Урок по информатике 5 класс «Редактирование и форматирование текстового документа»

Урок информатики и ИКТ в 5 классе. Содержание которого посвящено XXII Олимпийским играм в Сочи (автор учебника Л.Босова). Данный урок включен в раздел программы. Использовался материал об олимпийских объектах (стадион Фишт, в котором проходило открытие и закрытие олимпиады) и символике Сочинской олимпиады (талисманы, клятва спортсменов, гимн Олимпиады).Дети создавали открытку нашим олимпийцам. В течении урока работа выполнялась в парной, групповой и индивидуальной форме. Урок проходил в день отк...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Редактирование и форматирование текстового документа».

Цель урока:Создать условия для обобщения и пополнения знаний учащихся о работе текстовом редакторе.

Задачи:

  • повторить и углубить знания учащихся по теме «Форматирование и редактирование текстовой информации»;

  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

  • развивать логическое мышление учащихся;

  • развивать познавательный интерес, речь и внимание школьников;

  • формировать информационную культуру и потребность в приобретении знаний;

  • развивать коммуникативные способности учащихся;

  • воспитывать информационную культуру учащихся;

  • воспитывать аккуратность и внимательность при работе с компьютером, соблюдая инструкции по ТБ.

Тип урока: обобщение и закрепление ранее полученных знаний

Формы проведения этапов урока: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • технологию создания, редактирования и форматирования текстовых документов;

  • способы выделения всего текста или его фрагментов;

  • режимы форматирования.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать текстовые документы;

  • сохранять текстовый документ;

  • применять клавиши управления курсором

  • выполнять редактирование текстового документа;

  • выделять слово, строку, предложение, абзац и весь документ;

  • уметь форматировать символы;

  • выравнивать текст или его фрагменты.

Оборудование:раздаточный материал на карточках для групповой работы, компьютеры, приложение WordPad, файлы с заготовками для практических работ, проектор, интерактивная доска.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности.

  3. Постановка цели урокаи темы урока

  4. Актуализация знаний

  5. Работа в группах

  6. Физкультминутка

  7. Практическая работа №1, №2

  8. Контроль знаний -тест

  9. Домашнее задание

  10. Рефлексия

  11. Подведение итогов урока, выставление оценок

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, приветствие.

Добрый день! Первым делом гоним лень,

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

В мире много, интересного, нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Присаживайтесь.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня наш урок будет не простой, а урок совершенствования и контроля знаний, умений и навыков. А по какой теме, вы мне скажите, посмотрев на эти два текста. Сравните их.(Лист 2)

«Нет ничевоблыгороднее солнца,

дющего столько свЕта и тепла. Так

и люди

прославляяяют те состязания,

величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.»

Пиндар

«Нет ничего благороднее солнца,

дающего столько света и тепла. Так

и люди прославляют те состязания,

величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры.»

Пиндар

-Прочтите оба текста. Поделитесь своими мыслями.

(Если дети не отвечают)Чем тексты отличаются?(возможные варианты ответов детей: оформлением, аккуратностью, грамотностью)

- Какой из этих текстов удобнее читать? (который отредактирован и оформлен). Правильно.

- Что сделали с исходным документом, чтобы он приобрел «правильную» форму? (отредактировали и отформатировали)

-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? (Редактирование и форматирование текстового документа)

- Чем мы будем заниматься и каковы цели? (Работать с текстовым документом)

3. Сообщение цели и темы урока.

- Итак, как вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет называться «Редактирование и форматирование текстового документа». Ребята, вам не кажется, что текст, который вы анализировали, не закончен? Давайте попробуем это высказывание древнегреческого поэта закончить. (Олимпийские игры)

- Давайте проверим. (Включается гимн Олимпиады в Сочи-2014. Гимн исполнили: София Ротару, Филипп Киркоров, Валерия, Макс Покровский, Юлия Савичева, Дима Билан, Владимир Пресняков, группа «Банда»: Доминик Джокер, Тимати и Радмир Шишков. Слова к гимну были написаны поэтом Кареном Кавалеряном).

