- Преподавателю
- Информатика
- Интеллектуальная игра по информатике «Скачки»
Интеллектуальная игра по информатике «Скачки»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойцова Е.Н. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Бойцова Е.Н. Интеллектуальная игра по информатике «Скачки» для студентов 1 курса
Сегодня очень популярны соревнования в эрудиции. Они имеют, порой, разные названия: турниры знатоков, викторины, интеллектуальные игры, эрудиционы.
Если вы хотите привить у студентов постоянный всевозрастающий интерес к знаниям, интеллектуальные игры - лучший способ для этого.
Интеллектуальная игра по информатике «Скачки» практическая помощь педагогам, учителям, студентам. Она требует от участников собранности и находчивости, согласованности действий и широкой эрудиции. Игра сопровождается подробным описанием - разъяснением правил и комплектом заданий, охватывающих курс информатики. Может использоваться при проведении внеклассных мероприятий, тематических аттестаций, итоговых занятий.
Интеллектуальная игра
по информатике
«Скачки»
для студентов 1 курса
Оборудование: стол посреди комнаты, препятствия на нем (коробки, книги, макеты). На линии старта фигурки двух лошадей - белый и черный кони. Фишки.
Правила игры:
Сегодня на нашем ипподроме пройдут скачки. Наездникам предстоит вырвать победу в труднейшем забеге, где на пути установлено семь коварных препятствий.
Чтобы не было выкриков и связанных с ними споров, давайте договоримся, тот, кто знает ответ, должен сначала подать знак (хлопнуть в ладоши, поднять руку или сказать «И-го-го»). Только после этого он получает право на ответ.
Если ответ верный, то всадник-эрудит проходит через препятствие и получает жетон-очко.
Если ответ неверный, попытку одолеть препятствие получает наездник на второй лошади.
Если оба всадника не смогли ответить, ведущий называет правильный ответ, а участникам игры предоставляется вторая попытка взять это же препятствие - им предлагается дополнительный вопрос.
Ну, а если и со второй попытки препятствие оказалось не преодоленным, тогда ведущий скажет ответ, игроки «в обход» ведут своих коней без очков (очко за взятие этого барьера в этом случае никто не получает) и, мобилизировав волю и находчивость, попытаться реабилитировать себя на следующем препятствии.
Когда все семь препятствий «на скаку» или «в обход» окажутся преодоленными, подсчитываются очки и определяется победитель заезда.
Вопросы в этой игре необычные. Они не имеют никакого отношения к ипподрому, скачкам и лошадям, но они имеют отношение к препятствиям. Точнее, к номерам препятствий. Все вопросы связанны с цифрами от 1 до 7.
Всего для каждого препятствия заготовлено по несколько вопросов.
Каждый раз на линию старта будет выходить новая пара наездников. Наездники представляют 2 команды из 7 человек. В конце игры, помимо победителей заездов, определяется команда-победитель.
На настоящем ипподроме существует тотализатор.
Все зрители-болельщики также объединяются в 2 команды. Каждая будет переживать за свое конно-спортивное общество. Болельщики могут получать фишки на команду не безвозмездно, а за правильный ответ. Перед каждым заездом болельщики могут делать ставки на своего жокея. По итогам заезда все поставленные фишки перейдут зрителям, чей подопечный победил.
Та команда болельщиков, которая будет иметь к концу игры больше фишек, получит за это приз.
Вопросы для зрителей
Пока команды готовятся представить своих жокеев, болельщики могут получить свои фишки, ответив на вопросы.
