Тексты в компьютерной памяти

Цели урока: 1. Познакомить учащихся со способами представления и организации  текстов   в   компьютерной   памяти. 2. Способствовать развитию  памяти, мышления. 3. Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся. Задачи урока: ·                         Формировать знания учащихся по теме “ Тексты в компьютерной памяти”; ·                         Способствовать формированию у школьников образного мышления. Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать преимущества ко...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тексты в компьютерной памяти

конспект урока

Предмет: Информатика.

Класс: 8

Тип урока: Обучающий.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.

2. Способствовать развитию памяти, мышления.

3. Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся по теме " Тексты в компьютерной памяти";

  • Способствовать формированию у школьников образного мышления.

Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным; как представляются тексты в памяти компьютера; что такое гипертекст; что такое таблица кодировки.

Учащиеся должны уметь: пользоваться таблицей ASCII-кодов, данной в параграфе; кодировать в двоичной форме слова с помощью таблицы ASCII-кодов данной в изучаемом параграфе.

Учебно-методическое и программное обеспечение урока: 1) Информатика - 8. Базовый курс / И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова -М.: БИНОМ, 2007; 2) school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Оборудование:

  1. Учебник Информатика - 8. Базовый курс И. Семакин и др. -М.: БИНОМ, 2007

  2. мультимедийный проектор,

  3. мультимедийная презентация.

План урока:

  1. организационный момент (4 мин.);

  2. проверка домашнего задания (6 мин.);

  3. сообщение темы и цели урока (1 мин.);

  4. изучение нового материала (15 мин.);

  5. практическая работа в тетрадях (кодирование в двоичной форме слов) (10 мин.);

  6. подведение итогов урока (7 мин.);

  7. задание Д/З (2 мин.).

Ход урока

Речь учителя

Запись в тетрадях учеников

Запись на доске

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников; проверяет готовность учеников к уроку, а именно просит поднять руки учеников готовых и не готовых к уроку; просит дежурного записать фамилии отсутствующих учеников.



  1. Проверка домашнего задания.

Ученикам даются листочки (карточки) на которых записано по одному вопросу из пройденного материала, на который необходимо ответить письменно.

Предполагаемые вопросы:

1)Кодирование - это…(Ответ: преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для её хранения передачи или обработки)

2)Файл - это…(Ответ: информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем)

3)Чему равен 1 байт? (Ответ: 8 битов)

4)Двоичная кодировка - это… (Ответ: использование двух знаков 0 и 1 для представления информации)

5)Внешняя память - это… (Ответ: различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски)

6)Внутренняя память - это… (Ответ: электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией)

Вопросы на карточках повторяются.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас « Тексты в компьютерной памяти ». Запишите число и тему урока



  1. Изучение нового материала

(Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации)

Учитель: Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.

1)Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?

- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере.

Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества компьютерного хранения текстов?

Предполагаемые ответы: можно изменять текст; долговременное хранение.

Учитель: Да, именно так. Еще можно сюда добавить:

1) компактное размещение;

2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;

3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

(Запишите эти преимущества себе в тетради)

Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. (определение запишите в тетради)

Учитель: Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".

- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?

- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы.

Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли (слайд 7)

Запишите: Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. (Запишите это)

Учитель: Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Запишите определение:

Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII (учебник, стр.72 или на представленном слайде).

Учитель: Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.

Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция - управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.

Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.

Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.

В настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.



  1. Практическая работа

Сейчас мы решим несколько примеров, которые вы запишите в тетради. Итак:

Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?

Это слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Так как в слове МИКРОПРОЦЕССОР 14 букв, то слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.

Для решения второго примера ответьте на вопрос: в чем заключается принципа последовательного кодирования алфавита?

Ответ: В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.

Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105?

Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107 и и.д. Следовательно, закодировано слово link.



  1. Подведение итогов урока

Учитель: А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока: Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?

Ответ: На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.

Учитель: И ещё ответьте на вопрос: Что обозначает понятие "кодовая страница"?

Ответ: Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.

Учитель: Спасибо за работу. На уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII.

Все хорошо поработали. За активную деятельность получаете хорошие отметки.



  1. Задание домашнего задания

Прочитать и ответить на вопросы данные в конце §13; выучить теоретический материал записанный в тетрадях.























15.10.2013г.

Тексты в компьютерной памяти.

























Преимущества компьютерного хранения текстов:

1) экономия бумаги;

2) компактное размещение;

3) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;

4) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;

5) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.















Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов.



Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.



Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (Американский стандартный код для информационного обмена).





















Существуют пять различных кодировок кириллицы: КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO.





Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?

Решение: Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.





Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105?

Решение. Порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107, l - код 108, m - код 109, n - код 110. Следовательно, закодировано слово link.

















§13























15.10.2013г.

Тексты в компьютерной памяти.































Гипертекст





















28=256, 8 бит = 1 байт



От 0 до 255

От 0000000 до 1111111

ASCII





















КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO.










































© 2010-2022