- Преподавателю
- Информатика
- Конспект и презентация к уроку информатики на тему: Представление о системе объектов
Конспект и презентация к уроку информатики на тему: Представление о системе объектов
Раздел | Информатика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Л.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Урок информатики в 8 классе.
ОУ: МБОУ Гимназия №1 г.Липецка
Учитель: Попова Людмила Вячеславовна
Тема: «Представление о системе объектов» (слайд 1)
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
-
Дать определение отношения, связи и взаимодействия объектов;
-
Узнать что такое система;
-
Познакомиться с основными отношениями между объектов, видами связей и разобрать примеры;
Задачи:
Развивающие:
-
развивать мировоззрение (т.е. способствовать формированию взглядов на окружающий мир);
-
продолжать способствовать развитию ИКТ - компетентности;
Воспитательные:
-
воспитывать личностные качества:
активность,
самостоятельность,
аккуратность,
взаимовежливость.
План урока:
-
Организационный момент (1 мин.).
-
Постановка цели и формулировка задач урока (2 мин.).
-
Проверка домашнего задания (3мин.).
-
Изучение нового материала (17 мин).
-
Закрепление изученного материала (12 мин.).
-
Рефлексия (2 мин.).
-
Домашнее задание (2 мин.).
-
Итог урока (1 мин.).
Ход урока
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
-
Постановка цели и формулировка задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами изучим отношения между объектами, связи объектов, их основные виды, узнаем понятие системы, рассмотрим основные признаки системы. Поговорим подробно о связях и отношениях и приведем многочисленные примеры. (слайд 2)
-
Проверка домашнего задания.
Учитель после поставленных целей и задач просит учащихся ответить домашнее задание у доски, один ученик отвечает, все остальные слушают и задают вопросы.
-
Изучение нового материала.
Как мы уже знаем, каждый объект характеризуется именем и некоторым набором параметров и действий, которые выделяют его из окружающего мира. Мир представляет собой разнообразие объектов, процессов, явлений. Какое место занимает в нем каждый объект, какова его роль?
Чтобы ответить на эти вопросы, попытаемся сравнить объекты друг с другом. Сравнение объектов по каким-либо признакам позволяет установить разнообразные отношения между ними. Наиболее распространенными являются: (слайд 3)
-
Пространственные отношения, характеризующие расположение в пространстве одного объекта по отношению к другому;
-
Временные отношения, которые сравнивают время наступления событий, связанных с разными объектами;
-
Отношения части и целого, устанавливающие, что один объект является частью другого;
-
Отношения формы и содержания, сравнивающие объекты по форме и (или) содержанию;
-
Математические отношения, которые позволяют сравнивать математические объекты (числа, значения переменных, выражений);
-
Общественные отношения, характеризующие взаимоотношения между людьми.
Все объекты, которые можно каким-то образом сравнить, находятся в отношениях.
Пример 1. Рассмотрим расположение предметов в комнате. В центре стоит стол. Вокруг стола - стулья. На столе - ваза с цветами. У правой стены книжные стеллажи, напротив - диван. Рядом с диваном - пианино. Около окна - кресло. Слова «в центре», «вокруг», «на», «у», «напротив», «рядом», «около» - это сравнительные характеристики, отражающие пространственные отношения перечисленных объектов.
В таблице приведены примеры пространственных отношений, возникающих между объектами. (слайд 4)
Объекты
Примеры отношений
Сравнительная характеристика
Города
Москва ближе к Казани, чем к Томску
Дальше, ближе, рядом
Самолет, географический объект
Самолет ИЛ-62 пролетает над Черным морем
Выше (над), ниже (под)
Дом, сад
Вокруг дома творчества писателей раскинулся яблоневый сад
Справа, слева, за, на, у, напротив, перед, вокруг
Растения, грядки
При посадке картофеля расстояние между растениями в ряду 50 см, между рядами - 70 см
Расстояние
Пример 2. Восход солнца во Владивостоке наблюдается раньше, чем в Петербурге. Слово «раньше» в данном примере является сравнительной характеристикой, отражающей временное отношение одного и того же события для разных объектов.
В таблице приведены примеры временных отношений между объектами. (слайд 5)
Объекты
Примеры отношений
Сравнительная характеристика
Месяцы в году
Март приходит на смену февралю
Раньше, позже, за, перед
Люди
Иван старше Татьяны на 5 лет
Старше, младше
Природные объекты
После дождя выглянуло солнце
До, после
Географические объекты
От деревни Усатовки до районного центра 40 минут езды на пригородном автобусе
Длительность по времени
Очень часто объект состоит из нескольких составных частей. Например, дом состоит из фундамента, стен, крыши. Отношения между объектом и его составными частями получили название отношений «части и целого» (слайд 6)
Объекты
Примеры отношений
Сравнительная характеристика
Объекты разной природы
Колесо - часть машины
Припев - часть песни
Корни, стебель, листья, цветок - части растения
Сотрудник - часть коллектива
Одно - часть другого
Поскольку многие объекты имеют четко выраженную форму, то их можно сравнивать по этому признаку. Бублик и колесо имеют похожую форму, а бублик и кубик - разную.
