• Преподавателю
  • Информатика
  • Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «информатика» в условиях реализации модульно-компетентностного подхода, как условие формирования профессиональных компетенций студентов технического профиля

Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине «информатика» в условиях реализации модульно-компетентностного подхода, как условие формирования профессиональных компетенций студентов технического профиля

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Слайд 1

.

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения актуализированы вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, ориентированной на формирование системы знаний, на личностные и профессиональные качества. Одним из важных факторов эффективности модернизации среднего профессионального образования является организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В программах учебных дисциплин и профессиональных модулей до 50% учебного времени отводится на организацию внеаудиторной самостоятельной работы.

Слайд 2

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, творческо-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Слайд 3

Цели СВР:

  • формирование навыков самообразовательной деятельности,

  • приобретение опыта творческой, исследовательской работы,

  • развитие самостоятельности, ответственности, организованности в решении учебных и профессиональных проблем.

Слайд 4

Задачи СВР:

  • формирование профессиональных компетенций,

  • формирование общих компетенций (способность осуществлять поиск, анализ, оценку информации, использовать ИКТ),

  • формирование культуры умственного труда,

  • развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности

  • развитие проектных, исследовательских умений.


Одной из важнейших проблем, стоящих перед учебным учреждением, является повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

С целью обеспечения потребности общества в компетентных специалистах, способных адаптироваться к непрерывно изменяющимся профессиональным и социальным условиям, самостоятельно пополнять и обновлять свои профессиональные знания и умения, начала складываться моя система работы по формированию профессиональных компетенций обучающихся через организацию систематической внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа - важнейшая форма организации образовательного процесса, поэтому следует акцентировать внимание на особенностях ее организации при подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого на своих занятиях стараюсь создать условия, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

Эффективность выполнения внеаудиторной самостоятельной работы во многом зависит от четко сформулированных подходов к ее разработке. В современных условиях планирование внеаудиторной самостоятельной работы целесообразно в рамках компетентностного подхода, который способствует овладению студентами навыками учебного труда, развивает интеллектуальные способности и формирует практические умения.

Слайд 5

В связи с этим я поставила перед собой вопросы, требующие неотложного решения, такие как:

  • выявление эффективных форм, методов, средств и технологий

самостоятельной работы студентов в аспекте развития общих и

профессиональных компетенций.

  • Разработку методических рекомендаций и заданий самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

Слайд 6

Еще Н.И. Пирогов полагал, что главной задачей является «развитие у студентов таланта, самостоятельной деятельности ума и истиной любви к науке» (139, с. 215-216)

Организация внеаудиторной самостоятельной работы в процессе

обучения в техникуме, формирование умений учебного труда является

основой для получения образования и дальнейшего повышения

квалификации. Таким образом, в техникуме студенты должны получить

подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой

цели является внеаудиторная самостоятельная работа.

В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.

Слайд 7

Поэтому цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы сформировать и развить творческие способности студентов техникума через организацию внеаудиторной самостоятельной работы, воспитать конкурентоспособного рабочего, умеющего ориентироваться в окружающей среде, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Слайд8

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • увеличить роль внеаудиторной самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий;

  • повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

  • углубить и расширить теоретические знания;

  • систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения студентов;

  • формировать умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; информационно-коммуникационные технологии;

  • развить познавательные способности и активность студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

  • формировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развить исследовательские умения.

Качество профессиональной подготовки будущего специалиста исследователи напрямую связывают с формированием у него профессиональных компетентностей, как важного требования федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 9

Успешность формирования конкретных видов профессиональных компетентностей будущих специалистов имеет единое основание в процессе обучения - индивидуальное познание. Оно базируется на трех видах деятельности студентов:

  • деятельность по усвоению понятий, теорий, закономерностей или применению готовой информации в знакомых ситуациях обучения (при решении типовых познавательных задач);

  • деятельность, целью которой является определение возможных модификаций действия усвоенных закономерностей в измененных условиях;

  • деятельность, направленная на самостоятельное открытие закономерностей (решение творческих задач).

В ходе выполнения заданий самостоятельной работы студенты должны учиться мыслить, анализировать задания, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий.

