- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10-11 класс профиль по Угриновичу
Рабочая программа по информатике 10-11 класс профиль по Угриновичу
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нехорошева М.А. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №51 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
РАССМОТРЕНА
на заседании кафедры
информационных технологий
Протокол № 1 от 28.08. 2014г.
___________/ М.А. Нехорошева/
СОГЛАСОВАНА
заместителем директора
по УВР МБУ лицея № 51
__________/ И.И. Дидковская/
от «01» сентября 2014г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом от «01» сентября 2014 г. № 298 - ОД
Директор МБУ лицея № 51
__________/ И.В. Щелакова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
(название предмета)
Профильный уровень
составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» (профильный уровень) Н. Д. Угринович, с использованием учебника под редакцией Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» 10-11 классов средней общеобразовательной школы: М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Класс 11
Составитель (и):
Нехорошева Марина Анатольевна
учитель информатики
1 категория
Тольятти
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ на профильном уровне составлена на основе:
-
стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
-
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ на профильном уровне (утверждена приказом Министерством образования РФ от 09.03.04 № 1312);
-
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена;
-
авторского профильного курса «Информатика и ИКТ» для профильной школы, автор Н.Д. Угринович
-
учебно-методический комплекта для учителя и для обучающихся: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Она соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, а так же примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне и программе Н.Д. Угриновича профильного курса.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий (профильный уровень) на ступени среднего (полного) общего образования (10 класс - 4 ч. в неделю, 140 ч. в год, 11 класс - 4 ч. в неделю, 140 ч. в год).
В соответствии с учебным планом МБУ лицея №51 г.о. Тольятти Самарской области на преподавание информатики и ИКТ на профильном уровне в 10-11 классах отводится 4 часа в неделю (272 часа в год).
При составлении рабочей программы были внесены изменения в примерную учебную программу.
-
В примерной программе на изучение курса отводится 280 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 272 часа, 10 класс - 4 часа в неделю, 136 часов в год, 11 класс - 4 часа в неделю, 136 часов в год. Если в конце учебного года останется свободное время, то его можно использовать на повторение, а в 11 классе на подготовку к ЕГЭ.
-
Тема «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» разбита на два блока, первый из которых изучается в 10 классе, второй - в 11-м, для актуализации и систематизации знаний, полученных в 10 классе.
-
Перераспределенно количество часов в теме «Информационные и коммуникационные технологии».
-
В качестве объектно - ориентированного языка программирования при обучении используется Delphi пакета RAD Studio XE3.
Рабочая программа разработана с учетом основных положений деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов к организации содержания современного школьного образования .
Деятельностный подход реализуется в УМК в рамках позиции, согласно которой учащиеся принимают активное участие в процессе обучения информационным понятиям, в поиске формул, , методов решения задач по информатике:
-
создаются условия для формирования у обучающихся эффективных способов учебно-познавательной деятельности;
-
в учебниках, наряду с констатацией «готового» информационного знания, воспроизводится процесс его порождения (новые знания вводятся постепенно, включая этапы мотивации, обсуждения, обобщения и рефлексии);
-
в учебниках и учебных материалах формируется интерес к практическим приложениям информатики и демонстрации роли знаний по информатике в анализе реальных ситуаций.
Личностно-ориентированный подход в рамках УМК реализован следующим образом:
-
Учебная информация предъявляется в разных формах (словесно-логической, визуальной, предметно-практической), что позволяет ученикам с разными познавательными стилями усваивать материал;
-
активно используется личный (в том числе житейский) опыт учеников как на этапе освоения теоретических разделов учебников, так и при решении прикладных задач;
-
учебник и учебные материалы содержат учебные практические задания, которые формируют у обучающихся готовность формулировать гипотезы, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать результаты учебной деятельности;
-
средствами учебника и учебных материалов обеспечивается индивидуализация обучения (компоненты УМК позволяют учитывать индивидуальные познавательные потребности и склонности обучающихся, выбирать индивидуальную траекторию самообучения).
Компетентностный подход в УМК учтен в следующих аспектах:
-
используется тематический принцип организации учебника и учебных материалов;
-
предполагается одновременное формирование как декларативных знаний (о том, что), так и процедурных знаний (о том, как);
-
содержание учебника и учебных материалов построено таким образом, чтобы способствовать формированию рефлексивной позиции (осознанного, произвольного отношения обучающихся к процессу обучения);
-
учебные материалы учат школьников принимать учебную проблемную ситуацию и принимать участие в постановке учебных проблем;
-
средствами учебного текста формируются навыки планирования, целеполагания, самоконтроля, прогнозирования, оценивания, доказательства, обобщения как основы компетентностного уровня усвоения учебных знаний;
-
материалы учебника и практикумов формируют умение работать с текстом (выделять главные идеи текста, искать в тексте нужную информацию, сравнивать тексты, конструировать тексты и т.д.);
-
создаются условия для того, чтобы ученик мог применять усвоенные теоретические знания в разнообразных практических ситуациях (в том числе, за счет создания учебных проектов, компьютерных практикумов).
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Литература для учителя (основная и дополнительная);
-
Информатика и ИКТ.Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 387 с.
-
Информатика и ИКТ.Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 387 с.
-
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Практикум по информатике и ИКТ/ Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
-
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г
-
Информатика и ИКТ.Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 308 с.
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень
-
Дополнительная литература
-
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2002.
-
Информатика и ИКТ. 10-11кл. Профильный уровень. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений / М.Е.Фиошин, А.А.Ресин, С.М.Юнусов. - М.: Дрофа, 2008-2009.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2т. Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
-
Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В.Андреева, Л.Л.Босова, И.Н.Фалина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
-
Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. пособие - 3-е доп.изд. - М.: Финансы и статистика, 1999.
-
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002-2005.
