- Преподавателю
- Информатика
- Социальный проект Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет - пространстве
Социальный проект Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет - пространстве
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стрельцова И.Ю. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
ПРОЕКТ
«Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет пространстве»
Губкинский
2013 г
Оглавление
I. Паспорт социально значимого проекта
Наименование социально значимого проекта
«Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет пространстве»
Основание для разработки
-
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
-
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
-
Инициатива департамента внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа
-
Порядок поддержки социально значимых проектов (программ), разработанный региональной общественной организацией «Центр развития гражданских инициатив Ямало-Ненецкого автономного округа»
Разработчик социально значимой программы
МАОУ СОШ № 4
ЯНАО, г.Губкинский
Ответственные за выполнение социально значимого проекта
Стрельцова Инара Юрьевна - учитель информатики МАОУ «СОШ №4»
Цели и задачи социально значимого проекта
Цели проекта:
-
Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде
-
Формирование и расширение компетентностей педагогических работников, родителей, общественности в области медиабезопасного поведения детей и подростков.
-
Популяризация безопасного и полезного использования Интернета
Задачи проекта:
-
Разработать программу элективного курса по медиабезопасности детей и подростков для начальной, основной и старшей школ
-
Ознакомить педагогический коллектив, родителей с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
-
Сформировать у подростков общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс)
-
Дать школьникам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства
-
формировать навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом
Сроки и этапы реализации
Сроки реализации проекта:
Сентябрь 2013 года - май 2015 года (с дальнейшим продолжением деятельности в данном направлении)
Этапы реализации проекта:
см. раздел II данного проекта «Перечень программных мероприятий с обоснованием ресурсного обеспечения социально значимого проекта»
Основные направления реализации социально значимого проекта
-
Комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе серию обучающих уроков, учебные исследования, разработку проектов, выпуск печатной продукции, написания статей в газету, изготовление видеороликов средствами телестудии;
-
Организация работы группы волонтеров;
-
Просветительская работа с подростками и их родителями, педагогами и общественностью в форме проведения семинаров, круглых столов, деловых игр, дискуссий, консультаций (в том числе и дистанционных - линия помощи «Дети онлайн»);
-
Участие в международном онлайн-конкурсе «Интернешка» по полезному и безопасному использованию Интернета и мобильной связи»
-
Популяризация безопасного и полезного использования Интернета
-
Привлечение специалистов разных ведомств (МУЗ «ГБ» г.Губкинский, Управление информационных технологий Администрации города Губкинского, департамент образования ЯНАО г.Салехард, департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа )
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности социально значимого проекта
Показатели социально-экономической эффективности социально значимого проекта:
-
Рост количества учащихся, ориентированных на повышение уровня интернет грамотности;
-
Увеличения количества родителей и общественных деятелей, привлеченных к работе над проблемой медиабезопасности детей и подростков;
-
Разработка и внедрение в образовательный процесс программ элективных курсов по данной теме
-
Распространение на территории города Губкинского идеи медиабезопасности подрастающего поколения;
-
Апробация проекта «Обеспечение информационной безопасности школьников в интернет пространстве» во всех школах города (3000 учащихся)
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлен социально значимый проект
На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника учебного заведения является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становится Интернет. Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения. Одной из первых стран, где проблема безопасности детей в интернете была сформулирована и вынесена на общественное обсуждение, были США. Поводом послужили участившиеся случаи сексуальных преследований подростков, спровоцированных знакомствами в Сети. В нашей стране проблемой медиабезопасности активно занимаются последние три года. 2009 год был объявлен годом безопасного интернета в РФ - это стало поводом к проведению встреч специалистов, дало начало многим проектам, созданию общественных и исследовательских объединений. Фонд развития Интернет в сотрудничестве с Фондом «Дружественный Рунет» запустил проект «Линия помощи "Дети онлайн"», который оказывает психологическую помощь и консультирует по вопросам безопасного использования Сети. Центр