Урок по информатике Кодирование и раскодирование сообщений 3класс

Раздел Информатика
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Урок составил учитель начальних классов школы-гимназии№52 Затовка И.А.

Тема урока №6 Кодирование и раскодирование сообщений

: Цель:

  • познакомить с понятием кодирование и декодирование сообщений, способами кодирования; научить проводить соответствие между предметами; выполнять кодирование и раскодирование разными способами;

  • воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;

  • способствовать развитию логического мышления;

  • развивать навыки работы с компьютером;

  • формировать интерес к предмету информатики.

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Используемые на уроке технологии: игровые, информационные, здоровьесберегающие.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.

Оборудование: учебник «Ступеньки к информатике» 3 класс АВ.Ломаковская, Г.А.Проценко, И.Я. Ривкинд, Ф.М. Ривкинд., мультимедийный проектор (физкультминутки), доска, карточки-задания, обучающая программа «Явления природы».

При подготовке данного урока были использованы материалы сайта «Сеть творческих учителей» it-n.ru

Ход урока


  1. Организационный момент. (1 минута)

Учитель приветствует учащихся.

Здравствуйте!"
Добрая ласковость слова
Стерлась на нет
В ежедневном привете,
"Здравствуйте!" -
Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете".


  1. Мотивационный этап. (2 минуты)

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с понятиями кодирование и декодирование(раскодирование) информации, разными способами кодирования. Вы будете учиться находить соответствие между предметом и действием, развивать умение работать с компьютером.

- Постарайтесь быть внимательными, четко выполнять задания, следить за доской, соблюдать рекомендации при работе с компьютером. Какую цель для себя вы поставили? (научиться кодировать и раскодировать информацию разными способами кодирования)


  1. Актуализация знаний. (3 минуты)

Фронтальная беседа

- Для начала давайте ответим устно на вопросы, которые помогут вам вспомнить, что является носителями информации, их назначение.

- Что можно назвать носителем информации? (Носителем информации можно назвать то, на чем оставлены какие-то следы, специальные знаки, рисунки.)

- Приведите примеры носителей информации. (Носителями могут быть: камень, бумага, металл, стекло, снег, песок, вода, доска, магнитные и лазерные диски.)

- А теперь я предлагаю вам совершить путешествие в поисках нашего друга Дискетки. Нас ждут интересные задания. Только выполнив, все задания мы сумеем найти Дискетку.



  1. Изучение нового материала. (15 минут)

Индивидуальная работа с раздаточным материалом

- Итак, мы выходим в путь. Дискетка записала наш маршрут и прислала с голубиной почтой записку. Но, для того чтобы ее было удобно передать, она ее закодировала. Посмотрим, куда же заведет нас дорога.

ЗУрок по информатике Кодирование и раскодирование сообщений 3классадание «Движение по стрелкам»

- Каждая стрелка показывает направление движения на одну клетку. Начиная движение от домика, в результате останавливаемся в клетке, где находится Дискетка. Задание выполняется учениками индивидуально в карточках с изображением карты.

- Теперь мы знаем, где искать нашего друга.

- Как вы думаете, почему Дискетка написала записку таким странным способом? (Чтобы запись было легко передать и сохранить)

Такой способ, когда изменяют форму информации, называют кодированием.

Кодирование - это преобразование сообщений в удобную для передачи, хранения и обработки форму.

- Давайте это правило прочтём ещё раз в учебнике на странице 28. (дети хором читают)

- На нашем пути встретилась река, ее надо переплыть. Поможет в этом нам капитан Врунгель. А вот и его корабль. Капитан шлет нам закодированное приветствие. Прочтем его. Поможет нам в этом флажковая азбука.

Задание выполняется учениками индивидуально в карточках с изображением задания. По окончании правильность выполнения сверяют с доской.

Задание «Флажковая азбука»

БУрок по информатике Кодирование и раскодирование сообщений 3классороться и искать найти и не сдаваться!

- Мы сейчас выполнили действие обратное кодированию.

Действие с информацией обратное кодированию называется декодирование.

- Итак, мы познакомились с одним из способов кодирования информации с помощью флажков-картинок. Это графический способ.

- Следующее задание познакомит нас с еще одним способом кодирования, где каждой картинке соответствует действие.

Физкультминутка.

Учитель показывает карточки с рисунками (линейка, часы, фуражка, бинокль). Каждому предмету соответствует поза.(дети их знают заранее)

Линейка - сидеть, поставив ноги вместе, опустив руки вниз.

Часы - круговые движения головой по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Фуражка - правая рука - в виде козырька, смотрим вдаль.

Бинокль - обе руки в виде бинокля перед глазами.

Ребята сидя выполняют упражнения, в зависимости от показанного предмета.

- Переплыв реку, мы попадаем в лес. На опушке леса нас встречает Мартышка, которая просит помочь ей. Ее лакомство она положила в сундук и закрыла на замок, а ключ потеряла. Помогите Мартышке открыть сундук.

Выполняя это задание, вы узнаете еще один способ кодирования информации.

Развивающие упражнения. Кодирование числами.

10

7

5

1

2

6

1

9

3

7

8

0

2

0

2

4

В

С

У

Н

Д

У

К

Е

Б

А

Н

А

Н

Ы

С

4+2-1

5

В

4+7-1

10

Б

10-1-1

8

Д

4+3-1

6

Н

2+2-2

2

К

1+5+3

9

У

5+6-10

1

Е

8-3-2

3

3+3+1

7

А

10-7-3

0

Ы

9+1-6

4



Учащиеся выполняют арифметические действия и находят соответствие между цифрами и буквами

5.Практическая работа.(10 мин.)

Индивидуальная работа за компьютером

- Мы помогли Мартышке и продолжаем наш путь. Выйдя из леса, мы видим нашего друга Дискетку. Она рада нас видеть, и предлагает разгадать интересный кроссворд «Времена года». Разгадывая его, ты вспомнишь различные явления природы, которые наблюдал в жизни или изучал на уроках.

- Ответы на вопросы можно вводить в кроссворд в произвольном порядке.

После выполнения задания ребята возвращаются за парты.

6. Физкультминутка зарядка для глаз (под спокойную музыку) (1мин)

И. П. - сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки, повторить 4 раза.

Посмотрите на бабочку, перелетающую с цветка на цветок. И подскакивающий мяч. (проектор)

7. Закрепление изученного (3минуты)

- Давайте, ещё раз, прочитаем к каким кодированиям сообщений можно прибегать. Учебник страница 30.

8.Подведение итогов.(3 минуты)

- Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями кодирование и декодирование, разными способами кодирования информации. Развивали навык работы с компьютером.

9.Рефлексия.(2 минуты)

- Достигли ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?

Ученикам предлагается ответить на вопросы.

- Какое задание вам помогло достигнуть поставленной цели?

- Что вызывало затруднение на уроке?




© 2010-2022