-
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс: Учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Литература для обучающихся (основная и дополнительная);
-
Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ - ресурсы;
-
standart.edu.ru - Официальный сайт ФГОС
-
edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
-
mon.gov.ru/ - Министерство образования и науки Российской Федерации
-
ed.gov.ru/ - Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию
-
komitet8.km.duma.gov.ru/ - Комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
-
fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений
-
ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ и ГИА
-
school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
-
fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
-
ict.edu.ru/ - Информационно-коммуникационные технологии в образовании
-
ug.ru - Учительская газета
-
1september.ru - «Первое сентября»
-
lbz.ru - сайт издательства БИНОМ
-
teacher.fio.ru - Учитель.ru - каталог всевозможных учебных и методических материалов по всем аспектам преподавания в школе
-
lbz.ru/ index.php?div=downloads - электронные пособия по информатике
-
bolgar.info - информационные технологии в образовании
-
edu.rin.ru - наука и образование
-
som.fio.ru - задачи для проведения ЕГЭ по информатике
-
nerungri.edu.ru - особенности стандарта по информатике
-
altlinux.org/ - Alt Linux Wiki
-
opennet.ru - различная документация по Linux.
-
docs.kde.org - Официальная документация по KDE.
-
gnu.org - Официальный сайт проекта GNU.
-
linuxcenter.ru/lib/ - Сайт ГНУ/Линуксцентра.
-
polyakov.narod.ru - авторский сайт Полякова
-
postroika.ru/ графика и сайтостроение
-
acmp.ru/ подготовка к олимпиадам
-
ucoz.ru/ бесплатный конструктор сайтов
-
metodist.ru
-
-
Информационно - техническая оснащенность учебного кабинета.
-
Специализированный кабинет информатики
-
Программное обеспечение
-
Лицензионная операционная система Windows (из стандартного базового пакета программного обеспечения СБППО, который поставлен на 56 CD-дисках для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).
-
Лицензионное интегрированное офисное приложение Microsoft Office (из стандартного базового пакета программного обеспечения СБППО, который поставляется на 56 CD-дисках для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).
-
Windows-CD:
-
Свободно распространяемые и условно бесплатные программы, необходимые для изучения курса "Информатика и ИКТ" в операционной системе Windows.
-
Федеральный базисный учебный план.
-
Планирования базового, профильных и элективных курсов по предмету "Информатика и ИКТ".
-
Экзаменационные билеты по курсу "Информатика и ИКТ".
-
Информация по учебникам, а также готовые проекты и указания по выполнению заданий к учебникам "Информатика и ИКТ 8", "Информатика и ИКТ 9", "Информатика и ИКТ 10. Базовый уровень", "Информатика и ИКТ 11. Базовый уровень" и "Информатика и ИКТ 10. Профильный уровень".
-
Интерактивные тесты с Web-интерфейсом (6 вариантов тестов по базовому курсу и 6 вариантов по углубленному курсу "Информатика и ИКТ").
-
Тесты с ответами, которые можно использовать для подготовки к ЕГЭ (4 варианта).
-
Требования к кабинету информатики.
-
Законы, касающиеся ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
-
построение описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
-
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
-
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
-
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
-
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен:
знать:
-
логическую символику;
-
основные конструкции языка программирования;
-
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
-
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
-
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
-
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
-
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
-
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
-
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности ;
-
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
-
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
-
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
-
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
-
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
-
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
-
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
-
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
-
проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
-
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
поиска и отбора информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией;
-
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
-
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
-
личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций;
-
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Содержание курса
Распределение часов:
№ п/п
Тема
Авторская программа
Н.Д. Угринович
Рабочая программа
Рабочая программа
10 класс
11 класс
Архитектура компьютера и защита информации
20
20
20
Информация. Системы счисления
30
30
30
Основы логики и логические основы компьютера
18
18
18
Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
66
66
40
26
Моделирование и формализация
50
50
50
Технологии создания и обработки текстовой информации
14
14
14
Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
12
12
12
Телекоммуникационные технологии
12
12
12
Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)
16
16
16
Информационная деятельность человека
10
10
10
Повторение и подготовка к ЕГЭ
32
24
2
22
Всего
272
136
136
Количество часов всего: 272 ч. в неделю - 4 ч.
Количество практических работ и практикумов 10 класс - 66 (37+29):
11 класс - 57 (39+18)
Количество контрольных работ: 10 класс - 4 11 класс - 4
Количество проверочных работ: 10 класс - 8 11 класс - 8
Промежуточный и текущий контроль рекомендуется проводить в виде тестов (дополнительно отрабатываются навыки при работе с тестами на ЕГЭ), а также в виде проверочных и самостоятельных работ по индивидуальным заданиям.
Межпредметные связи реализуются через фактический и понятийный материал решаемых задач из различных предметных областей (математика, русский язык, физика и др.).
формы и средства контроля
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Формы контроля
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум;
-
тестирование;
-
письменная проверочная работа;
-
письменная контрольная работа;
-
защита проекта;
-
дифференцированный зачёт.
Содержание рабочей программы
10 класс
Тема 1. Архитектура компьютера и защита информации - 20 часов
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода-вывода информации.
Программное обеспечение компьютера. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Файлы и файловая система.
Компьютерные сети. Понятие о системном администрировании. Защита информации от вредоносных программ.
Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Профилактика оборудования. Комплектование компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Контроль знаний: письменная контрольная работа.
Тема 2. Информация. Системы счисления - 30 часов
Информация. Информация в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Виды информационных процессов. Единицы измерения. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Алфавитный подход к измерению информации. Формула Шеннона.
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Кодирование текстовой, числовой, графической, звуковой и видео информации. Хранение информации.
Контроль знаний: письменная контрольная работа.
Тема 3. Основы логики и логические основы компьютера - 18 часов
Формы мышления. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Построение таблиц истинности с использованием электронных таблиц. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач.
Базовые логические элементы. Построение логических схем. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Контроль знаний: тестирование, проверочная работа.
Тема 4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование - 40 часов
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». История развития языков программирования.
Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Знакомство с одной из систем объектно-ориентированного программирования (ООП). Переменные в системе ООП. Функции преобразования типов данных. Математические функции. Строковые функции. Функции ввода и вывода данных. Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор» в системе ООП. Цикл со счетчиком. Цикл с предусловием и с постусловием в системе ООП. Процедуры и функции. Рекурсивный алгоритм. Графические возможности. Анимация. Модульный принцип построения решений и проектов. Чтение и запись данных в файлы. Массивы. Заполнение массивов. Поиск элементов в массивах. Сортировка массивов.
Контроль знаний: защита проекта, практическая контрольная работа.
Тема 6. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации - 12 часов
Растровые и векторные редакторы. Система автоматизированного проектирования AutoCAD. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Анимация в компьютерных моделях. Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.Создание изображений в векторном редакторе, входящем состав текстового редактора Word. Создание и преобразование звуковых и аудио-визуальных объектов. Создание презентаций.
