• Преподавателю
  • Информатика
  • Статья авт. Бойченко Л. П. , Реджепова З. М. Об основных задачах работы педагога в компьютерной среде обучения

Статья авт. Бойченко Л. П. , Реджепова З. М. Об основных задачах работы педагога в компьютерной среде обучения

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об основных задачах работы педагога в компьютерной среде обучения

Л.П. Бойченко, З.М. Реджепова

Если взять за основу определение компьютерных технологий обучения как совокупность методов, приемов, способов, средств обеспечения педагогических условий для целенаправленного процесса обучения, самообучения и самоконтроля на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения, моделирующая часть функций педагога по представлению, передаче информации, управлению учебной и познавательной личностно-ориентированной деятельности обучающегося, то неизбежно формулируются нетрадиционные задачи педагогов, продиктованные новой отправной точкой в средствах обучения.

В связи с этим, начинающие педагоги, порой, не знают с чего начинать работу в компьютерной среде. Для начала работы выделим некоторые первоочередные задачи:

  • создание учебно-методического обеспечения дисциплины с реализацией собственных методик изложения обучающего материала;

  • разработка компьютерных средств обучения с использованием готового инструментария, наполнение их предметным содержанием и методикой представления учебного материала;

  • активизация и координация работ учащихся в инновационных условиях деятельности;

  • опосредованная организация управления деятельностью обучающегося и контроля процесса усвоения материала через созданные алгоритмы обучения и методику представления обучающего материала;

  • оказание индивидуальной помощи и консультирование студентов как опосредованно через компьютерные средства коммуникации, так и в режиме непосредственного коллективного общения.

Как известно из литературных источников, что разработанные в 90-х годах достаточно гибкие алгоритмы многоуровневого обучения и контроля своевременно не были реализованы из-за достаточно низких функциональных возможностей компьютерной техники и связи. Но качество любого компьютерного средства обучения (КСО) определяется не только алгоритмом управления познавательной деятельностью обучающегося, но и технологиями подготовки и оформления обучающего материала. Только с появлением более совершенной техники, предоставляющей возможности интеграции в одном устройстве возможностей автоматизированных, аудио- и видеосистем, появляются и новые более мощные технологии подготовки и подачи информационного и обучающего материала. К таким технологиям в первую очередь относятся мультимедиа и гиперссылочные технологии подготовки и предъявления материала. Мультимедийные технологии (МТ) это способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения. Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Эти два определения мультимедиа технологий нам представляются наиболее удачными и отражающими суть понятия - мультимедийные (многосредовые) технологии - подчеркивая, что МТ - это, в первую очередь, технология подготовки и представления информации обучающемуся с помощью компьютера. Гиперссылочные технологии - современные технологии создания квазицелостного электронного документа информационного или обучающего назначения, основанные на использовании системы ссылок на отдельные документы или логически завершенные фрагменты, расположенные как в отдельных файлах каталогов данного компьютера, так и в информационных ресурсах удаленных компьютеров. Электронный гиперссылочный учебник - программно- методический комплекс, предоставляющий обучающемуся возможность самостоятельного изучения учебного материала, соответствующего содержанию ГОС и обеспечивающий:

  • перемещение по материалу благодаря системе связанных гиперссылок; понимание и закрепление материала в процессе выполнения практических заданий и упражнений;

  • прохождение процедуры тестирования;

  • поиск информации по различным критериям;

  • получение справочной информации из словарей;

  • регистрацию результатов обучения и другое.

По литературным данным результаты анализа наиболее активно применяемых современных технологий обучения, таких как личностно-ориентированные технологии, технологии модульного обучения, технологии дистанционного обучения, метода проектов и другие показывают, что на современном этапе развития все эти технологии не могут эффективно работать без активного использования современных информационных и коммуникационных технологий как технологической основы их функционирования. Понятно то, что, как и любая инновация «компьютерное обучение является новым способ формирования знаний, воздействие которого на обучаемых может быть не только положительным, но и отрицательным. При определенных условиях такое обучение может приводить учебный процесс к негативным результатам и наносить вред психике обучаемых. О таком негативном сопровождении внедрения компьютера в процесс обучения говорят психологи, это должно настораживать и разработчиков, и педагогов, разрабатывающих и внедряющих созданные компьютерные средства обучения. Как показывает результаты анализ практики внедрения инноваций, что любая инновация имеет две стороны.

Для снижения возможных негативных влияний компьютерных технологий обучения необходим тщательный анализ не только достоинств, но и возможных негативных последствий, которые несут как сама компьютерная техника с возросшими функциональными и дидактическими возможностями, так и современные технологии представления материала, возможности моделирования виртуальной реальности. Обоснованное использование такого мощного средства как компьютер - усилителя интеллектуальных способностей человека - должно стать основной задачей педагогической науки вообще и психологии в частности при рассмотрении вопросов теоретического обоснования и методологии разработки новой образовательной технологии обучения на базе информационных технологий.

По данным литературных источников известно, что внедрение компьютерных технологий, передачи, преобразования информации и моделирования различных явлений и процессов, конструирования новых сред погружения в виртуальный мир - все это оказывает повышенную эмоциональную нагрузку на психику человека. Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым более тщательное и детальное представление и применение понятийного аппарата новой области обработки, представления и передачи информации и их грамотное, обоснованное применение. Таким образом, мы предлагаем рассматривать информационные и коммуникационные технологии в образовании как условие осуществления новых качественных изменений в системе образования для формирования и развития конкурентно способного специалиста и развитой личности при реализации новой парадигмы образования на базе ИКТ. В нашем понимании широко используемое обобщенное понятие информационные и коммуникационные технологии в образовании должно всесторонне исследоваться более детально, с анализом как компонентного, так и операционального содержания.

Современный этап развития мирового сообщества предъявляет новые повышенные требования к уровню подготовки специалистов любого профиля, использования информационных и компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности. В настоящее время рассматривается необходимость развития и использования новых технологий обучения и способов их реализации. Рассмотрим в этой связи следующие вопросы:

  • для чего необходимы новые технологии обучения?

  • какой вклад в развитие новых технологий обучения могут дать компьютерные технологии?

Возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей, требуют создания новых условий и методик обучения, которые и являются основой новых образовательных технологий. Необходимо отметить также возрастающую роль самоподготовки при формировании высококвалифицированного специалиста. Следовательно, растет необходимость создания новых форм представления обучающего материала, методик работы с новыми средствами обучения и способов управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося. Как видим, потребность в новых технологиях обучения актуальна.

© 2010-2022