«Применение технологии французских мастерских в преподавании информатики и спецдисциплин»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая научно-практическая конференция

«Педагогические технологии: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Применение технологии французских мастерских в преподавании информатики и спецдисциплин»

03.06.2015









Дубровина Е.А.

Смирнова Т.С.



Серпухов, 2015

Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это "хорошо забытые старые". Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь.

Наша цель - не просто познакомить вас с технологией французских мастерских, ставящей целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития учащихся, а заинтересовать вас этой технологией, показав, как она воплощается на практике

Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами - представителями ЖФЕН - «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» учащегося, к его интересам, поискам, целям.

Сущность системы выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

В последние годы метод французских мастерских используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов:

  • гуманизация образования и воспитания,

  • интерес к индивидуальности,

  • стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.

Мастерская - это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:

  • Равенство всех участников, включая мастера;

  • Все способны к творчеству;

  • Создание личностной мотивации;

  • Отсутствие оценки, соперничества;

  • Чередование индивидуальной и коллективной работы;

  • Важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;

  • Язык - важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета;

  • Выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

  • Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Таким образом, мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

В мастерской учитель-мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.

Каждое занятие мастерской - уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с учениками, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:

«Индукция» («наведение») - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. - всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

«Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

«Социоконструкция» - построение этих элементов группой.

«Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

«Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

«Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

«Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Существует несколько разновидностей творческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и т.д. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом уроке, но для проведения итоговых уроков она подходит идеально.

Литература:

1. Педагогические мастерские Франция-Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. - М.: Новая школа, 1997 г.

2. Как учить не уча./ Окунев А. А.- СПб: Питер Пресс, 1996г.

3. festival.1september.ru

4. l-chigir.narod.ru


© 2010-2022