Контроль знаний: практическая контрольная работа.
Тема 7. Технологии создания и обработки текстовой информации - 14 часов
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов (документов).
Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Шаблоны. Оглавление. Документы слияния.
Гипертекст. Гиперссылки, закладки. Технология работы с колонтитулами. Вставка формул.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Системы оптического распознавания документов. Обработка текста после сканирования.
Контроль знаний: практическая контрольная работа.
Повторение, подготовка к ЕГЭ - 2 часа
Всего - 136 часов
11 класс
Тема 5. Моделирование и формализация. Системы управления - 50 часов
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Основные понятия системологии. Типы информационных моделей. Табличные информационные модели. Иерархические информационные модели. Сетевые информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Назначение и возможности Excel. Окно редактора. Ввод данных. Форматирование таблиц. Математические вычисления. Мастера функций. Создание графиков и диаграмм. Сортировка данных. Фильтрация данных. Анализ и поиск решения.
Исследование физических, биологических и экономических моделей в системе ООП и в электронных таблицах. Приближенное решение уравнений в системе ООП и в электронных таблицах. Вероятностные модели. Модели логических устройств. Геоинформационные модели в электронных таблицах.
Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь. Информационные модели управления объектами. Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Технологии управления, планирования и организации деятельности человека.
Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых тестов и учета результатов тестирования.
Введение в теорию графов. Виды графов. Подграфы и деревья. Исследование графов в системе ООП.
Контроль знаний: тестирование, практическая контрольная работа.
Тема 4. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование - 22 часа
Графические возможности. Анимация. Модульный принцип построения решений и проектов. Чтение и запись данных в файлы. Массивы. Заполнение массивов. Поиск элементов в массивах. Сортировка массивов.
Контроль знаний: защита проекта, практическая контрольная работа.
Тема 8. Телекоммуникационные технологии - 12 часов
Передача информации. Компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет: адресация, протоколы, подключение, основные ресурсы. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.
Поисковые системы. Использование инструментов поисковых систем для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ. Правила цитирования источников информации.
Контроль знаний: тестирование, практическая контрольная работа.
Тема 9. Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД) - 16 часов
Понятие информационные системы, классификация ИС. Базы данных. Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах.
Создание и заполнение базы данных. Поиск данных. Запросы. Сортировка, удаление и добавление записей. Многотабличная база данных. Связывание таблиц.
Контроль знаний: тестирование, практическая контрольная работа.
6.5. Разработка Web-сайтов и Web-дизайн - 12 часов
Инструменты создания информационных объектов для Интернета. Методы и средства создания и сопровождения сайта. Язык HTML для создания Web-страниц. Знакомство с тэгами форматирования текстов. Кодирование специальных символов (копирайт, длинное тире и т. п.). Атрибуты тэгов. Цветовое оформление и вставка изображений. Форматы графических файлов, используемых на Web-страницах. Шрифты. Различные виды гиперссылок. Якоря. Добавление таблиц. Атрибуты, форматирующие таблицы. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Топология сайта. Эргономика Web-страницы. Web-навигация. Меню. Цветовое оформление сайта в CSS. Редакторы Web-страниц. Размещение готового сайта в Интернете.
Контроль знаний: тестирование, защита проекта.
Тема 10. Информационная деятельность человека - 10 часов
Виды профессиональной информационной деятельности человека. Роль информации в современном обществе. Информационные ресурсы и каналы государства. Образовательные информационные ресурсы.
Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения.
Контроль знаний: защита проекта.
Повторение, подготовка к ЕГЭ - 22 часа
Всего - 136 часов
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
Кол-во часов
Тема
Умения и навыки, требования к уровню подготовки обучающихся
Особые формы организации
урока
Межпредметные связи
1
Архитектура компьютера и защита информации Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Техника безопасности и организация рабочего места.
Знать: в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;
из каких частей состоит предметная область информатики; архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
лекция
Содержательные: физика, ОБЖ, история
1
Процессор. Определение объемов кэш-памяти, температуры, производительности процессора.
Знать: структуру процессора; характеристики процессора; способы ускорения работы процессора; что такое «система команд процессора»
Уметь различать устройства процессора; различать процессоры по функциональным возможностям и характеристиками; понимать взаимодействие процессора с другими устройствами, в частности с оперативной памятью.
Содержательные: физика
1
Оперативная память. Виртуальная память.
Знать: структуру ОЗУ, ПЗУ, CMOS; назначение различных видов памяти; характеристики типов внутренней памяти
Содержательные: физика
1
Магнитная память. Оптическая память. Флэш-память.
Знать какие устройства относятся к внешней памяти и почему; характеристики накопителей и носителей; физическую структуру дисков; взаимодействие процессора и внешней памяти
Уметь различать устройства внешней памяти; понимать взаимодействие процессора и внешней памяти; находить количество дорожек, секторов на диске, объем диска и его элементов
Теоретические: История - возникновение и развитие устройств и способов обработки информации
Устройства ввода и вывода информации
Знать какие устройства относятся к устройствам ввода и вывода информации, их характеристики
Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт PCI-E
Знать виды периферийных устройств и их характеристики
Уметь определять характеристики устройств; выбирать оптимальный вариант компьютерной системы
Практические: физика
Контрольная работа №1 по теме «Архитектура компьютера»
Демонстрировать знания и умения по теме «Архитектура компьютера»
2
Программное обеспечение компьютера.
Знать виды программного обеспечения; назначение ПО; определение ОС, виды, назначение, состав, этапы загрузки; принципы ОС Windows
Уметь различать ПО по назначению; сопоставлять ПО и определенный вид профессиональной деятельности человека.
лекция
Теоретические: История
Практические: Алгебра,
Установка в BIOS Setup параметров, обеспечивающих безопасность системы
Иметь представление о процедуре первоначальной загрузки компьютера; о назначении BIOS и этапах загрузки
Уметь настраивать BIOS; проводить тестирование компьютера
Практические: Алгебра, физика: параметры физических устройств в BIOS
Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков.
