Урок по теме Системы счисления

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок по теме Системы счисления




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия с.Раевский

МР Альшеевский район Республики Башкортостан







Урок по теме Системы счисления













Разработала и провела учитель информатики Хафизова З.М.

2011-2012 гг











Тема: Обобщающий урок по теме «Системы счисления»


Цель: обобщить и применить для решения задач знания о способах перевода чисел; развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи:

Обучающая:

- повторение и обобщение темы «системы счисления»

- стимулирование интереса к теме

Развивающая:

- развитие логического мышления, памяти, внимательности;

- развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: личностно-ориентированная

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:

  1. Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)

  2. Оценочный лист

  3. Презентация «Системы счисления»

План урока:

  1. Организационный момент ( 1 мин)

  2. Постановка целей урока (2 мин)

  3. Обобщение знаний (35 мин) Игра - прохождение этапов

  4. Итог урока (2 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент

Для урока подготовлена презентация в PowerPoint «Системы счисления». На столах учащихся разложены задания, оценочные листы ответов. Учитель приветствует детей, гостей урока.

  1. Мотивационное начало урока.

Учитель: Не из учебника задача,

А по трудней открылся шифр.

Ребята поняли, что значат

Простые с виду десять цифр.

Да, путь познания не гладок,

Но знайте вы со школьных лет:

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

Сегодня заключительный урок по теме «Системы счисления», на уроке повторим и обобщим изученный материал. Ваша задача показать теоретические знания темы, умение переводить числа из одной системы счисления в другую. Урок наш пройдет как игра- викторина, где вы будете проходить этапы. На каждом этапе вы можете заработать баллы. В конце урока оценим ваши знания по количеству набранных баллов.

1 этап урока. Разминка

Устная работа с классом.

1. Система счисления - это… (совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов).

2. Системы счисления делятся на … (позиционные и непозиционные).

3. Двоичная система счисления имеет основание (2).

4. Для записи чисел в системе счисления с основанием 8 используют цифры … (от 0 до 7).

5. Для записи чисел в системе счисления с основанием 16 используют цифры … (от 0 до 9 и буквы А, В, С, D, E, F).

6. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа:

А) 12 (р = 3)
Б) 28 (р = 9)

7. Назовите наибольшее двузначное число для следующих систем счисления:

А) двоичной (11)
В) восьмеричной (77)

8. Какие числа не существуют в данных системах счисления?

А) 1105, 2015, 1155, 101115, 615 (1155, 615)
Б) 15912, 7АС12, АВ12, 90812 (7АС12)
В) 888, 20118, 56708, А18 (888, А18)

9. Определите четное число или нечетное:

а) 1012 б) 1102 в)10012 г) 1002

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.

Ответ: четное число в двоичной системе счисления оканчивается на 0, а нечетное - на 1.

а) 1012 = 510 ; б) 1102 = 610 ; в) 10012 = 910 ; г) 1002 = 410

Это важно!

- числа, которые делятся на 4, оканчиваются на 00, и т.д.; числа, которые делятся на 2k, оканчиваются на k нулей

- числа вида 2k записываются в двоичной системе как единица и k нулей, например:

16 = 24 = 100002

-числа вида 2k-1записываются в двоичной системе k единиц, например:

15 = 24-1 = 11112

-если известна двоичная запись числа N, то двоичную запись числа 2·N можно легко получить, приписав в конец ноль, например:
15 = 11112, 30 = 111102, 60 = 1111002, 120 = 11110002

2 этап урока « Черный ящик»

В листе ответов отмечаете верно отвеченные вами вопросы.

1

(1)

2

(1,5)

3

(1,5)

4

(1,5)

5

(1,5)

6

(1)

7

(1)

8

(1)

9

(1,5)

10

(1,5)

11

(1)

12

(1,5)

Учащиеся по парам у доски выбирают номер вопроса и отвечают. ( см. приложение 1)


Задачи:

1. Сколько единиц в двоичной записи числа 11? (3 -1011)

2. Дано: Урок по теме Системы счисленияи Урок по теме Системы счисления. Какое из чисел с, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству a < c < b? ( 4)

1) 110110012 2) 110111002 3) 110101112 4) 110110002

3. Решение неравенств. Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

28510 ? 11D16 =

1111112 ? 11118 63<585

4. Вычислите разность чисел

  1. 2568 - 778 (157)

  2. 1001002 - 10112 (10001)

5. Сложите в столбик числа

  1. 10112 и 1112.(10010)

  2. ABC16 + FF16 (BBB)

6. Перевести 1710 в двоичную, 16 СС (10001 , 11)

7. Перевести А1316 в 10 СС (2579)

8. Как записать число 30 в восьмеричной системе счисления? (36)

9. В системе счисления с некоторым основанием число 17 записывается в виде 32. Укажите это основание. (5)

10. Решить уравнение 2610=101х (5)

11. Перевести 1010102 в десятичную СС (42)

12. Было 11 яблок. После того как каждое яблоко разрезали пополам, стало 110 половинок.

Возможно ли это? Обоснуйте ответ.

Ответ: Да, если считать числа в задаче представленными в двоичной системе счисления:

112 = 1× 20 + 1× 2 1= 310;

1102 = 0× 20 + 1× 21 + 1× 22 = 2 + 4 = 610

3 этап. «Художники»





















































Урок по теме Системы счисления




№ точки

Координаты

Координаты

1

(12,1012)

(1,5)

2

(28,1102)

(2,6)

3

(1012,1102)

(5,6)

4

(78,10012)

(7,9)

5

(10012,10012)

(9,9)

6

(1112,68)

(7,6)

7

(10102,616)

(10,6)

8

16,108)

(11,8)

9

16,108)

(12,8)

10

16,1002)

(10,4)

11

(1112,1002)

(7,4)

12

(10012,12)

(9,1)

13

(78,18)

(7,1)

14

(1012,1002)

(5,4)

15

(102,1002)

(2,4)

16

(12,1012)

(1,5)О Урок по теме Системы счислениятметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в различных системах счисления.






Учитель: вспомните алфавит систем счисления, правила перевода из одной системы счисления в другую. Задание выполняется в оценочных листах.

После выполнения задания учитель открывает готовый рисунок для сравнения. Учащиеся сравнивают свои рисунки с образцом.






















































Урок по теме Системы счисления





Урок по теме Системы счисления





4 этап. «Загадка поэта»

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

5. Заключение.

Рефлексия:
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
- С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?


ВУрок по теме Системы счисленияУрок по теме Системы счисленияУрок по теме Системы счисленияы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого

ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

6. Домашнее задание.

(До урока учащиеся получили карточки с домашним заданием.)

  1. Переведите число 341,18 в десятичную систему счисления.

  2. Запишите десятичное число 21,25 в системе счисления с основанием 2.

  3. Выполните перевод числа 42,358 по схеме: Урок по теме Системы счисления.

  4. Выполните арифметические операции с двоичными числами:
    1) 11101101 + 1011101; 3) 101 * 11;
    2) 110101110 - 10111111; 4) 1110 / 10.

  5. Вычислите значение выражения: 2068 + AF16 + 11002.

Итог урока.

Закончить урок можно высказыванием французского математика Пьера Симона Лапласа (1749-1827)

«Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им, кроме значения по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна».


Учитель подводит итог урока (анализ оценочных листов, выставление оценки)

© 2010-2022