- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике Кодирование и раскодирование сообщений 3класс
Урок по информатике Кодирование и раскодирование сообщений 3класс
Раздел | Информатика |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Затовка И.А. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
4
Урок составил учитель начальних классов школы-гимназии№52 Затовка И.А.
Тема урока №6 Кодирование и раскодирование сообщений
: Цель:
-
познакомить с понятием кодирование и декодирование сообщений, способами кодирования; научить проводить соответствие между предметами; выполнять кодирование и раскодирование разными способами;
-
воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;
-
способствовать развитию логического мышления;
-
развивать навыки работы с компьютером;
-
формировать интерес к предмету информатики.
Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.
Используемые на уроке технологии: игровые, информационные, здоровьесберегающие.
Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Оборудование: учебник «Ступеньки к информатике» 3 класс АВ.Ломаковская, Г.А.Проценко, И.Я. Ривкинд, Ф.М. Ривкинд., мультимедийный проектор (физкультминутки), доска, карточки-задания, обучающая программа «Явления природы».
При подготовке данного урока были использованы материалы сайта «Сеть творческих учителей» it-n.ru
Ход урока
-
Организационный момент. (1 минута)
Учитель приветствует учащихся.
Здравствуйте!"
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
"Здравствуйте!" -
Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете".
-
Мотивационный этап. (2 минуты)
Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с понятиями кодирование и декодирование(раскодирование) информации, разными способами кодирования. Вы будете учиться находить соответствие между предметом и действием, развивать умение работать с компьютером.
- Постарайтесь быть внимательными, четко выполнять задания, следить за доской, соблюдать рекомендации при работе с компьютером. Какую цель для себя вы поставили? (научиться кодировать и раскодировать информацию разными способами кодирования)
-
Актуализация знаний. (3 минуты)
Фронтальная беседа
- Для начала давайте ответим устно на вопросы, которые помогут вам вспомнить, что является носителями информации, их назначение.
- Что можно назвать носителем информации? (Носителем информации можно назвать то, на чем оставлены какие-то следы, специальные знаки, рисунки.)
- Приведите примеры носителей информации. (Носителями могут быть: камень, бумага, металл, стекло, снег, песок, вода, доска, магнитные и лазерные диски.)
- А теперь я предлагаю вам совершить путешествие в поисках нашего друга Дискетки. Нас ждут интересные задания. Только выполнив, все задания мы сумеем найти Дискетку.
-
Изучение нового материала. (15 минут)
Индивидуальная работа с раздаточным материалом
- Итак, мы выходим в путь. Дискетка записала наш маршрут и прислала с голубиной почтой записку. Но, для того чтобы ее было удобно передать, она ее закодировала. Посмотрим, куда же заведет нас дорога.
Задание «Движение по стрелкам»
- Каждая стрелка показывает направление движения на одну клетку. Начиная движение от домика, в результате останавливаемся в клетке, где находится Дискетка. Задание выполняется учениками индивидуально в карточках с изображением карты.
- Теперь мы знаем, где искать нашего друга.
- Как вы думаете, почему Дискетка написала записку таким странным способом? (Чтобы запись было легко передать и сохранить)
Такой способ, когда изменяют форму информации, называют кодированием.
Кодирование - это преобразование сообщений в удобную для передачи, хранения и обработки форму.
- Давайте это правило прочтём ещё раз в учебнике на странице 28. (дети хором читают)
- На нашем пути встретилась река, ее надо переплыть. Поможет в этом нам капитан Врунгель. А вот и его корабль. Капитан шлет нам закодированное приветствие. Прочтем его. Поможет нам в этом флажковая азбука.
Задание выполняется учениками индивидуально в карточках с изображением задания. По окончании правильность выполнения сверяют с доской.
Задание «Флажковая азбука»
Бороться и искать найти и не сдаваться!
- Мы сейчас выполнили действие обратное кодированию.
Действие с информацией обратное кодированию называется декодирование.
- Итак, мы познакомились с одним из способов кодирования информации с помощью флажков-картинок. Это графический способ.
- Следующее задание познакомит нас с еще одним способом кодирования, где каждой картинке соответствует действие.
Физкультминутка.
Учитель показывает карточки с рисунками (линейка, часы, фуражка, бинокль). Каждому предмету соответствует поза.(дети их знают заранее)
Линейка - сидеть, поставив ноги вместе, опустив руки вниз.
Часы - круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Фуражка - правая рука - в виде козырька, смотрим вдаль.
Бинокль - обе руки в виде бинокля перед глазами.
Ребята сидя выполняют упражнения, в зависимости от показанного предмета.
- Переплыв реку, мы попадаем в лес. На опушке леса нас встречает Мартышка, которая просит помочь ей. Ее лакомство она положила в сундук и закрыла на замок, а ключ потеряла. Помогите Мартышке открыть сундук.
Выполняя это задание, вы узнаете еще один способ кодирования информации.
Развивающие упражнения. Кодирование числами.
10
7
5
1
2
6
1
9
3
7
8
0
2
0
2
4
В
С
У
Н
Д
У
К
Е
Б
А
Н
А
Н
Ы
С
4+2-1
5
В
4+7-1
10
Б
10-1-1
8
Д
4+3-1
6
Н
2+2-2
2
К
1+5+3
9
У
5+6-10
1
Е
8-3-2
3
3+3+1
7
А
10-7-3
0
Ы
9+1-6
4
Учащиеся выполняют арифметические действия и находят соответствие между цифрами и буквами
5.Практическая работа.(10 мин.)
Индивидуальная работа за компьютером
- Мы помогли Мартышке и продолжаем наш путь. Выйдя из леса, мы видим нашего друга Дискетку. Она рада нас видеть, и предлагает разгадать интересный кроссворд «Времена года». Разгадывая его, ты вспомнишь различные явления природы, которые наблюдал в жизни или изучал на уроках.
- Ответы на вопросы можно вводить в кроссворд в произвольном порядке.
После выполнения задания ребята возвращаются за парты.
6. Физкультминутка зарядка для глаз (под спокойную музыку) (1мин)
И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки, повторить 4 раза.
Посмотрите на бабочку, перелетающую с цветка на цветок. И подскакивающий мяч. (проектор)
7. Закрепление изученного (3минуты)
- Давайте, ещё раз, прочитаем к каким кодированиям сообщений можно прибегать. Учебник страница 30.
8.Подведение итогов.(3 минуты)
- Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями кодирование и декодирование, разными способами кодирования информации. Развивали навык работы с компьютером.
9.Рефлексия.(2 минуты)
- Достигли ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?
Ученикам предлагается ответить на вопросы.
- Какое задание вам помогло достигнуть поставленной цели?
- Что вызывало затруднение на уроке?