Знать: определение понятий файл, папка, файловая система, характеристики и свойства папок и файлов; логический диск; для чего важно упорядочивать информацию;
Уметь составлять дерево файловой системы; правильно называть файлы и папки; отслеживать путь к файлу;
Практические: Алгебра, физика
Загрузка операционной системы. Ознакомление с системным реестром Windows.
Знать/понимать:
об объектно-ориентированном подходе, используемого в операционных системах семейства Windows; о системном администрировании. сущность программного принципа управления компьютером; знать основные команды операционной системы; основные этапы загрузки операционной системы; функции операционной системы; состав операционной системы; виды и особенности операционных систем; знать основные подходы настройки операционной системы (защита информации, управление внутренними ресурсами и т.д.); элементы интерфейса операционных систем семейства Windows
Уметь:
выполнять загрузку операционной системы; запускать приложения операционной системы; осуществлять настройку операционной системы; управлять объектами интерфейса операционных систем семейства Windows; выполнять команды операционной системы с помощью командной строки; инструктировать пользователей по базовым методам работы в операционных системах семейства Windows.
Практические: физика: звуковые сигналы при загрузке ОС
2
Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.
Знать: алгоритмы и методы архивации
Уметь выполнять архивацию и разархивацию фалов
математика
Компьютерные вирусы и защита от них.
Знать: виды вредоносных программ, признаки заражения компьютера, виды вирусов; меры профилактики от заражения вирусом; виды сетевых червей; виды троянских программ; меры профилактики от заражения; способы защиты информации, классификации компьютерных вирусов
Уметь: выбрать оптимальный способ защиты информации, эффективные способы защиты от компьютерных вирусов
математика
Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них
Уметь: подобрать, установить и настроить антивирусную программу
Формирование отрицательного отношения к данным программам, осознавать опасность, которую представляют вредоносные программы: троянские программы, вирусы, сетевые черви.
Теоретические: история, обществознание.
Практические: математика - криптографические методы защиты ИС.
Рекламные и шпионские программы и защита от них
Спам и защита от него
Хакерские утилиты и защита от них. Настройка межсетевого экрана.
Контрольная работа № 2 «Защита информации».
Демонстрировать знания и умения по теме «Защита информации»
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике.
Знать что такое информация, свойства информации виды информации, формы представления информации, виды информационных процессов.
Уметь различать информацию по видам, указывать свойства информации, выбирать наиболее удачную форму представления информации.
лекция
Содержательные: физика, биология, история, обществознание
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
Знать какие события называются равновероятными, какие - не равновероятными, как найти вероятность события; как найти количество информации в сообщении, что произошло одно из равновероятных событий или одно из не равновероятных событий
Уметь различать равновероятные и не равновероятные события; находить количество информации в сообщении , что произошло одно из равновероятных событий или одно из не равновероятных событий; находить количество возможных вариантов того или иного события, если известно количество информации в сообщении о том, что событие произошло
Перспективные: Математика:
Решение задач на определение количества информации.
Перспективные: Математика: теория вероятности, вычисление логарифма числа
Алфавитный подход к определению количества информации
Иметь представление об алфавитном подходе к измерению количества информации;
Знать понятие мощности (размера) алфавита, виды языков, формулу нахождения объема информации; уметь решать задачи по данной теме; как найти мощность алфавита; как найти количество информации в сообщении;
Уметь находить количество информации в сообщении; находить мощность алфавита.
Решение задач на определение количества информации в тексте
Кодирование информации с помощью знаковых систем.
Знать: что такое «код», «кодирование», как кодируются различные виды информации в вычислительной технике
Уметь: кодировать информацию; восстанавливать информации по ее кодовому представлению
Практические: математика: криптография
Кодирование и декодирование текста.
Знать принцип кодирования текстовой информации; что такое таблица кодов ASCII
Уметь кодировать и декодировать символы с помощью таблицы кодов, находить информационный объем текстов и сообщений
Перспективные: математика - нахождение информационного объема текстов и сообщений с использованием логарифма числа
Кодирование графической информации.
Знать способы представления графической информации; основные форматы графических изображений файлов; что такое растр, пиксель, пространственная дискретизация, палитра, глубина цвета; что такое пространственная дискретизация, глубина кодирования; иметь представление о механизмах отображения данных на мониторе;
Уметь находить информационный объем графического изображения, соответствие между глубиной цвета и количеством цветов
Практические: Математика, физика, ИЗО, черчение
Кодирование звуковой информации
Знать способы представления звуковой информации; основные форматы звуковых файлов; что такое глубина кодирования, частота дискретизации;
иметь представление о механизмах отображения данных на мониторе; об основных видах программ, обрабатывающих звуковую информацию.
Уметь находить информационный объем звукового файла.
Практические: Математика, физика
Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование информации».
Повторить основные понятия учебного материала; систематизировать знания данной области; выделить ключевые моменты рассмотренных тем учебного материала
Хранение информации
Знать определения следующих понятий: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления»,
Уметь записывать числа в непозиционных и позиционных системах счисления приводить примеры различных систем счисления, записывать числа в развернутой форме
Теоретические: математика
Непозиционные системы счисления.
Предшествующие: математика - теория чисел
Позиционные системы счисления
Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную.
Знать алгоритмы перевода из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Практические: математика
Практическая работа «Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную»
Практические: математика
Перевод дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дроби
Знать алгоритмы перевода из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Практические: математика
Практическая работа «Перевод десятичной дроби в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную дроби»
Знать алгоритмы перевода из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Практические: математика
Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Знать алгоритмы перевода из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Практические: математика
Практическая работа «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно»
Знать алгоритмы перевода из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Уметь переводить числа из одной системы счисления в любую другую и обратно.
Практические: математика
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления;
Уметь производить арифметические действия в позиционных системах счисления
Практические: математика
Практическая работа «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления;
Уметь производить арифметические действия в позиционных системах счисления
Практические: математика
Решение задач по теме «Системы счисления»
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления;
Уметь производить арифметические действия в позиционных системах счисления
Практические: математика
Представление чисел в формате с фиксированной запятой.
Иметь представление о форматах записи чисел с фиксированной и плавающей запятой; понятие формата с плавающей точкой, мантиссы, нормализованная мантисса.
Знать понятие прямого кода, обратного кода, дополнительного кода, инвертирования, числа обычной точности, числа двойной точности,
Уметь записывать целые числа (положительные и отрицательные) в прямом, обратном и дополнительном кодах.
