- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по предмету «Информатика» 10-11 классы (углубленный уровень)
Рабочая программа по предмету «Информатика» 10-11 классы (углубленный уровень)
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Степаненко О.В. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО И.о. зам. директора по УВР ____________________О.В.Степаненко | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» _______________________Е.О. Агаева (Приказ МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» №424 от 15.09.2014)
|
ПРИНЯТО на НМС МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» (Протокол №2 от 10.09.2014) | |
|
Рабочая программа
по предмету «Информатика»
10-11 классы
(углубленный уровень)
Составитель:
Степаненко О.В., учитель информатики, ВКК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 10-11 класса (углубленный уровень) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, фундаментального ядра содержания среднего общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся и коммуникативных качеств личности. Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия №1» на 2011-2015 учебный год и авторской программы для старшей школы по информатике (углубленный уровень) авторов Полякова К.Ю., Еремина Е.А.
Общая характеристика учебного предмета
К числу важнейших задач модернизации школьного образования сейчас относят задачи разностороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Дифференциация содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому сейчас в старших классах реализуется профильное обучение, ориентированное на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Как известно, на старшей ступени школы, с одной стороны, завершается общее образование школьников, обеспечивающее их функциональную грамотность, социальную адаптацию личности, с другой стороны, происходит социальное и гражданское самоопределение молодежи. Эти функции старшей ступени школы предопределяют направленность содержания образования в ней на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Углубленное изучение отдельных предметов, ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах - это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований - быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т. д.
Информатика - предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на углубленном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.
В настоящее время отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, всеобщность ее методологии. Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Современная информатика представляет собой «метадисциплину», в которой сформировался язык, общий для многих научных областей. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.
Изучение предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в новой информационной образовательной среде.
Рабочая программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики обучающимися физико-математического профиля. Она включает в себя три крупные содержательные линии:
-
Основы информатики
-
Алгоритмы и программирование
-
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе - переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии «Алгоритмизация и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используется язык Паскаль.
В тексте учебников «Информатика» для 10-11 классов содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей используемого УМК Полякова К.Ю. и Еремина Е.А. является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 140 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе). Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения.
Продолжительность учебного года в 10-х классах не менее 35 учебных недель в режиме работы по шестидневной учебной неделе при продолжительности урока 45 минут. Одна неделя из 35-ти отводится на военно-полевые сборы обучающихся (юношей) 10-х классов в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требований к результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности и на основании ежегодного постановления администрации Борисоглебского городского округа. Девушки, обучающиеся 10-х классов, одну неделю из 35-ти занимаются медицинской подготовкой.
Таким образом, программный материал по предмету «Информатика» в 10 классе рассчитан на 34 учебные недели (136 часов) и в 11 классе - 34 учебные недели (136 часов) и 3 недели отводится на государственную итоговую аттестацию.
Таким образом, в учебном плане МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1» на изучение предмета «Информатика» на углубленном уровне отводится 272 учебных часа (по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах) в естественнонаучном профиле.
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий преподавание предмета «Информатика»:
10 класс
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.2 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 304 с.
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.1 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 344 с.
11 класс
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.1 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 240 с.
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.2 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 304 с.
Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
-
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;
-
электронное приложение к УМК.
Цели изучения углубленного курса информатики
Целевая аудитория данного курса - школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.
Информатика рассматривается как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.
Курс ориентирован прежде всего на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7-9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы.
Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.
Учебники по информатике Полякова К.Ю., Еремина Е.А., составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведенные на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач - обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике. Авторы сделали все возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Углубленный курс рекомендуется для изучения в классах технологического и естественно-научного профилей.
Принципиальное положение курса «Информатика» для 10-11 классов углубленного уровня, состоит в следующем: углубленный курс информатики ориентирован на углубленную подготовку выпускников школы, мотивированных на дальнейшее обучение в системе ВПО на ИТ-ориентированных специальностях (и направлениях).
Помимо сказанного выше, линия профессиональной ориентации в программе проявляется в том, что в учебниках для 10-11 классов в различных главах представлены различные области применения и использования ИТ-технологий. Тема профессиональной ориентации является сквозной для всей программы. В таблице 1 представлено распределение такого материала по главам учебников для 10 и 11 классов.
