Социальный проект Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет - пространстве

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»






ПРОЕКТ


«Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет пространстве»

Социальный проект Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет - пространстве



Социальный проект Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет - пространствеСоциальный проект Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет - пространстве
















Губкинский

2013 г

Оглавление



















I. Паспорт социально значимого проекта

Наименование социально значимого проекта

«Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет пространстве»

Основание для разработки

  • Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

  • Инициатива департамента внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Порядок поддержки социально значимых проектов (программ), разработанный региональной общественной организацией «Центр развития гражданских инициатив Ямало-Ненецкого автономного округа»

Разработчик социально значимой программы

МАОУ СОШ № 4

ЯНАО, г.Губкинский

Ответственные за выполнение социально значимого проекта

Стрельцова Инара Юрьевна - учитель информатики МАОУ «СОШ №4»

Цели и задачи социально значимого проекта

Цели проекта:

  1. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде

  2. Формирование и расширение компетентностей педагогических работников, родителей, общественности в области медиабезопасного поведения детей и подростков.

  3. Популяризация безопасного и полезного использования Интернета

Задачи проекта:

  • Разработать программу элективного курса по медиабезопасности детей и подростков для начальной, основной и старшей школ

  • Ознакомить педагогический коллектив, родителей с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

  • Сформировать у подростков общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс)

  • Дать школьникам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства

  • формировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2013 года - май 2015 года (с дальнейшим продолжением деятельности в данном направлении)

Этапы реализации проекта:

см. раздел II данного проекта «Перечень программных мероприятий с обоснованием ресурсного обеспечения социально значимого проекта»

Основные направления реализации социально значимого проекта

  • Комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе серию обучающих уроков, учебные исследования, разработку проектов, выпуск печатной продукции, написания статей в газету, изготовление видеороликов средствами телестудии;

  • Организация работы группы волонтеров;

  • Просветительская работа с подростками и их родителями, педагогами и общественностью в форме проведения семинаров, круглых столов, деловых игр, дискуссий, консультаций (в том числе и дистанционных - линия помощи «Дети онлайн»);

  • Участие в международном онлайн-конкурсе «Интернешка» по полезному и безопасному использованию Интернета и мобильной связи»

  • Популяризация безопасного и полезного использования Интернета

  • Привлечение специалистов разных ведомств (МУЗ «ГБ» г.Губкинский, Управление информационных технологий Администрации города Губкинского, департамент образования ЯНАО г.Салехард, департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа )

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности социально значимого проекта

Показатели социально-экономической эффективности социально значимого проекта:

  1. Рост количества учащихся, ориентированных на повышение уровня интернет грамотности;

  2. Увеличения количества родителей и общественных деятелей, привлеченных к работе над проблемой медиабезопасности детей и подростков;

  3. Разработка и внедрение в образовательный процесс программ элективных курсов по данной теме

  4. Распространение на территории города Губкинского идеи медиабезопасности подрастающего поколения;

  5. Апробация проекта «Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет пространстве» во всех школах города (3000 учащихся)






II. Характеристика проблемы, на решение которой направлен социально значимый проект

На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника учебного заведения является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становится Интернет. Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения. Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Поводом послужили участившиеся случаи сексуальных преследований подростков, спровоцированных знакомствами в Сети. В нашей стране проблемой медиабезопасности активно занимаются последние три года. 2009 год был объявлен годом безопасного интернета в РФ - это стало поводом к проведению встреч специалистов, дало начало многим проектам, созданию общественных и исследовательских объединений. Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи "Дети онлайн"», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования интернета в России. Данные исследований российского Фонда развития Интернет, проведенных среди российских школьников, сообщают, что часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76% из опрошенных считают, что интернет опасен: 53% из них заявляют об этом в категоричной форме, еще 23% согласились с формулировкой «иногда опасен». У каждого десятого подростка интернет вызывает разочарование (11%) и гнев (11%), и почти пятая часть (19%) старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции. Большинство родителей согласны с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах интернет - пространства. В России родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64%). Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28% стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребенка от негативного контента1 или контактов с нежелательными людьми в интернете. Почти треть (28 %) не устанавливают никаких правил жизни и работы ребенка в Сети. По статистическим данным ЯНАО 61% жителей проводят большую часть свободного времени в Сети. Из 23,6 тысяч человек, зарегистрированных в городе Губкинском, 7-8 тысяч регулярно используют ресурсы социальной сети «ВКонтакте». Социальные сети, форумы, блоги - это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и довольно сильным эффектом памяти (содержимое многих социальных ресурсов индексируется и доступно из поисковиков). Основная проблема социальных сетей - это доверие к тем, кто внесен в список «друзей». Бездумное предложение «дружбы» от неизвестных или малоизвестных людей может привести к драматическим последствиям. Очевидно, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», по определению всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека. Но с другой стороны, это открывает двери для злоумышленников. «Дружеский» стиль общения, распространенный в соцсетях, обманчив - он может создать ложное ощущение, что вокруг только друзья и доброжелатели, с которыми можно делиться любой информацией». Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них - недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния.

Данный проект разработан по инициативе департамента внутренней политики ЯНАО, в связи с объявленным на Ямале 2013 годом - «Годом народосбережения», с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ), в просвещении подростков, родительской общественности, педагогических работников на предмет знания элементарных правил отбора информации, а также умения ею пользоваться без вреда для своего эмоционального и физического состояния.

Апробация данного проекта предполагает в 2013 году охватить учащихся одной школы в количестве 1000 человек, вовлечь в работу над данной проблемой родителей - 1500 человек. В 2014 году мы планируем охватить учащихся всех школ города, количество которых составляет 3000 человек, а также их родителей - 4500 человек.










III. Перечень программных мероприятий с обоснованием ресурсного обеспечения социально значимого проекта


Этапы проекта и сроки их реализации


Наименование мероприятия

Срок исполнения

1.

Создание рабочей группы для реализации проекта

август 2013г.

2.

Разработка учебных программ и научное сопровождение проекта

Организация учебных занятий:

  • Начальная школа

  • Основная школа

  • Старшая школа

до 31 августа 2013г.


в течение учебного года

2013 - 2015г.г.

3.

Организация исследовательской работы, создание тематических проектов

2014-2015 учебный год

4.

Выпуск печатной продукции, создание видеороликов

2014-2015 учебный год

5.

Проведение семинаров, лекториев для педагогов и родителей с привлечением специалистов (третьих лиц)

в течение 2013-2015 г.г.

6.

Организация городского конкурса креативных идей для подростков всех школ города «Моя безопасность в Сети».

2014-2015 учебный год

7.

Участие в международном конкурсе «Интернешка», интернет - олимпиаде, в конкурсе сайтов «Позитивный контент»

март - май 2014 - 2015г.г.

8.

Подведение итогов проекта

(фото-отчет, видео-отчет)

май 2015









IV. Оценка социально-экономической эффективности социально значимого проекта



  1. Разработка и внедрение программ элективных курсов по медиабезопасности для начальной, основной и старшей школ;

  2. Разработка программ для просветительской работы с родителями по данной проблеме;

  3. Рост количества учащихся, ориентированных на повышение уровня интернет - грамотности.



1 Контент - любое информационное наполнение чего-либо (картинки, текст, видеоролики и т.д.) (англ. content - содержание)

© 2010-2022