Урок информатики 8 класс ЭТ: решение энерносберегающих задач

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «РЕШЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ЗАДАЧ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ»

Предмет информатика Класс 8 класс Время 40 мин

Тип урока

практическая работа по закреплению изученного материала, выработки практических умений по использованию программы MS Excel.

Цели урока:

  1. Создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной ситуации по указанной тематике.

  2. Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

  3. Программирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  4. Демонстрация прикладного характера информатики.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ознакомить с основными приемами и методами рассуждений при решении бытовых задач.

  • Обеспечить овладение основными приемами использования формул в ЭТ и приемов графического отображения числовой информации.

Воспитательные:

  • Показать связь информатики с реальной действительностью, проводить рассуждения по аналогии.

  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету.

  • Способствовать расширению знаний учащихся об энергосберегающих ресурсах, формировать бережное отношение к использованию энергоресурсов.

Практические:

  • Формировать умение производить вычисления в ЭТ при решении бытовых задач

  • Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.

Форма организации учебной деятельности:


  • фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:


  • исследовательский, творческий, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.

Планируемые результаты

Предметные:

Ученики научатся:

  • основными приемами использования формул в ЭТ

  • основным приемам графического отображения числовой информации

Ученики получат возможность научиться

  • использовать ЭТ при решении различных бытовых задач

Личностные

  • развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;

  • воспитание информационной культуры и социальной адаптации учащихся;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе различных видов деятельности.

Метапредметные

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения бытовых задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения бытовых задач;


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА


  1. этап. Организационный момент (до 1 мин)

Цель: психологическая подготовка класса к уроку, организация внимания учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Здравствуйте. Сегодняшний урок я хочу начать словами Бенджамина Франклина

Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным.

Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? (ответы учащихся). Я согласна с вами. Обычно любая цитата несет в себе какой-нибудь философский смысл. Но об этом мы поговорим в конце урока.

Рассуждают над словами Б. Франклина

К3

К5

К6

П3


  1. этап. Учебная деятельность по восприятию темы урока (до 2 мин)

Цель: активизация познавательного интереса учащихся, наличие мотивации.

Педагогическая задача: создать условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Сегодня многие исследуют проблемы экономии энергоресурсов. Поэтому на нашем уроке мы не только будем заниматься образовательной деятельностью, но поробуем разобраться в некоторых вопросах.

Откройте сайт "Электронные таблицы"/ Базовый уровень/ практика Б-8. На протяжении всего урока вы будете выполнять различные задания. Посмотрите на странице есть таблица оценивания, в которой вы будете самооценивать свою работу на уроке. Откройте таблицу в которой вы можете работать одновременно, каждый на своей строке.

В конце урока согласно вашим баллам и моим замечаниям вы получите отметку.

Учащиеся слушают материал педагога, загружают материалы урока на сайте, знакомятся с условиями оценивания на уроке.

docs.google.com/a/gymn1sam.ru/spreadsheet/ccc?key=0AkVOVDon5My0dE1TZ1l5X20tMWRTdlYxNEFwVUZ3R2c#gid=0

Загрузка заданий, аккаунта google

Совместная работа с облачными документами


К4

Л5

П2

3 этап. Актуализация опорных знаний (до 5 мин)

Цель: проверка ранее полученных знаний

Педагогическая задача: организовать целенаправленную образовательную деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Опрос при помощи google-анкеты «Окно Excel».

Анализ ответов учащихся при помощи google-таблицы ответов на анкету и оценки ответов методом «Светофор» (приложение 1)

Заполните в таблице ваши результаты по опросу.

Учащиеся выполняют задание опроса и просматривают результаты.

Заполняют таблицу оценивания.

docs.google.com/a/gymn1sam.ru/forms/d/1lhuPvGtIDv-kp4nAlmkW4J35JR2rd2MdAt4samt-mBA/viewform

Знание основных понятий ЭТ

П5

П10

Р7

Р5

Р2

Л7

4 этап. Постановка задачи на поиск способов действий для решения практического вопроса (до 10 мин)

Цель: активизация деятельность учащихся по определению целенаправленности урока

Педагогическая задача: создать ситуацию поиска

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Обобщение деятельности учащихся

Мы с вами вспомнили основные понятия и принципы работы с ЭТ, которые нам пригодятся на протяжении урока.

