- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень Семакин И. Г. 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень Семакин И. Г. 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Самсонова И.Л. |
Дата | 22.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
Учителей математики, информатики, физики
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «СОШ №6»
____________ Е.М.Сорокина
Протокол №____
От «__»____________ 2014 года
____________(________________)
Приказ №_____
От «__»___________ 2014 года
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида
на 2014 - 2015 учебный год
Самсонова Ирина
Леонидовна
Учитель информатики
Новодвинск
2014 год
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.,
-
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009),
-
методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Семакина И.Г. (Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ - Лаборатория Базовых Знаний, 2000),
-
авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне на второй ступени обучения И.Г.Семакина
-
в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Цели и задачи курса.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Важными коррекционными задачами курса информатики в классах
коррекционно-развивающего обучения являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Авторское содержание в рабочей программе изменено.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34, а не 70 часов (63+7 резерва), то в рабочей программе количество часов уменьшено в отличие от примерной программы. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню класса коррекции VII вида и рассчитано на изучение базового курса информатики в течение 34 часов (1 час в неделю).
Преподавание проводится по учебнику И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 9 класс. Базовый курс». Содержание учебника соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по информатике, материал изложен в краткой и доступной форме. Следует отметить, что особенности учащихся не позволяют в полной мере использовать существующие учебные пособия.
Тема «Программное управление работой компьютера» является слишком сложной для понимания учащихся и дается в ознакомительном плане. На неё выделено 2 часа вместо 12 часов.
Данный класс изучал информатику в 5-8 классах. В курсе 7 класса рассматривались темы «Информационное моделирование», «Табличные вычисления на компьютере» и «Управление и алгоритмы», поэтому количество часов на эти темы уменьшено до 4 (было 5ч.), 4 (10 ч.), 5 (10 ч.).
Материал темы «Хранение и обработка информации в базах данных» дается в более упрощенном виде и сокращен до 5 часов (12 ч.).
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -18 часов, всего 34 часа за год.
Тематическое планирование по дисциплине
«Информатика и ИКТ».
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Количество часов
В т.ч. лабораторные , практические работы.
1
Передача информации в компьютерных сетях
10
6
2
Информационное моделирование
4
2
3
Хранение и обработка информации в базах данных
5
4
4
Табличные вычисления на компьютере
4
3
5
Управление и алгоритмы
5
4
6
Программное управление работой компьютера
2
-
7
Информационные технологии и общество
2
-
8
Повторение
2
-
Итого
34
19
Учащиеся должны знать/понимать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
-
назначение языков программирования и систем программирования;
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с рабочими станциями одноранговой сети;
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебно-методический комплекс:
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
-
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Л.А.Залогова; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5 изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д.Угринович.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
-
Авторская программа курса «Информатика и икт» для 8-9 классов (авт. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Тема урока
Количество часов
Элементы содержания образования
Требования
к уровню подготовки учащихся
Дата проведения урока
план
факт
Компьютерные сети.
10
1
(1)
Техника безопасности. Компьютерные сети.
1
Компьютерные сети, назначение, принципы работы компьютерных сетей.
Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей
Знать виды компьютерных сетей.
01.09
2
(2)
Локальные компьютерные сети. Работа в локальной сети класса в режиме обмена файлами
1
Локальная компьютерная сеть, топология и типы локальной сети.
Локальная сеть кабинета информатики и ИКТ
Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ
08.09
3
(3)
Электронная почта и др. услуги сетей, аппаратное и программное обеспечение сети.
1
Назначение и принципы работы электронной почты
Знать услуги сетей.
15.09
4
(4)
Работа с электронной почтой.
1
Назначение и принципы работы электронной почты
Уметь пользоваться электронной почтой
22.09
5
(5)
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в интернете
1
Протоколы передачи данных; программы-браузеры; поиск информации.
Сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников.
29.09
6-7
(6-7)
Работа с
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
2
Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации.
Технология поиска информации в сети Интернет
Знать приёмы работы с
Работа в браузере;
уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет
06.10-13.10
8
(8)
Создание и оформление Web-страницы с использованием текстового редактора.
