Урок «Алфавитный подход к определению количества информации», 8 класс

Конспект урока по информатике для 8 класса «Алфавитный подход к определению количества информации», автор учебника Угринович Н.Д. Материал данного  урока является наиболее сложным в курсе 8 класса.Поэтому используется большое количество цифровых ресурсов.Содержание урока насыщено материалами сайта«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».Данный материал может быть полезен начинающим учителям информатики или педагогам, которые не являются специалистами (т.е. информатика не является их ...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Алфавитный подход к определению количества информации»


ФИО (полностью)

Тимакова Светлана Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ № 4 г. Меленки Владимирской области

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

«Алфавитный подход к определению количества информации», 7 урок


Базовый учебник

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


  1. Цель урока: формирование информационной культуры, формирование представления о понятии информация и определении ее количества.

  2. Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; формировать практические навыки по определению количества информации.

-развивающие: продолжить формирование универсальных учебных действий, способность их использования на практике, расширять словарный запас по теме «Информация», развивать коммуникативную компетентность при обработке информации.

-воспитательные: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру.


  1. Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний (урок-практикум)

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс с доступом к Интернету, мультимедийный проектор, экран.

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Проверяет готовность класса, отмечает отсутствующих

Дежурный сообщает об отсутствующих, готовятся к уроку

1

2

Постановка цели и мотивация учащихся

-

Создает проблемную ситуацию

Пытаются найти ответ на предложенную проблему

2

3

Актуализация знаний учащихся

-

Демонстрация презентации учителя

Ответы на вопросы

4

4

Объяснение нового материала

№ 1, 2

Демонстрация

Восприятие информации, записи в тетрадях

10

5

Самостоятельное выполнение практической работы

№ 3

Наблюдение за работой учащихся, оказание помощи учащимся

Выполнение тренировочных упражнений за компьютером

10

6

Пробное электронное тестирование учащихся

№ 3

Получение промежуточных результатов учащихся

Выполнение контрольных упражнений за компьютером

8

7

Подведение итогов

№ 4

Задает вопросы, используя демонстрационный плакат

Отвечают на вопросы

2

8

Рефлексия

-

Раздает листы обратной связи

Работают с листами обратной связи

2

9

Домашнее задание

№ 5

Раздает распечатанные листы с д.з, поясняет уровень заданий

Выбирают для себя д.з своего уровня

1

Приложение к плану-конспекту урока

«Алфавитный подход к определению количества информации»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1



Вычисление количества информации: алфавитный подход

Информационный

Видеофрагменты

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf


2

Алфавитный подход к измерению информации

Информационный

Иллюстрация

school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%EB%F4%E0%E2%E8%F2%ED%FB%E9+%EF%EE%E4%F5%EE%E4&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=19


3

Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"

Практический, контрольный

Интерактивный задачник

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/9_36.swf


4

Количество информации в сообщении

Информационный

Иллюстрация

school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%EB%F4%E0%E2%E8%F2%ED%FB%E9+%EF%EE%E4%F5%EE%E4&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=19


5

Домашнее задание N 4

Практический

Таблица

school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C0%EB%F4%E0%E2%E8%F2%ED%FB%E9+%EF%EE%E4%F5%EE%E4&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=19


Конспект урока

«Алфавитный подход к определению количества информации»

Цель урока: формирование информационной культуры, формирование представления о понятии информация и определении ее количества.

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения; формировать практические навыки по определению количества информации.

-развивающие: продолжить формирование универсальных учебных действий, способность их использования на практике, расширять словарный запас по теме «Информация», развивать коммуникативную компетентность при обработке информации.

-воспитательные: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе, воспитывать восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека и бережного отношения к компьютеру.

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели и мотивация учащихся

Учитель создает проблемную ситуацию: «На прошлом уроке мы познакомились с содержательным подходом к определению количества информации. Как вы думаете, где больше информации в книге на китайском языке или в книге на русском языке, если количество символов в книгах одинаково?»

(Ответы детей обычно: одинаково, или в китайской книге 0 информации)

  1. Актуализация знаний учащихся (демонстрация вопросов на экране)

  • Что принимают за единицу количества информации? (1 бит)

  • Яд находится в одном из 16 бокалов. Сколько информации будет содержать сообщение о бокале с ядом? (4 бита)

  • При угадывании целого числа в диапазоне от1 до N было получено 8 бит информации. Чему равно N? (N = 256)

  • В классе 32 ученика. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдёт Коля Сидоров? (5 бит)

  • Сообщение о том, что из корзины с разноцветными шарами (все шары разного цвета) достали зелёный шар, содержит 4 бита информации. Сколько шаров было в корзине? (16 шаров)

  1. Объяснение нового материала

Вы научились определять количество информации, которое содержится в сообщениях, уменьшающих неопределенность наших знаний, т. е. мы рассматривали информацию со своей точки зрения - с позиции человека. Для нас количество информации зависит от ее содержания, понятности и новизны. Например, в опыте по доставанию шара из корзины одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе (мы видим красный шар), и во фразе «Красный шар», и в длинной фразе «Я достал красный шар».

Однако любое техническое устройство не воспринимает содержание информации. Здесь не работают «неопределенность знаний» и «вероятность информации». Поэтому в вычислительной технике используется другой подход к измерению информации. Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков - букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.

Использование ЦОР для объяснения нового материала № 1,2 (записи в тетрадях формул и примера).

  1. Самостоятельное выполнение практической работы

Учащиеся выполняют тренировочные задания, используя ЦОР № 3

  1. Пробное электронное тестирование учащихся

Учащиеся выполняют тренировочные задания, используя ЦОР № 3

  1. Подведение итогов

Используя ЦОР № 4 подводим итоги, чем отличается алфавитный подход к определению количества информации от содержательного подхода. Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, так в какой же книге (русской или китайской) больше информации?

  1. Рефлексия

Учащиеся работают с листами обратной связи

  1. Домашнее задание (раздается детям на листах)

Использовался ЦОР № 5

Задачи разноуровневые выбираются учащимися по желанию.


© 2010-2022