Слайд 10

Например ПК формируемые у студентов по дисциплине Информатика , обучающихся по специальности ТО и ремонт автомобильного транспорта :

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении,

эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Слайд 11

Таким образом профессиональные компетенции формируемые СВР я осуществляю в двух направлениях: 1) формирование целостного представления о мире, об общности информационных процессов управления в природе, обществе и технике - мировоззренческий аспект, 2) ознакомление с методами и средствами получения, обработки, передачи, хранения и использования информации - прикладной аспект.

Успешное становление профессиональной компетентности обучающегося возможно если:

- в качестве инструмента формирования профессиональной компетентности используется специально разработанные задания по СВР, имеющие базовый (инвариантный) и профессионально-ориентированный (вариативный) блоки;

- СВР интегрирована в образовательный процесс и реализуется с учетом специфики образовательного учреждения.

Слайд 12

Остановимся на основных компонентах профессиональной компетентности будущих специалистов. Перед вами таблица

Структура компонентов профессиональной компетентности специалиста по дисциплине Информатика

Сформированные ПК

Компоненты

Операциональный

Когнитивный

Мотивационно-личностный

Технологический

ПК 1.1.

ПК 2.2.


1.1. Умеет ориентироваться в системе информации и актуализовать необходимую информацию в ходе образовательного процесса.

2.1. Понимает значимость информации для большей ориентации в информационной среде своей профессиональной деятельности.

3.1. Стремится к овладению необходимой информацией в профессиональной деятельности. Способен к длительному напряженному труду для поиска нужной информации.

4.1. умеет подключаться к сети Интернет и работать с программой Internet Explorer, электронной почтой, каталогами

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 2.1.


1.2. Владеет способами организации и обработки информации.

2.2. осознает, что система знаний по обработке информации позволяет систематизировать и интегрировать исследуемые процессы окружающей действительности.

3.2. Стремится самостоятельно определить цели обработки информации. Проявляет волю и упорство в достижении этих целей.

4.2. Владеет технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office.

ПК 1.1.

ПК 2.3

1.3. Умеет работать с новыми информационными технологиями и средствами - их носителями.

2.3. Понимает большие возможности новых информационных технологий в овладении профессиональными навыками в сфере профессиональной деятельности.

3.3. Обладает определенным стилем мышления, соответствующим алгоритмам и логике. Способен к длительному волевому напряжению в работе со средствами - носителями новых информационных технологий.

4.3. Использует периферийные устройства компьютера (принтер, сканер, модем).

Операциональный компонент определяет уровень сформированных профессионально важных навыков и умений для решения учебных и профессиональных задач.

Когнитивный компонент характеризует «базу знаний» специалиста - совокупность профессионально важных знаний и представлений об особенностях и условиях профессиональной деятельности, проявляющихся в их полноте, глубине и системности.

Мотивационно-личностпый компонент обеспечивается проявлением необходимых индивидуально личностных качеств, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия для качественной реализации профессиональной деятельности.

Технологический компонент характеризует владение технологическими навыками работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office, использование базовых и расширенных возможностей информационного поиска в сети Интернет.

Например рассмотрим сформированность ПК1.1. и ПК2.2. ( слайд)

Таким образом, содержание каждого структурного компонента профессиональной компетентности составляют определенные профессионально важные качества и психические свойства личности специалиста, которые в своей совокупности достаточно полно характеризуют его подготовленность как к решению учебных задач, так и успешному выполнению своих функциональных обязанностей в информационной среде профессиональной деятельности.

Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ учащихся в процессе изучения курса информатики является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений по учебной дисциплине; развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к самосовершенствованию и самореализации; а также воспитывает самостоятельность как личностное качество будущего рабочего.

Слайд 13

Объем учебного времени, отведенного на СВР, отражается в учебном плане ОПОП по специальности/профессии как в целом за весь период обучения, так и по каждому учебному циклу, каждой дисциплине, профессиональному модулю.

СВР должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет (пункт 7.14/ 7.16 ФГОС СПО).

При разработке СВР я учитывала что количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ЕН 02. Информатика 114 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы обучающегося 38 часов, т. е. внеаудиторная самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом, и составляет 50% от общего объема часов.

Слайд 14

Методика организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов зависит от содержания изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, условий учебной деятельности, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных особенностей студентов.

