- Преподавателю
- Информатика
- Проблемы применения модульного обучения на уроках информатики
Проблемы применения модульного обучения на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Акчурина Е.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья по информатике.
Наше будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно смеется и плачет, задает вопросы, заставляет искать ответы на эти вопросы-это будущее наши дети. Каждое цивилизованное общество задумывается о своем будущем. Каким оно будет? Сохранятся ли традиции? Будут ли оберегаться памятники архитектуры, зодчества, природы? Продлиться ли передача из поколения в поколение того, что веками накоплено до нас? Этим предающим мостиком всегда была и остается -школа.
Наше общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции. Гуманизация - ключевой момент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъективную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был предавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу-способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Позиция каждого ученика несказанно важна: это его позиция, его понимание, его мир.
На данном этапе одна из острых проблем профессионального образования - слабая адаптация полученных профессиональных навыков к требованиям, предлагаемым на конкретных рабочих местах. Если раньше «острый угол» сглаживала определенная государственная защита, подкрепленная законодательно, и выпускник системы технического и профессионального образования получал время на необходимую адаптацию, то сейчас условия изменились. Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который наделен следующими качествами:
-
Думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения)
-
Обладать творческим мышлением
Именно эти качества позволяет развить модульное обучение. Принципиальное отличие модульного подхода от традиционного - в изменении вектора движения: мы идем от содержания профессиональной деятельности к содержанию профессионального обучения, а не наоборот. Современные условия требуют от нас иной позиции, чем та, когда дается определенное квалификационное удостоверение и молодой человек на предприятии постепенно доучивается. Сегодня в профессиональном обучении нужен максимально точный прицел на требования, предъявляемые в рамках определенных стандартов к конкретной профессии, а отсюда - требуется изменение наших педагогических технологий. Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь становится нереальным, необходимо постоянное обновление уже существующих знаний, повышение квалификации специалистов. В то же время быстрое развитие информационной культуры, новых технологий делает неактуальным традиционное обучение, в котором учитель преподносит новые знания, а учащиеся пассивно усваивают информацию. Наша цель создать такую систему обучения, которая обеспечивала бы образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму учителя и ученика в учебном процессе. В настоящее время учебный процесс продолжает сохранять неразрешимые противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого ученика. Поэтому перед системой образования встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей практически разрешать эту проблему. Я считаю, что такой технологией является модульное обучение.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательской деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется -ориентировочная основа деятельности. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности -все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Рассмотрим вначале значение модульного обучения для ученика. На этот вопрос дети отвечают: главное - это то, что каждый работает самостоятельно, предоставляется возможность получить консультацию у учителя, помощь у товарища, значительно глубже осознается учебное содержание, все время можно себя контролировать, исчезает страх получения плохой оценки.
Действительно при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательскую деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. При внедрении модульного обучения возникают определенные трудности, так как за основу обучения взята классно-урочная система. Но определённые предметы, в программе профессионально-технических учебных заведений удобно вводить в виде модулей уже сейчас.
Проект модульного построения программы по информатике.
1 модуль. Введение. Аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера. -6 часов
Аппаратное обеспечение ПК. Архитектура ЭВМ.
Программное обеспечение. Разновидности программного обеспечения.
2 модуль
Операционная система Windows. 14 часов
Рабочий стол. Основные понятия и термины.
Файлы, папки, ярлыки. Создание и переименование папок, ярлыков. Корзина. Удаление объектов. Восстановление удаленных объектов.
Поисковая система Windows. Программа Проводник. Справка.
Запуск стандартных программ.
Графический редактор Paint.
Дополнительные возможности Windows.
Блокнот. Калькулятор.
3 модуль
Текстовый процессор Microsoft Word. -14 часов
Интерфейс программы. Панели инструментов. Ввод, выделение, редактирование текста. Открытие, закрытие, сохранение, создание файла.
Форматирование документов. Проверка орфографии и грамматики.
Создание списков. Колонки.
Команда вставки объекта. Панель инструментов «Рисование». «Автофигуры».
Вставка и рисование таблиц. Сортировка.
Автоформат таблицы. Границы и заливка.
Практическая работа
4 модуль
Электронные таблицы Microsoft Excel. -14 часов
Назначение электронных таблиц. Интерфейс программы. Панели инструментов. Правила заполнения таблиц.
Ввод данных. Форматирование рабочих листов
Вставка и удаление строк, столбцов, ячеек. Автоформат таблицы
Сортировка данных. Выделение данных.
Границы и заливка.
Ввод и использование формул. Работа с несколькими рабочими книгами и листами.
Мастер диаграмм. Настройка печати.
5 модуль
Мастер презентации Power Point. -10 часов
Интерфейс программы. Создание новой презентации. Панели инструментов. Перемещение по презентации.
Добавление, вставка и удаление слайдов. Сохранение презентации.
Редактирование содержимого слайдов. Вставка объектов. Оформление и настройка анимации к объектам презентации.
Оформление слайдов и настройка смены слайдов презентации. Просмотр презентации. Демонстрация. Настройка демонстрации.
Практическая работа.
6 модуль
Работа с компьютерной оргтехникой. 4 часа
Модемы и их характеристики.
Техническое и материальное обеспечение. Печать. Принтеры. Сканеры.
7 модуль
Internet. Электронная почта. -8 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Что такое Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях.
Контрольная работа - 2 часа.