1
Создание простейших Web-страниц
Уметь создавать Web-страницы в приложении Word
20.10
9-10
(9-10)
Создание Web-страницы
2
Этапы создания Web-страницы
Знать способы оформления Web-страницы и уметь поэтапно создавать Web-страницы
27.10-03.11
Информационное моделирование.
4
1
(11)
Понятие модели. Информационные модели.
1
Классификация моделей; основные типы информационных моделей.
Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей.
10.11
2
(12)
Табличные модели.
1
Табличные модели, элементы и типы данных в табличных моделях.
Знать табличные модели.
17.11
3
(13)
Информационное моделирование на компьютере.
1
Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения
Разработка схемы моделирования для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия.
24.11
4
(14)
Компьютерный эксперимент.
1
Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования.
Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере.
01..12
Хранение и обработка информации.
5
1
(15)
Базы данных и информационные системы.
1
Формы представления данных, понятие базы данных и ее основных элементов.
Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД .
08.12
2
(16)
Назначение СУБД.
Работа с готовой базой данных.
1
Системы управления базами данных, приложение Ms Access.
Редактирование базы данных
Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access.
Уметь работать с готовыми базами данных
15.12
3
(17)
Создание базы данных на компьютере.
1
Поиск записей в базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.
Создавать структуру базы данных, просматривать, редактировать, сохранять записи в БД.
22.12
4
(18)
Условия выбора и простые логические выражения.
Формирование запросов к готовой базе данных.
1
Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения.
Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных.
Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД.
5
(19)
Сортировка, добавление и удаление записей.
1
Сортировка, добавление и удаление записей в реляционных БД.
Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access.
Табличные вычисления на компьютере.
4
1
(20)
Двоичная система счисления
1
Двоичная и десятичная системы счисления. Двоичная арифметика.
Ознакомиться с системами счисления.
2
(21)
Электронные таблицы. Правила заполнения Excel. Работа с диапазонами.
1
Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel. Понятия диапазона и относительной адресации.
Уметь создавать, заполнять, редактировать электронную таблицу и работать в Excel. Знать принцип относительной адресации и уметь манипулировать с диапазонами.
3
(22)
Вычисления.
Табличные расчеты и электронные таблицы.
1
Математические вычисления в электронных таблицах.
Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах.
4
(23)
Деловая графика.
1
Графическая обработка данных. Технология создания и редактирования диаграмм.
Знать области применения деловой графики. Уметь создавать и редактировать диаграммы.
Управление и алгоритмы.
5
1
(24)
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.
1
Кибернетика, кибернетическая модель управления
Знать, что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки, сущность схемы с обратной связью.
Уметь при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи.
2
(25)
Определение и свойства алгоритма.
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: линейный алгоритм.
1
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Алгоритм и его свойства. Разработка линейного алгоритма.
Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей. Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь осуществлять разработку линейного алгоритма.
3
(26)
Вспомогательные алгоритмы. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.
1
Способы разбиения задачи на подзадачи. Решение задачи с использованием вспомогательного алгоритма.
Знать назначение вспомогательных алгоритмов Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм.
4
(27)
Циклический алгоритм. Работа с циклами
1
Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл.
Знать алгоритмическую конструкцию цикл. Уметь осуществлять разработку циклического алгоритма с использованием операций повтора.
5
(28)
Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
1
Команда ветвления, метод пошаговой детализации.
Знать метод последовательной детализации. Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм
Программное управление работой компьютера.
Знакомство с языком Паскаль.
2
1
(29)
Алгоритмы работы с величинами
1
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Знать основные виды и типы величин
2
(30)
Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль.
1
Назначение языков программирования, алфавит языка программирования Pascal.
Ознакомиться с алфавитом языка Pascal. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов.
Информационные технологии и общество.
2
1
(31)
Предыстория информатики. История чисел, систем счисления, программного обеспечения и ИКТ.
1
Средства хранения, передачи и обработки информации.
Четыре поколения ЭВМ. Структура программного обеспечения и его история.
Знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел, основные этапы развития компьютерной техники и ПО.
2
(32)
Основы социальной информатики.
1
Информационные ресурсы, задачи информатизации, проблемы защиты.
Знать в чем состоит проблема безопасности информации. Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Повторение
2
1-2
(33-34)
Повторение.
Итоговое тестирование
2
Уроки повторения по темам курса «Информатика и ИКТ» за 8-9 классы.
Итоговая работа
1