• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах агротехнологического профиля инженерного направления

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах агротехнологического профиля инженерного направления

Методический материал для профильных 10-11 классов ( агротехнологического профиля). Половина учебного времени отводится на теоретическую часть, половина-на практические работы. Данный методический материал будет полезен работающим в профильных классах. Надеюсь, что разработка будет полезна учителям, ведущим информатику в старших классах. Курс нацелен на к ЕГЭ по информатике. Также данный курс способствует профильной подготовке и социализации учащегося в современном обществе, выбору будущей профе...
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах агротехнологического профиля инженерного направления


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах агротехнологического профиля инженерного направления составлена со Стандартом среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004); Примерной программы среднего полного образования по «Информатике и ИКТ», Программы «Информатика и ИКТ» (профильный уровень) для 10 - 11 классов Н.Д. Угриновича.

Изучение данного курса ориентировано на использование учебника
Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10,11.

Основными задачами профильного курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах являются:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, строению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средством моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;

  • развитие алгоритмического мышления, способности к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивное социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создание редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах востребованных на рынке труда.

В Федеральном базисном учебном плане предусмотрено освоение профильного курса «Информатика и ИКТ» при следующем распределении часов - 4 часа в 10 классе и 4 часа в 11 классе, всего 280 часов. Учебный план для профильного класса предусматривает 2 часа в 10 и 2 часа в 11 классе, всего 138 часов. Содержание данной рабочей программы соответствует программе профильного курса «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угринович, но имеются некоторые структурные отличия.

Тема

Количество часов по программе Н.Д. Угринович

Количество часов, реализуемых в рабочей программе

Введение в предмет. Вводный инструктаж по ТБ.

0

2 (1ч-10кл, 1ч-11кл)

Архитектура компьютера и защита информации

24

11

Информация и информационные процессы

40

20

Основы логики и логические основы компьютера

20

17

Алгоритмизация и основы программирования

50

29 (21ч-10кл, 8ч-11кл)

Моделирование и формализация

40

10

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

16

6

Технологии создания и обработки текстовой информации

14

10

Обработка числовой информации

14

10

Технологии хранения, поиска и сортировки информации (СУБД)

16

8

Коммуникационные технологии

24

10

Информационная деятельность человека

10

5

Резерв

12

0

Всего

280

138

Особенностью курса информатики является использование компьютеров, поэтому предусматривается использование различных методов обучения: объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, исследовательского и т.д. Виды и формы контроля знаний на уроках информатики: устный опрос, тестирование, практическая работа, словарный диктант, проект, контрольная работа и т.д. Программой предполагается проведение практических работ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и компьютерных практикумов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний учащихся. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, получают профессиональную ориентацию. Согласно санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) продолжительность практических работ за компьютером не более 25 минут.

Для каждого раздела в тематическом планировании указано общее число учебных часов. Планируется проведение 5 контрольных работ: 3 в 10 классе и 2 в 11 классе.

Содержание рабочей программы курса «Информатика и ИКТ» 10-11

профильного уровня


1. Архитектура компьютера и защита информации (11 часов)

Архитектура компьютера. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Защита информации от вредоносных программ.

Практические работы:

  1. Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонными компьютерами.

  2. Производительность процессора. Определение объемов кэш-памяти и виртуальной памяти.

  3. Форматирование магнитного диска и дефрагментация жесткого диска.

  4. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

  5. Архивация и разархивация файлов с помощью архиватора.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны

Знать/ понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • выполнять простейшие задачи системного администрирования оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости и выбора наиболее эффективного способа действия для реализации проектов;

  • оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при выполнении простейших операций, связанных с использованием современных средств ИКТ, управлением ими (включение и выключение, понимание простейших сигналов, в том числе о неполадке), администрировании своего компьютера и организации рабочего пространства IВМ.

2. Информация и информационные процессы (20 часов)

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе и обществе. Информация в кибернетике. Информационные процессы. Информационная деятельность человека. Измерение информации. Кодирование текстовой информации на компьютере. Кодирование графической информации на компьютере. Кодирование звуковой информации на компьютере. Кодирование числовой информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Системы счисления, родственные двоичной. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Практические работы:

  1. Перевод единиц измерения количества информации.

  2. Запись звука через микрофон.

  3. Римская система счисления.

  4. Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа.

  5. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • кодирование текстовой, числовой, графической и видеоинформации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Уметь:

  • выделять информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации;

  • создавать аудиовизуальные объекты, преобразовывать аудиовизуальные объекты с помощью систем линейного и нелинейного монтажа.