Таблица 1
Глава учебника
Профессия
10 класс. Глава 5. Устройство
компьютера.
10 класс. Глава 7. Компьютерные
сети.
11 класс. Глава 4. Создание веб-
сайтов.
11 класс. Глава 8. Компьютерная
графика и анимация.
11 класс. Глава 9. Трехмерная
графика.
Специалист по системному
администрированию (системный
администратор).
Web-программист, специалист
по компьютерному дизайну
(Web-дизайнер)
11 класс. Глава 3. Базы данных.
Системный аналитик.
Специалист по информационным
системам.
Администратор баз данных
10 класс. Глава 8. Алгоритмизация и программирование.
11 класс. Глава 5. Элементы теории алгоритмов
11 класс. Глава 6. Алгоритмизация и программирование.
11 класс. Глава 7. Объектно-ориентированное программирование.
Математик-программист.
Математик, системный программист
10 класс. Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере.
11 класс. Глава 2. Моделирование.
Специалист по прикладной информатике в различных областях
(экономике, социологии, физике, экологии и пр.).
Инженер по информационным
технологиям в различных областях
10 класс. Глава 10. Информационная безопасность.
Специалист по защите информации
Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с 13 компьютерами, имеющими доступ Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая и справочная литература, учебники, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель изучения информатики в старшей школе реализуется через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающие индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и для формирования качеств личности, т.е. становятся матапредметными и личностными.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому программа несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Личностные результаты
-
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
-
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
-
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
-
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
-
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
-
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
-
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
-
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
-
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
-
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
-
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
-
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
-
сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
-
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
-
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
-
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
-
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
-
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
-
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Требования к уровню подготовки обучающихся (перечень формирующихся компетенции)
Планируемые результаты освоения информатики согласно стандартам второго поколения
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
-
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
-
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
-
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
-
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
-
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
-
познакомиться с двоичной системой счисления;
-
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
-
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
-
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
-
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
-
составлять ветвящиеся, линейные и циклические алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
-
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
-
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
-
создавать алгоритмы для решения сложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
-
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов, файлов и с простейшими операциями с этими структурами;
-
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
-
базовым навыкам работы с компьютером;
-
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
-
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
-
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
-
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
-
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
-
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
-
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
-
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
-
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
-
узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
-
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Формирование и развитие универсальных учебных действий
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе среднего общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
85% и более
отлично
70-84%%
хорошо
50-69%%
удовлетворительно
менее 50%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании в Российской Федерации»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
-
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
-
отказался отвечать на вопросы учителя.
Средства контроля
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
-
практикум.
Практические навыки работы на компьютере проверяются с помощью контрольно-измерительных процедур - компьютерного тестирования, упражнений, контрольных и практических работ.
Основные технологии обучения: ИКТ, интерактивные технологии (интерактивная доска, интерактивные тесты), проблемно-поисковые, личностно-ориентированные. При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся компьютерные практикумы.
Индивидуальная работа с обучающимися: подготовка и защита мультимедийной презентации, публичная защита итоговой работы по проекту, выступление с докладом.
Неурочные формы организации учебного процесса по информатике
Одной из форм организации учебного процесса являются экскурсии. Цель экскурсии - расширение представлений о сферах использования методов и средств информатики, создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий, знакомство учеников на практике со спецификой информационной деятельности, соответствующей наиболее распространённым профессиям в области информатики и ИКТ.
Экскурсии способствуют приобретению школьникам и представления о комплексном характере проблем и задач, требующих синтеза знаний по ряду предметов, и способах из разработки в различных профессиональных средах, о значении информационной культуры и информационной грамотности в конкретных видах труда. Экскурсии способны поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
Для реализации образовательного потенциала экскурсий как формы организации обучения необходимо привлечение ресурсов общества и государства как одних из основных заказчиков результатов образования.