-
Поясняющий текст на диаграммах (легенда)
-
Смещение начала строки текста вправо по отношению к другим строкам (отступ)
-
Комплекс программ одного назначения (пакет)
-
Набор цветов, которые могут использоваться в изображении (палитра)
-
Секретное слово (пароль)
-
Место хранения информации в ПК (память)
-
Участок магнитного диска в виде концентрических окружностей, образуемых при разметке диска (дорожка)
-
Устройство для вывода информации в ПК (монитор)
-
«Мозг» компьютера (процессор)
-
Программа для записи файлов в сжатом виде (архиватор)
-
Прямоугольник, обрамляющий абзац (рамка)
-
Большая буква в начале абзаца, оформленная отличным от основного текста образом (буквица)
-
Перераспределение ячеек в некотором порядке, например, в порядке возрастания значений (сортировка)
-
Часть рабочей книги Microsoft Excel (лист)
-
Несколько смежных ячеек, образующих прямоугольный блок (диапазон)
-
Характеристика ячейки, отражающая ее местоположение (адрес)
-
Универсальное электронное устройство для обработки информации (компьютер).
Препятствие 1 «Один в поле воин»
Пока к заезду готовится первая пара игроков, время делать ставки, господа.
Напоминаю, что вопросы в этой игре необычные. Они имеют отношение к номерам препятствий. Итак, один иль единица.
-
Как называется единица, служащая для измерения количества информации (бит)
-
Как называется единица, служащая для измерения разрешения монитора (пиксель)
-
Какое одно название имеет фамилия известного физика и единица измерения тактовой частоты процессора (Герц)
-
Какое одно название имеет город в Великобритании, ружье калибра 30х30 и один из элементов компьютера (Винчестер)
Препятствие 2 «Сладкая парочка»
Делайте ставки, господа болельщики. А к заезду готовится вторая пара игроков. Помните, в вопросах или ответах второго препятствия присутствует цифра 2.
-
Что такое «парадокс» (2 документа Microsoft Word)
-
Какие две величины измеряются в дюймах (диаметр дискет и размер монитора)
-
Название цифры двоичной системы счисления (один и ноль)
Препятствие 3 «Третий лишний»
Не забывайте делать ставки. На старте третья пара наездников. Препятствие становятся все труднее, а на их решение дается всего 5 минут.
Для каждого из терминов приведено три определения, одно из которых не соответствует термину. Необходимо указать номер этого определения. Победителем считается команда, указавшая большее число правильных ответов.
1. Адрес - это:
а) порядковый номер байта оперативной памяти;
б) порядковый номер элемента массива;
в) часть письма в электронной почте.
2. Винчестер - это:
а) устройство внешней памяти;
б) город в Великобритании;
в) название программы.
3. Вирус - это:
а) ошибка в программе;
б) возбудитель инфекционного заболевания;
в) программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
4. Дерево - это:
а) образное представление схемы организации на диске отдельных фрагментов одного файла;
б) образное представление схемы организации на диске файлов и каталогов (папок);
в) многолетнее растение с твердым стволом.
5. Диалог - это:
а) разговор между двумя лицами;
б) обмен значениями двух переменных величин;
в) форма взаимодействия пользователя с компьютером.
6. Диск - это:
а) носитель информации;
б) геометрическая фигура;
в) спортивный снаряд.
7. Линейка - это:
а) часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т.п.;
б) прибор для вычеркивания прямых линий или для измерений;
в) полоса в нижней или правой частях экрана компьютера в текстовом редакторе, используемая для быстрого перемещения текста в окне (для скроллинга)
8. Меню - это:
а) перечень величин, используемых в программе;
б) перечень блюд в ресторане;
в) изображаемый на экране список вариантов, из которых пользователь выбирает необходимый вариант.
9. Мышь - это:
а) программа, выполняющая нежелательные действия;
б) грызун;
в) манипулятор на компьютере.
10. Пакет - это:
а) конверт с письмом официального значения;
б) комплекс программ одного назначения;
в) совокупность переменных величин, используемых в программе.
11. Путь - это:
а) направление, маршрут движения;
б) перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен файл;
в) указание способа перехода от одного оператора программы к другому.
12. Сектор - это:
а) часть круга;
б) одна из двух частей адреса байта памяти персонального компьютера;
в) участок гибкого магнитного диска, образуемый при форматировании.
