Обзор языков программирования. Знакомство с языком Паскаль

"Описание материала: Данный урок первый в разделе «Программирование» для 9 класса. Цель: знакомство с существующими языками программирования, Знакомство с языком Паскаль, его историей и основными операторами; научить зоздавать простые программы на линейный алгоритм. Урок сопровождается показом презентации, на которой отражены основные моменты данной темы (определения, схемы, примеры, физкультминутка, рефлексия). На уроке учащиеся знакомятся с новой темой, затем выполняют работу на компьютере по ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обзор языков программирования. Знакомство с языком Паскаль

Конспект

урока по информатике

для 9 класса

по теме:

«Обзор языков программирования. Знакомство с языком Pascal»

Подготовила:

учитель информатики

МБОУ гимназии №11 г.Ельца

Иванчикова Н. И.


Цели урока: (слайд 2)

  • Образовательная: дать учащимся краткий обзор основных языков программирования, познакомить с историей языка Паскаль, рассказать об основных операторах и командах языка Паскаль для составления линейных программ.

  • Воспитательная: для формирования научного мировоззрения учащихся показать основные принципы составления программ по алгоритма, подчеркнуть возможность применения ЭВМ для решения задач по физике, химии, математике и т.д..

  • Развивающая: продолжить обучение учащихся умению логически мыслить, выделять главное, существенное на примере составления простейших программ для решения задач; развивать умение оперировать ранее полученными знаниями; развивать умение планировать свою деятельность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска SMART Board.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Объяснение нового материала. (23 мин)

  3. Физкультминутка

  4. Закрепление пройденного материала (практическая работа) (14 мин)

  5. Рефлексия (2 мин)

  6. Подведение итогов урока. (2 мин)

  7. Постановка домашнего задания (2 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Отметить отсутствующих.

Объявить тему урока «Обзор языков программирования. Их классификация. Знакомство с языком Pascal». (слайд 1)

Учащиеся открывают тетради и подписывают число и тему урока.

Объявить цели урока и план занятия. (слайд 2)

  1. Объяснение нового материала.

Запишите в тетрадях число, тему сегодняшнего занятия «Обзор языков программирования. Их классификация. Знакомство с языком Pascal».

Основные сведения о языках программирования.

Компьютер - это устройство для универсальной обработки информации. Достаточно только написать точную инструкцию (последовательность) тех действий, которые нам нужны. Вспомним, что словесное описание этих действий - один из способов задания (описания) алгоритма. А сама последовательность действий носит название программа. Эту последовательность действий следует писать на языке, который был бы понятен человеку и компьютеру.

Под языком понимают любую систему знаков - это общее определение. И здесь возникает следующая проблема - язык ЭВМ (машинный язык) весьма далек от понятий, которыми оперирует человек: регистр, переслать, перейти по адресу и т. д., и все это записывается в машинных кодах. Поэтому, чтобы компьютер мог понять написанную программу, она должна быть переведена на язык, понятный самому компьютеру. Этот процесс перевода называется трансляцией.

Трансляция - это процесс восприятия компьютером программы, написанной на некотором формальном языке. (записать в тетради)

(слайд 3)

Существует два различных подхода к трансляции - интерпретация и компиляция:

Языки программирования интерпретирующего типа при исполнении программы за один проход переводят в машинные коды одну строку программы. Понятно, что при большом размере программы процесс исполнения готовой программы занимает довольно много времени. В то же время при разработке программ режим интерпретации очень удобен, так как любое внесенное изменение сразу же переводится в машинные коды и исполняется.

Языки компилирующего типа сначала переводят весь текст программы в машинные коды, а уже затем полученный файл может быть запущен па выполнение. Откомпилированная программа выполняется гораздо быстрее (в 5-10 раз), но наличие ошибок на этапе компиляции требует довольно много времени на их исправление.

Интерпретатор - переводит и выполняет программу построчно (записать в тетради)

Компилятор - читает программу целиком, переводит и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется (записать в тетради)

Язы́к программи́рования - формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. (записать в тетради) (слайд 4)

Программа - запись алгоритмов на языках программирования. (записать в тетради)

Существует несколько тысяч языков программирования. Они делятся на 2 основные группы.

1) языки низкого уровня;

2) языки высокого уровня. (слайд 5)

Наибольшее распространение получили следующие языки программирования: (слайд 6)

Ассемблер

Фортран

Basic

Pascal

C/C++

Java

Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль.

Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил революцию в программировании. До этих пор предпочтение от давалось Ваsic - простому, дешевому и легко усваиваемому. Паскаль же был аппаратно зависимым, дорогим и сложным в обращении.