безопасного Интернета в России занимается мониторингом исследовательской и просветительской деятельности в области безопасного использования интернета в России. Данные исследований российского Фонда развития Интернет, проведенных среди российских школьников, сообщают, что часть подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией. Столкновение с такими материалами производит на подростков такое сильное впечатление, что 76% из опрошенных считают, что интернет опасен: 53% из них заявляют об этом в категоричной форме, еще 23% согласились с формулировкой «иногда опасен». У каждого десятого подростка интернет вызывает разочарование (11%) и гнев (11%), и почти пятая часть (19%) старшеклассников указали, что часто сталкиваются в интернете с информацией, которая раздражает их и вызывает неприятные эмоции. Большинство родителей согласны с тем, что интернет оказывает на детей позитивное влияние, но многие задумываются и об угрозах интернет - пространства. В России родители в большинстве своем разрешают детям пользоваться интернетом свободно, никак не ограничивают детей во времени (64%). Лишь 24% устанавливают временные ограничения и следят за тем, какие сайты посещают их дети. 28% стараются ввести правила пользования Сетью. Большинство родителей (63%) сообщают, что не обладают достаточной информацией о том, как защитить своего ребенка от негативного контента1 или контактов с нежелательными людьми в интернете. Почти треть (28 %) не устанавливают никаких правил жизни и работы ребенка в Сети. По статистическим данным ЯНАО 61% жителей проводят большую часть свободного времени в Сети. Из 23,6 тысяч человек, зарегистрированных в городе Губкинском, 7-8 тысяч регулярно используют ресурсы социальной сети «ВКонтакте». Социальные сети, форумы, блоги - это среда с практически мгновенной скоростью распространения информации и довольно сильным эффектом памяти (содержимое многих социальных ресурсов индексируется и доступно из поисковиков). Основная проблема социальных сетей - это доверие к тем, кто внесен в список «друзей». Бездумное предложение «дружбы» от неизвестных или малоизвестных людей может привести к драматическим последствиям. Очевидно, что уровень доверия к тем, кто находится в списке «друзей», по определению всегда будет выше, чем к случайным людям. С одной стороны, это хорошо, так как формирует лояльную аудиторию вокруг человека. Но с другой стороны, это открывает двери для злоумышленников. «Дружеский» стиль общения, распространенный в соцсетях, обманчив - он может создать ложное ощущение, что вокруг только друзья и доброжелатели, с которыми можно делиться любой информацией». Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них - недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния.
Данный проект разработан по инициативе департамента внутренней политики ЯНАО, в связи с объявленным на Ямале 2013 годом - «Годом народосбережения», с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ), в просвещении подростков, родительской общественности, педагогических работников на предмет знания элементарных правил отбора информации, а также умения ею пользоваться без вреда для своего эмоционального и физического состояния.
Апробация данного проекта предполагает в 2013 году охватить учащихся одной школы в количестве 1000 человек, вовлечь в работу над данной проблемой родителей - 1500 человек. В 2014 году мы планируем охватить учащихся всех школ города, количество которых составляет 3000 человек, а также их родителей - 4500 человек.
III. Перечень программных мероприятий с обоснованием ресурсного обеспечения социально значимого проекта
Этапы проекта и сроки их реализации
№
Наименование мероприятия
Срок исполнения
1.
Создание рабочей группы для реализации проекта
август 2013г.
2.
Разработка учебных программ и научное сопровождение проекта
Организация учебных занятий:
-
Начальная школа
-
Основная школа
-
Старшая школа
до 31 августа 2013г.
в течение учебного года
2013 - 2015г.г.
3.
Организация исследовательской работы, создание тематических проектов
2014-2015 учебный год
4.
Выпуск печатной продукции, создание видеороликов
2014-2015 учебный год
5.
Проведение семинаров, лекториев для педагогов и родителей с привлечением специалистов (третьих лиц)
в течение 2013-2015 г.г.
6.
Организация городского конкурса креативных идей для подростков всех школ города «Моя безопасность в Сети».
2014-2015 учебный год
7.
Участие в международном конкурсе «Интернешка», интернет - олимпиаде, в конкурсе сайтов «Позитивный контент»
март - май 2014 - 2015г.г.
8.
Подведение итогов проекта
(фото-отчет, видео-отчет)
май 2015
IV. Оценка социально-экономической эффективности социально значимого проекта
-
Разработка и внедрение программ элективных курсов по медиабезопасности для начальной, основной и старшей школ;
-
Разработка программ для просветительской работы с родителями по данной проблеме;
-
Рост количества учащихся, ориентированных на повышение уровня интернет - грамотности.
1 Контент - любое информационное наполнение чего-либо (картинки, текст, видеоролики и т.д.) (англ. content - содержание)