-Да, через неделю состоится открытие XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. Наши спортсмены (их 223 человека) будут представлять нашу страну и бороться за медали. А чем же мы можем им помочь? (Желать им удачи и болеть за них)

- Поэтому мы сегодня работаем с текстовыми документами, содержание которых будет посвящено Олимпийским играм в Сочи. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему урока.

- Задачи урока: вспомнить о том, что нам известно о текстовом редакторе, правила создания текстового документа, разгадать кроссворд, выполнить практическую работу по редактированию и форматированию текстового документа и выполнить тест.

4. Актуализация знаний

- На предыдущих уроках мы изучали текстовый редактор и этапы создания документа. Давайте вспомним основные понятия. Один из вас в это время должен соединить надписи с соответствующими элементами окна программы. (Лист 3)

Кнопка «Закрыть»- Что называетсятекстом? (Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме)

- Что называется текстовым редактором? (Программы, предназначенные для создания текстов)

- Назовите этапы создания текстового документа. (Ввод текста, редактирование, форматирование, печать или его сохранение)

- Какие клавиши или комбинации клавиш предназначены для перемещения по всему документу? (Home - в начало строки, End - в конец строки, PageUp - на экранную страницу вверх, PageDown - на экранную страницу вниз)

- С помощью, какой клавиши можно удалить символ слева от курсора? Справа от курсора? (Backgpase, Del)

- Какое выравнивание абзацев текста вы знаете? (По левому краю, по правому, по центру, по ширине)

- Назовите начертание шрифта. (Нормальный, полужирный, курсивный и подчеркнутый)

- А теперь давайте проверим работу вашего одноклассника, работающего у доски. Все верно? (Если нет, исправить ошибки)

5. Работа в группах.(Всего 4 группыпо 4 человека в группе, каждой группе предлагается свое задание.Время на обсуждение -3 мин).(Лист 4)

1 группа (Приложение 1)

Разгадайте кроссворд.

1)Этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге (форматирование).

2)Начертание шрифта, имеющий наклон.

3)Полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения (Шрифт). 4)Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме (текст).

- В итоге в выделенной строчке получается слово - ФИШТ. Вы знаете, что обозначает это слово? Так называется Олимпийский стадион, построенный к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи, расположенный в Адлере, в Олимпийском парке. Стадион получил своё название по одноимённой вершине, расположенной в западной части Главного Кавказского хребта, высотой 2867 м. На этом стадионе будут проведены церемонии открытия и закрытия зимних Олимпийских игр.

2 группа (Приложение 2)

Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?

Урок по информатике 5 класс «Редактирование и форматирование текстового документа»

Лыжи, коньки, санки, шайба-это лишь часть спортивного снаряжения на Олимпийских играх. Всего будут проходить соревнования по 15 видам спорта.

3 группа (Приложение3)

В приведенном предложении некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термин, связанный с информатикой или с компьютером. Найдите этот термин.

ПотоМ ОНИ ТОРжествовали и радовались своей победе.

Журналист Джек КоПРИНТЕРесуется российскими биатлонистами.

У прыгунов с трамплина очки-маСКА НЕ Решает всех проблем безопасности.

4 группа (Приложение 4)

Определите выравнивание всего текста и начертание символов в каждой строчке данного текста. (1стр - курсив, выравнивание по ширине, 2стр - полужирный, 3стр - обычный, 4стр-курсив подчеркнутый, 5стр - полужирный, курсив, подчеркнутый)

Олимпийская клятва

«От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд»





- Данный текст является текстом Олимпийской клятвы. Её принимают не только спортсмены, но и тренеры, официальные лица команд и спортивные судьи, текст клятвы которых адаптирован для этих целей. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году.