Процесс организации ВСР студентов включает в себя следующие этапы:

подготовительный. Включает в себя разработку рабочей программы учебной дисциплины (профессионального модуля) с выделением тем и заданий для ВСР; обеспечение информационными ресурсами, подготовку учебно-методических и контролируютцих материалов , куда входят:

  • планирование СВР

  • дорожная карта СВР

  • задания по СВР

  • журнал учета СВР

  • методические рекомендации по выполнению СВР (Приложение )

  • диагностику уровня подготовленности студентов;

Слайд 15

Структура учебно-методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы приведена слайде .

Слайд 16

Следующий этап

организационный. На этом этапе определяются цели индивидуальной или групповой работы студентов; проводится инструктаж по выполнению заданий, обучение новым видам деятельности в рамках выполнения СВР; устанавливаются сроки и формы представления результатов; создаются необходимые условия для выполнения СВР,

Слайд 17

мотивационно - деятельностный. Преподаватель на этом этапе обеспечивает положительную мотивацию выполнения ВСР обучающимися, проверку промежуточных результатов, организацию самоконтроля и самокоррекции, оказывает необходимые консультации, Мотивация обучающихся должна быть сквозной: на каждой ступени, каждом этапе, в каждом элементе работы - это обеспечит эффективность выполнения СВР.

Слайд 18

контрольно - оценочный.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на внеаудиторную самостоятельную работу.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дисциплине.

Включает оценку и анализ выполнения ВСР. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы. Занесение результатов СВР в Журнал учета СВР. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Контроль за самостоятельной работой - это соотнесение достигнутых студентами в ходе самостоятельной работы результатов с запланированными целями обучения.

Слайд 19

Для контроля создан график( Дорожная карта) СВР обучающихся по дисциплине информатика

Слайд20

А также ведется Журнал учета самостоятельной работы

Слайд 21

В качестве форм контроля самостоятельной работы можно использовать:

- просмотр и проверку выполнения самостоятельной работы;

- обсуждение результатов выполненной работы на учебном занятии;

- тестирование;

- контрольные работы;

- письменный опрос;

- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- индивидуальное собеседование;

- собеседование с группой;

- самоотчет, отчет группы о проделанной работе;

- выступления на семинарских занятиях;

- деловые игры;

- защита творческих работ;

- защита проектов, рефератов, курсовых работ;

- зачеты, экзамены.

В рамках компетентностного подхода в образовании задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной учебно-профессиональной задачи (проблемы). Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер должны носить вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. На младших курсах задания ориентированы на репродуктивную деятельность, на старших курсах задания для выполнения самостоятельной работы усложняются и носят творческий, исследовательский характер

Эффективность СВР зависит от характера заданий. Больший эффект достигается, когда обучающемуся интересно выполнять задание, когда он чувствует его практическую ценность.

Слайд22

Задания для СВР можно классифицировать на следующие виды: для овладения знаниями:

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной

литературы);

составление плана текста;

графическое изображение структуры текста;

конспектирование текста;

выписки из текста;

работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;

  • учебно-исследовательская работа;

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

Слайд 23

для закрепления и систематизации знаний: работа с текстом (обработка текста);

повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

составление плана и тезисов ответа;

  • составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных материалов,

ответы на контрольные вопросы;

  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов;

  • составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

Слайд24

для формирования умений профессиональных компетенций:

решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных (профессиональных) задач;

подготовка к деловым играм;

проектирование и моделирование разных видов и компонентов деятельности;

подготовка исследовательских работ (проектов);

  • экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа;

  • упражнения на тренажере,

написание эссе, портфолио, построение программы карьерного роста

Наряду с общими заданиями я применяю дифференцированные (индивидуальные) задания. Дифференцированный подход позволяет целенаправленно управлять ВСР и анализировать сильные и слабые стороны познавательных возможностей, индивидуальных особенностей мышления, памяти, внимания обучающихся. Основными целями такого подхода являются стимулирование развития творческих способностей обучающихся, восполнение пробелов, имеющихся у них в усвоении учебного материала, создание творческой атмосферы.

Слайд25

Проблемы при организации ВСР:

  1. Слабо сформированы навыки самостоятельной работы, поэтому отсутствует желание, заинтересованность.

  2. Загруженность обучающихся ВСР по УД и ПМ.

  3. Неумение отобрать нужную информацию из учебных пособий и интернет-ресурсов.

  4. Списывание работы друг у друга.