Практические: математика
Диапазон хранения целых неотрицательных чисел, целых чисел со знаком и больших целых чисел со знаком.
Практические: математика
Дополнительный код числа. Вычисление дополнительного кода числа с использованием обратного кода.
Практические: математика
Представление чисел в формате с плавающей запятой
Представление числа с плавающей запятой к нормализованной форме.
Практические: математика
Арифметические операции с числами в формате с плавающей запятой.
Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления;
Уметь производить арифметические действия в позиционных системах счисления
Практические: математика
Решение задач по теме «Представление чисел в компьютере»
Знать основные понятия темы «Системы счисления», уметь производить арифметические действия в позиционных системах счисления, переводить числа из одной системы счисления в другую
Практические: математика
Контрольная работа № 4 «Информация. Системы счисления»
Демонстрировать знания и умения по теме «Информация. Системы счисления»
Практические: математика
1
Формы мышления
Понимать необходимости использования в АЛУ компьютера законов формальной логики
Уметь: формализовать некоторое утверждение и умозаключение
лекция
Перспективные: математика - логика высказываний
1
Логическое умножение, сложение и отрицание.
Понимание основных операций алгебры Буля
Перспективные: математика - алгебра Буля
1
Таблицы истинности.
Знать/понимать:
об основах электроники;
логическую символику;
основные логические элементы;
правила построения логических выражений и их семантику;
основные логические элементы, входящие в состав компьютера.
Уметь:
строить таблицы истинности;
выполнить построение логических схем и выражений;
вычислить логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
определить логическое выражение по логической схеме и наоборот;
преобразовывать логические выражения;
выполнять построения в редакторе схем.
Применять законы и аксиомы алгебры логики для упрощения сложных высказываний.
Перспективные: математика - алгебра Буля
1
Логические выражения
1
Решение задач по теме «Логические выражения»
1
Логические функции
1
Функции импликации и эквивалентности
1
Решение задач по теме «Логические функции»
1
Логические законы и правила преобразования логических выражений
1
Решение задач по теме «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
Перспективные: математика - алгебра Буля
Решение логического уравнения
Решение логических задач.
Перспективные: математика - алгебра Буля
Базовые логические элементы
Уметь: рисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел, решать задачи по теме.
Применять: правила построения комбинационных схем
Перспективные: математика - алгебра Буля
Сумматор двоичных чисел
Перспективные: математика - алгебра Буля
Триггер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Предшествующие: ОБЖ, физика, математика, черчение
Изображение логических схем в редакторе схем.
Решение задач по разделу «Основы логики»
Перспективные: математика - алгебра Буля
Контрольная работа № 5 «Основы логики и логические основы компьютера»
Демонстрировать знания по теме «Основы логики и логические основы компьютера».
Перспективные: математика - алгебра Буля;
Предшествующие: физика, математика, черчение
Алгоритм и его свойства
Понимать смысл понятия алгоритма.
Приводить примеры алгоритмов различной алгоритмической структуры.
Уметь вычерчивать блок-схемы базовых
алгоритмических конструкций
Предшествующие математика, черчение
Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор», «цикл»
Знать конструкцию линейной программы, алгоритмическую конструкцию: ветвление если - то, алгоритмическую конструкцию: ветвление (множественный выбор).
Уметь разработать линейные программы с использованием математических функций, осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма (программы) с использованием логических функций при записи условного выражения, осуществлять разработку разветвляющегося алгоритма (программы) с оператором выбора
Предшествующие математика, черчение
История развития языков программирования
Знать: о среде программирования, о языке;
Типы переменной: числа, логические, строковые, имя переменной, объявление типа переменной
Арифметические переменные, логические выражения, присваивание переменным значений
Теоретические: английский язык - понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией; история
1
Объекты: свойства и методы
Знать/понимать:
о способах описания объектов;
сущность алгоритмического определения случайности; Методы объектов.
Уметь:
выбирать оптимальный способ описания объекта.
лекция
Практические: математика - теория вероятности
1
События
Иметь понятие о событиях, обработчике событий.
Практические: математика, английский язык
1
Проекты и приложения
Знать этапы разработки проектов
Практические: математика, английский язык
1
Система объектно-ориентированного программирования Delphi
Различать различные интегрированные среды разработки языков
Практические: математика, английский язык
1
Проект «Консольное приложение»
Уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного
Программирования, производить отладку проекта.
Практические: математика, английский язык
1
Переменные
Уметь: определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе; разрабатывать алгоритм и анализировать его;
Практические: математика, английский язык
1
Проект «Переменные». Создание вкладок
Уметь: составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;
Практические: математика, английский язык
1
Проект «Переменные». Создание программного кода
Практические: математика, английский язык
1
Графический интерфейс
Уметь применять базовые элементы для создания интерфейсов приложений при решении задач различных предметных областей.
Практические: математика, английский язык
1
Проект «Отметка». Создание графического интерфейса
Уметь применять базовые элементы для создания интерфейсов приложений при решении задач различных предметных областей.
Практические: Математика, английский язык, ИЗО, черчение
1
Проект «Отметка». Создание программного кода.
Уметь создавать программный продукт для решения задач различных предметных областей.
Практические: Математика, английский язык
1
Пространство имен .NET
Знать строительные блоки .NET (CLR, CTS, CLS). Достоинства С#. Промежуточный язык MSIL. Библиотеки типов, пространства имён. Получение дополнительной информации о сборках
Практические: Математика, английский язык
1
Процедуры.
Знать: Понятие, назначение и синтаксис процедур, локальные и глобальные переменные;
Уметь: Использовать в программе процедуры, процедуры с параметром.
Создавать в программе собственные процедуры и обращаться к ним из программы;
Использовать для вывода стандартное окно
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Передача по ссылке и по значению»
Практические: Математика, английский язык
1
Функции
Знать: Понятие, назначение и синтаксис функций
Уметь: Использовать в программе стандартные функции.
Создавать в программе собственные функции и обращаться к ним из программы;
Использовать для вывода стандартное окно
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Функция»
Практические: Математика, английский язык
1
Итерация и рекурсия
Знать понятие рекурсии, взаимосвязь итерации и рекурсии, математические рекурсивные функции
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Факториал (итерация)»
Уметь: реализовать программу, используя итерационный цикл.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Факториал (рекурсия)»
Уметь: Использовать в программе рекурсивную процедуру при решении практических задач.