6.Физкультминутка (Лист 6)

Вы уже устали, а дальнейшая работа требует дополнительных усилий, поэтому мы сейчас проведем физкультминутку. (Самомассаж для глаз проводит ученик)

7. Практическая работа(Лист 7, 10)

- Переходим к компьютерному практикуму. Применяя свои знания и умения, вы должны выполнить задания.

- Не забудьте о технике безопасности. Спину держим ровно. Если устали глаза, остановите работу и посмотрите вдаль. Теперь начинаем работать.

Практическая работа № 1 (работа в парах) (Приложение 5)

  1. Откройте документ Талисман из папки Заготовки.

  2. Выберите один из них.

  3. Прочитайте текст и отредактируйте его.

  4. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Талисман Сочи.

Леопард

Горрный спасатель-альпинистЛеопард живет в кроне ОГромногодерева, которое растет на саойвысокой скале в заснеженных горахКавказа. Он всегда готов прийти на________и не раз спасалраспооложенную неподалеку деревнюот лавин.Леопард - преКРАСный сноубордист,он науичил этому виду спота всехсвоих друзей и соседей. У Леопардавуселый нрав, он не может житььь водиночестве и очень любиттацевать.

Белый мишка

За полярныым кругом в ледяном иглуживет белый мишка. В его доме всесдЕЛано изо льда и снега: снежныйдуш, кровать, компьютер и дажеспртивные тренажеры.БеЛый мишка с раннего детствавыспитывался полярниками. Именноони научили его кататься на лжах,бегать на коньках и иггграть в керлинг.Но больше всего белллому мишкепонравилось ктаться на спортивныхсанках.

Зайка

Зайка - самммммая активная жительница зимнеголЕСа. Ее друзья всегда удивляются - и как она все успевает!? Ведь Зайка не тлько успевает учться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и учасствовать в различных спаартивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет ниКАКого секрета: просто она очень лбит спорт. А еще ооона любит петь и танцевать

После выполнения Практической работы № 1 - проверка в парах сменного состава.(Образец правильно выполненной работы на ЛИСТЕ 8)

- В начале урока мы с вами говорили, что помочь российским спортсменам мы можем поддержкой, пожеланиями, поболеть за них. Я вам предлагаю создать свой макет поздравления или открытки для представителей любого вида спорта, входящие в зимние олимпийские игры, а желающие могут разместить его в соцсетях.

Практическая работа №2 (Приложение 6)

  1. Откройте документ Открытка из папки Заготовки.

  2. Прочитайте текст, придайте ему форму. При необходимости удалите лишние рисунки, фрагменты текста или дополните своими предложениями.

  3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Открытка Сочи.

Первые два-три ученика, справившиеся с работой, демонстрируют свои открытки на экране.

8. Контроль знаний (Приложение 7 - Тест)

- Откройте файл Тест (Приложение) и выполните задания. Кто хочет, выставьте оценки, полученные за выполнение этого задания, в дневник. (Лист 11)

9. Домашнее задание (Лист 12)

-Подобрать материал о наших земляках - пензенцах, которые принимали участие в Олимпийских играх прошлых лет.

10. Рефлексия

- Закончите предложения (Лист 13)

  • Сегодня на уроке я ...

  • Самым полезным интересным для меня было ...

  • Я встретился с трудностью при ...

  • Мне это необходимо для ...

  • У меня хорошо получилось ...

  • Строки самому себе ...

- Давайте создадим КАЛЕНДАРЬ НАСТРОЕНИЯ. Поместите смайлик, соответствующий вашему настроению в центр листа. (Лист14 )

Урок по информатике 5 класс «Редактирование и форматирование текстового документа»Урок по информатике 5 класс «Редактирование и форматирование текстового документа»Урок по информатике 5 класс «Редактирование и форматирование текстового документа»

- Я рада, что у нас сегодня получилась такая живая, радостная картинка. Надеемся, что наши Олимпийцы завершат Олимпийские игры именно с таким настроением!

Урок окончен. Спасибо!

8


© 2010-2022