Приведем примеры сравнения отношения объектов по форме и содержанию. (слайд 7)
Объекты
Примеры отношений
Сравнительная характеристика
Жидкость, сосуд
Вода, налитая в стакан, принимает его форму
Сравнение по форме
Пироги, начинка
Бабушка напекла пирожков с разной начинкой
Сравнение по содержанию
Книги
Книги имеют разный объем и разное содержание
Сравнение по форме и содержанию
Вам хорошо знакомы математические отношения между числами и переменными.
Приведем примеры математических отношений (слайд 8)
Объекты
Примеры отношений
Сравнительная характеристика
Числа, переменные
5>3;
5^2*2^2=100
A=5,7;
N
Больше, меньше, равно, не равно, больше или равно, меньше или равно
Зависимость, равноправие, партнерство, дружба, вражда, любовь, доверие, уважение - все это характеристики общественных отношений, связывающие людей, организации и страны. Примерами общественных отношений могут служить отношения между учителем и учеником, родителями и детьми, продавцом и покупателем, дипломатические связи между странами.
Приведем пример отношений между предприятиями города (слайд 9)
Название
Адрес
Телефон
Вид деятельности
Антилопа Гну
Березовая ул., 36
156-18-18
Автосервис
Лингва
Железнодорожная ул., 14/8
271-34-00
Обучение
1000 мелочей
Оптимистов пр., 5
561-98-16
Торговля
Вы знаете, что объекты окружающего мира кроме параметров характеризуются действиями. В результате проявления деятельности объектов может изменяться их состояние. Например, прием пищи восстанавливает такие параметры человека, как сила, бодрость, трудоспособность. Горение дров в камине изменяет температуру воздуха. Одновременно изменяется и состояние самих дров - они превращаются в золу.
До сих пор, говоря об отношениях между объектами, мы не учитывали тот факт, что сравниваемые параметры могут изменяться.
Рассмотрим схему колодца. Рукоять ворота и ведро находятся в пространственном отношении, которое может быть определено длиной свисающей веревки. Это отношение таково, что при изменении угла поворота рукояти изменяется длина свисающей части веревки и положение ведра в колодце. Похожие отношения существуют между велосипедным колесом и педалями, между часовыми стрелками и механизмом, расположенным в корпусе часов. Такие отношения называются механическими связями.
Рассмотрим примеры других связей. (слайд 10)
Существует связь между счетчиком электроэнергии, имеющимся в каждой квартире, и бытовыми электроприборами. Включение каждого прибора в сеть увеличивает потребление электричества, а соответственно, и скорость вращения счетчика. Это пример электромеханической связи - электричество преобразуется в механическое вращение.
Между учениками и учителями существуют межличностные связи: под влиянием учителей изменяются знания и кругозор учащихся, но и ученики влияют на учителей, изменяя их взгляды на многие вопросы.
Можно обнаружить связи между географическими объектами, например между городом и деревней. Прежде всего это дорога, соединяющая данные населенные пункты. Дорогу, тропинку, реку можно назвать географической связью. Кроме того, в деревне производятся продукты питания, потребителями которых становятся горожане. В свою очередь, городские жители создают на своих предприятиях орудия для сельскохозяйственных работ (тракторы, комбайны, а также предметы бытового назначения (одежду, мебель, телевизоры), необходимые сельским жителям. Таким образом, город и деревня испытывают взаимное влияние. Налицо экономическая связь, осуществляемая через торговлю.
От расположения лесных массивов зависят многие природные параметры (почва, флора, фауна), поэтому бесконтрольная вырубка леса может губительно сказаться на состоянии местности. Это пример экологической связи.
Связь - это отношение между объектами, когда изменение параметров одного объекта приводит к изменению параметров другого объекта. (слайд 11)
Когда объект рассматривают как совокупность взаимодействующих между собой составных частей, то его называют системой. (слайд 12)
Входящие в состав системы объекты называются элементами.
Степень дробления системы на составляющие ее элементы определяется целью изучения.
Примеры систем (слайд 13)
Система
Разновидность
Объекты
Солнечная система
Планетарная
Солнце, Земля, Нептун, Плутон и др.
Школа
Организационная
Здание, оборудование, учителя, ученики
Компьютер
Техническая
Системный блок, клавиатура, монитор, программное обеспечение
Система счисления
Знаковая
Символы, цифры
Аквариум
Биологическая
Стеклянная емкость вода, водоросли, камни, рыбки, улитки
Действия отдельных элементов обеспечивают работоспособность всей системы. (слайд 14)
-
Закрепление изученного материала. (слайд 9)
Вопросы: (слайд 15)
-
Приведите примеры общественных отношений. Какими сравнительными характеристиками можно описать пространственные отношения?
-
Приведите примеры временных отношений между объектами. Какими сравнительными характеристиками можно описать временные отношения?
-
Приведите примеры отношений части и целого между объектами. Какими сравнительными характеристиками можно описать отношения части и целого?
-
Составьте таблицу отношений однотипных объектов «товары»?
-
Придумайте системы, которые можно построить из объектов «доски», «гвозди»?
-
Рефлексия.
Ребята, а теперь давайте с вами вернемся в начало урока и еще раз вспомним, что мы с вами сегодня узнали нового. (Учащиеся по одному отвечают с места).
-
Домашнее задание. (слайд 16)
Выучить записи в тетради, придумайте по 8 систем и опишите объекты, входящие в системы.
-
Итог урока. Всем спасибо за урок, до свидания! (слайд 17)