• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень Семакин И. Г. 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень Семакин И. Г. 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34, а не 70 часов (63+7 резерва), то в рабочей программе количество часов уменьшено в отличие от примерной программы. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню класса коррекции VII вида и рассчитано на изучение базового курса информатики в течение 34 часов (1 час в неделю). Преподавание проводится по учебнику И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 9 класс. Базовый курс». Содержание учебника соответствует обязательному минимуму...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

Учителей математики, информатики, физики

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ №6»

____________ Е.М.Сорокина

Протокол №____

От «__»____________ 2014 года

____________(________________)

Приказ №_____

От «__»___________ 2014 года





Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида

на 2014 - 2015 учебный год




Самсонова Ирина

Леонидовна

Учитель информатики








Новодвинск

2014 год


Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.,

  • примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009),

  • методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Семакина И.Г. (Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ - Лаборатория Базовых Знаний, 2000),

  • авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне на второй ступени обучения И.Г.Семакина

  • в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.

Цели и задачи курса.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Важными коррекционными задачами курса информатики в классах

коррекционно-развивающего обучения являются:

развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

развитие общеучебных умений и навыков.

Авторское содержание в рабочей программе изменено.

В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34, а не 70 часов (63+7 резерва), то в рабочей программе количество часов уменьшено в отличие от примерной программы. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню класса коррекции VII вида и рассчитано на изучение базового курса информатики в течение 34 часов (1 час в неделю).

Преподавание проводится по учебнику И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 9 класс. Базовый курс». Содержание учебника соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по информатике, материал изложен в краткой и доступной форме. Следует отметить, что особенности учащихся не позволяют в полной мере использовать существующие учебные пособия.

Тема «Программное управление работой компьютера» является слишком сложной для понимания учащихся и дается в ознакомительном плане. На неё выделено 2 часа вместо 12 часов.

Данный класс изучал информатику в 5-8 классах. В курсе 7 класса рассматривались темы «Информационное моделирование», «Табличные вычисления на компьютере» и «Управление и алгоритмы», поэтому количество часов на эти темы уменьшено до 4 (было 5ч.), 4 (10 ч.), 5 (10 ч.).

Материал темы «Хранение и обработка информации в базах данных» дается в более упрощенном виде и сокращен до 5 часов (12 ч.).

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -18 часов, всего 34 часа за год.


Тематическое планирование по дисциплине

«Информатика и ИКТ».

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

В т.ч. лабораторные , практические работы.

1

Передача информации в компьютерных сетях

10


6

2

Информационное моделирование

4


2

3

Хранение и обработка информации в базах данных

5

4

4

Табличные вычисления на компьютере

4


3

5

Управление и алгоритмы

5


4

6

Программное управление работой компьютера

2

-

7

Информационные технологии и общество

2


-

8

Повторение

2


-


Итого

34


19


Учащиеся должны знать/понимать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Учебно-методический комплекс:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Л.А.Залогова; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5 изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  5. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д.Угринович.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  6. Комплект цифровых образовательных ресурсов.

  7. Авторская программа курса «Информатика и икт» для 8-9 классов (авт. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова

  8. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar



Календарно-тематическое планирование.

№ урока


Тема урока

Количество часов


Элементы содержания образования


Требования

к уровню подготовки учащихся

Дата проведения урока

план

факт

Компьютерные сети.

10

1

(1)

Техника безопасности. Компьютерные сети.


1

Компьютерные сети, назначение, принципы работы компьютерных сетей.

Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей

Знать виды компьютерных сетей.

01.09

2

(2)

Локальные компьютерные сети. Работа в локальной сети класса в режиме обмена файлами

1

Локальная компьютерная сеть, топология и типы локальной сети.

Локальная сеть кабинета информатики и ИКТ

Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ

08.09

3

(3)

Электронная почта и др. услуги сетей, аппаратное и программное обеспечение сети.

1

Назначение и принципы работы электронной почты

Знать услуги сетей.

15.09

4

(4)

Работа с электронной почтой.

1

Назначение и принципы работы электронной почты

Уметь пользоваться электронной почтой

22.09

5

(5)


Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в интернете

1

Протоколы передачи данных; программы-браузеры; поиск информации.

Сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников.

29.09

6-7

(6-7)


Работа с

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

2

Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации.

Технология поиска информации в сети Интернет

Знать приёмы работы с

Работа в браузере;

уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет

06.10-13.10

8

(8)

Создание и оформление Web-страницы с использованием текстового редактора.

