- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10 класс
Рабочая программа по информатике 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Минибаева Л.Х. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Информатика и ИКТ" составлена с учетом:
-
Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014, №273-ФЗ от 29.12.2012),
-
Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2014 г. за номером 1089) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004, №1089,
-
Программы для образовательных учреждений «Информатика. 2-11 классы» издательства «БИHОМ. Лаборатория знаний» г. Москва, 2012 года, составитель М.H. Бородин,
-
Приказа Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 (Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год),
-
Учебного плана МБОУ «СОШ №16» на 2015-2016 учебный год (приказ от 31.08.2015 №216) и годового календарного графика МБОУ «СОШ №16» на 2015-2016 учебный год (приказ от 31.08.2015 №217),
-
Авторской программы для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Курс информатики в 10 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 8-9 классах и включает в себя следующие разделы:
1. Введение. Структура информатики.
2. Информация. Представление информации
3. Измерение информации
4. Введение в теорию систем
5. Процессы хранения и передачи информации
6. Обработка информации
7. Поиск данных
8. Защита информации
9. Информационные модели и структуры данных
10. Алгоритм - модель деятельности
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
12. Дискретные модели данных в компьютере
13. Многопроцессорные системы и сети
Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
-
линию информация и информационных процессов,
-
линию моделирования и формализации,
-
линию алгоритмизации и программирования,
-
линию информационных технологий,
-
линию компьютерных коммуникаций,
-
линию социальной информатики.
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
Информатика и информационные технологии - предмет, непосредственно востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- усвоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
- овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать обще пользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
- развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты, своего труда,
- используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Задачи:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Практические работы выделены в отдельный раздел «Компьютерный практикум».
В 10 классе предмет изучается в объёме 1 часа в неделю и рассчитан на 34 учебные недели, что составляет 34 часа в год.
Срок реализации программы: 1 год.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен знать/понимать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе;
- из каких частей состоит предметная область информатики.
- три философские концепции информации;
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
- что такое язык представления информации; какие бывают языки;
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции содержательного подхода;
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;
- определение бита с позиции алфавитного подхода;
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (при допущении равной вероятности появления символов);
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем: целесообразность, целостность;
- что такое «системный подход» в науке и практике;
- чем отличаются естественные и искусственные системы;
- какие типы связей действуют в системах;
- роль информационных процессов в системах;
- состав и структуру систем управления.
- историю развития носителей информации;
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;
- понятие «шум» и способы защиты от шума.
- основные типы задач обработки информации;
- понятие исполнителя обработки информации;
- понятие алгоритма обработки информации;
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»;
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры;
- алгоритм последовательного поиска;
- алгоритм поиска половинным делением;
- что такое блочный поиск;
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных.
- какая информация требует защиты;
- виды угроз для числовой информации;
- физические способы защиты информации;
- программные средства защиты информации;
- что такое криптография;
- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
- определение модели;
- что такое информационная модель;
- этапы информационного моделирования на компьютере;
- что такое граф, дерево, сеть;
- структура таблицы; основные типы табличных моделей;
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.
- понятие алгоритмической модели;
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- что такое трассировка алгоритма.
- архитектуру персонального компьютера;
- что такое контроллер внешнего устройства ПК;
- назначение шины;
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
- основные виды памяти ПК;
- что такое системная плата, порты ввода-вывода;
- назначение дополнительных устройств: сканера, средств мультимедиа, сетевого оборудования и др.;
- что такое программное обеспечение (ПО) ПК;
- структуру ПО ПК;
- прикладные программы и их назначение;
- системное ПО; функции операционной системы;
- что такое системы программирования.
- основные принципы представления данных в памяти компьютера;
- представление целых чисел;
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
- принципы представления вещественных чисел;
- представление текста;
- представление изображения; цветовые модели;
- в чем различие растровой и векторной графики;
- дискретное (цифровое) представление звука.
- идею распараллеливания вычислений;
-что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации;
- назначение и топологии локальных сетей;
-технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
- основные функции сетевой операционной системы;
- историю возникновения и развития глобальных сетей;
- что такое Интернет;
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
- способы организации связи в Интернете;
-принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода (при допущении равной вероятности появления символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (при допущении равной вероятности появления символов);
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
- применять меры защиты личной информации на ПК;
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме).
