- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, Н. Д. Угринович
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс, Н. Д. Угринович
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елеева О.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кировское областное государственное общеобразовательное
автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»
-
Утверждаю:
Директор КОГОКУ
«Гимназия г. Уржума»
_____________ Д.Н. Феофилатов
Приказ № ____ от _____________
Рабочая программа по информатике и ИКТ
8 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Автор-составитель:
Елеева О.В., учитель информатики
Уржум 2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
-
стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразрвания России от 05.03.04 №1089)
-
программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы, автор Угринович Н.Д (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г).
Календарно-тематический план для 8 классов ориентирован на использование учебника Н. А. Угринович «Информатика и ИКТ - 8» (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и методического пособия для учителя «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.), а также дополнительных пособий для учителя:
-
Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»,
-
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса»;
для учащихся:
• Сборник задач под ред. Ю. Шафрина в 2-х частях;
• Энциклопедия для детей. Информатика, т. 22 М.: Аванта плюс - 2003.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание курса
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количество часов
Теория
Практика
1
Информация и информационные процессы
8
6
2
2
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
6
3
3
3
Коммуникационные технологии
16
6
10
4
Повторение
3
1
2
1. Информация и информационные процессы - 8 ч
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».
По окончании изучения темы учащиеся должны:
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации.
уметь
-
оперировать информационными объектами;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
-
искать информацию с применением правил поиска некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 6 ч
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».
Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
По окончании изучения темы учащиеся должны:
знать/понимать
-
программный принцип работы компьютера;
-
назначение и функции используемых информационных технологий.
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
3. Коммуникационные технологии - 16 ч
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
По окончании изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
-
примеры источников и приемников информации;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
назначение и функции используемых коммуникационных технологий.
уметь
-
предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематический план
№
Название раздела
Тема урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО
Кол-во часов
Тип урока
Форма урока
Информационное сопровождение
Дата
По плану
Факт
Информация и информационные процессы
Информация в природе, обществе и технике
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Свойства информации.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
school-collection.edu.ru
06.09
06.09
Знаки: форма и значение. Знаковые системы
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metodist.ru
13.09
13.09
Кодирование информации
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metodist.ru
20.09
27.09
Работа с клавиатурным тренажером
Инструктаж по технике безопасности во время работы за компьютером. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Набор текста
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
metodist.ru
27.09
18.10
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания.
Единицы измерения информации.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
it-n.ru
04.10
20.10
Определение количества информации.
Определение количества информации. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
pedsovet.su
18.10
25.10
Вычисление количества информации с помощью калькулятора.
Электронный калькулятор. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора
1
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»
metodist.ru
25.10
01.11
Проверочная работа «Информация и информационные процессы»
Контроль знаний и умений
metod-kopilka.ru
01.11
08.11
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере
Основные устройства ИКТ. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
08.11
10.11
Устройство компьютера
Основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
15.11
15.11
Файл. Файловая система
Программный принцип работы компьютера.
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
metod-kopilka.ru
29.11
29.11
Работа с файлами и дисками
Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Копирование, перемещение, удаление, переименование. Архивирование и разархивирование, дефрагментация, форматирование.
1
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Форматирование дискеты»
metodist.ru
06.12
06.12
Программное обеспечение компьютера
Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Оперирование компьютерными и информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Определение разрешающей способности мыши; установка даты и времени»
metodist.ru
13.12
13.12
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Защита информации от компьютерных вирусов. Вирусы, антивирусные программы, меры профилактики
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Защита т вирусов: обнаружение и лечение»
school-collection.edu.ru
20.12
20.12
Правовая охрана программ и данных. Защита информации
Лицензионные, условно бесплатные, бесплатные программы, дистрибутив, авторское право. Защита информации
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
pedsovet.su
27.12
27.12
-
23
Коммуникационные технологии
Передача информации
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник, сигнал, кодирование и декодировании, искажение информации при передаче, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных объектов, услуг связи.
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metodist.ru
-
24
Локальные компьютерные сети
Локальная сеть, топология сети
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
-
25
Состав Интернета
Глобальная сеть, Интернет
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Подключение к Интернет»
metodist.ru
-
26
Адресация в Интернете
Адресация
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «География» Интернета»
it-n.ru
-
27
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
Протокол передачи данных, маршрутизация
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
-
28
Всемирная паутина
Всемирная паутина. Информация в компьютерных сетях
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине»
metodist.ru
-
29
Электронная почта. Файловые архивы
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам, отправка и получения сообщения. Адрес электронной почты. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей, в том числе Интернета и ссылок на них.
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Электронная почта,»
school-collection.edu.ru
-
30
Общение в Интернете.
Организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Общение в Интернет»
pedsovet.su
-
31
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете
Поиск информации. Поисковая система, ключевые слова, Интернет-магазин. Компьютерные энциклопедии и справочники. Компьютерные и некомпьютерные каталоги. Поисковые машины, формулирование запросов
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Поиск информации в Интернет»
pedsovet.su
-
32
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде web-страницы. Технология WWW, гиперссылка
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
-
33
Форматирование текста на Web-странице
Формат текста
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»
metodist.ru
-
34
Вставка изображений в Web-страницы.
Изображение, формат графических файлов, альтернативный текст
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»
metodist.ru
-
35
Гиперссылки на Web-страницах
Создание гиперссылок
1
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Разработка сайта»
school-collection.edu.ru
Списки на Web-страницах. Создание многостраничного сайта
Список, нумерованный список, маркированный список
1
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
pedsovet.su
Создание многостраничного сайта
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Разработка сайта»
it-n.ru
Повторение темы «Информация и информационные процессы»
Урок обобщения и систематизации знаний
Ученическая конференция
it-n.ru
Повторение темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
Урок обобщения и систематизации знаний
Семинар
it-n.ru
Повторение
Итоговый урок
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок-игра
metodist.ru
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
· Операционная система - Windows XP, Linux.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Программа-архиватор.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Простая система управления базами данных.
· Простая геоинформационная система.
· Система автоматизированного проектирования.
· Виртуальные компьютерные лаборатории.
· Программа-переводчик.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
· Программа интерактивного общения.
· Простой редактор Wеb-страниц.
Дополнительная литература
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
-
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
-
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Электронные учебные пособия
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
Клякса!