Формирование информационной культуры посредством ИКТ

Формирование информационной культуры посредством ИКТ.                                                          "Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, и я запомню.  Вовлеки меня, и я научусь." Китайская пословица   В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». XXI век – век высоких ко...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь."

Китайская пословица

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют "веком информации".

Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». XXI век - век высоких компьютерных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Применение ИКТ в школе - это настоятельное требование времени.

В современном мире с целью развития познавательного интереса как в учебном процессе, так и во внеурочную воспитательную работу вводятся информационно-коммуникационные технологии. ИКТ уже давно заняло свое место в образовании. Дети имеют возможность использовать на уроке новые технологии: интернет - ресурсы и мультимедийные обучающие программы. Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает когнитивные процессы: мышление, восприятие, память.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы использования информационных ресурсов. Все более наблюдается высокая приближенность к современной культуре атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер, планшет, Интернет и телефон с использованием Интернета. Успешная реализация ИКТ стало появление Интернета - глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Однако существует и ряд проблем: несмотря на приближенность к современным информационным технологиям, дети не всегда умеют самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать ее, выделять причинно-следственные связи.

Основной целью использованию информационных технологий в условиях школы-интерната является развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, гуманизация воспитательного процесса. Для достижения данной цели выделяем ряд задач:

  • формировать информационную культуру, умение осуществлять обработку информации;

  • развивать коммуникативные способности;

  • формировать умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность;

  • готовить информационно грамотную личность;

  • способствовать потребности в самостоятельном поиске и самообразовании, освоении культурного пространства;

  • создать условия для овладения практическими умениями и навыками в различных видах творческой деятельности с использованием ИКТ.

ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества.

Можно выделить положительные стороны использования ИКТ

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.



© 2010-2022