Специфика информатики позволяет говорить о широком выборе направлений экскурсионной деятельности образовательного учреждения и объектов экскурсий:
-
В сфере познавательной деятельности: высшие учебные заведения, научные учреждения, которые занимаются подготовкой специалистов в области информатики, информационно-коммуникационных технологий;
-
В сфере ценностно-ориентировочной деятельности: учреждения и организации, сфера деятельности которых являются информационные ресурсы общества (библиотеки, музеи, хранилища информационных баз данных); учреждения средств массовой информации; учреждения и организации, которые используют в своей деятельности большие потоки информации и эффективность работы которых непосредственно зависит от применения эффективных ИКТ (МВД, ФСБ, ГИБДД, МЧС, образование, медицина);
-
В сфере эстетической деятельности: учреждения культуры, как объекты использующие современные достижения ИКТ, а также творческие работники которые создают произведение искусства в сфере компьютерного дизайна, компьютерной графики, анимации, кино, музыки;
-
В сфере коммуникативной деятельности: учреждения и организации, к которым относятся средства массовой информации (издательство, телевидение, радио); учреждения связи гражданского и военного назначения;
-
В сфере трудовой и физической деятельности: учреждения, занимающие созданием и преобразованием информации различного вида с помощью компьютера и других средств информатизации, разрабатывающие программное обеспечение всех видов и направлений, занимающие массовым тиражированием электронного оборудования.
Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в 10-11 классах может быть выделено три крупных раздела:
-
Основы информатики
-
Техника безопасности. Организация рабочего места
-
Информация и информационные процессы
-
Кодирование информации
-
Логические основы компьютеров
-
Компьютерная арифметика
-
Устройство компьютера
-
Программное обеспечение
-
Компьютерные сети
-
Информационная безопасность
-
Алгоритмы и программирование
-
Алгоритмизация и программирование
-
Решение вычислительных задач
-
Элементы теории алгоритмов
-
Объектно-ориентированное программирование
-
Информационно-коммуникационные технологии
-
Моделирование
-
Базы данных
-
Создание веб-сайтов
-
Графика и анимация
-
3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу.
Однако курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы. Именно поэтому в данной рабочей программе внесены изменения в порядок изучения тем. В связи с необходимостью подготовки обучающихся к олимпиаде по информатике, проходящей ежегодно в октябре-ноябре изучение тем, связанных с программированием (раздел «Алгоритмизация и программирование») перенесено на начало учебного года.
№
Тема
Количество часов / класс
Всего
10 кл.
11 кл.
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
2
1
1
Информация и информационные процессы
15
5
10
Кодирование информации
14
14
Логические основы компьютеров
10
10
Компьютерная арифметика
6
6
Устройство компьютера
9
9
Программное обеспечение
13
13
Компьютерные сети
9
9
Информационная безопасность
6
6
Итого:
84
73
11
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
68
44
24
Решение вычислительных задач
12
12
Элементы теории алгоритмов
6
6
Объектно-ориентированное программирование
15
15
Итого:
101
56
45
Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
12
12
Базы данных
16
16
Создание веб-сайтов
18
18
Графика и анимация
12
12
3D-моделирование и анимация
16
16
Итого:
74
0
74
Резерв
17
11
6
Итого по всем разделам:
276
140
136
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методические средства обучения
-
Литература
1.1.Основная литература
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.2 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 304 с.
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.1 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 344 с.
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.1 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 240 с.
-
Поляков К.Ю. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса: в 2 ч. Ч.2 /К.Ю. Поляков, Е.А.Еремин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.- 304 с.
1.2.Дополнительная литература
-
Окулов С.М. Основы программирования /М.С. Окулов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 440 с.
-
Окулов М.С. Программирование в алгоритмах/ М.С. Окулов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 383 с.
-
Рапаков Г.Г. Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007 . - 352 с.
2.Дидактический материал
В состав УМК входят:
-
компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещенный на сайте
-
авторского коллектива: kpolyakov.narod.ru/school/probook.htm;
-
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещенные на сайте kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm;
-
методическое пособие для учителя;
-
подборка электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) с портала ФЦИОР (fcior.edu.ru);
-
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;
-
электронное приложение к УМК.
3.Оборудование и приборы
3.1.Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Интерактивная доска - это экран для проектора с возможностью сенсорного управления компьютером, в режиме реального времени можно управлять любым ЦОРом, выполнять интерактивные задания и открывать любые программы, установленные на компьютере.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: микрофон, сканер; фотоаппарат; видеокамера, web-камера - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
3.2.Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Система управления базами данных.
-
Геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования Паскаль, Лазарус.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения
-
Простой редактор Web-страниц