А теперь давайте прочитаем текст на странице практики 8.

Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока соединив информацию из текста и изучаемые нами технологии работы с Электронными таблицами.


Учащиеся читают текст

Учащиеся вписывают тему урока в таблицу оценивания

Текст на странице

Приложение 2

Совместная работа с облачными документами

П3

П5

П6

П10

Р7

Р4

Л4

Направление на ситуацию поиска

Как хорошо уметь … считать. Данная фраза особенно актуальна, если вы имеете дело с цифрами и часто работаете в Microsoft Excel. Это довольно удобная программа не только для сложных финансовых расчетов, но и для ведения домашней бухгалтерии. Например, с помощью электронных таблиц можно производить расчеты по экономии энергоресурсов.

А теперь практическим путем мы посчитать затраты ресурсов, откройте файл практика Б-8 в ЭТ.



Учащиеся выполняют задания из файла

Практика Б-8.xls


Приложение 3

Умение работать с формулами

Умение работать с адресацией в ЭТ

Умение оформлять работу


П7

П8

Р2

Р3


Обобщение материала

Учащиеся формулируют выводы по итогам практических заданий


Р7

Р5

Р4

Направление учащихся на самооценку своей деятельности

Оцените правильность своих вычислений по 5 бальной шкале.

Учащиеся заполняют таблицу оценивания.

Совместная работа с облачными документами

Л4

Л5


5 этап. Решение обучающих практических задач (до 18 мин)

Цель: закрепление умений и навыков при решении задач

Педагогическая задача: развивать личность путем дифференцируемого подхода у обучению.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Рассмотрим еще некоторые способы экономии света (сообщения учащихся).

Сообщения учащихся (Приложение 4)

Умение работать с формулами



Умение строить диаграммы

П6

П4

П2

К6

К5

К4

К11

К9

Р7

Р2

Л5

Л7

Л10

С помощью электронных таблиц подсчитаем, на сколько эффективны эти способы экономии (практическая работа в дифференцируемых группах)

Оказание помощи при решении задач

Учащиеся в классе делятся на две дифференцируемые группы.

Выполнение практической работы.

приложение 5

Обобщение деятельности учащихся: выводы работы.

Один из учащихся каждой группы проводит небольшой анализ решения задачи и знакомит всех с полученным результатом.

Формулирование общие выводы по проблемам энергосбережения


Направление на самооценку своей деятельности

Оцените свой вклад в решение задач по 5 бальной шкале.

Оформление таблицы самооценки


6 этап. Рефлесия (до 3 мин)

Цель: самооценка деятельности учащихся

Педагогическая задача: дать себе и своей деятельности объективную оценку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Обобщение деятельности на уроке

Загрузите рисунок «Лучики лампочки». Перед вами лучики. На одной стороне луча напишите, что вы запомнили по теме урока, на другой - с чего вы начнете энергосбережение.

- Пусть ярко «горит» наша лампочка, освещая наши неспокойные сердца, несет в наш дом тепло и свет.

Подсчитываем все баллы и выставляем общую отметку за урок. Комментарии.

Каждый ученик размещает лучик вокруг лампочки и надпись.

Все изменения отражаются на большом экране и на экранах учащихся.

Оформление таблицы самооценки

docs.google.com/a/gymn1sam.ru/drawings/d/1JnTM4cuAeMEKSYuC5sD-HgwRpr3udT9nHXxgf3QauGk/edit

Совместная работа с облачными документами

К7

К5

К3

Р2

Р7

7 этап. Итоги (до 1 мин)

Цель: осуществление обратной связи

Педагогическая задача: раскрытие воспитательной задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для достижения планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

А теперь вернемся к словам Б. Франклина.

Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным.

Ответьте на вопрос: исходя из материалов нашего урока, что значит быть экономным?

