Технологическая карта к уроку Графические информационные модели (УМК Босовой, 9 класс)

Технологическая карта урока 9 класса по теме "Графические информационные модели" (ФГОС) содержит цель, задачи, тип и форму проведения урока; определяет планируемые образовательные  предметные, личностные, метапредметные результаты. Основные понятия, рассматриваемые на уроке: модель, схема, карта, чертеж, граф, цепь, цикл, сеть, дерево. По четырем этапам урока прописана деятельность учителя, задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов, деятельность учени...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Универсальная технологическая карта урока


Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9


Тема урока


Графические информационные модели

Педагогическая цель урока



Формирование представления объектов окружающей действительности в виде графических информационных моделей

Задачи урока



Обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях.

Использования графов при решении задач.

Тип урока


Урок систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)



Предметные


Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

определять тип графов (цепь, цикл, сеть, дерево);

приводить примеры использования графов в различных учебных предметах (информатика, биология, химия, геометрия и др.) и в повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

использовать графы при решении задач о составлении цепочек по правилу; составлять дерево игры.

Регулятивные: Активизировать внимание учащихся, развивать мыслительные способности, воображение учащихся и способность учащихся применять знания из разных предметных областей.

Познавательные: Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные:

Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, дисциплинированность.


  1. Формирование кругозора учащихся их познавательного интереса и творческих способностей, путем подбора заданий исследовательской работы, реализующих межпредметную связь;

  2. Формирование коммуникативных качеств личности;

  3. Воспитание серьезности, самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.

  4. Воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к информации, аккуратность.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, технологии)

Оборудование

school-collection.edu.ru/

презентация «Графические информационные модели»



  1. Учебник «Информатика: учебник для 9 класса»; Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 (ФГОС). § 1.3

  2. Рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» для 9 класса, авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

Информатика. Программа для основной школы: 7 - 9 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Персональные компьютеры, проектор

Основные понятия

Модель, схема, карта, чертеж, граф, цепь, цикл, сеть, дерево.

Форма проведения урока

Комбинированный урок с практической работой

Этап урока (название, время, цель). Количество этапов зависит от типа урока.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

I. Актуализация знаний

Подготовить к восприятию учебного материала - демонстрация слайда с примерами схем, картой и графом на экране (рис. 1.5 и 1.6 из § 1.3).

Фронтальный опрос и обобщение знаний. Демонстрация слайдов с примерами графов систем.

Продолжительность:

5 мин.

  1. Вопросы для актуализации знаний:

Какой вид информации представлен на слайде?

Можем ли назвать эти изображения моделями? Почему?

Для чего нужна карта?

Есть ли здесь чертеж? В чем отличие его от схемы?

Как называется изображение 1.6?

(пункт 1.3.1)

  1. Привести пример системы, модель которой можно представить в виде графа.


  1. Отвечают на вопросы.

  2. Обращаются к учебнику, пункт 1.3.1 при затруднениях в ответе.

  3. Приводят пример системы, модель которой можно представить в виде графа.

Определять вид информационной модели. Уметь приводить примеры использования графов в различных учебных предметах и повседневной жизни.

Личностные: уметь перестраиваться с одной учебной деятельности на другую, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действие на основе учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

Участвовать в продуктивном диалоге, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Этап урока (название, время, цель)

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Объявление темы, цели и плана урока.

Активизация самостоятельного мышления. Постановка проблемного вопроса

Продолжительность:

3 мин.

  1. По рис 1.6 назвать вершины, ребра графа; привести примеры цепей и циклов в графе.

  2. Определить, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (если длина кратчайшего пути между ними больше, чем длина кратчайшего пути между любыми другими двумя пунктами).


  1. Описывают структуру графа: называют вершины, ребра графа, перечисляют цепи, циклы в графе.


Распознавать элементы структуры по описанию, выбирать способы решения задач

Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действие на основе учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

Участвовать в продуктивном диалоге, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап урока (название, время, цель)

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Введение понятия «дерево» как графа иерархической структуры. Использование графов при решении задачи о записи трехзначных чисел, состоящих из 1 и 2. Дерево игры.

Продолжительность:

10 мин. - объяснение нового материала;

5 мин. - решение задач.

15 мин. - самостоятельная работа за компьютером по заданиям базового уровня, тповышенного уровня.

  1. Провести сравнительный анализ. Указать длину кратчайшего пути между наиболее удаленными друг от друга пунктами.

  2. Выбрать способ решения задачи о записи трехзначных чисел, состоящих из 1 и 2 - перечислением возможных вариантов или с использованием графов.

  3. Выполнить задания № 9 и 10 в § 1.3 учебника.

  4. Выполнить задание базового уровня - представить в виде графа информационную модель системы.

  5. Выполнить задание повышенного уровня: решить задачу с помощью графов.

  1. Проводят сравнительный анализ и указывают длину кратчайшего пути между наиболее удаленными друг от друга пунктами.

  2. Записывают в тетрадь граф решения задачи о записи трехзначных чисел, состоящих из 1 и 2.

  3. Выполняют задания № 9 и 10 в учебнике (стр. 68)

  4. Выполняют работу за комп'ютером по двум вариантам заданий базового и повышенного уровня.


Проводить сравнительный анализ. Преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую.

Записывать строение числа в виде графов, отражать информацию в виде сети, изображать классификации различных объектов в виде дерева.

Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, готовности к выполнению норм и требований поведения за компьютером.

Регулятивные:

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять контроль, коррекцию действий

Этап урока (название, время, цель)

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Подвести итоги выполнения заданий.

Домашнее задание - § 1.3, РТ 76, 77

Продолжительность:

7 мин.

Ответить на вопросы: Как вы думаете, в учебном процессе можно применять полученные навыки?

Что получилось? Что не получилось?

Как выходил из затруднения?

В чем преимущество графического

способа решения задач по сравнению с

другими способами решения?


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и соотносят цель и результаты работы.

Уметь из множества вычленить нужные объекты, обозначить связи между ними, делать выводы о значении науки информатики для остальных школьных предметов

Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения


© 2010-2022