Статья «Развитие познавательного интереса на уроке информатики»

"Описание материала: В статье описывается, как развить познавательный интерес учащихся на уроке информатики. Урок-семинар по теме «История развития ЭВМ», на котором заранее класс разбивается на группы и готовит одно «поколение ЭВМ». А урок-семинар «Почему так называют?» способствует успешному изучению антивирусных программ, по окончании которого учащиеся должны рассказать об антивирусе на их домашних компьютерах. Успешно проходят уроки при построении презентаций по теме «Какой бы я хотел виде...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной деятельности на уроке информатики.

(Практико-ориентированная статья)

Кустова Ирина Геннадьевна

МБОУ Староцурухайтуйская СОШ Приаргунского района Забайкальского края.

В данной статье описывается, как развить познавательную деятельность учащихся на уроке информатики, применяя различные методы изучения нового материала, проверочных работ, закрепления изученного, а также виды внеклассной работы.

Ключевые слова: познавательная активность, творчество, занимательность, наглядность.

Мотивом для изучения предмета информатики выступает интерес к компьютеру. С каждым днём компьютер для большинства детей становится обычным прибором, и с этим теряется мотивация изучения предмета. Именно поэтому учитель должен направить все усилия на развитие познавательного интереса изучения учащимися теоретической и практической информатики. В обучении информатике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок привлекательным и неповторимым. В статье 47 (п.3) Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что учитель имеет «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса…» Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы им соответствовать, учителю необходимо ежедневно работать над собой, над совершенствованием методов, форм, приемов работы, осваивать новые педагогические технологии.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении.

Использование элементов развивающего обучения существенно повышает уровень знаний по информатике, познавательную активность учащихся. Для активации познавательной деятельности на уроке я стараюсь использовать компьютер для изучения программного материала, а не как средство развлечения, осуществляя межпредметные связи.

Я для побуждения мотивации познавательного интереса создаю проблемную ситуацию с обязательным позитивным финалом,

("Ты можешь!", "Ты справишься!», "Я верю в твои силы" и т.д.), использую поощрение, одобрение, доброжелательность в своём поведении.

При изучении графического редактора «Paint», стараюсь больше использовать творческие задания, например, из фрагментов создать картинку; раскрасить сказочных героев; создать рисунок путём копирования элементов; используя «метод координат», раскрасить заданным цветом клетки таблицы. Творческие задания эффективно применять и при изучении программы Microsoft Word, например, составить рассказ с помощью объекта «символ» на тему «Спортивная жизнь»; по данной алгоритмической конструкции придумать небольшой текст; по образцу нарисовать картинку, используя объект «фигуры» и раскрасить; создать красивый титульный лист для реферата; создать газетную страницу с рисунком. При изучении темы «Информационная модель объекта» даю задание: нарисовать дачный домик таким, какой бы вы хотели его видеть для себя.

Часто использую «работу парами», что вызывает познавательный интерес изучения темы. Например, при изучении темы «отношения объектов» каждая пара должна продемонстрировать (любым способом) одно из отношений. Этот же метод хорошо использовать при изучении темы «свойства алгоритмов», где придумывают алгоритм по заданному свойству.

Игры развивающего характера способствуют развитию памяти, логического мышления, так в игре «лото» учащиеся должны на лист с вопросами в виде таблицы положить соответствующую картинку, например, «устройства ввода - сканер», «устройства вывода - принтер» и т.д. При изучении темы «Файлы и папки» использую игру «найди записку»: каждый ученик создаёт свой документ и прячет его в какой-то папке, а в записке пишет путь поиска. Учащиеся меняются записками и ищут файл по указанному пути.

Урок-экскурсия является значимым для детей, т.к. носит поисковый характер и работу группами. Такой урок удобно проводить по теме «История развития компьютерной техники»: заранее класс разбивается на группы, каждой группе даётся одно поколение ЭВМ, затем на уроке каждая группа «защищает» своё поколение.

Урок-семинар «Почему так называют?» (про антивирусные программы) посвящён названию антивирусных программ и их работой, этот урок способствует углублению знаний, где в заключении учащиеся должны написать небольшой рассказ об антивирусах на домашних компьютерах.

Огромное удовольствие вызывает работа исследовательского характера «Генеалогическое дерево моей семьи», которая заключается не только в том, чтобы собрать и систематизировать материал об истории своей семьи, но и представить его в удобном для восприятия виде.

Проверочные работы провожу и в форме диктанта, и кроссвордом, и ребусом. Вызывает заинтересованность и знание учебного материала проверочная работа, проведённая таким образом: на экране высвечивается текст, учащиеся умышленно делают в нём ошибки на листке и меняются с напарником, который должен найти эти ошибки. А составление теста по новому материалу вызывает внимательность на уроке, умение слушать.

Занимательностью и наглядностью обладает урок- соревнование по созданию презентаций, например, по теме «какой бы я хотел видеть свою школу», «моя будущая профессия», «достижения в моей жизни» и подобные.

На интегрированном уроке (физика-информатика), например, при изучении темы «Параллельное и последовательное соединение проводников» учащиеся рисуют электрические схемы в программах «Paint» или «Microsoft Word».

Внеклассная работа заставляет учащихся самореализоваться, проявить активность, показать свои знания. Мои ученики постоянно участвуют в конкурсах: ИРШО (Олимпус), «КИТ», «Инфознайка», в школьных предметных неделях. Регулярно провожу кружки «Юный информатик» (1-4кл), «Сайтостроение» (8-9кл).

Таким образом, разнообразие, творческий характер, перспективность деятельности расширяют и углубляют познавательные интересы учащихся. Использование различных способов на уроке целесообразно, так как формируя познавательный интерес, они активизируют мышление и самостоятельную творческую деятельность обучаемых.

Список использованных источников:

1. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. Ноябрьск, 2009, с.29

2. Зубрилин А.А. Занимательные задачи и ребусы по информатике // Информатика в школе. - М.: Образование и информатика, 2007. - 104 с.

3. Подлиняев О.Л. Формирование познавательных интересов на уроках физики / Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Волгоград, 2008, с. 94-100

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2010. - 160 с.

© 2010-2022