План-конспект урока Алгоритм-модель деятельности исполнителя

Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока информатики «Алгоритм - модель деятельности исполнителя. Исполнитель Чертежник»

Пушкарь С.Н., учитель информатики МБОУ «Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия»

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках информатики

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский


Под здоровьесберегающими технологиями - понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающее обучение направлено на

  • обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через

  • учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

  • создание благоприятного психологического фона на уроке;

  • использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу;

  • создание условий для самовыражения учащихся;

  • инициацию разнообразных видов деятельности;

  • предупреждение гиподинамии.

Приводит к

  • предотвращению усталости и утомляемости;

  • повышению мотивации к учебной деятельности;

  • прирост учебных достижений.

Создание в учебно-воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников предполагает следующие моменты в работе:

  • обязательный учет возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха;

  • проведение физкультминуток, пауз с пассивным отдыхом;

  • реализацию потребностей ребенка в движении;

  • комфортность обучения;

  • учащиеся имеют возможность работать в индивидуальном темпе, обращаться за помощью, свободно использовать источники информации, высказывать и аргументировать свое мнение, не бояться ошибок;

  • на уроках присутствует доброжелательная обстановка при опросе, отсутствуют скоростных характеристик при оценивании (оценка выставляется за работу на протяжении всего урока, а не на определенном этапе);

  • эмоциональная напряженность снимается посредством сообщения учащимся основных этапов и элементов данного урока;

  • предлагаемые задания разбиваются учителем по уровням, ученик знает, какой максимальный балл он может получить за выполнение той или иной задачи, корректно направляется на выполнение посильного задания (ориентация на успех);

  • для слабых учащихся практикуется отдельный план работы на урок - задания подбираются доступного уровня, присутствуют рекомендации по выполнению, задается индивидуальный темп работы;

  • учащиеся обучаются рефлексивной деятельности, как на отдельных этапах урока, так и в конце урока. Обязательно отмечаются позитивные моменты, сглаживаются негативные.

  • контрольные работы проводятся строго по графику для устранения учебных перегрузок, осуществляется подготовка к такому виду деятельности, психологический настрой на работу;

  • контрольные и проверочные работы составляются небольшого объема - времени на выполнение должно хватить у каждого. Тем, кто быстрее справляется с работой, предлагаются дополнительные задания, оцениваемые отдельно.

  • разнообразие форм учебной деятельности снимает усталость от однотонности учебного труда школьника; (Смена различных видов деятельности (4-7 видов за урок).

Обучение учащихся рациональной организации труда способствует здоровьесбережению.

В 7 классах из здоровьесберегающих образовательных технологий использую метод индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Его использование позволяет обучать детей с разным мышлением, памятью, мотивацией, с особенностями нервной системы, создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе.

В соответствии с особенностями каждого обучающегося составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:

  • обучающимся с высоким интеллектуальным уровнем, хорошей работоспособностью и сильным (средним) типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объёму задания. В данном случае, чем труднее задание, тем лучше концентрация внимания обучающегося, продуктивнее его работа;

  • школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объёму. Эти обучающиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях;

  • обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объёму. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности;

  • школьники с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям предлагаю больше разных нетрудных заданий и осуществляю систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением.

Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не "над", а "рядом" с учениками, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки чётко определены на каждом этапе урока. Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках информатики использую межпредметные связи.


План-конспект урока по информатике в 7 классе

Алгоритм - модель деятельности исполнителя.

Исполнитель Чертежник.


Использовались здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированного обучения

Цели:

  • формирование первоначального представления о понятиях «алгоритм», «исполнитель алгоритмов»;

  • развитие интереса к учению, самостоятельности, самоконтролю, умений планировать свои действия, делать выводы;

  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • привлечь учащихся к ведению здорового образа жизни, соблюдению правил здорового образа жизни.

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма, исполнителя;

  • систему команд испольнителя (СКИ);

Учащиеся должны уметь:

  • строить простейшие алгоритмы и реализовывать их в среде Чертёжника.

Тип урока: приобретение новых знаний

Материалы и оборудование к уроку:

  1. Персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть.

  2. Проектор + проекционный экран.

  3. Электронная презентация к уроку - Алгоритм. Исполнитель.pptx

  4. Среда «Исполнитель» - программа robowin.

  5. Флеш-ролик -Суперфизкультминутка.exe

Ход урока


  1. Организационный этап.


  1. Подготовка учащихся к работе на уроке. (Презентация «Алгоритм.Исполнитель.»)