Практические: Математика, английский язык
1
Алгоритм перевода целых чисел.
Знать алгоритм перевода целых чисел из р-й системы счисления в к-ю.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Перевод целых чисел»
Уметь: разработать программу перевода целых чисел из р-й системы счисления в к-ю.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Перевод целых чисел»
Практические: Математика, английский язык
1
Алгоритм перевода дробных чисел
Знать алгоритм перевода дробных чисел из р-й системы счисления в к-ю.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Перевод дробных чисел»
Уметь: разработать программу перевода дробных чисел из р-й системы счисления в к-ю.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Перевод дробных чисел»
Практические: Математика, английский язык
1
Чтение и запись данных в файлы
Знать Переменные файлового типа. Операции ввода, вывода. Стандартные текстовые файлы. Операции над текстовыми файлами. Типизированные файлы. Операции перемещения по файлу.
Практические: Математика, английский язык
1
Массивы. Заполнение массивов
Знать принципы обработки числовые массивы.
Уметь решать задачи с табличной организацией числовых данных.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Заполнение массива». Создание графического интерфейса. Создание программного кода.
Уметь использовать различные способы заполнения и вывод элементов массива, организовывать поиск данных в массиве.
Практические: Математика, английский язык
1
Поиск элемента в массивах
Знать основные алгоритмы поиска наибольшего, наименьшего значения, значений, удовлетворяющих
заданному условию,
при решении задач
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Поиск в массиве». Создание графического интерфейса.
Применять алгоритмы поиска наибольшего, наименьшего значения, значений, удовлетворяющих
заданному условию,
при решении задач
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Поиск в массиве». Создание программного кода.
Практические: Математика, английский язык
Сортировка числовых массивов
Знать алгоритмы сортировки числовых массивов: прямого выбора, «пузырьком.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Сортировка числового массива». Создание графического интерфейса.
Уметь применять алгоритмы сортировки числовых массивов: прямого выбора, «пузырьком при решении практических задач.
Практические: Математика, английский язык
1
Проект «Сортировка числового массива». Создание программного кода.
Практические: Математика, английский язык
1
Сортировка строковых массивов
Знать: названия элементов строки, правила описания строки при использовании в программе
Понимать: аналогию между структурой строки и одномерным массивом символов, определяет по записи функции или процедуры результат его выполнения.
Практические: Математика, английский язык, русский язык
1
Проект «Сортировка строкового массива».
Уметь: составлять программы обработки строк, выполнять операции с элементами строки как с элементами массива
Практические: Математика, английский язык, русский язык
1
Проект «Сортировка строкового массива».
Практические: Математика, английский язык, русский язык
1
Графика в компьютере. Основные понятия. Программное обеспечение для работы с графикой.
Знать: интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; область применения разных графических форматов.
Практические: физика, черчение
1
Требования к компьютерному оборудованию для обработки графической и мультимедийной информации.
Практические: физика, черчение
1
Растровая и векторная графика в компьютере.
Цветное и чёрно-белое изображение.
Модели цветопередачи.
Знать: виды компьютерной графики, их сходства и отличия; принципы формирования цветного и чёрно-белого изображения; модели цветопередачи.
Практические: ИЗО - цветовые модели в компьютерной графике, физика, биология - особенности восприятия цвета человеческим глазом
1
Создание и редактирование растровых графических изображений.
Уметь: создавать рисунки, чертежи, графические представления информации в процессе редактирования с использованием операций графических редакторов
1
Создание и редактирование векторных рисунков.
Знать назначение и возможности графического редактора; назначение интерфейса векторного графического редактора входящем состав текстового редактора Microsoft Word.
Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора входящего в состав текстового редактора Microsoft Word; использовать примитивы и шаблоны, геометрические преобразования для создания изображения
Практические: Черчение, математика
1
Геометрические построения с использованием САПР AutoCAD
Знать назначение системы автоматического проектирования, назначение инструментов панели управления и панели переключении Уметь выполнять построение простейших чертежей используя инструменты системы.
1
Геометрические построения с использованием САПР AutoCAD
Уметь создавать и редактировать чертежи с помощью панели инструментов, в ручном и автоматическом режимах
1
Цифровое представление звука.
Знать аналоговое и дискретное представление звука, цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практические: Физика: аналоговое и дискретное представление звука, алгебра
1
Программы для работы со звуком. Звукозапись.
Знать принципы работы в программах для работы со звуком.
Уметь записывать звуковой файл в форматах mp3, wave
1
Создание мультимедийных презентаций.
Уметь создавать, редактировать и демонстрировать мультимедийную презентацию
Практические: русский язык, биология, история, география
1
Создание мультимедийных презентаций.
Освоить приемы создания мультимедийных презентаций с помощью программы PowerPoint,
2
Создание анимаций.
Знать возможности анимации в презентациях уметь делать переходы между слайдами и производить запуск презентации
Практические: русский язык, биология, история, география, обществознание.
1
Контрольная работа № 6
Уметь: выполнять задания на применение изученных понятий.
1
Понятие о настольных издательских системах. Макет и вёрстка в настольных издательских системах. Параметры документа.
Знать основные правила набора текста и его элементов; назначение основного меню; основные операции редактирования и форматирования текста; назначение буфера обмена
Знать и уметь применять: правила структурирования текста, используя настройку параметров страницы; форматировать абзацы;
Теоретические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Создание документа с помощью мастера и на основе шаблона.
Иметь представление об использовании в текстовых документах мастеров и шаблонов; о встроенной в текстовый редактор системы проверки правописания; автозамене частых опечаток и настройке выделения исправлений.
Уметь вводить, редактировать и форматировать текст и его фрагменты
применять библиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитка, реферат, календарь и др.)
Практические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Нумерованные и маркированные списки. Редактор формул.
Иметь представление о типах списков (нумерованный, маркированный, многоуровневый); о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул.
Уметь: включать в текстовый документ маркированные и нумерованные списки; структурировать текст, используя вставку в документ формул и их настройку, набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения.
Сопутствующие:Физика, химия, математика: Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул
1
Вставка и форматирование таблиц.
