Статья ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

Статья "ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ", которая может применяться на уроках информатике. Так же можно использовать данную статью и на другие предметы. Последнее время в оценивании знаний учащихся активно применяется метод тестирования. Контроль знаний является важной частью обучения. В данном методе есть свои плюсы и минусы, но все же этот метод активно внедрен в систему обучения. В данной статье рассматриваются виды тестирования знаний, плюсы и минусы данного метода и форм...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

П.А. Пономарев

О.А. Жметко

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

Применение информационных технологий в системе образования позволяет совершенствовать учебный процесс путем внедрения новых технологий не только обучения, но и контроля знаний.

Контроль является одной из важнейших частей обучения, так как он позволяет учителю определить степень достижения педагогических целей, а ученикам служит стимулом для достижения лучших результатов, помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, активизирует познавательный интерес.

Одним из наиболее эффективных инструментов контроля знаний в настоящее время является тест, который позволяет получить объективную оценку знаний, установить уровень сформированности представлений и понятий у учащихся, определить темпы их продвижения в обучении.

С развитием компьютерных технологий и сетей тестирование перешло на новый этап своего развития, став более доступным и востребованным. В настоящее время всё большее количество систем обучения используют для проверки знаний учащихся компьютерные тесты.

Однако не любой тест позволяет объективно оценить знания и умения учащихся, выявить причины ошибок или неудач в учении, характер мышления или творческий потенциал учащихся.

Для конструирования качественного тестового инструментария необходимо учесть следующие аспекты.

Во-первых, тестовые задания должны фиксировать различные уровни усвоения изучаемого материала. Согласно классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, выделяются три уровня усвоения знаний:

1 уровень: восприятие, осмысление, запоминание;

2 уровень: применение знаний в сходной ситуации по образцу;

3 уровень: применение знаний в новой ситуации.

В тест должны быть включены тестовые задания, соответствующие каждому из уровней усвоения, например:

Тестовое задание на первый уровень усвоения.

Инструкция: если вы согласны с утверждением, то обведите кружком ответ «Да», если не согласны то ответ «Нет».

Логическая операция, имеющая логическую связку «и» называется конъюнкцией.

1. Да

2. Нет

Тестовое задание на второй уровень усвоения.

Инструкция: установите соответствие между основными законами алгебры логики и их названиями

1. x & yСтатья ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯy & x

А. Коммутативность дизъюнкции

2. x & (y & z)Статья ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ(x & y) & z

В. Дистрибутивность конъюнкции относительно дизъюнкции

3. x & (y Статья ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ z) Статья ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ (x & y) Статья ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ (x & z)

С. Ассоциативность конъюнкции

Тестовое задание на третий уровень усвоения.

Инструкция: обведите кружком букву соответствующую правильному ответу.

После упрощения логической формулы F= (не В) и (А или (не (А и В))

она примет следующий вид:

1. (не А)

2. (не А) или В

3. (не А) или (не В)

4. (не В)

Во-вторых, тестовые задания должны быть различных типов и видов. Применение закрытых тестовых заданий различного типа позволит выявить не только факт наличия/отсутствия знаний, но и их глубину, системность, межпредметность и другие. В то же время наличие в тесте открытых тестовых заданий позволит выявить его творческий потенциал, методы выполнения заданий, логику нестандартного мышления.

Следует грамотно использовать преимущества тестовых заданий закрытого типа. Так, например, тестовые задания альтернативных ответов, в которых испытуемый выбирает один из двух вариантов ответов, целесообразно использовать для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и т.д. Желательно, чтобы для одного элемента знания предлагалось несколько вопросов, образующих серию.

Задачи с множественным выбором, предполагающие наличие вариативности в выборе, достаточно универсальны с точки зрения педагогических задач. Это и служит одной из причин их популярности.

Задания на восстановление соответствия требуют от испытуемых восстановить определенную связь между элементами двух списков и оптимально подходят для проверки знаний большого объема информации. Для достижения названной цели задания на восстановление соответствия более эффективны, чем задания с множественным выбором, поскольку более компактны.

Задания на восстановление последовательности краткости и просты при проверке, используются в темах и предметах, в которых присутствует алгоритмическая деятельность или временные события.

В целом задания закрытого типа снижают субъективность оценок, экономичны с точки зрения временных затрат и усилий проверяющих, предусматривают возможность компьютерной формы проведения тестирования и обработки результатов и обладают массой других преимуществ.

При выборе видов заданий следует учитывать специфику контингента учащихся, цель тестирования, особенности содержания и другие факторы.

На эффективность диагностики знаний учащихся с помощью систем тестирования влияют и другие факторы. Например, качество результатов тестирования напрямую определяется временем его проведения. Установлено, что тестирование лучше проводить в периоды с 9 до 12 часов или с 16 до 18 часов. Продолжительность тестирования тоже играет роль и определяется исходя из физиологических, возрастных и познавательных особенностей детей. Например, дети со слабой нервной системой могут становиться импульсивными, перевозбуждаться или быстро утомляться, что непременно снизит их индивидуальный результат и приведет к получению недостоверных результатов тестирования.

В заключение следует отметить, что, безусловно, тестовый контроль не безупречен, но нуждается не в отвержении, а в усовершенствовании. Знание методики составления тестовых заданий и правильное его применение позволяет учесть и исправить возможные недостатки.

Кроме того, необходимо помнить, что применение тестового инструментария не сводится к контролю знаний. Существуют не менее важные педагогические задачи, эффективно решаемые с помощью тестов: задачи определения эффективности педагогических методов и средств, выявления причин неудач в учении отдельных учащихся, определения особенностей познавательных процессов учеников, характера их мышления, типа темперамента или направленности познавательных интересов.

© 2010-2022