Успешная реализация новых образовательных стандартов

Успешная реализация  новых образовательных стандартов всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный преподаватель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.  Сегодня, в XXI веке, в условиях новых требований к образованию качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учить учиться

Успешная реализация новых образовательных стандартов всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный преподаватель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога - это постоянное совершенствование своей компетентности.

Сегодня, в XXI веке, в условиях новых требований к образованию качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам преподаватель. Не просто учитель - от корня «учи», а учитель-мастер: высококвалифицированный, высококомпетентный, способный к творческому продуктивному труду.

В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом, а учебное заведение в этих условиях - одним из важных источников знаний.

А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Упорным трудом, методом проб и ошибок педагог достигает своего мастерства. «Учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности» учитель обретает профессиональное мастерство» [1,59-62].

Утверждение «образование в течение всей жизни» в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".[2,74].

Собственное воспитание и образование связаны с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии. Педагогическая рефлексия выражает умение преподавателя дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение в педагогическом процессе, понять то, что он является ключевой фигурой в таком ответственном деле, как формирование личности учащегося.

Рефлексивное отношение преподавателей к своей деятельности является одним из важных факторов глубокого осмысления, осознания самого себя и на основе этого конструктивного самосовершенствования. Управляя педагогическим процессом, учитель анализирует собственные действия, их закономерности по отношению к другим субъектам объекта своей деятельности. [3,60-61].

Современность выдвигает перед нами такие требования как постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.
«Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы» [3,60-61].

В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием [4,319].

Для достижения успехов в профессиональной деятельности преподаватель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого преподавателя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения самосовершенствоваться.

Сейчас преподаватель свободен в выборе современных педагогических технологий: технология проектного обучения, технология развития, критического мышления, мыследеятельностная педагогика, проблемное обучение, технологии логико-смыслового моделирования и другие. И все это непременно на ЗАНЯТИЕ!

Применяя на занятиях нововведения, я стала замечать, что у учащихся изменяется взаимодействие со мною: моя активность на уроке уступила место активности учащихся, поменялась и моя задача как преподавателя- создать условия для их инициативы. Мне нужно было перестраиваться самой, осознать, что учащиеся на уроке выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем мой опыт. И не маловажное открытие для меня: не давать готовые знания на уроке, а побуждать учащихся к самостоятельному поиску. Теперь, дав ребятам больше самостоятельности, я увидела, что их работа на уроке очень активна, а я теперь являюсь только дирижером урока и смотрю на работу группы со стороны, наблюдая и анализируя учебный процесс. Создавая группы для работы в аудитории, я наблюдала за учащимися, как они меняются - они учатся самоорганизовываться, увлеченно заниматься, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими учениками ...Я учусь вместе с детьми, учусь у детей. Новые подходы в преподавании и обучении позволили мне не только разнообразить формы занятия, но по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, - это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому, как учитель русского языка и литературы, я применяю на уроках приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления через чтение и письмо развивает интеллектуальные способности учащихся.

На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Учащиеся в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология критического мышления через чтение и письмо. Технология эффективна и дает хорошие результаты, с каждым применением я убеждалась все больше. Главное для меня в этом - свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с однокурсниками массу интересных вопросов.

Данная технология во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на занятиях.

© 2010-2022