13. Сервис - это:
а) работа вспомогательной процедуры в программе;
б) обслуживание;
в) пункт главного меню программ Microsoft Word и Microsoft Eсxel.
14. Сеть - это:
а) рыболовная снасть;
б) совокупность строк и столбцов в таблице;
в) несколько соединенных между собой компьютеров.
15. Шина - это:
а) место в материнской плате компьютера для установки в него дополнительного элемента;
б) группа линий электрических соединений, обеспечивающих передачу данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера;
в) деталь автомобиля.
16. Ярлык - это:
а) отметка в некотором месте программы, с помощью которой можно перейти в это место;
б) значок на экране, щелкнув мышью на котором, можно открыть некоторую программу, документ или папку;
в) листок с наименованием товара или другими сведениями.
17. «:» - это:
а) знак препинания;
б) знак операции деления в языках программирования;
в) символ в обозначении интервала ячеек в электронных таблицах.
Вопросы для зрителей
Пока команды готовятся, болельщики могут получить свои фишки, ответив на вопросы.
-
Какие величины измеряются в байтах? (количество информации)
-
Какие величины измеряются в герцах? (тактовая частота процессора)
-
Какие величины измеряются в пунктах (pts)? (размер символов)
-
Название самой длинной клавиши на клавиатуре ПК. («пробел»)
-
Форма взаимодействия пользователя с компьютером (диалог)
-
Изображение, иллюстрирующее зависимость одной величины от другой (график)
-
Часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т.п. (линейка)
-
Данные, расположенные по графам (колонкам) (таблица)
-
Поименованная совокупность данных на носителе (файл)
-
В текстовом редакторе Word так называется текст, набранный до нажатия клавиши (абзац)
-
Создание резервных копий в сжатом виде (архивация)
-
Графическое изображение цифровой информации (диаграмма)
-
Изображение на панели инструментов, выполняющее печать документа (принтер)
Препятствие 4 «4х4 (Часть и целое)»
Пока к заезду готовится четвертая пара игроков, время делать ставки, господа. Помните, в вопросах или ответах четвертого препятствия присутствует цифра 4.
Для каждого из терминов, представленных в левой колонке, необходимо в правой колонке указать понятие, являющееся его составной частью.
-
Бит
-
Точка
3. Клавиша
4. Кнопка
1. Клавиатура
2. Манипулятор «мышь»
3. Знаки препинания
4. Байт
5. Пункт
6. Символ
7.Электронно-лучевая трубка
8. Файл
5. Папка
6. Строка
7. Меню
8. Монитор
9. Слайд
10.Арифметико-логическое устройство
11. Абзац
12. Дисковод
9. Системный блок
10. Текст
11. Процессор
12. Презентация
13. Буква
14. Страница
15. Ячейка
16. 7
13. Текстовый документ
14. Слово
15. Цифра
16. Рабочий лист электронной таблицы
Ответы: 1-4, 2-3,3-1, 4-2,
5-7, 6-6, 7-8,8-5,
9-12, 10-11, 11-10, 12-9,
13-14, 14-13, 15-16, 16-15
Вопросы для зрителей
Пока команды готовятся, болельщики могут ответить на вопросы и получить свои фишки.
-
Текст, содержащий святи с другими документами (гипертекст)
-
Устройство для работы компьютера в глобальной сети (модем)
-
Элемент электронной таблицы (ячейки)
-
Процесс раз метки магнитного диска на участки, подготовка его к записи информации (форматирование)
-
Деталь системного блока персонального компьютера, в виде пластины, на которой закреплены микросхемы и другие элементы (плата)
-
Место промежуточного хранения копируемого фрагмента текста (буфер)
-
Поколение программного продукта (версия)
-
Несколько соединенных между собой компьютеров (сеть)
-
Комплекс программ одного назначения (пакет)
-
Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации (информатика)
-
Единица измерения высоты шрифта в текстовом редакторе Word (пункт)
Препятствие 5 «АВС (Определение слов)»
Пятая пара игроков готова к старту. Делайте ставки.
