Урок Моделирование и формализация

Технология: проблемно-исследовательская технология  Время проведения:  урок по теме «Моделирование и формализация». Цель урока: Ø    Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер, как моделирование и формализация; Ø    Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Номинация «Урок с использованием ИКТ»

Учитель информатики Бадлуева Софья Сергеевна,

МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 им. В.Б.Борсоева,

электронный ящик: [email protected]

Класс 9 .

Раздел программы

  • Информатика и ИКТ: «Моделирование и формализация» 9 класс.

Тема урока: "Формализация и визуализация информационных моделей"

Тип урока: Комбинированный (Урок формирования новых знаний - Защита проектов)

Технология: проблемно-исследовательская технология

Время проведения: первый спаренный урок по теме «Моделирование и формализация»

Цель урока:

  • Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер, как моделирование и формализация;

  • Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.

  • Научить школьников применять современное программное обеспечение.

Задачи урока:

Учебная: сформировать понятие модели, формализации, визуализации, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства.

Развивающая: развитие исследовательской компетентности учащихся при формализации модели, логического мышления, расширение кругозора,

Воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • презентация урока;

  • экран;

  • проекты - презентации учащихся;

Этапы урока:

  1. Вступление (организационный момент).

  2. Объяснение нового материала в виде презентации .

  3. Защита проектов.

  4. Физкультминутка

  5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

  6. Пятистрочник ( сиквейн).

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание. Задача.

Список литературы и интернет - ресурсов:

  • Учебник Информатика и ИКТ Н.Д. Угринович

  • metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ - Авторская мастерская Угриновича Н.Д.

  • ПЛАНИРОВАНИЕ 7-9 КЛ. (ПО УЧ.УГРИНОВИЧА)

Структура урока:

Подготовительная работа. За четыре урока до защиты проектов ученики выбрали тему исследования в зависимости от собственных интересов и возможностей по истории своего края. Учащиеся работали над проектами под руководством учителя информатики. Количество учащихся, работающих над одним проектом, не превышало двух человек. В течение четырех уроков они работали в классе над проектом.

  • Самостоятельная работа учащихся. Выделяется время на исследование по своим темам в группах, для поиска необходимого материала в Интернете, библиотеке, для создания презентаций.

ХОД УРОКА

1. Вступление (организационный момент).

Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы.

2. Объяснение нового материала в виде презентации.

( Слайд 1) «ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ»

Учитель: ( Слайд 2) На этом уроке мы ответим на поставленные вопросы:

  • Сегодня для построения различных по форме моделей используются компьютер. Как правильно воспользоваться этим инструментом моделирования?

  • Наиболее полно отразить существенные свойства объекта можно с помощью информационной модели. Как её построить?

  • Какова степень необходимости использовать формализацию и визуализацию при описании информационных моделей?

Учитель: (Слайд 3) Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также их взаимосвязь с внешним миром

  • Знаковая модель - информационная модель, выраженная специальными знаками (средствами любого формального языка)

  • Вербальная модель - словесное описание на естественном языке

  • Математическая модель. Математическое описание соотношений между количественными характеристиками объекта моделирования

  • Графическая модель. Карты; чертежи; схемы; графики; диаграммы; графы систем;

  • Табличная модель. ТАБЛИЦЫ: объект - свойство; объект - объект; двоичные матрицы

  • прочие . . .

  • Современным инструментом для информационного моделирования является компьютер. С его помощью воспроизводятся самые сложные объекты, процессы, явления.

Учитель ( Слайд 4) А в чем заключается суть информационного моделирования? В формализации! Информационная модель описывает объект моделирования в форме каких-либо знаков: букв, цифр, картографических элементов, математических или химических формул и т. п.

  • Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

  • Самой формализованной наукой является математика.

  • В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация.

  • Для визуализации используются для алгоритмов- блок-схемы, пространственные отношения - чертежи, динамика процессов - построение графиков …..

3. Защита проектов (Слайд 5) Каждой группе на выступление отводится 4 минуты. Участники группы, работавшие над проектом, представляют итоговую компьютерную презентацию.

Проекты начинаются с проекта

  1. «Мои одноклассники»

  2. "Байкал - Жемчужина Росссии "

  3. «Мой край родной»

  4. «Эхирит-Булагатский район»

4. Физкультминутка

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам.

  1. «Виртуальное путешествие по поселку»

  2. «Генеалогическое древо по отцовской линии»

  3. «Генеалогическое древо по материнской линии»

  4. «Орнамент моего народа»

  5. «Сагааалган»

5 .Рефлексия

  1. Новая тема для меня оказалась…
    а) легкой
    б) трудной, но интересной;
    в) трудной.

  2. Я считаю, что я…
    а) поработал хорошо;
    б) я не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее;
    в) совсем неудовлетворителен своей работой.

6. Подведение итогов урока и домашнее задание.

  • Подведем итоги нашей работы. Мы просмотрели ваши проекты. Все работы, представленные на уроке, показали хорошее знание информационных технологий и умение применять их при выполнении заданий практического содержания. Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно. Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.

Задача (Слайд 6)

  • Мы должны решить жизненную задачу, с которой сталкивается буквально каждая семья, - ремонт в квартире. Цель моделирования заключается в том, чтобы ...

  • Для решения поставленной цели мы рассматриваем систему, состоящую из ... объектов, о которых известно следующее: ...

  • Для моделирования мы выбираем среду (программу) ... В этой среде информационная и математические модели объединяются в таблицу, которая содержит ... В ячейки мы вводим формулы для расчета ...

  • Мы должны решить задачу для ... количества образцов и приходим к выводу: для комнаты с ... параметрами необходимо ... количество рулонов с шириной ... и длиной ... А для комнаты с параметрами ... нужно ... количество рулонов с такими же параметрами.

  • Надо отметить, что рассмотренную задачу можно расширить, добавив в систему объекты ... Представленный способ решения задачи, связанной с ремонтом комнаты или квартиры, можно предложить (будет полезна для) ...

Урок Моделирование и формализация

5


© 2010-2022