- Преподавателю
- Информатика
- Тексты в компьютерной памяти
Тексты в компьютерной памяти
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шуварова Е.И. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тексты в компьютерной памяти
конспект урока
Предмет: Информатика.
Класс: 8
Тип урока: Обучающий.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти.
2. Способствовать развитию памяти, мышления.
3. Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся.
Задачи урока:
-
Формировать знания учащихся по теме " Тексты в компьютерной памяти";
-
Способствовать формированию у школьников образного мышления.
Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным; как представляются тексты в памяти компьютера; что такое гипертекст; что такое таблица кодировки.
Учащиеся должны уметь: пользоваться таблицей ASCII-кодов, данной в параграфе; кодировать в двоичной форме слова с помощью таблицы ASCII-кодов данной в изучаемом параграфе.
Учебно-методическое и программное обеспечение урока: 1) Информатика - 8. Базовый курс / И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова -М.: БИНОМ, 2007; 2) school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Оборудование:
-
Учебник Информатика - 8. Базовый курс И. Семакин и др. -М.: БИНОМ, 2007
-
мультимедийный проектор,
-
мультимедийная презентация.
План урока:
-
организационный момент (4 мин.);
-
проверка домашнего задания (6 мин.);
-
сообщение темы и цели урока (1 мин.);
-
изучение нового материала (15 мин.);
-
практическая работа в тетрадях (кодирование в двоичной форме слов) (10 мин.);
-
подведение итогов урока (7 мин.);
-
задание Д/З (2 мин.).
Ход урока
Речь учителя
Запись в тетрадях учеников
Запись на доске
-
Организационный момент
Учитель приветствует учеников; проверяет готовность учеников к уроку, а именно просит поднять руки учеников готовых и не готовых к уроку; просит дежурного записать фамилии отсутствующих учеников.
-
Проверка домашнего задания.
Ученикам даются листочки (карточки) на которых записано по одному вопросу из пройденного материала, на который необходимо ответить письменно.
Предполагаемые вопросы:
1)Кодирование - это…(Ответ: преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для её хранения передачи или обработки)
2)Файл - это…(Ответ: информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем)
3)Чему равен 1 байт? (Ответ: 8 битов)
4)Двоичная кодировка - это… (Ответ: использование двух знаков 0 и 1 для представления информации)
5)Внешняя память - это… (Ответ: различные магнитные носители (ленты, диски), оптические диски)
6)Внутренняя память - это… (Ответ: электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией)
Вопросы на карточках повторяются.
-
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы начинаем изучать новую главу, которая называется «Текстовая информация и компьютер». И первый параграф у нас « Тексты в компьютерной памяти ». Запишите число и тему урока
-
Изучение нового материала
(Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации)
Учитель: Компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами: создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов.
1)Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?
2) Почему за очень короткий срок практически на всех предприятиях и во всех организациях, в том числе и в нашей школе, пишущие машинки заменили на компьютеры?
- Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим отличия обработки и хранения текстов при ручной записи и при создании текстов на компьютере.
Ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Как вы думаете, в чем преимущества компьютерного хранения текстов?
Предполагаемые ответы: можно изменять текст; долговременное хранение.
Учитель: Да, именно так. Еще можно сюда добавить:
1) компактное размещение;
2) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;
3) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.
(Запишите эти преимущества себе в тетради)
Самое поразительное отличие компьютерного текста от бумажного, если информация в нем организована по принципу гипертекста. Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. (определение запишите в тетради)
Учитель: Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".
- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос. С точки зрения компьютера текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы.
Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли (слайд 7)
Запишите: Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет в себе 8 бит информации. Следовательно, 28=256. 8 бит =1 байту, поэтому двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. (Запишите это)
Учитель: Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.
Запишите определение:
Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается аски) (Американский стандартный код для информационного обмена). Рассмотрим таблицу кодов ASCII (учебник, стр.72 или на представленном слайде).
Учитель: Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы.
Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция - управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т.п.
Обращаю ваше внимание на то, что в таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений. Такое соблюдение лексикографического порядка в расположении символов называется принципом последовательного кодирования алфавита.
Вторая половина кодовой таблицы ASCII, называемая кодовой страницей (128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111), может иметь различные варианты, каждый вариант имеет свой номер.
В настоящее время существуют пять различных кодировок кириллицы (КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO). Из-за этого часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую.
-
Практическая работа
Сейчас мы решим несколько примеров, которые вы запишите в тетради. Итак:
Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?
Это слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и поэтому занимает 1 байт памяти. Так как в слове МИКРОПРОЦЕССОР 14 букв, то слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.
Для решения второго примера ответьте на вопрос: в чем заключается принципа последовательного кодирования алфавита?
Ответ: В таблице кодировки буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке, а цифры упорядочены по возрастанию значений.
Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105?
Решение. Вспомним порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107 и и.д. Следовательно, закодировано слово link.
-
Подведение итогов урока
Учитель: А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока: Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?
Ответ: На компьютерах применяется разная кодировка символов русского языка.
Учитель: И ещё ответьте на вопрос: Что обозначает понятие "кодовая страница"?
Ответ: Так называется вторая половина кодовой таблицы ASCII, предназначенная для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского.
Учитель: Спасибо за работу. На уроке, мы сегодня узнали о преимуществах файлового хранения текстов, кодирование текстов, рассмотрели кодировочную таблицу, международный стандарт ASCII.
Все хорошо поработали. За активную деятельность получаете хорошие отметки.
-
Задание домашнего задания
Прочитать и ответить на вопросы данные в конце §13; выучить теоретический материал записанный в тетрадях.
15.10.2013г.
Тексты в компьютерной памяти.
Преимущества компьютерного хранения текстов:
1) экономия бумаги;
2) компактное размещение;
3) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;
4) возможность быстрого копирования на другие магнитные носители;
5) возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.
Гипертекст - это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами.
Для представления информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов.
Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.
Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (Американский стандартный код для информационного обмена).
Существуют пять различных кодировок кириллицы: КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO.
Пример 1. Сколько бит памяти компьютера занимает слово МИКРОПРОЦЕССОР?
Решение: Слово состоит из 14 букв. Каждая буква является символом компьютерного алфавита и занимает 1 байт памяти. Слово займет 14 байт = 112 бит памяти, т.к. 1 байт = 8 бит.
Пример 2. Что зашифровано последовательностью десятичных кодов: 108 105 110 107, если буква i в таблице кодировки символов имеет десятичный код 105?
Решение. Порядок букв в латинском алфавите - … i, j, k, l, m, n, o … . Буква j будет иметь код 106, k - код 107, l - код 108, m - код 109, n - код 110. Следовательно, закодировано слово link.
§13
15.10.2013г.
Тексты в компьютерной памяти.
Гипертекст
28=256, 8 бит = 1 байт
От 0 до 255
От 0000000 до 1111111
ASCII
КОИ8-Р, Windows, MS-DOS, Macintosh и ISO.