  5. Недостаточное количество творческих заданий, в которых обучающийся может себя проявить.

  6. Отсутствие дома персонального компьютера или Интернет-ресурсов.

Слайд 26

Я применяю следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы

  • подготовка к текущим занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, практическим работам);

  • выполнение домашних заданий разнообразного характера: решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение дополнительных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др.;

  • изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

  • выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

  • подготовка к контрольной работе, зачету, экзамену;

  • написание реферата и других письменных работ на заданные темы;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях.

  • выполнение различных видов самостоятельной работы во время прохождения практик;

  • другие виды самостоятельной работы, специальные для дисциплины Информатика

  • использование в качестве внеаудиторной самостоятельной работы опережающих заданий.

Слайд 27

Перед вами таблица

Примерные виды работ и распределение нормы времени.

Слайд 28

Мною составлены методические рекомендации по выполнению СВР для специальностей технического профиля.

Слайд 29

Структура методических рекомендаций.

Слайд 30

Перед вами распределение видов и объема СВР между разделами дисциплины информатика

Слайд 31

Составлена рейтинговая карта оценки СВР по дисциплине информатика

Слайд32

К каждому виду заданий составлены критерии оценки СВР.

Слайд33

Например перед вами критерии оценки реферата , которые приведены в методических рекомендациях.

Слайд 34

Составлены алгоритмы работы над сообщениями, кроссвордами, презентациями и т.д., а также рекомендации по их оформлению , которые содержаться в приложениях.

Слайд 35.

Анализ внеаудиторной самостоятельной работы студентов проводиться постоянно. Результаты его используются для совершенствования преподавания, организации занятий и воспитания будущих специалистов.

При распределении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу я использую дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы я провожу инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа я предупреждаю студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Слайд36.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Слайд 37

Реализованный педагогический опыт способствовал:

  • формированию общих и профессиональных компетенций, развитию навыков творческого мышления, необходимых в решении исследовательских задач.

  • формированию навыков общения и социального взаимодействия;

  • воспитанию лучших качеств личности: чуткости, целеустремленности, трудолюбия;

  • развитию позитивной самооценки и самоуважения студентов.

Слайд 38

Результативность моей работы определяется высоким уровнем качества знаний студентов,

Слайд 39-55

участием и победами в различных научно- практических конференциях, социальных проектах, олимпиадах по информатике и информационным технология различных уровней, участие студентов в международных играх « Знак кода», «Инфознайка», участие студентов в региональных конкурсах « Знатоков» которые свидетельствуют о развития профессиональных компетенций студентов за время обучения по дисциплине Информатика.






Библиографический список

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 г. N 365 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации"

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 года, регистрационный N 17168).

  4. Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: firo.ru/

  5. Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: dissercat.com/

  6. Головина Н.И. Проектные технологии в самостоятельной работе студентов. (Электронный ресурс) - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/506041/

  7. Григорян В. Л. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В. Л. Григорян, П. Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 108-114.

Давыдова Н.С. О качестве методического сопровождения учебных дисциплин и современных методах оценивания учебных достижений. Материалы Российской научно-практической конференции. - М.: 2010.

  1. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы

студентов: методическое пособие / М.А. Измайлова. - М.: «Дашков и К», 2008. - 62 с.

  1. Конышева А. В. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов / А. В. Конышева // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 18-25

  2. Красильникова О. М. Проектирование фонда оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО [Текст] / О. М. Красильникова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

  3. Кречетников К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и коммуникационных технологий как фактор саморазвития личности (Элеектронный ресурс): Интернет-журнал «ЭЙДОС». - Режим доступа:

http: // eidos. ru/j ournal/2004/0622-10. htm-12.01.2011

  1. Лаврентьева Н.Б., Лаврентьев Г.В., Гарантии качества профессионального образования: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010.346 с., С. 75-77

  2. Морозова Н.В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов (Текст) / Н.В. Морозова // Молодой ученый. - 2011. - № 2. Т.2. - с. 102-104.

  3. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 224 с. - ISBN978-5-7695-5705-7

  4. Петухова Т.П, Глотова М.И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции/ Т.П. Петухова, М.И. Глотова//Высшее образование в России. - М.: 2008, № 12 - С. 121-126.

  5. Шарф И. В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели / И. В. Шарф // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 98-103.

17

© 2010-2022