3. Основы логики и логические основы компьютера (17 часов).

Формы мышления. Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера.

Практическая работа:

1. Получение таблиц истинности операций логического умножения, сложения и отрицания с использованием электронных таблиц

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны

Знать/ понимать:

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Уметь:

  • применять основные логические операции (инверсию, конъюнкцию, дизъюнкцию, импликацию, эквивалентность );

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для организации запросов в БД, составлении логических условий и выражения.

4. Алгоритмизация и основы программирования (29 ч.)

(21 часов в 10 классе и 8 часов в 11 классе)

Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур. Структурная методика алгоритмизации. Элементы языка Турбо Паскаль. Операторы ввода-вывода. Линейные алгоритмы. Алгоритмы разветвляющей структуры. Алгоритмы циклической структуры. Табличный способ организации данных. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Сортировка числовых массивов. Процедуры и функции.

Практические работы:

  1. Использование операторов ввода и вывода данных при решении задач.

  2. Вложенные циклы.

  3. Использование одномерных массивов при решении задач с использованием условий»

  4. Заполнение и вывод двумерного массива.

  5. Использование способов сортировки при решении задач.

  6. Использование процедур и функций при решении задач.

  7. Использование операторов выбора, условного и безусловного перехода при решении задач.

  8. Использование операторов цикла при решении задач.

  9. Обработка двумерных массивов.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;

  • правила построения и выполнения алгоритмов;

  • способы записи алгоритмов;

  • реализацию основных алгоритмических конструкций в языке ТР;

  • стандартные процедуры и функции модулей ТР

  • типы данных, используемые в программах числовые, структурированные;

  • процедуры и функции, локальные и глобальные переменные, передача параметров;

  • алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов.

Уметь:

  • составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

  • определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

  • составлять алгоритм решения поставленной задачи, выбирая соответствующие алгоритмические структуры;

  • разрабатывать алгоритм выполнять трассировку и анализ;

  • оценивать сложность выполнения и описания алгоритма;

  • использовать в программах процедуры и функции пользователя

5. Моделирование и формализация (10 часов)

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование математических моделей. Исследование геометрических моделей. Исследование химических моделей. Оптимизационное моделирование в экономике. Логические модели. Информационные модели управления объектами.

Практические работы:

  1. Создание модели для нахождения решения непрерывной функции.

  2. Создание модели для вычисления площадей сложных фигур.

  3. Исследование химических моделей.

  4. Поиск вариантов оптимальной погрузки при перевозке компьютерного класса.

  5. Информационные модели управления объектами.

  6. Создание компьютерной модели.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • моделирование как метод познания;

  • сущность процесса информационного моделирования;

  • формализация есть сведение к заданной форме;

  • сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;

  • виды и свойства моделей;

  • взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель»;

  • этапы построения моделей.

Уметь

  • выделять в исследуемой ситуации объект, субъект, задачу исследования, цель моделирования, модель;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • исследовать учебные модели;

  • строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;

  • исследовать с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта.

6. Технологии создания и обработки текстовой информации (10 часов)

Программные средства для работы с текстом. Элементы работы с Документами в текстовом процессоре. Технологии автоматизированного распознавания текста.

Практические работы:

  1. Основные приемы ввода и редактирования текста. Форматирование текста.

  2. Вставка графических объектов в тексты.

  3. Добавление таблиц в документ.

  4. Добавление формул в документ.

  5. Стили и оглавления.

  6. Создание гипертекстового документа.

  7. Сканирование и распознавание текстового документа.

  8. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны

Знать/ понимать

  • технологии обработки текстовой информации;

  • приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;

  • инструменты текстового процессора при создании рефератов.

Уметь

  • редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;

  • использовать тезаурус для проверки орфографии и грамматики;

  • уметь сканировать и распознавать документы.

Применять приобретенные знания, умения и навыки при осуществлении собственной информационной деятельности.

7. Обработка числовой информации (10 часов)

Технология обработки числовой информации. Технология создания, редактирования и хранения информации в табличном процессоре Microsoft Excel. Стиль представления и формат данных в ТП Excel. Работа с формулами в ТП Excel. Редактирование табличных данных и выбор ручного или автоматического режима вычислений. Работа с большими таблицами. Работа с диаграммами. Использование встроенных функций в ЭТ. Условные и логические функции в ТП Excel. Поиск данных в некотором диапазоне. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей решения линейных и квадратных уравнений с помощью ЭТ. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей табулирование функции и построение графиков функций средствами Excel.

Практические работы:

  1. Стиль представления и формат данных.