1

Создание простейших Web-страниц

Уметь создавать Web-страницы в приложении Word

20.10

9-10

(9-10)

Создание Web-страницы

2

Этапы создания Web-страницы

Знать способы оформления Web-страницы и уметь поэтапно создавать Web-страницы

27.10-03.11

Информационное моделирование.

4

1

(11)


Понятие модели. Информационные модели.

1

Классификация моделей; основные типы информационных моделей.

Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей.

10.11

2

(12)

Табличные модели.

1

Табличные модели, элементы и типы данных в табличных моделях.

Знать табличные модели.

17.11

3

(13)

Информационное моделирование на компьютере.

1

Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения

Разработка схемы моделирования для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия.

24.11

4

(14)

Компьютерный эксперимент.

1

Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования.

Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере.

01..12

Хранение и обработка информации.

5

1

(15)

Базы данных и информационные системы.

1

Формы представления данных, понятие базы данных и ее основных элементов.

Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД .

08.12

2

(16)

Назначение СУБД.

Работа с готовой базой данных.

1


Системы управления базами данных, приложение Ms Access.

Редактирование базы данных

Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access.

Уметь работать с готовыми базами данных

15.12

3

(17)

Создание базы данных на компьютере.

1

Поиск записей в базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Создавать структуру базы данных, просматривать, редактировать, сохранять записи в БД.

22.12

4

(18)

Условия выбора и простые логические выражения.

Формирование запросов к готовой базе данных.

1

Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения.

Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных.

Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД.

5

(19)

Сортировка, добавление и удаление записей.

1

Сортировка, добавление и удаление записей в реляционных БД.

Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access.

Табличные вычисления на компьютере.

4

1

(20)

Двоичная система счисления

1

Двоичная и десятичная системы счисления. Двоичная арифметика.


Ознакомиться с системами счисления.

2

(21)

Электронные таблицы. Правила заполнения Excel. Работа с диапазонами.

1

Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel. Понятия диапазона и относительной адресации.

Уметь создавать, заполнять, редактировать электронную таблицу и работать в Excel. Знать принцип относительной адресации и уметь манипулировать с диапазонами.

3

(22)

Вычисления.

Табличные расчеты и электронные таблицы.

1

Математические вычисления в электронных таблицах.

Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах.

4

(23)

Деловая графика.

1

Графическая обработка данных. Технология создания и редактирования диаграмм.

Знать области применения деловой графики. Уметь создавать и редактировать диаграммы.

Управление и алгоритмы.

5

1

(24)

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

1

Кибернетика, кибернетическая модель управления

Знать, что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки, сущность схемы с обратной связью.

Уметь при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи.

2

(25)

Определение и свойства алгоритма.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: линейный алгоритм.

1

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Алгоритм и его свойства. Разработка линейного алгоритма.

Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей. Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь осуществлять разработку линейного алгоритма.

3

(26)

Вспомогательные алгоритмы. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.

1

Способы разбиения задачи на подзадачи. Решение задачи с использованием вспомогательного алгоритма.

Знать назначение вспомогательных алгоритмов Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм.

4

(27)

Циклический алгоритм. Работа с циклами

1

Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл.

Знать алгоритмическую конструкцию цикл. Уметь осуществлять разработку циклического алгоритма с использованием операций повтора.

5

(28)

Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

1

Команда ветвления, метод пошаговой детализации.

Знать метод последовательной детализации. Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм

Программное управление работой компьютера.

Знакомство с языком Паскаль.

2

1

(29)

Алгоритмы работы с величинами

1

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Знать основные виды и типы величин

2

(30)

Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль.

1

Назначение языков программирования, алфавит языка программирования Pascal.

Ознакомиться с алфавитом языка Pascal. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов.

Информационные технологии и общество.

2

1

(31)

Предыстория информатики. История чисел, систем счисления, программного обеспечения и ИКТ.

1

Средства хранения, передачи и обработки информации.

Четыре поколения ЭВМ. Структура программного обеспечения и его история.

Знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел, основные этапы развития компьютерной техники и ПО.

2

(32)

Основы социальной информатики.

1

Информационные ресурсы, задачи информатизации, проблемы защиты.

Знать в чем состоит проблема безопасности информации. Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Повторение

2

1-2

(33-34)

Повторение.

Итоговое тестирование

2

Уроки повторения по темам курса «Информатика и ИКТ» за 8-9 классы.


Итоговая работа

1





© 2010-2022