- Преподавателю
- Информатика
- Из опыта работы Интегральная технология на уроках информатики
Из опыта работы Интегральная технология на уроках информатики
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арефина Н.И. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Из опыта работы учителя информатики и ИКТ
Натальи Ильиничны Арефиной
МБОУ СОШ с.Антоновка,
Завитинского района, Амурской области
Интегральная технология на уроках информатики
Деятельность - единственный путь к знаниям!
Бернард Шоу
В современных условиях качество образования следует понимать как переход от трансляции знаний к совместному поиску учителя с учеником. Интегральным показателем качества образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, обретенных учеником на уроке, а характеризует его умение мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт для решения любой жизненной задачи. Отсюда вытекает основная цель современного образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Реализуемое в контексте модернизации российского образования профильное обучение и предшествующая ему предпрофильное обучение как раз и направлено на подготовку школьников к осознанному выбору своего профессионального и жизненного пути. В этой связи педагогу важно определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции в рамках своего предмета. Таким образом, ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личных целей и личных смыслов.
Проектируемый на основе Интегральной образовательной технологии автора Вячеслава Валерьяновича Гузеева учебный процесс обеспечивает компетентный подход к образованию.
Уроки, входящие в постоянную и переменную части блока уроков определенной темы, планируются таким образом, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно- деятельностный характер.
Характерной особенностью интегральной технологии является компьютеризация учебного процесса, поэтому возможно представление отчетов в виде печатных или электронных документов. Например: семинар - практикум - мобильная форма урока, позволяющая достигать самых разнообразных педагогических целей. Роль учителя на таком уроке заключается в умении организовать неформальную защиту, чтобы вопросы были значимыми и интересными для школьников. На семинаре - практикуме возможны варианты частично групповой работы, или перегруппировка в ходе урока: так, например, часть заданий,возможно, выполнять вчетвером, затем в парах, оставшийся класс либо работает под руководством учителя на продвинутом или общем уровне, проводит тестирование на компьютере или с раздаточными тестовыми заданиями. Обязательной составляющей такого урока является рефлексия и оценивание. Оценки выставляются в диагностическую карту, в которой, кроме фамилии, ученики видят перечень заданий, с которыми они должны справиться в ходе урока. Оценивание проводится в зависимости от уровня сложности, что позволяет ученику выстроить собственную образовательную траектория и двигаться к своей «точке роста», а учителю дифференцировать обучение по содержанию, уровню сложности заданий.
Принципы интегральной технологии:
-
Индивидуализация обучения - ученик работает с модулем в том режиме, который наиболее для него комфортен;
-
Самостоятельность изучения - ученик работает над модулем полностью самостоятельно, в затруднительных случаях прибегая к помощи;
-
Изучение учебного материала модулями - позволяет ученику быстро включиться в изучение материала на любом этапе;
-
Открытость, объективность оценки и самооценки знаний - исключает унижение личности ученика, позволяет ученику самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу.
Типовая структура блока уроков интегральной технологии
Изучение нового материала. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному - основному объему. Для этого элемента блока, предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу. Можно использовать беседу, рассказ и реже семинар. Изучаемый обязательный материал немедленно отрабатывается.
Тренинг- минимум. Задачи минимального уровня планируемых результатов обучения, умение их решать отрабатываются до автоматизма. Для этого блока уроков используется беседа (с параллельным контролем, спред контролем, с пост контролем, с пошаговым контролем, с комментированием).
Изучение материала дополнительногообъем (семинар-практикум) Прежде чем перейти к обучению на последующие уровни, требуется познакомить учеников с необходимой информацией дополнительного объема, обеспечивающей работу на общем и тем более продвинутом уровнях. Поэтому в структуре блока уроков появляется еще один элемент изучения нового материала, предусматривающий активную познавательную деятельность школьников, в значительной мере самостоятельную. Переходим к дифференцированному обучению, где и будут реализованы идеи систем задач, соответствующих планируемым результатам, групповые способы организации обучения, идеи развития как относительно изучаемого курса, так и личностного. Здесь отслеживается схема развития динамики групп. Этот элемент блока уроков называется развивающим дифференцированным закреплением.
• Обобщающее повторение.
• Контроль.
• Коррекция.
Преимущества для учеников:
· Ученик точно знает, что они должен усвоить, в каком объеме и что должен уметь после изучения модуля;
· Ученик может самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
· Учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.
Преимущества для учителей:
· Учитель имеет возможность индивидуализировать учебный процесс, больше внимания уделяя проблемам, возникающим у ученика;
· Учитель своевременно определяет проблемы в обучении.
Основные трудности для учащихся:
· Ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
· Ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;
· Ученики сами несут ответственность за свое обучение.
Основные трудности для учителей:
· Отказ учителя от центральной роли в учебном процессе. Учитель организует и направляет учебный процесс, контролирует полученные результаты, в большей степени становится консультантом, помощником ученика.
· Изменение структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика. Большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы.
На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.
Интегральной образовательная технология, созданная В.В. Гузеевым помогает мне реализовать на уроках информатики проблему развивающего, личностно-ориентированного обучения, формировать образовательные компетенции учеников через предметное содержание и технологический подход к организации учебной деятельности на уроке.