Уметь: включать в текстовый документ таблицы, выполнять их форматирование; размещать в ячейках данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять, удалять строки, столбцы, ячейки; изменять размеры отдельных ячеек; объединять и разбивать ячейки); использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы
Практические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Преобразование текста в таблицу.
Знать принципы преобразования текста в табличный вид.
Уметь правильно расставлять служебные символы для дальнейшего преобразования текста в таблицу и наоборот.
1
Сохранение документов в файлах в различных текстовых форматах.
Знать различные текстовые форматы файлов.
Уметь конвертировать файл из одного формата в другой с устранением недостатков предыдущего форматирования текста.
1
Сканирование и распознавание текстовых документов.
Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканера) и программных средств для распознавания полученного изображения
уметь
с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате, сохранить документ, вывести на печать на принтере
Практические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Обработка текста после сканирования.
Уметь вводить, редактировать и форматировать текст и его фрагменты.
1
Создание гипертекста. Сбор оглавления.
Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.
Знать состав гиперссылки (указатель ссылки и адресная часть гиперссылки); преимущества гипертекстового представления информации; алгоритм автоматического сбора оглавления.
Уметь создавать закладки и гиперссылки (с местом в этом документе, другим файлом или веб-страницей); распознать гипертекст в электронном документе; создавать оглавление в документе, редактировать его.
Практические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Документы слияния.
Знать принципы создания общего документа и документа различий.
Уметь создавать документы слияния для печати множества похожих писем.
1
Работа с компьютерными словарями и переводчиками.
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность).
Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста).
Практические: русский язык, иностранные языки
1
Контрольная работа № 7
Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора; уметь оформлять текст в виде отчета, доклада, реферата и т.п.
Практические: русский язык, иностранные языки
2
Повторение
Учебно-тематическое планирование 11 класс
№
Кол-во часов
Тема
Умения и навыки, требования к уровню подготовки обучающихся
Особые формы организации
урока
Межпредметные связи
36
Моделирование и формализация
1
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
Знать основные виды моделирования, элементы процесса моделирования
1
Построение и исследование физических моделей.
Знать последовательность разработки и исследования моделей на компьютере.
Уметь строить формальную и компьютерную модель для исследования несложных математических моделей
Алгебра, численные методы решения задач, физика
Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Знать последовательность разработки и исследования физических моделей
Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории
1
Компьютерная модель движения тела на языке Turbo Delphi
Уметь реализовать модель движения тела на языке Turbo Delphi
1
Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах.
Уметь строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.).
Алгебра
1
Приближенное решение уравнений. Графические и численные методы решения уравнений
Алгебра, численные методы решения задач
2
Приближенное решение уравнений на языке Turbo Delphi
Уметь реализовать решение уравнений на языке Turbo Delphi
1
Приближенное решение уравнений в электронных таблицах
Уметь решать уравнения в электронных таблицах
1
Вероятностные модели
Построение информационной модели с использованием метода Монте-Карло
Иметь понятие о построении информационной модели методом Монте-Карло
Алгебра, теория вероятности
2
Компьютерные модели, построенные с использованием метода Монте-Карло, на языке Turbo Delphi
Уметь применять метод Монте-Карло
1
Биологические модели развития популяций. Информационные модели развития популяций.
Иметь представление о моделировании. приводить примеры использования моделей окружающего мира
Алгебра, теория вероятности, биология
2
Компьютерные модели развития популяций на языке Turbo Delphi.
Уметь реализовать модели развития популяций на языке Turbo Delphi.
1
Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах.
1
Оптимизационное моделирование в экономике. Информационные оптимизационные модели.
Знать подбор параметра, анализ и поиск решения
Уметь выполнять анализ и поиск решений при построении оптимальной модели развития экономики предприятия
Алгебра, теория вероятности, экономика
2
Построение и исследование оптимизационной модели на языке Turbo Delphi.
Уметь реализовать исследование оптимизационной модели на языке Turbo Delphi.
1
Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
Уметь реализовать исследование оптимизационной модели в электронных таблицах
1
Модель системы распознавания химических волокон. Построение информационной модели распознавания химических волокон
Иметь представление о моделировании. приводить примеры использования моделей окружающего мира
Алгебра, теория вероятности, химия
1
Модель распознавания химических волокон на языке Turbo Delphi
Уметь реализовать модель распознавания химических волокон на языке Turbo Delphi
1
Модели логических устройств
1.8.1. Логические схемы полусумматора и триггера
Понимать принцип работы сумматора и триггера. Уметь «почитать» ФС и ТИ логических устройств компьютера. Определять результат для определенного набора входных данных по ФС, по ТИ и исходя из правил сложения двоичных чисел (должны совпасть)
2
Модели логических устройств компьютера на языке Turbo Delphi.
Уметь реализовать исследование модели логических устройств компьютера на языке Turbo Delphi.
1
-
Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах
Уметь реализовать исследование модели логических устройств компьютера в электронных таблицах
1
Информационные модели управления объектами. Информационные модели систем управления.
Знать/понимать назначение информационных моделей в учебной и познавательной деятельности
Уметь приводить примеры информационных моделей в учебной деятельности
Алгебра, теория вероятности, экономика
1
Модели систем управления на языке Turbo Delphi
3
Графы и их исследование с использованием языка объектно- ориентированного программирования Turbo Delphi. Введение в теорию графов.
Знать какая информационная модель представлена в виде графа;
Уметь строить информационные модели на графах
3
Изучение графов на языке Turbo Delphi.
1
Контроль знаний и умений
32
Информационные и коммуникационные модели
1
Основные типы приложений для создания документов.
Знать/понимать назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем.
Приемы редактирования.
Практические: русский язык, физика, английский язык, география
1
Макет и верстка в настольных издательских системах.
1
Параметры документов.
1
Работа с файлами формата PDF в Microsoft Word 2013.
2
Создание плаката в Microsoft Word 2013.
Уметь создавать, редактировать и форматировать текстовые документы
Практические: математика, черчение
2
Создание плаката в Libro Office Writer.
Знать/понимать технологии обработки текстовой информации; приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре; инструменты текстового процессора при создании рефератов.
Уметь редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры; использовать системы проверки орфографии и грамматики; использовать системы распознавания текстов
Практические: математика, черчение
1
Текстовые блоки.
Практические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Блоки изображений.
2
Блоки таблиц.
1
Стили в документе.
