Информационно-образовательная среда школы

Представлены материалы  об организации информационно-образовательной среды школы в условиях введения ФГОС.  Существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Информационно-образовательную среду составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение школы.Разработка может быть использов...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-образовательная среда школы


Карачевцева Л.И., учитель информатики

МОУ «СОШ №2 г.Пугачева»


Марк Пренски, писатель и популяризатор технологий обучения и просвещения, называл цифровыми людьми студентов-абитуриентов 2000-ых. «Цифровой человек» - это коренной житель цифрового общества, или Цифрового Века, века цифровых технологий. Нынешнее поколение учащихся начальной школы живет и формируется в информатизированной среде.

Чем она характеризуется?

  • Если в середине ХХ века количество знаний человечества удваивалось раз в 10 лет, то сейчас удваивается - раз в полгода;

  • ежедневно в мире публикуется более 7000 научных и технических статей;

  • в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;

  • очевидно, в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века;

  • интенсивное ускорение получения и использования новых данных;

  • замена традиционных способов хранения и передачи информации на электронные;

  • вытеснение знания информацией, что проявляется в отсутствии качественно новых научных идей при количественном росте сведений;

  • нарастающее преобладание инновации над консервацией;

  • социальные системы, где основной сферой деятельности является производство технологической информации и программного обеспечения, занимают привилегированное положение по сравнению с системами, производящими средства существования.

Информатизация образования -

это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества. Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:


  • Цифровая грамотность (общая грамотность, научная грамотность, технологическая грамотность, экономическая грамотность, визуальная грамотность, информационная грамотность, мультикультурная грамотность, глобальная осведомленность)


  • Изобретательное мышление (приспособление и управление сложными процессами, самоорганизация, любопытство, творчество, риск, высокое мышление: анализ, сравнение, интерпретация, вербализация знаний)


  • Эффективное общение (работа в команде, сотрудничество, навыки общения, личная ответственность, интерактивное общение)


  • Продуктивность (установление приоритетов, планирование, управление, использование адекватных средств, способность к созданию качественных продуктов)

Целью образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Важным сегодня стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно счастливым человеком?

С 1 сентября 2011 года введены в ФГОС во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Главный смысл реализации ФГОС - получить «на выходе» из школы человека, способного постоянно учиться, готового к современным условиям жизни,

т.е. свободную творческую личность.

ТРЕБОВАНИЕ ФГОС

Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации образовательной программы образовательного учреждения.

Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.

Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях.

ИОС - это совокупность (система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.

МОДУЛЬ

Научно-методического обеспечения ОУ

  • Формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива

  • Консультационная помощь учителям-предметникам

  • Модернизация системы методической работы

  • Развитие сетевого сообщества учителей

  • Дистанционное обучение обучающихся и учителей

МОДУЛЬ

Планирования и управления ОУ

  • Планирование, управление и мониторинг образовательного процесса

  • Создание АРМ директора, завуча, секретаря

  • Ведение электронных журналов. Это удобный, мощный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся

Система электронных журналов предоставляет такие возможности:

  • Публикация расписания для каждого класса;

  • Публикация информации о школе;

  • Ведение дневника учащегося

МОДУЛЬ

Обеспечения учебного процесса

  • Интеграция ИКТ в учебный процесс

  • Спецкурсы, элективные курсы, кружки

  • Компьютерное обучение, компьютерный контроль

МОДУЛЬ

Информационного обеспечения ОУ


  • Сопровождение Web-сайта

  • Создание банка ресурсов образовательного назначения

  • Создание школьного банка информации общего доступа

МОДУЛЬ

Обеспечения внешних связей

  • Вышестоящие организации

  • Общественные организации

  • Родители

  • Вузы

МОДУЛЬ

Дополнительного обеспечения ОУ


  • Информатизация библиотеки

Функции электронной библиотеки

Накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования:

  • Текстовых материалов;

  • аудио- и видеоматериалов;

  • гипертекстовых пособий;

  • графических иллюстраций;

  • учебных компьютерных программ;

  • моделирующих систем;

  • автоматизированных лабораторных практикумов;

  • тестовых заданий и т.д.


  • Информатизация психологической службы, медицинской и пр.

МОДУЛЬ

Обеспечения научно-исследовательской, творческой деятельности учащихся

  • Научно-исследовательская работа учащихся

  • Создание детских творческих коллективов,

  • Центра компьютерного творчества

  • Саморазвитие учеников, предоставление возможности дистанционного обучения


МОДУЛЬ

Обеспечения воспитательного процесса

  • Проведение школьных мероприятий, собраний, кл.часов

  • Участие в создании социально-значимых мультимедийных проектов

  • Организация и проведение предметных недель

МОДУЛЬ

Технического обеспечения ОУ

  • Приобретение и размещение компьютеров, периферийного оборудования

  • Создание школьной локальной сети

  • Организация мультимедийного центра


Современная промышленность позволяет оснастить класс самыми различными средствами обучения - от мобильных классов до переносных лабораторий и наглядных средств.

ИОС как педагогическая система определяет новую роль преподавателя,

на которого возлагаются следующие функции:

  • координирование познавательного процесса;

  • корректировка преподаваемой дисциплины;

  • консультирование при составлении индивидуального учебного плана;

  • руководство учебными планами, учебными проектами.

ИКТ-компетенции педагога

  • избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);

  • иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;

  • уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;

  • уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения;

  • уметь использовать в образовательном процессе новые информационные технологии и цифровое оборудование;

  • применять на практике сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах;

  • уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ.

В учительских руках развитие личности ребёнка: любознательной, активной, умеющей учиться, способной к организации. От них самих зависит, перестанут ли они быть эмигрантами Цифрового века, помогут ли стать этой личности творческой, думающей, коммуникабельной и конкурентоспособной.

© 2010-2022