(b);

s:=a/b;

writeln('а/b =',s);

end.

Ссылка на программу Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс) . Запуск программы.

Составьте программу, вычисляющую p=a*b

Дети составляют программу по образцу.Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Проверь! Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс) (ссылка на запуск программы).

  1. Графический диктант (страница флипчарта 12).

Дети в тетрадях составляют блок-схему.

Составить блок - схему к программе.

(Блок-схема (спрятана под фигурой)

Программа Блок-схема Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

program zadacha1_1;

var a,b,p:real;

Begin

writeln('введите число a ');

readln(a);

writeln('введите число b ');

readln(b);

p:=a*b;

writeln('а*b =',p);

End.

(под блок-схемой спрятан другой вариант решения данной программы).Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

3. Физкультминутка (страница флипчарта 13).

Упражнение для глаз.

(Ссылка на Flash Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс) ).


  1. Практическая работа (страницы флипчарта 14,15-16).

Работа по разноуровневым карточкам.Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Ребята, подходит к концу 2011 год, он богат хорошими событиями для нашей Республики. Назовите их.

А какой великий праздник приближается?

Написать программу, выводящую информацию:

16 декабря Республика Казахстан будет отмечать 20-летний юбилей Независимости. Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Составить программу по алгоритму:

Во всех программах не забывать в начале Uses crt; и в конце readkey:

или readln;

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры. Добавьте комментарии к программе. Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

IV. Домашнее задание (страница флипчарта 17).

1. Повторить конспект урока.

2. Составить программу нахождения площади и периметра шестиугольника.

V. Итог урока. (страница флипчарта 18).

Ребята, сегодня мы рассмотрели операторы ввода и вывода на основе линейных алгоритмов, на последующих уроках познакомимся с решением задач на составление разветвляющихся и циклических алгоритмов.Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)

А сейчас ответьте на вопросы

1.Какая команда служит для ввода данных? Для вывода данных?

2.Чем отличается вывод информации на экран компьютера оператором

write( ) от вывода оператором writeln( ) ?

3.Как вывести на экран текст?

4.Можно ли вывести на экран несколько переменных или текстов одним оператором writeln()?

5.Какие символы используются для размещения комментариев в программе?

6.Как записывается команда присваивания?

7. Можно ли заменять знак "присвоить" знаком равенства?

Спасибо за урок! (ссылка на слайд презентации)

VI. Оценивание.

Конспект урока по информатике на тему Программирование линейных алгоритмов(8 класс)


© 2010-2022