-
Если в слове А взять первые две буквы и к ним приписать букву р и слово В, то получится слово С. А - жесткий магнитный диск для хранения информации в персональном компьютере; В- половина волос над верхней губой; С - программа, обладающая способностью к самовоспроизведению. Определить слова А, В и С. (А - винчестер, В - ус, С - вирус)
-
Если в слове А исключить все буквы слова В, то оставшиеся буквы можно переставить так, что получится слово С. А - участок магнитного диска; В - некрасивое, безобразное лицо; С - число в системе условных обозначений символов. Определить слова А, В и С.( А - дорожка, В -рожа, С -код)
-
Если в слове А отбросить несколько последних букв, а к оставшейся части приписать слово В, то получится слово С. А - часть таблицы; В - наименование, звание, даваемое в знак признания, заслуг, успехов; С - повторяющийся на каждой странице документа (в верхней и нижней части) текст. Определить слова А, В и С.( А - колонка, В - титул, С - колонтитул)
-
Если в слове А отбросить несколько последних букв, образующих слово В, а к оставшейся части приписать три некоторые буквы, то получится слово С. А - знак арифметической операции; В - половина волос над верхней губой; С - единица измерения времени. Определить слова А, В и С. (А - минус, В - ус, С - минута)
-
Если в слове A исключить две некоторые идущие подряд буквы, то получится слово B, а если в слове B заменить первую букву на некоторую другую, то получится слово C. A - общее название программ Paint и Word фирмы Microsoft; B - руководитель высшего учебного заведения; C - участок дорожки магнитного диска. Определить слова А, В и С. (А -редактор, В - ректор, С - сектор)
Вопросы для зрителей
Пока команды готовятся, болельщики могут ответить на вопросы и получить свои фишки.
-
Характеристика процессора (разрядность)
-
Часть имени файла (расширение)
-
Изменение содержания текстового файла (редактирование)
-
Участок дорожки магнитного диска (сектор)
-
Устройство для ввода информации в компьютер с бумажного носителя (сканер)
-
Величина, с помощью которой осуществляется счет (число)
-
Внутренняя организация ЭВМ (архитектура)
-
Часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows (окно)
-
Кнопка на рабочем столе Windows (Пуск)
-
Размер шрифта (кегль)
Препятствие 6 «Шесть О»
Делайте ставки, господа болельщики. А к заезду готовится шестая пара игроков. Необходимо заполнить таблицу-кроссворд из шести вопросов. В каждом ответе есть буква О.
1
О
Т
С
Т
У
П
2
Д
О
Р
О
Ж
К
А
3
П
Р
О
Б
Е
Л
4
К
О
Л
О
Н
Т
И
Т
У
Л
5
П
И
К
Т
О
Г
Р
А
М
М
А
6
М
О
Н
И
Т
О
Р
-
Смещение начала строки текста вправо по отношению к другим строкам (отступ)
-
Участок магнитного диска в виде концентрических окружностей, образуемых при разметке диска (дорожка)
-
Название самой длинной клавиши на клавиатуре ПК. («пробел»)
-
Повторяющиеся на каждой странице текстового документа данные. (колонтитул)
-
Условное обозначение объекта на экране в виде небольшого рисунка (пиктограмма)
-
Устройство для вывода информации в ПК (монитор)
Вопросы для зрителей
Пока команды готовятся, болельщики могут ответить на вопросы и получить свои фишки.
-
Разговорное обозначение символа, используемого в адресе электронной почты (собака)
-
Элемент управления на полосе прокрутки (бегунок)
-
Распространение информации от одного объекта к другому (передача)
-
Наклонный шрифт (курсив)
-
Выражение для расчета (формула)
-
Действие над абзацем (выравнивание)
-
Промежуток между словами (пробел)
-
Отношение размеров элементов документа на экране к натуральным размерам (масштаб)
-
Нумеруемая часть документа, параметры которой устанавливаются с помощью пункта меню Файл (страница)
-
Характеристика абзаца (интервал)
Препятствие 7 «Реши семь уравнений»
Последнее препятствие.
