Использование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики


«…Ценить прекрасное, отдавать всего

себя чему-то, оставить мир

после себя чуть-чуть лучше, хотя

бы на одного здорового ребенка,

знать, что хотя бы одному

человеку на Земле

стало легче дышать

от того, что ты жил».

Р. Эмерсон

Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

Существует ряд факторов, влияющих на здоровье человека. Все эти факторы делятся на объективные и субъективные. Объективные факторы - это факторы, на которые человек не может повлиять. Субъективные находятся под контролем человека. Зачастую мы недооцениваем влияние компьютеров на наше здоровье и не осознаем, насколько можно влиять на объем причиняемого нам вреда.

Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти студентов можно признать здоровым. Следовательно, нам, педагогам, бесспорна необходимость использования здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Ускоренными темпами учебные заведения наполняются кабинетами информатики. Внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. На уроках информатики нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья.

Основными факторами, влияющими на здоровье человека при работе за компьютером являются:

  • Длительная гиподинамия.

  • Нефизиологическое положение различных частей тела.

  • Длительно повторяющиеся однообразные движения.

  • Световое, электромагнитное и прочие виды излучения.

Симптомы «компьютерных» заболеваний многочисленны и разнообразны. Маловероятно наличие только какого-то одного заболевания, поскольку все человеческие органы взаимосвязаны. Прежде всего, проявляется физическое недомогание: сонливость, усталость, быстрая утомляемость, головные боли, боли в спине и ногах, напряженность мышц шеи, спины, плеч и рук. Помимо этого, глаза начинают болеть, слезиться, появляется частое моргание и ощущение натертости. И, наконец, ухудшается работоспособность. В течение длительного времени невозможно сохранить внимательность, сосредоточенность достигается с трудом.

У пользователя ПК особенно большой нагрузке подвергаются глаза. Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может снизить на 90% способность думать и концентрировать внимание. Все это ведет к преждевременному износу нервной системы. Особенно выраженное неблагоприятное влияние работа с компьютерами оказывает на детей и подростков в силу анатомо-физиологических особенностей растущего организма и реакций его на внешние раздражители.

Кроме того, сложность состоит в том, что нельзя заметить постепенное понижение зрения, а вот это действительно опасно, т.к. болезнь прогрессирует, а никаких мер не принимается. Ребенок может видеть 60-70%, и внешне это почти не заметно.

ЗИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках информатикиная, почему работа на компьютере отрицательно влияет на организм и как это устранить, соблюдая меры защиты (рис. 1), можно на рабочем месте у экрана монитора создать обстановку, не вызывающую нарушений в здоровье студентов.

Здоровье студента в норме, если:

а

Рис. 1) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

г) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

ЗИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках информатикидоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

В

Рис. 2нашем техникуме обучаются будущие железнодорожники (рис. 2), для которых здоровье является важнейшим фактором, определяющем успешную трудовую деятельность. Поэтому забота о здоровье обучающихся является приоритетным направлением воспитательной и образовательной деятельности техникума.

Для сохранения здоровья студентов обязательно необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Главным документом, регулирующим санитарные норы, является СанПин.

На уроках информатики это соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы.

На своих уроках здоровьесберегающие технологии я реализую следующим образом.

Учебный материал излагается в доступной форме в соответствии с возрастными особенностями обучающегося.

При изложении учебного материала и выполнении творческих заданий используются многочисленные межпредметные связи информатики с другими науками.

Каждый урок сопровождается современными наглядными пособиями.

На уроках слежу за соблюдением санитарно-гигиенических требований:

  • свежий воздух;

  • оптимальный тепловой режим;

  • хорошая освещённость;

  • чИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках информатикиистота.

З

Рис. 3доровьесбережению обучающихся в кабинете информатики способствует озеленение компьютерного класса (рис. 3). Комнатные растения в кабинете информатики не только украшают помещение и создают уют. Растения оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают среду обитания. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

ПИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках информатикировожу на уроках физкультпаузы, гимнастику для глаз и другие оздоровительные мероприятия (рис. 4).

Такие минуты на уроке проводятся всегда с удовольствием, поднимают настроение, снижают утомляемость и повышают познавательную активность.

В

Рис. 4зависимости от ситуации и степени напряженности работы, провожу на выбор гимнастику для глаз, просто физкультразминку, музыкальную паузу.

Не менее важным является эмоциональный климат урока. Улыбка, искренний смех преподавателя и студента на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультпаузы (рис 5.).

ЗИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Рис. 5доровье - высшая ценность для человека! Необходимо помнить, что за партами сегодня сидит будущее нашей страны, наши дети! И от преподавателя зависит здоровье каждого сидящего перед ним ребенка. Поэтому каждый педагог должен взять за основу своей работы здоровьесберегающие технологии. Ведь от этого во многом зависит будущее не только каждого конкретного ребенка, но и всей страны в целом!

Автор Подрез Надежда Александровна.

Место работы БОУ ОО СПО «Орловский техникум путей сообщения им. В. А. Лапочкина»

© 2010-2022