  2. Работа с формулами в табличном процессоре Microsoft Excel.

  3. Работа с диаграммами.

  4. Использование встроенных функций в ЭТ.

  5. Условные и логические функции в табличном процессоре Microsoft Excel.

  6. Создание и обработка табличной информационной модели

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • основные возможности применения электронных таблиц в различных областях;

  • отличие относительных ссылок от абсолютных, основные функций для обработки числовых данных.

Уметь:

  • создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы, (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах домашней экономики);

  • пользоваться основными операциями работы с динамическими таблицами: создания, выделения, вставки и удаления компонентов, арифметическими и логическими функциями, ссылками между таблиц,

  • использовать электронные таблицы для выполнения расчетов в различных областях профессиональной деятельности.

8. Технологии хранения, поиска и сортировки информации (10 часов)

Технология хранения, поиска и сортировки информации. Создание базы данных в режимах Таблица и Конструктор с помощью СУБД Microsoft Access. Создание БД в режиме Мастера таблиц. Создание связей между таблицами, входящими в БД. Редактирование и ведение базы данных. Поиск информации в базе данных. Создание форм и отчётов.

Практические работы:

  1. Создание базы данных в режимах Таблица и Конструктор.

  2. Создание базы данных в режиме Мастера таблиц.

  3. Установление связей между таблицами БД.

  4. Редактирование и ведение базы данных.

  5. Поиск информации в базе данных.

  6. Создание форм и отчётов.

  7. Создание и обработка информационного объекта.

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • типы баз данных;

  • организацию баз данных;

  • методы поиска и сортировки данных;

  • организацию реляционных баз данных.

Уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.

9. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации (6 часов)

Основы работы с растровым графическим редактором. Обработка отсканированного растрового изображения в ГР. Запись звука в компьютерную память. Компьютерные презентации. Создание презентации в PowerPoint. Создание гипертекстового документа.

Практические работы:

  1. Создание растрового изображения.

  2. Запись звука в компьютерную память.

  3. Работа с текстами, графикой и таблицами в PowerPoint.

  4. Гиперссылки в PowerPoint.

  5. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны

Знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта;

Уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.

10. Коммуникационные технологии (10 часов)

Передача информации в компьютерных сетях. Информационные услуги компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Браузеры. Работа с электронной почтой. История и устройство Интернет. Способы доступа в Internet. Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. Основы HTML. Структура документа HTML. Вставка графических изображений, ссылок. Атрибуты. Вставка таблицы в Web-документ. Подключение звукового файла и видеофайла в html-документ.

Практические работы:

  1. Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

  2. Работа в Интернете с почтовым сервером.

  3. Создание Web-страниц с помощью языка разметки гипертекста.

  4. Вставка картинки из файла, таблицы, гипертекстовых ссылок в Web-документ.

  5. Поиск информации в Интернете

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • Понятие «протокол», «сервер». Назначение средств телекоммуникации.

  • Расстояние передачи информации по каждому из видов сетей. Достоинства и недостатки топологий ЛВС.

  • Понятие адресации в сети Интернет.

  • Знать понятия "гиперсвязь", "всемирная паутина".

  • Иметь представление о средствах телекоммуникационных технологий.

  • Теги и атрибуты языка HTML.

Уметь:

  • использовать средства телекоммуникаций в коллективной деятельности.

  • использовать технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа.

  • Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.

  • Инструменты создания информационных объектов для Интернет.

  • Методы и средства создания и сопровождения сайта.

11. Информационная деятельность человека (5 часов)

Информационное общество. Информационные ресурсы современного общества. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Информационная культура.


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны:

Знать/ понимать

  • знать требования информационной безопасности, информационной этики и права;

  • влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.

Литература для ученика

1. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ». Учебник для 10,11 класса. Профильный уровень- М. Бином, 2010 г.

Литература для учителя


  1. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 9.03.04г. №1312).

  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 5.03.04 № 1089).

  3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.

  4. Н.Д. Угринович . Программа профильного курса «Информатика и ИКТ» (10-11 классы)

5. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 10, 11класса. Профильный уровень - М. Бином, 2010 г.

6. Н.Д. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям» - М. Бином, 2010 г.

7. Н.Д. Угринович Методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» в основной и старшей школе» - М. Бином, 2010 г.

Сайт «Авторская мастерская Н.Д. Угриновича» из раздела «Методическая служба» издательства БИНОМ (metodist.lbz.ru/inf6.html).

Программное обеспечение: Windows-CD - программная поддержка курса и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows.

© 2010-2022