Даны уравнения вида Х=А+В +С, в которых Х, А и В есть некоторое слово, а также определения терминов А и В. Расшифровав слова и «сцепив» их, необходимо получить слово Х, связанное с информатикой и компьютерами.
1. Х=А+В
А - пятая буква русского алфавита.
В - его предъявляют в суде.
(диск)
2. Х=А+В
А - снаряд для метания в легкой атлетике.
В - двукрылое насекомое, слепень.
(дисковод)
3. Х=А+В+С
А - сооружение для постройки и ремонта судов.
В - гласная буква.
С - оскорбительное название работника правоохранительных органов.
(документ)
4. Х=А+В+С
А - предлог, означающий местонахождение предмета вне чего-нибудь.
В - товар, предметы, принимаемые для перевозки.
С - название двенадцатой буквы русского алфавита.
(загрузка)
5. Х=А+В+С
А - буква русского алфавита, порядковый номер которой называют «чертовой дюжиной».
В - тонкий слой ледяных кристаллов на поверхности.
С - название согласной буквы русского алфавита..
(линейка)
6. Х=А+В+С
А - предлог из одной буквы.
В - звуки, издаваемые собакой.
С - пятая буква русского алфавита.
(слайд)
7. Х=А+В+С+D
А - орган обоняния у человека.
В - русский аналог английского слова AND.
С - двадцатая буква русского алфавита.
D - хвойное растение.
(носитель)
Дополнительное задание
Ниже перечислены слова иностранного происхождения. Для каждого из этих слов предложены понятия, связанные с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует названным словам.
1. Дефрагментация - это:
а) удаление из текста всех пробелов;
б) объединение различных частей файла в одну непрерывную часть;
в) операция объединения нескольких последовательностей (строк, файлов) в одну.
2. Интерфейс - это:
а) совокупность средств взаимодействия программы и пользователя;
б) обмен значениями двух переменных величин;
в) передача значений из вспомогательной процедуры в основную программу.
3. Кластер - это:
а) место хранения информации в процессоре;
б) программа для обслуживания периферийного устройства;
в) порция из нескольких секторов, выделяемых файлу при необходимости.
4. Колонтитул - это:
а) часть таблицы;
б) первая страница текстового документа;
в) повторяющиеся на каждой странице текстового документа данные.
5. Курсор - это:
а) указатель на ту или иную запись в базах данных;
б) указатель места ввода символа на экране;
в) указатель некоторого места в программе.
6. Модем - это:
а) устройство, осуществляющее соединение компьютера с другим компьютером;
б) устройство, преобразующее компьютерную информацию в электрический сигнал и обратно;
в) устройство, проверяющее имя пользователя и пароль при выходе в глобальную компьютерную сеть.
7. Пиксель - это:
а) звуковой сигнал на компьютере;
б) минимальный элемент изображения на экране монитора;
в) единица измерения высоты символов.
8. Пиктограмма - это:
а) условное обозначение объекта на экране в виде небольшого рисунка;
б) графическое изображение числовых данных в электронной таблице;
в) сообщение, переданное по телетайпу.
9. Презентация - это:
а) перечисление переменных величин, используемых в программе;
б) картинка, появляющаяся на экране при загрузке операционной системы Windows;
в) компьютерный слайд-фильм.
10. Слэш - это:
а) название символа «$»;
б) жаргонное название разъема расширения на материнской плате компьютера;
в) название символа «/».
Литература
-
Скачки: интеллектуальная игра. МЦ «Вариант». - г. Кострома, 1992.
-
Интеллектуальные игры в информатике, Златопольский Д.М., Издательство: BHV, 2004.
-
Занимательная информатика, Златопольский Д.М., Издательство: BHV, 2011.