Рассуждения учащихся

К3

К5

К6

П3

Р8

КОДИФИКАТОР УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЯ


Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием источников информации

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной

Принятие и сохранение учебной задачи

Осознание своего «Я» как гражданина России

Использование знаково-символических средств, моделей и схем для решения задач

    Ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

      Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

        Формирование картины мира культуры как порождения трудовой деятельности человека

          Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

            Учет различных мнений

              Учет правила в планировании и контроле способа решения

                Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием

                  Поиск разнообразных способов решения задач

                    Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

                      Осуществление итогового и пошагового контроля по результату

                        Формирование самооценки, самоуважения, самопринятия

                          Структурирование знания

                            Формулирование собственного мнения

                              Адекватное восприятие оценки учителя

                                Развитие познавательных интересов, учебных мотивов


                                  Выделение существенной информации из разных источников

                                    Умение приходить к общему решению в совместной деятельности

                                      Различение способа и результата действия

                                        Формирование мотивов достижения и социального признания

                                          Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

                                            Построение понятных для партнера высказываний

                                              Оценка правильности выполнения действия

                                                Формирование границ собственного знания и «незнания»

                                                  Осуществление синтеза как составление целого из частей

                                                    Использование речи для регулирования своего действия

                                                      Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

                                                        Освоение основных моральных норм (справедли-вое распределение, взаимо-помощь, естественность)

                                                          Сравнение и классификация по заданным признакам

                                                            Построение монологического высказывания

                                                              Оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности

                                                                Установление причинно-следственных связей

                                                                  Владение диалогической формой речи

                                                                    Воспитание информационной культуры и социальной адаптации учащихся

                                                                      Умение задавать вопросы



                                                                        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С МЕТОДИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА

                                                                        Дидактическая структура урока

                                                                        Методическая структура урока

                                                                        Методы обучения

                                                                        Форма деятельности

                                                                        Методические приемы и их содержание

                                                                        Средства обучения

                                                                        Способы организации деятельности

                                                                        Организационный момент

                                                                        Активный

                                                                        Фронтальная

                                                                        Беседа, обсуждение

                                                                        Проблемный вопрос

                                                                        Диалог по поставленному вопросу

                                                                        Учебная деятельность по восприятию темы урока

                                                                        Пассивный

                                                                        Фронтальная

                                                                        Демонстрация таблицы оценивания и плана работы урока как этапов заполнения таблицы

                                                                        Электронные заготовки к уроку

                                                                        Показ и просмотр материалов к уроку, планирование дея-тельности на уроке

                                                                        Актуализация опорных знаний

                                                                        Совмещение пассивного и интерактивного методов

                                                                        Индивидуальная при выполнение теста и фронтальная при подведении итогов теста

                                                                        Совместная работа учащихся с документами

                                                                        Тест, таблица автоматической проверки результатов теста

                                                                        Каждый учащийся заполняет ответы интерактивного теста, после отправки ответов просматривает на большом экране результат и заносит его в таблицу оценивания

                                                                        Постановка задачи на поиск способов действий для решения практического вопроса

                                                                        Интерактивный

                                                                        Фронтальная,

                                                                        индивидуальная

                                                                        Смысловое чтение текста для последующего формулирования целей урока

                                                                        Упражнение на решение практической задачи

                                                                        Самооценка своих действий по выполнению задания

                                                                        Текст для чтения

                                                                        Заготовка задачи для расчета

                                                                        Таблица оценивания

                                                                        Индивидуально-групповая с возможностью обсуждения текста малыми группами.

                                                                        Осмысление прочитанного текста для решения практической задачи.

                                                                        Заполнение таблицы - оценивание своей деятельности

                                                                        Решение обучающих практических задач

                                                                        Активный, интерактивный

                                                                        Групповая

                                                                        Работа в малых группах по решению практических задач

                                                                        Самооценка своих действий по выполнению задания

                                                                        Проблемное за-дание с использо-вание жизненной ситуации

                                                                        Таблица оценивания

                                                                        Деление на группы, постановка проблемного задания на основе жизненной ситуации.

                                                                        Организация взаимопомощи для решения задачи

                                                                        Оценивание своего вклада в решение задания

                                                                        Рефлесия

                                                                        Интерактивный

                                                                        Фронтальная

                                                                        Самооценка своих действий по выполнению задания

                                                                        Оценивание итогов урока

                                                                        Рисунок-схема для совместного проектирования

                                                                        Таблица оценивания

                                                                        Построение совместного рисунка по проблеме урока с обозначением основных итогов урока

                                                                        Обсуждение оценки за урок

                                                                        Итоги

                                                                        Активный

                                                                        фронтальная

                                                                        Беседа, обсуждение

                                                                        диалог

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 1 GOOGLE-АНКЕТА И ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ.

                                                                        Урок информатики 8 класс ЭТ: решение энерносберегающих задач


                                                                        Урок информатики 8 класс ЭТ: решение энерносберегающих задач

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕКСТ К УРОКУ.

