- Преподавателю
- Информатика
- Урок Моделирование и формализация
Урок Моделирование и формализация
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бадлуева С.С. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Номинация «Урок с использованием ИКТ»
Учитель информатики Бадлуева Софья Сергеевна,
МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 им. В.Б.Борсоева,
электронный ящик: [email protected]
Класс 9 .
Раздел программы
-
Информатика и ИКТ: «Моделирование и формализация» 9 класс.
Тема урока: "Формализация и визуализация информационных моделей"
Тип урока: Комбинированный (Урок формирования новых знаний - Защита проектов)
Технология: проблемно-исследовательская технология
Время проведения: первый спаренный урок по теме «Моделирование и формализация»
Цель урока:
-
Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер, как моделирование и формализация;
-
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
-
Научить школьников применять современное программное обеспечение.
Задачи урока:
Учебная: сформировать понятие модели, формализации, визуализации, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства.
Развивающая: развитие исследовательской компетентности учащихся при формализации модели, логического мышления, расширение кругозора,
Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Оборудование урока:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер;
-
презентация урока;
-
экран;
-
проекты - презентации учащихся;
Этапы урока:
-
Вступление (организационный момент).
-
Объяснение нового материала в виде презентации .
-
Защита проектов.
-
Физкультминутка
-
Подведение итогов урока и домашнее задание.
-
Пятистрочник ( сиквейн).
-
Рефлексия
-
Домашнее задание. Задача.
Список литературы и интернет - ресурсов:
-
Учебник Информатика и ИКТ Н.Д. Угринович
-
metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ - Авторская мастерская Угриновича Н.Д.
-
ПЛАНИРОВАНИЕ 7-9 КЛ. (ПО УЧ.УГРИНОВИЧА)
Структура урока:
Подготовительная работа. За четыре урока до защиты проектов ученики выбрали тему исследования в зависимости от собственных интересов и возможностей по истории своего края. Учащиеся работали над проектами под руководством учителя информатики. Количество учащихся, работающих над одним проектом, не превышало двух человек. В течение четырех уроков они работали в классе над проектом.
-
Самостоятельная работа учащихся. Выделяется время на исследование по своим темам в группах, для поиска необходимого материала в Интернете, библиотеке, для создания презентаций.
ХОД УРОКА
1. Вступление (организационный момент).
Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы.
2. Объяснение нового материала в виде презентации.
( Слайд 1) «ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ»
Учитель: ( Слайд 2) На этом уроке мы ответим на поставленные вопросы:
-
Сегодня для построения различных по форме моделей используются компьютер. Как правильно воспользоваться этим инструментом моделирования?
-
Наиболее полно отразить существенные свойства объекта можно с помощью информационной модели. Как её построить?
-
Какова степень необходимости использовать формализацию и визуализацию при описании информационных моделей?
Учитель: (Слайд 3) Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром
-
Знаковая модель - информационная модель, выраженная специальными знаками (средствами любого формального языка)
-
Вербальная модель - словесное описание на естественном языке
-
Математическая модель. Математическое описание соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования
-
Графическая модель. Карты; чертежи; схемы; графики; диаграммы; графы систем;
-
Табличная модель. ТАБЛИЦЫ: объект - свойство; объект - объект; двоичные матрицы
-
прочие . . .
-
Современным инструментом для информационного моделирования является компьютер. С его помощью воспроизводятся самые сложные объекты, процессы, явления.
Учитель ( Слайд 4) А в чем заключается суть информационного моделирования? В формализации! Информационная модель описывает объект моделирования в форме каких-либо знаков: букв, цифр, картографических элементов, математических или химических формул и т. п.
-
Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.
-
Самой формализованной наукой является математика.
-
В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация.
-
Для визуализации используются для алгоритмов- блок-схемы, пространственные отношения - чертежи, динамика процессов - построение графиков …..
3. Защита проектов (Слайд 5) Каждой группе на выступление отводится 4 минуты. Участники группы, работавшие над проектом, представляют итоговую компьютерную презентацию.
Проекты начинаются с проекта
-
«Мои одноклассники»
-
"Байкал - Жемчужина Росссии "
-
«Мой край родной»
-
«Эхирит-Булагатский район»
4. Физкультминутка
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам.
-
«Виртуальное путешествие по поселку»
-
«Генеалогическое древо по отцовской линии»
-
«Генеалогическое древо по материнской линии»
-
«Орнамент моего народа»
-
«Сагааалган»
5 .Рефлексия
-
Новая тема для меня оказалась…
а) легкой
б) трудной, но интересной;
в) трудной. -
Я считаю, что я…
а) поработал хорошо;
б) я не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее;
в) совсем неудовлетворителен своей работой.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание.
-
Подведем итоги нашей работы. Мы просмотрели ваши проекты. Все работы, представленные на уроке, показали хорошее знание информационных технологий и умение применять их при выполнении заданий практического содержания. Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.
Задача (Слайд 6)
-
Мы должны решить жизненную задачу, с которой сталкивается буквально каждая семья, - ремонт в квартире. Цель моделирования заключается в том, чтобы ...
-
Для решения поставленной цели мы рассматриваем систему, состоящую из ... объектов, о которых известно следующее: ...
-
Для моделирования мы выбираем среду (программу) ... В этой среде информационная и математические модели объединяются в таблицу, которая содержит ... В ячейки мы вводим формулы для расчета ...
-
Мы должны решить задачу для ... количества образцов и приходим к выводу: для комнаты с ... параметрами необходимо ... количество рулонов с шириной ... и длиной ... А для комнаты с параметрами ... нужно ... количество рулонов с такими же параметрами.
-
Надо отметить, что рассмотренную задачу можно расширить, добавив в систему объекты ... Представленный способ решения задачи, связанной с ремонтом комнаты или квартиры, можно предложить (будет полезна для) ...
5