Предложить учащимся разгадать два ребуса, содержащие названия понятий, с которыми предстоит познакомиться на уроке (Презентация, слайды 1-4).

В жизни мы следуем определенным правилам, инструкциям, указаниям, например, использования какого-либо бытового прибора (телевизора, утюга, микроволновой печи и др.)

Рассмотрим следующую инструкцию.

Пример инструкции (Презентация, слайд 6)

  1. Нажать кнопку вызова лифта.

  2. Подождать пока откроется кабина лифта.

  3. Войти в кабину лифта.

  4. Нажать кнопку нужного этажа.

  5. Подождать пока откроется кабина лифта.

  6. Выйти из лифта.


  1. Объяснение нового материала.

Введение понятий «алгоритм», «исполнитель алгоритмов» должно базироваться на известных примерах из повседневной жизни, школьных дисциплин.

Обсуждаем со школьниками, где они встречались с понятием алгоритм. Ввожу понятие алгоритма (Презентация, слайд 6).

Алгоритм - понятная и конечная последовательность точных действий (команд), выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи.

Команда алгоритма -точное предписание выполнить конкретное действие.

Познакомить учащихся с происхождением термина «алгоритм» (Презентация, слайд 8).

Рассмотреть с учениками два варианта алгоритма приготовления чая (Презентация, слайд 9). Далее можно познакомить со свойствами алгоритмов и продемонстрировать их важность на примерах неправильно составленных алгоритмов (Презентация, слайды 11 - 12).

Предложить учащимся привести примеры алгоритмов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, на уроках информатики и других школьных предметов (Презентация, слайды 13 - 14).

Ввести понятие «исполнитель алгоритмов» (Презентация, слайд 15). Назвать примеры исполнителей: компьютер, дрессированная собака, бытовые приборы (слайды 16-18).

Сформулируйте понятия «среда обитания исполнителя», «система команд исполнителя» (Презентация, слайды 19-22).

На примере исполнителя «дрессированная собака» с помощью учащихся выделите возможную систему команд этого исполнителя (слайд 23).

Познакомить учащихся с исполнителем Чертежник, его системой команд (слайд 24), правилами написания программы в среде Чертежник.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Флеш-ролик «Суперфизкульминутка.exe»)

Учащиеся садятся за компьютеры.


  1. Закрепление нового материала (Программа «robowin»)

Знакомство со средой программирования. Предложить учащимся в среде «Исполнитель. Чертежник» набрать программу рисования цифры «0» почтового индекса. На проекционном экране приведена программа. Желающим предлагается изменить программу и нарисовать другую цифру, на свой выбор (кроме «1»).


  1. Рефлексия. Подведение итогов. Задание на дом.

Обсуждаем информацию, полученную на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Что такое алгоритм?

Выполняете ли вы сейчас какой-либо алгоритм?

Почему нужно рационально использовать свое время?

Распорядок дня школьника - это алгоритм? Какие пункты он обязательно должен включать?

Почему (после школьных занятий) перед выполнением домашнего задания нужно отдохнуть?


  1. Составить алгоритм приготовления яичницы.(10-15 пунктов, дается пояснение)

  2. Дополнительно: Составить алгоритм решения старинной задачи «Волк, коза и капуста».

Использованные источники

  1. Алгоритм. Способы описания алгоритма. Учебно-методическое пособие для учителей информатики / Сост. Е.А.Пархоменко - Коломна: Лицей, 2005. - 33 с.

  2. Голицына О.Л. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. Пособие / О.Л.Голицына, И.И.Попов. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.

  3. Кузнецов А.А. Основы информатики. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А.А.Кузнецов, Н.В.Апатова. - М.: Дрофа, 2000. - 176 с.

  4. Кушнеренко А.Г. Основы информатики и ВТ: Учеб. для 10-11 кл. - 4-е изд. / А.Г.Кушнеренко и др. - М: Просвещение, 1996. - 224 с.

  5. Семакин И.Г. Основы программирования: Учебник для среднего профессионального образования / И.Г.Семакин, А.П.Шестаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.

  6. Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн. Алгоритмы: построение и анализ, 3-е издание - М.: «Вильямс», 2013. - 1328 с.

  7. Томас Х. Кормен. Алгоритмы: вводный курс - М.: «Вильямс», 2014. - 208 с.

  8. Игошин В. И. Математическая логика и теория алгоритмов. - 2-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 448 с.

  9. kpolyakov.narod.ru/school/robots/download.htm


© 2010-2022