- Преподавателю
- Информатика
- Информационно-образовательная среда школы
Информационно-образовательная среда школы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карачевцева Л.И. |
Дата | 27.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информационно-образовательная среда школы
Карачевцева Л.И., учитель информатики
МОУ «СОШ №2 г.Пугачева»
Марк Пренски, писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения, называл цифровыми людьми студентов-абитуриентов 2000-ых. «Цифровой человек» - это коренной житель цифрового общества, или Цифрового Века, века цифровых технологий. Нынешнее поколение учащихся начальной школы живет и формируется в информатизированной среде.
Чем она характеризуется?
-
Если в середине ХХ века количество знаний человечества удваивалось раз в 10 лет, то сейчас удваивается - раз в полгода;
-
ежедневно в мире публикуется более 7000 научных и технических статей;
-
в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
-
очевидно, в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века;
-
интенсивное ускорение получения и использования новых данных;
-
замена традиционных способов хранения и передачи информации на электронные;
-
вытеснение знания информацией, что проявляется в отсутствии качественно новых научных идей при количественном росте сведений;
-
нарастающее преобладание инновации над консервацией;
-
социальные системы, где основной сферой деятельности является производство технологической информации и программного обеспечения, занимают привилегированное положение по сравнению с системами, производящими средства существования.
Информатизация образования -
это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:
-
Цифровая грамотность (общая грамотность, научная грамотность, технологическая грамотность, экономическая грамотность, визуальная грамотность, информационная грамотность, мультикультурная грамотность, глобальная осведомленность)
-
Изобретательное мышление (приспособление и управление сложными процессами, самоорганизация, любопытство, творчество, риск, высокое мышление: анализ, сравнение, интерпретация, вербализация знаний)
-
Эффективное общение (работа в команде, сотрудничество, навыки общения, личная ответственность, интерактивное общение)
-
Продуктивность (установление приоритетов, планирование, управление, использование адекватных средств, способность к созданию качественных продуктов)
Целью образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно счастливым человеком?
С 1 сентября 2011 года введены в ФГОС во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Главный смысл реализации ФГОС - получить «на выходе» из школы человека, способного постоянно учиться, готового к современным условиям жизни,
т.е. свободную творческую личность.
ТРЕБОВАНИЕ ФГОС
Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации образовательной программы образовательного учреждения.
Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях.
ИОС - это совокупность (система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.
МОДУЛЬ
Научно-методического обеспечения ОУ
-
Формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива
-
Консультационная помощь учителям-предметникам
-
Модернизация системы методической работы
-
Развитие сетевого сообщества учителей
-
Дистанционное обучение обучающихся и учителей
МОДУЛЬ
Планирования и управления ОУ
-
Планирование, управление и мониторинг образовательного процесса
-
Создание АРМ директора, завуча, секретаря
-
Ведение электронных журналов. Это удобный, мощный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся
Система электронных журналов предоставляет такие возможности:
-
Публикация расписания для каждого класса;
-
Публикация информации о школе;
-
Ведение дневника учащегося
МОДУЛЬ
Обеспечения учебного процесса
-
Интеграция ИКТ в учебный процесс
-
Спецкурсы, элективные курсы, кружки
-
Компьютерное обучение, компьютерный контроль
МОДУЛЬ
Информационного обеспечения ОУ
-
Сопровождение Web-сайта
-
Создание банка ресурсов образовательного назначения
-
Создание школьного банка информации общего доступа
МОДУЛЬ
Обеспечения внешних связей
-
Вышестоящие организации
-
Общественные организации
-
Родители
-
Вузы
МОДУЛЬ
Дополнительного обеспечения ОУ
-
Информатизация библиотеки
Функции электронной библиотеки
Накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования:
-
Текстовых материалов;
-
аудио- и видеоматериалов;
-
гипертекстовых пособий;
-
графических иллюстраций;
-
учебных компьютерных программ;
-
моделирующих систем;
-
автоматизированных лабораторных практикумов;
-
тестовых заданий и т.д.
-
Информатизация психологической службы, медицинской и пр.
МОДУЛЬ
Обеспечения научно-исследовательской, творческой деятельности учащихся
-
Научно-исследовательская работа учащихся
-
Создание детских творческих коллективов,
-
Центра компьютерного творчества
-
Саморазвитие учеников, предоставление возможности дистанционного обучения
МОДУЛЬ
Обеспечения воспитательного процесса
-
Проведение школьных мероприятий, собраний, кл.часов
-
Участие в создании социально-значимых мультимедийных проектов
-
Организация и проведение предметных недель
МОДУЛЬ
Технического обеспечения ОУ
-
Приобретение и размещение компьютеров, периферийного оборудования
-
Создание школьной локальной сети
-
Организация мультимедийного центра
Современная промышленность позволяет оснастить класс самыми различными средствами обучения - от мобильных классов до переносных лабораторий и наглядных средств.
ИОС как педагогическая система определяет новую роль преподавателя,
на которого возлагаются следующие функции:
-
координирование познавательного процесса;
-
корректировка преподаваемой дисциплины;
-
консультирование при составлении индивидуального учебного плана;
-
руководство учебными планами, учебными проектами.
ИКТ-компетенции педагога
-
избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
-
иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
-
уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
-
уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения;
-
уметь использовать в образовательном процессе новые информационные технологии и цифровое оборудование;
-
применять на практике сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах;
-
уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ.
В учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активной, умеющей учиться, способной к организации. От них самих зависит, перестанут ли они быть эмигрантами Цифрового века, помогут ли стать этой личности творческой, думающей, коммуникабельной и конкурентоспособной.