Статья Интерактивное обучение на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алматинская область

г.Талдыкорган

Средняя школа- гимназия №14

учитель информатики

Мурзабаева А.М.


Интерактивное обучение на уроках информатики.

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. С раннего возраста дети уже привыкают к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации, у них активно развивается познавательная деятельность. И чтобы правильно организовать познавательную деятельность, я думаю учителю необходимо использовать в своей педагогической практике интерактивное обучение.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроке информатики предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные технологии.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

ученику:

  • развитие личностной рефлексии;

  • осознание включенности в общую работу;

  • становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

  • развитие навыков общения;

  • принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

  • повышение познавательной активности;

классу:

  • приобретение универсальных навыков и готовности к их практическому

  • применению в реальных ситуациях;

  • повышение мотивации и познавательного интереса;

  • рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты

своей деятельности;

учителю:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

  • формирование мотивационной готовности к межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях;

  • эффективный мониторинг хода и результатов образовательного

процесса.

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а обучающимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему заданий, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования - выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального смысла деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

Интерактивное обучение предполагает взаимодействие обучающегося с учебным окружением, когда ученик становится полноправным участником учебного процесса.

Сегодня учителя являются создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний, использует те же методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Появляется возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.

Мультимедийная технология урока предполагает наличие не только необходимого оборудования, но и качественного программного учебного обеспечения. Современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки, которые позволяют эффективнее и интереснее воспринимать информацию. При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска, дающая возможность использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков, например, на уроке, посвященном изложению нового материала или на уроке контроля знаний.

В своей работе я использую методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению обучающегося в процесс получения и переработки знаний: проблемные, групповые, исследовательские формы урока, ролевые игры.

Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Каждый обучающийся имеет возможность работать в своем темпе, не зависеть от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности.

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий и интерактивного обучения в учебном процессе на уроках информатики позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.

Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся в размерах информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию предмета.

Список использованных источников

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств: Издательство: НИИ школьных технологий, 2005

  4. Угринович Н.Д Информатика и информационные технологии: 10-11 кл. Уч. пособие. - М.: "Бином", 2009

  5. Шардаков М.Н. Формирование познавательной самостоятельности школьников в компьютерном обучении. - М., 2000


© 2010-2022