- ориентироваться в граф-моделях;
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
- строить табличные модели по вербальному описанию системы.
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы.
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
- соединять устройства ПК;
- производить основные настройки БИОС;
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.
Основное содержание учебного предмета
1. Введение. Структура информатики. (1 ч)
Цели и задачи изучения информатики, предметная область информатики. ТБ и организация рабочего места
2. Информация. Представление информации (3 часа)
Три философские концепции информации. Информация в частных науках. Языки представления информации. «Кодирование» и «декодирование» информации. Технические системы кодирования информации. «Шифрование», «дешифрование».
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 по теме «Текстовый процессор Open Office: ввод, редактирование и форматирование текста».
Контрольная работа № 1 (входная) по теме «Информация»
3. Измерение информации (3 часа)
Сущность содержательного подхода к измерению информации. Бит с позиции содержания сообщения. Сущность объемного подхода к измерению информации. Бит с позиции алфавитного подхода. Размер алфавита и информационный вес символа. Единицы измерения информации.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 2 по теме «Измерение информации».
4. Введение в теорию систем (2 часа)
Основные понятия системологии. Свойства систем. Системный подход в науке и практике. Естественные и искусственные системы. Типы связей в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 3 по теме «Вставка объектов, работа с таблицами».
5. Процессы хранения и передачи информации (3 часа)
История развития носителей информации. Современные типы носителей информации, их характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации. Характеристики каналов связи. «Шум», способы защиты от шума.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 по теме «Электронные таблицы: деловая графика».
6. Обработка информации (3 часа)
Типы задач обработки информации. Исполнитель обработки информации. Алгоритм обработки информации. «Алгоритмические машины», алгоритм управления алгоритмической машиной. Машина Поста.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 5 по теме «Автоматическая обработка данных».
7. Поиск данных (1 час)
«Набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». Структура данных, виды структур. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. Поиск в иерархической структуре данных.
8. Защита информации (2 часа)
Информация, требующая защиты. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Криптография. Цифровая подпись и цифровой сертификат.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 6 по теме «Шифрование данных».
9. Информационные модели и структуры данных (4 часа)
Модель, информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы. Типы табличных моделей. Многотабличная модель данных, связи таблиц в них.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 7 по теме «Шифрование данных».
Практическая работа № 8 по теме «Шифрование данных».
10. Алгоритм - модель деятельности (2 часа)
Алгоритмическая модель. Способы описания алгоритмов. Трассировка алгоритма.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 9 по теме «Управление алгоритмическим исполнителем».
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4 часа)
Архитектура персонального компьютера. Контроллер внешнего устройства ПК. Назначение шины. Принцип открытой архитектуры ПК. Виды памяти ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Назначение дополнительных устройств. Программное обеспечение (ПО) ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы и их назначение. Системное ПО. Функции операционной системы. Системы программирования.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 10 по теме «Выбор конфигурации компьютера».
Практическая работа № 11 по теме «Настройка BIOS».
12. Дискретные модели данных в компьютере (4 часа)
Принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазон представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел. Представление текста. Представление изображения. Цветовые модели. Растровая и векторная графики. Дискретное представление звука.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 12 по теме «Представление чисел».
Практическая работа № 13 по теме «Представление текстов. Сжатие текстов».
Практическая работа № 14 по теме «Представление текстов. Сжатие текстов».
13. Многопроцессорные системы и сети (2 часа)
Идея распараллеливания вычислений. Многопроцессорные вычислительные комплексы, варианты их реализации. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей. Функции сетевой операционной системы. История возникновения и развития глобальных сетей. Интернет. Система адресации в Интернете. Способы организации связи в Интернете. Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
-
Компьютерный практикум
Практическая работа № 15 по теме «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети».
Итоговая контрольная работа
Перечень учебно-методической литературы
для учителя:
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник-Практическая работа: в 2 т. Т.1 / Л.А. Залогова и др.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум в 2 т.- М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Фактическая дата проведения
Примечание
Введение. Структура информатики. (1 ч)
Цели и задачи изучения информатики, предметная область информатики. ТБ и организация рабочего места
1
07.09
Информация. Представление информации (3 ч)
Три философские концепции информации. Информация в частных науках. Языки представления информации.