(слайд 7) Язык программирования Паскаль был разработан Н. Виртом в 1968-1970 годах и получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении. Он послужил основой для разработки других языков программирования. Данный язык программирования был назван в честь Блеза Паскаля, как память о том, что тот создал первую счетную машину в 1641 году. Никлаус Вирт создал Паскаль для обучения программированию, однако, тот «дорос» и до широкого коммерческого использования. В 1992 году фирма Воrland Intarnational выпустила два пакета программирования на языке Паскаль - это Воrland Раса1 7.0 и Тиrbo Раscal 7.0. (слайд 8)


Достоинства языка Паскаль: (слайд 9)

  • простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы;


  • развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так и с символьной и битовой информацией ;

  • оптимизирующие свойства трансляторов с Паскаля позволяют создавать эффективные программы.

  • в языке Паскаль реализуются идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки .(записать в тетради)

Познакомимся с основными средствами языка программирования Паскаль. (слайд 9)

Символы языка - это элементарные знаки, используемые при составлении текстов.

Алфавит языка - набор таких символов.

Алфавит языка Turbo Pascal 7.0 включает:

  • все латинские прописные и строчные буквы

  • арабские цифры (0 - 9)

  • символы + - * / = < > , . ; : ' _ ( ) { } и др.

  • служебные (зарезервированные) слова

Для записи команд, имен функций, поясняющих терминов Turbo Pascal 7.0 существует набор строго определенных слов, которые называются служебными или зарезервированными (это английские мнемонические сокращения).

Служебные слова делятся на три группы: (записать в тетради) (слайд 10,11)

  • операторы (READ, WRITELN и др.)

  • имена функций (SIN, COS и др.)

  • ключевые слова (VAR, BEGIN, END и др.)

Структура программы в Паскале (слайд 12)

1 часть - описание данных и операторов.

2 часть - программный блок.

Общий вид программы: (записать в тетради)

Program (имя программы)

label (список меток)

const (список постоянных значений)

type (описания сложных типов данных)

var (описания данных программы)

begin (начало программного блока)

(алгоритм)

end. (конец программы)

Имя программы включает не более 8 знаков, начинается с буквы и не имеет пробелов. (слайд 13)

Описательная часть состоит из 4 разделов: меток, констант, имён и типов переменных.

var имя и тип переменной: integer (целый), real (вещественный). Например: var i, j: integer; x: real;

Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.

Программный блок содержит операторы, описывающие алгоритм решения задачи.

Операторы ввода и вывода: (слайд 14)

read (список имён) - останавливает работу программы и ждёт, пока пользователь наберёт на клавиатуре числа (через пробел) и нажмёт ENTER. Например: read (i, j); После работы этого оператора курсор располагается за последним числом но не переводится на новую строку. Для перевода курсора на новую строку после ввода данных надо использовать оператор readln(список имён).

write (список вывода) - выводит данные на экран. Список вывода - перечисленные через запятую имена результатов вычисления и пояснительные тексты в апострофах. Например: write('х=', х); На экране напечатается число с фиксированной точкой. Например: write('х=', х:6:2); на экране будет выдано число из 6 знаков из них два после запятой, (х = -23.57 ).

Перевод курсора на новую строку осуществляется оператором пустого вывода writeln. Оператор пустого ввода readln .

  1. Физкультминутка (учащиеся выполняют упражнения для глаз, которые видят на экране) (слайд 15-21)

  2. Закрепление пройденного материала (работа с компьютерами)

Задача 1. Написать программу которая выводит на экран приветствие «Добрый день». (слайд 22)

Program n1;

Begin

Writeln('Добрый день');

End.

Задача 2. Написать программу, выводящую на экран фразу «Я изучаю информатику!» и набор цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 через пробел в одной программе.. (слайд 23)

Program n2;

Begin

Writeln('Я изучаю информатику!');

Writeln('1 2 3 4 5 6 7 8 9 ');

End.

Задача 3. Написать программу выводящую на экран изображения (самостоятельно) (слайд 24)


  1. Рефлексия. (раздать карточки для ответа учащимися на вопросы) (слайд 25)

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


  1. Подведение итогов урока. (слайд 26)

Подведем итоги сегодняшнего занятия: Все вы сегодня поработали хорошо, справились с заданиями: узнали что такое язык программирования, какие виды языков программирования существуют. Познакомились более подробно с языком Паскаль

Ответьте теперь на мои вопросы:

  1. Что такое язык программирования?

  2. Какие языки программирования существуют?

  3. Кем был создан язык Паскаль? Почему он получил такое название?

  4. Какие операторы языка вы узнали?

Выставление оценок за урок.

  1. Постановка домашнего задания

Выучить записи в тетради. (слайд 27)


© 2010-2022