СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Арсеньевой Татьяны Сергеевны

Аннотация: статья содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики и ИКТ, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект, дистанционное обучение. Раскрывается их практическое применение и обоснованность использования данных технологий на уроках информатики и ИКТ. Предлагаемый материал адресован учителям информатики и ИКТ и поможет начинающим педагогам грамотно применять современные педагогические технологии на своих уроках.

Ключевые слова: образование, технологии, методы, формы, подход, игра, проект, …

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения, достижений науки и передового педагогического опыта.

Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий [2].

Информационные технологии

Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого (В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, Н.Д.Никандров, А.И.Уман и др.) [4]. Касаясь педагогического содержания, отметим его связь с уровнями освоения элементов образования. Основными элементами здесь выступают знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Виды знаний: понятия и термины, факты действительности и науки, законы науки и действительности, теории, знания о способах деятельности, знания о методах познания и оценочные знания. Виды способов деятельности: интеллектуальные (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и др.), практические, предметные, общеучебные. Признаки творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, видение структуры объекта, видение возможных решений данной проблемы, построение нового способа решения проблемы, отличного от известных [5].

Компьютерная технология обучения

В любой технологии обучения есть предметно-независимые элементы и элементы существенно зависящие от предметной области. В разработке компьютерной технологии можно выделить следующие этапы: выбор целей разработки компьютерной технологии; анализ предполагаемых результатов; выбор варианта компьютерной технологии; определение содержания обучения; определение последовательности изучения разделов и тем; анализ и выбор средств компьютерной поддержки; выбор направлений использования средств компьютерной поддержки; методическая проработка разделов и тем. Исходными данными для технологии являются: общий объем часов, отведенный в учебном плане на дисциплину; распределение часов по годам обучения; базовые требования к знаниям и умениям учащихся, сформулированные в нормативных документах; технические возможности и загруженность компьютерного класса, наличие и тип средств программной поддержки. Вариант компьютерной технологии выбирается в соответствии с техническими возможностями: простейшая форма - интегрированные с курсом информатики уроки по отдельным темам предмета; второй уровень - компьютерный практикум по отдельным разделам или группе разделов курса (например, цикл лабораторных работ по физике с использованием пакетов "Физика в картинках" или "Живая физика"; третий уровень - полностью компьютеризованный курс, когда все или большинство занятий проводятся с использованием средств программной поддержки (пример - компьютерный курс астрономии) [7].

Здоровьесберегающие технологии

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей [6].

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Игровые технологии

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения [1].

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Помимо этого, достоинством деловых игр является радикальное сокращение времени накопления опыта.

Учебные проекты

Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой-либо предметной области. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.

Изучение содержания предмета (информатики) совмещается с применением приобретенных знаний в работе над учебно-исследовательским проектом. На уроках информатики в первую очередь формируются и совершенствуются умения и навыки планирования, информационно-поисковые, освоения новых программных приложений. Цели реализуются следующим образом: учитель-предметник ведет содержательную часть проекта, который помогает сориентироваться в проблеме и наметить общий план работы над содержанием. Под руководством учителя информатики осуществляется детальное планирование деятельности с учетом применения средств вычислительной техники, освоения и совершенствования навыков работы в различных средах. Во время этой работы у учащихся формируется представление о единстве информационных процессов [3].

Дистанционное обучение

Классно-урочная система не может обеспечить той массовости обучения, которой требует наше время. Безусловной её альтернативой является дистанционное обучение, получившее большое распространение во всем мире в последние годы. При большом количестве его форм наиболее конструктивной можно считать ту, которая при всей своей массовости и продуктивности возвращается к индивидуально-контактной системе обучения, но уже с новым качеством. Таковой системой является виртуально-тренинговое обучение, в её основе лежит модульный подход [7].

Список литературы

1. Богатова Т. Игра в ситуации: сочетание приятного с полезным //PCWEEK RE №19, 1999

2. Концепция информатизации образования/ Под ред. А.П.Ершова. - М., 1988

3. Лук А. Н. "Мышление и творчество", Москва, Издательство политической литературы, 1976

4. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", Москва, ACADEMA, 1999

5. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Е.С.Полат. «Академия», М., 2000г.

6. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.

© 2010-2022