Статья Современные образовательные технологии на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Автор: Дзлиева Залина Хасанбековна,

учитель информатики

МБОУ СОШ №1 с.Октябрьское


Работа с информацией - главное умение человека в современном мире!

Аннотация. В данной статье приводятся описания современных технологий обучения информационным технологиям. Так как новое в образовании - это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требование завтрашнего дня. Учителю нельзя отставать от «продвинутых» учащихся; сопутствующие компоненты вокруг персонального компьютера постоянно совершенствуются и появляются новые - они дают огромные возможности не только для самообразования педагогов, но и для совершенствования учебного процесса в целом и повышения эффективности преподавания информатики.

Информационные технологии - это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником.

Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика.

В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области.

Информационные технологии в обучении информатике - это противопоставление современных технологий обучения информационным технологиям, источник информации и рабочий инструмент, средство повышения эффективности урока и нового качества образования. Не зря в методической литературе перед термином «информационные технологии» ставят определение «новые». Новое в образовании - это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требование завтрашнего дня. Учителю нельзя отставать от «продвинутых» учащихся; сопутствующие компоненты вокруг персонального компьютера постоянно совершенствуются и появляются новые - они дают огромные возможности не только для самообразования педагогов, но и для совершенствования учебного процесса в целом и повышения эффективности преподавания информатики. Но, как в любом деле, всегда должна быть мера: не превращать урок только в развлекательно-созерцательную форму обучения. Многое зависит от самого учителя - от его компетентности, профессионализма, творческого потенциала.

Основными компьютерными технологиями на уроках и информатики можно назвать:

  • компьютерное моделирование;

  • использование гипертекстовых (контекстно-связанных) учебных пособий;

  • контроль знаний, тестирование.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума.

Исследовательская работа является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс.

Считаю, что проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, биологии, истории и т.д.

В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д.

Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление - это уже характер проектной деятельности. Считаю, что разработка проектов - это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. А именно на этом акцентирует внимание компетентностный подход в обучении. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность.

Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии, ролевые ситуации, соревновательные элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы).

К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям.

Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно - самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.

Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках информатики.

Электронные пособия позволяют учителю сократить время на подготовку к занятиям; выбрать новые методы и формы обучения. Я использую на уроках электронные учебники, презентации, анимации, видеофрагменты, электронные тесты, интерактивные компьютерные модели, интерактивную доску.

Уроки стали информационно насыщенными, наглядными, эффективными.

Электронные программы позволяют продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, графики, динамические модели, видеозаписи.

Некоторые модели позволяют одновременно с изменениями параметров увидеть изменения графиков.

Текстовая информация в электронных наглядных пособиях сопровождается иллюстрациями и видеосюжетами, при этом включается и справочный материал, блок обучения решению задач или тестовый контроль знаний. Это можно использовать при работе с обучающимися, пропустившими занятия, или при контроле знаний.

Использование программ на уроках позволяет учителю дать более расширенный материал по курсу информатики.

Удобно с помощью программных продуктов делать презентации к урокам. Презентация на уроке является своеобразным опорным конспектом, а также заменяет классную доску. На слайдах можно разместить не только определения, но и схемы, иллюстрации к материалу урока, задания для самостоятельной работы, вопросы для фронтального опроса учащихся. Презентации можно использовать для проведения индивидуальной работы за компьютером (повторение, письменный опрос, тестирование).

При прохождении темы «Компьютерные презентации» каждый ученик создает свою презентацию на предложенную преподавателем тему из ранее изученного. Тем самым достигается несколько результатов: формируются умения и навыки создания и использования компьютерной презентации, повторение и переосмысление ранее изученного, формируется навык создания краткого конспекта, овладение компьютерными технологиями и их использование на других уроках.

Для проведения письменного опроса по вопросам теории используются карточки с заданиями, которые созданы в текстовом редакторе и распечатаны на принтере. К изготовлению карточек привлекаются ученики, что является хорошим повторением текстового редактора.

К информационным технологиям можно отнести использование ресурсов Интернета. Есть возможность подключиться к глобальной сети и продемонстрировать работу электронной почты, возможности поисковых систем и т. д.

Заключение.

В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид. Концепция модернизации Российского образования на период до 2011 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р (п.2), выделяет ведущую роль в преобразовании школы, наряду с социально-педагогическими аспектами, социально-психологических факторов, среди которых выделяется в первую очередь формирование потребностей обучающихся в образовании и, соответственно, социально-ценных мотивов учения. Школа должна не только помочь своим учащимся достичь формально высокого образовательного уровня, но, самое главное, обеспечить условия для их непрерывного образования и самообразования, то есть удовлетворять насущные потребности в знаниях. Необходимо создать условия для формирования новых образовательных потребностей и их всемерное удовлетворение. Школа должна формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.

Сотрудничество учителя и ученика, их активность, творчество, сочетание современных педагогических и информационных технологий, позволит воспитать всесторонне развитого человека.

© 2010-2022