                                                                        Энергосбережение - самый дешевый и экологически чистый «источник» энергии.

                                                                        Что же мы понимаем под энергосбережением? Это просто рациональное использование энергии.

                                                                        Энергопотребление в быту - где можно экономить?

                                                                        Из всей потребляемой в быту энергии:

                                                                        • львиная доля - 79 % идет на отопление помещений,

                                                                        • 15 % энергии расходуется на тепловые процессы (нагрев воды, приготовление пиши и т.д.)

                                                                        • 5 % энергии, потребляет электрическая бытовая техника

                                                                        • 1 % энергии расходуется на освещение, радио и телевизионную технику.

                                                                        Что такое 1 кВт/ч энергии?

                                                                        Вам потребуется 1 кВтч энергии для того, чтобы:

                                                                        • 50 часов слушать радио;

                                                                        • 110 часов бриться электробритвой;

                                                                        • на 17 часов оставить гореть лампу мощностью 60 Вт;

                                                                        • 12 часов смотреть цветной телевизор;

                                                                        • 2 часа пылесосить;

                                                                        • принять 5-мннутный душ;

                                                                        • нагреть на 6 градусов полную ванну воды (150 л).

                                                                        Помните: сберечь одну единицу энергии гораздо лучше, чем произвести новую. Сберегая энергию дома, вы также уменьшаете потери энергии при ее производстве и транспортировке. Наконец, вы также снижаете воздействие на окружающую среду.

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                                                        Урок информатики 8 класс ЭТ: решение энерносберегающих задач

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                                                                        Применение двухтарифного счетчика

                                                                        Установка электросчетчиков - это не технология энергосбережения, а мера стимулирования потребителя к экономии электрической энергии. Для потребителя двухтарифный учет выгоден тем, что в позднее время суток электрическая энергия более дешевая. Для энергосистемы работа потребителей в ночные часы выгодна тем, что сглаживается график суточной нагрузки.

                                                                        От сглаживания суточных графиков распределения электрических нагрузок будут получены:

                                                                        - снижение потерь электроэнергии в сетях,

                                                                        - снижение максимума активной мощности энергосистемы,

                                                                        - уменьшение количества крупных аварий.

                                                                        Эта система оплаты предполагает снижение платы за электроэнергию в ночное время, причем для населения это снижение весьма значительно - ночной тариф в несколько раз меньше дневного. Это может стимулировать население к переносу части нагрузок на ночное время, однако в реальности есть не так много электроприборов, которые люди будут использовать ночью - в основном, это стиральные машины, работа компьютера и др.

                                                                        Применение компактных люминесцентных ламп

                                                                        Установка компактных люминесцентных ламп предназначены для замены обычной лампы накаливания в большинстве осветительных приборов. Эти лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с лампой накаливания той же яркости.

                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

                                                                        Задание для первой группы

                                                                        Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы, на сколько использование двухтарифного счетчика выгоднее однотарифного. Постройте столбчатую диаграмму. Используйте данные: показания счетчиков (Квт.ч) одинаковы, цена тарифа 295 рублей, ночной тариф на 50% меньше.

                                                                        Структура таблицы

                                                                        Двухтарифный счетчик

                                                                        Однотарифный счетчик

                                                                        Всего

                                                                        Сумма

                                                                        Всего

                                                                        Сумма

                                                                        Показания счетчика за день


                                                                        Показания счетчика за ночь


                                                                        Показания счетчика (всего)


                                                                        Итого


                                                                        Задание для второй группы

                                                                        Сравните и подсчитайте с помощью электронной таблицы на сколько использование компактных люминесцентных ламп выгоднее обычных. Постройте гистограмму. Для решения задачи используйте данные: цена тарифа 295 рублей, люминесцентные лампы потребляют на 80% меньше электроэнергии по сравнению с обычной лампой.

                                                                        Структура таблицы

                                                                        Виды ламп

                                                                        Количество ламп

                                                                        Мощность

                                                                        Цена

                                                                        Итого (Квт.ч)

                                                                        Итого (сумма)

                                                                        Обычные


                                                                        Люминесцентные


                                                                        Итого экономия


                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ТАБЛИЦА ОЦЕНИВАНИЯ

                                                                        Урок информатики 8 класс ЭТ: решение энерносберегающих задач


                                                                        © 2010-2022