1
Оглавление.
3
Создание макета брошюры в Microsoft Word 2013.
2
Создание макета брошюры в Libro Office Writer.
1
Главный документ
1
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB и CMYK.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
-
поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
1
Цветоделение и полиграфия.
1
Практическая работа «Цветоделение»
1
Компьютерные языковые словари.
1
Перевод с помощью компьютерных словарей.
Практические: Русский язык - улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре
1
Системы оптического распознавания символов.
1
Оптическое распознавание документов в формате изображений.
1
Работа с пакетом ABBY FineReader 11.0
2
Обработка текста после сканирования.
2
Контроль знаний и умений. Практическая работа.
14
Технология хранения, отбора и сортировки информации
1
Базы данных
Системы управления базами данных.
Иметь представление об интерфейсе системы управления базами данных Access.
Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные разных типов; упорядочивать данные по указанному признаку.
Практические: математика, обществознание
1
Создание реляционной базы данных.
Знать/понимать назначение систематизации и хранения. Основные типы информационных систем. Понятие БД.
Уметь создавать структуру БД.
Практические: математика, обществознание, география
1
Использование формы для просмотра и редактирования записей.
Знать формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты); сущностные характеристики и назначение реляционных баз данных
1
Сортировка данных в реляционной СУБД.
Знать/понимать способы поиска, сортировки и вывода записей в БД.
Уметь сортировать и осуществлять поиск записей по критериям
1
Многотабличные базы данных
Знать/понимать назначение, Структуру. Элементы связи.
Уметь создавать многотабличную БД.
Практические: математика, обществознание, география
1
Связывание таблиц.
Знать/понимать типы связи
Уметь настраивать связи между элементами в многотабличной БД
Практические: математика, обществознание, география
1
Отбор и сортировка данных.
1
Отбор данных с помощью фильтров.
Уметь осуществлять поиск информации в базе данных с помощью фильтров.
3
Отбор данных с помощью запросов.
Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. формировать запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных. формировать запросы с параметром и вычисляемые запросы на поиск данных в среде системы управления базами данных.
1
Печать данных с помощью отчетов
Знать принципы формирования отчетов на основе таблиц, форм, запросов.
Уметь формировать отчеты, производить небольшие вычисления в отчетах, используя построитель выражений.
Уметь реализовывать основные процедуры создания, ведения и использования баз данных при решении учебных и практических задач.
2
Контроль знаний и умений. Практическая работа.
Повторить основные понятия учебного материала; систематизировать знания данной области; выделить ключевые моменты рассмотренных тем учебного материала.
10
Технология создания и обработки графической информации
2
Цветовой охват. Палитры RGB и CMY.
Способы представления графической информации. Форматы графических файлов. Назначение и принципы работы графики
Уметь создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов,
осуществлять простейшую обработку цифровых изображений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.
1
Растровая графика.
1
Векторная графика.
1
Устройства ввода графической информации.
2
Устройства вывода графической информации.
1
Калибровка струйного принтера.
1
Системы управления цветом в CorelDRAW и CorelPhotoPaint.
1
Контроль знаний и умений. Практическая работа.
12
Коммуникационные технологии
1
Глобальная компьютерная среда Интернет.
знать/понимать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
уметь оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; создавать интерактивные Web-страницы
Практические: русский язык, физика, английский язык, математика
1
Адресация в Интернете.
1
Доменная система имен.
1
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
1
Интерактивные формы на Web-страницах
2
Структура HTML-кода Web-страницы
3
Создание интерактивных Web-страниц
2
Контроль знаний и умений. Практическая работа.
10
Информационное общество
1
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Иметь представление о становлении информационной цивилизации.
Знать основные типы информационных ресурсов общества. сущностные характеристики информационной культуры, уровни ее сформированности у человека; этические и правовые нормы информационной деятельности человека; принципы и основы обеспечения
информационной безопасности; информационной безопасности.
Уметь определять тип информационного ресурса в зависимости от технологии его влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением
требований информационной безопасности, информационной этики и права.
Теоретические: история, обществознание.
Практические: математика.
1
Право в Интернете.
1
Этика в Интернете
2
Правовые основы информационной безопасности
1
Защита персональных данных
1
Тестирование по теме «Информационная деятельность человека»
1
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
1
Защита рефератов
26
Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ
3
Тема 1 «Информация. Кодирование информации»
Знать определения следующих понятий: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления»,
Уметь записывать числа в непозиционных и позиционных системах счисления приводить примеры различных систем счисления, записывать числа в развернутой форме, находить количество информации в сообщении; находить мощность алфавита.
Иметь представление об алфавитном подходе к измерению количества информации;
Знать понятие мощности (размера) алфавита, виды языков, формулу нахождения объема информации; уметь решать задачи по данной теме; как найти мощность алфавита; как найти количество информации в сообщении;
2
Тема 2 «Устройство компьютера и программное обеспечение».
5
Тема 3 «Алгоритмизация и программирование».
Знать основные алгоритмические структуры, основы языка программирования. Pascal.
Уметь формально исполнять алгоритм, реализовать решение задачи на языке программирования. Pascal.
3
Тема 4 «Основы логики и логические основы компьютера».
Знать/понимать:
логическую символику; основные логические элементы;
правила построения логических выражений и их семантику; основные логические элементы, входящие в состав компьютера.
Уметь:
выполнить построение логических схем и выражений;
вычислить логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
определить логическое выражение по логической схеме и наоборот;преобразовывать логические выражения.
Применять законы и аксиомы алгебры логики для упрощения сложных высказываний.
2
Тема 5 «Моделирование и формализация».
2
Тема 6 «Информационные технологии».
2
Тема 7 «Коммуникационные
технологии».
3
Решение тестов в формате ЕГЭ.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Критерий оценки устного ответа
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
-
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-
отказался отвечать на вопросы учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
91-100%
отлично
76-90%%
хорошо
51-75%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№
Наименование
разделов и тем
Вид контроля
Источник
Архитектура компьютера
Контрольная работа
Защита информации
Тест
Кодирование информации
Контрольная работа
Информация. Системы счисления.
Контрольная работа
Основы логики и логические основы компьютера
Тест
Технология создания и обработки графической информации
Практическая работа
Технология создания и обработки текстовой информации
Практическая работа
12