1
14.09
«Кодирование» и «декодирование» информации. Контрольная работа № 1 (входная) по теме «Информация»
1
21.09
Технические системы кодирования информации. «Шифрование», «дешифрование». Практическая работа № 1 по теме «Ввод, редактирование и форматирование текста».
1
28.09
Измерение информации (3 часа)
Работа над ошибками к/р. Сущность содержательного подхода к измерению информации. Бит с позиции содержания сообщения.
1
05.10
Сущность объемного подхода к измерению информации. Бит с позиции алфавитного подхода.
1
19.10
Размер алфавита и информационный вес символа. Единицы измерения информации. Практическая работа № 2 по теме «Измерение информации».
1
26.10
Введение в теорию систем (2 часа)
Основные понятия системологии. Свойства систем. Системный подход в науке и практике. Типы систем и связей них.
1
02.11
Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления. Практическая работа № 3 по теме «Вставка объектов, работа с таблицами».
1
09.11
Процессы хранения и передачи информации (3 часа)
История развития носителей информации. Современные типы носителей информации, их характеристики.
1
16.11
Модель К. Шеннона передачи информации. Характеристики каналов связи.
1
30.11
«Шум», способы защиты от шума. Практическая работа № 4 по теме «Электронные таблицы: деловая графика»
1
07.12
Обработка информации (3 часа)
Типы задач обработки информации. Исполнитель обработки информации. Алгоритм обработки информации.
1
14.12
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Фактическая дата проведения
Примечание
«Алгоритмические машины», алгоритм управления алгоритмической машиной.
1
21.12
Машина Поста. Практическая работа № 5 по теме «Автоматическая обработка данных».
1
28.12
Поиск данных (1 час)
Набор данных, ключ и критерий поиска. Структура данных, виды структур. Алгоритмы поиска. Поиск в иерархической структуре данных.
1
11.01
Защита информации (2 часа)
Информация, требующая защиты. Виды угроз. Физические способы и программные средства защиты информации.
1
18.01
Криптография. Цифровая подпись и цифровой сертификат. Практическая работа № 6 по теме «Шифрование данных».
1
25.01
Информационные модели и структуры данных (4 часа)
Модель, информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере.
1
01.02
Граф, дерево, сеть. Структура таблицы. Типы табличных моделей Практическая работа № 7 по теме «Шифрование данных».
1
08.02
Многотабличная модель данных, связи таблиц в них. Практическая работа № 8 по теме «Шифрование данных».
1
15.02
Контрольная работа № 2 по теме «Информационные модели и структуры данных»
1
29.02
Алгоритм - модель деятельности (2 часа)
Работа над ошибками к/р. Алгоритмическая модель. Способы описания алгоритмов.
1
07.03
Трассировка алгоритма. Практическая работа № 9 по теме «Управление алгоритмическим исполнителем».
1
14.03
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (4 часа)
Архитектура персонального компьютера. Контроллер внешнего устройства ПК. Назначение шины. Принцип открытой архитектуры ПК.
1
21.03
Виды памяти ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Назначение дополнительных устройств. Практическая работа № 10 по теме «Выбор конфигурации компьютера».
1
28.03
Программное обеспечение (ПО) ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы и их назначение.
1
04.04
Системное ПО. Функции операционной системы. Системы программирования. Практическая работа № 11 по теме «Настройка BIOS».
1
11.04
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Фактическая дата проведения
Примечание
Дискретные модели данных в компьютере (4 часа)
Принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых и вещественных чисел.
1
18.04
Представление текста. Практическая работа № 12 по теме «Представление чисел».
1
25.04
Представление изображения и звука. Практические работы № 13 и №14 по теме «Представление текстов. Сжатие текстов».
1
02.05
Итоговая контрольная работа
1
09.05
Празд.
день
Многопроцессорные системы и сети (2 часа)
Идея распараллеливания вычислений. Многопроцессорные вычислительные комплексы. Локальные сети.
1
16.05
Функции сетевой операционной системы. Интернет. Практическая работа № 15 по теме «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»
1
23.05
12