Рабочая программа по информатике 8 класс

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы и авторской программу Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8-9 классы)», изданной в сборке «Информатика. Программа для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:

  1. Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательных программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;

  3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год ».

Содержание теоретической и практической компонент курса информатики и ИКТ основной школы должно быть в соотношении 50:50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств ИКТ) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течении нескольких недель.

Рабочая программа предусматривает формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования является: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и БД; владение и умениями совместной деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики; компьютерный практикум для данного курса предполагает проектные и практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована нее столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только проектные, практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, способствую этому. Важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от поставки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основной для целеполагания. Учащихся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Цели и задачи программы

Цели

Изучение информатики и ИКТ в основной школе на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью ПК и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • Развитие познавал=тельных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоение профессий, востребованных на рунке труда.

Задачи программы:

  • Систематизировать подходы к изучению предмета;

  • Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получение, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • Показать основные приемы эффективного приема эффективного использования информационных технологий;

  • Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Место предмета в учебном плане

Примерная программа для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе рассчитана на 35 часов 1 час в неделю, изменений в программе нет.

Формы организации информатике и формы контроля знаний учащихся.

Типы уроков

Виды уроков

  1. Уроки изучения нового учебного материала

- урок-лекция

- урок-беседа

- урок выполнения практических работ

- урок выполнения теоретических исследований

- смешанный урок

  1. Уроки совершенствования ЗУН

- урок решения задач

- урок выполнения самостоятельных работ

- урок - экскурсия

- семинар

  1. Уроки обобщения и систематизации

  2. Комбинированные уроки

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

  1. Уроки контроля и коррекции знаний

- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

- письменный опрос (индивидуальный)

- зачет

- зачетная практическая работа

- контрольная работа

- смешанный урок

Уровень образования - базовый. Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» учебник для 8 класса Москва Бином. Лаборатория знаний. 2010 год.

Н.Д. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый курс учебник для 8 класса Москва Бином. Лаборатория знаний. 2007год.


Содержание рабочей программы

Информация и информационный процессы 9 часов

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютерный практикум. Практическая работа № 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора», практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации 7 часов

Программная обработка данных на ПК. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройство ввода информации. Устройство вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файл и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс ОС и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Компьютерный практикум. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера», практическая работа № 2.2 «Формирование дискеты», практическая работа № 2.3 «Определение размещающей способности мыши», практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС», практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Коммуникационные технологии 16 часов

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-сайты и Web-страницы. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображения в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Компьютерный практикум. Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на ПК, подключение к локальной сети», практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету», практическая работа № 3.3 «География Интернета», практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине», практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой», практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета», практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете», практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Количество теоретических знаний

Количество практических работ

Информация и информационные процессы

9

7

2

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

7

2

5

Коммуникационные технологии

16

8

8

Итоговое повторение

3

3


Всего

35

20

15


Распределение практических работ по четвертям


Четверть

Количество практических работ

1

2

2

5

3

4

4

4

Требования к подготовке учащихся

Знать/понимать

  • Виды информационных процессов;

  • Примеры источников и приемников информации;

  • Единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • Принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • Программный принцип работы ПК;

  • Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Уметь

  • Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;

  • Проверять свойства объектов;

  • Пользоваться ПК;

  • Выполнять и строить простые алгоритмы;

  • Следовать требованиями ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;

  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  • Предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • Создавать презентации на основе шаблонов.

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата

Тема

Практическая работа

Содержание

Домашнее задание

По плану

фактически

Раздел 1. Информация и информационные процессы 9 часов

1

Информация и информационные процессы в неживой и живой природе

Информация, информационные сигналы

1.1.1-1.1.2

2

Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике

Способы восприятия информации человеком; системы управления информационными устройствами

1.1.3-1.1.4

3

Знаки: форма и значение

Форма, виды и значение знаков

1.2.1

4

Знаковые системы

Виды знаковых систем

1.2.2

5

Кодирование информации

Код, длина кода, перекодирование

1.2.3

6

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

Практическая работа № 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

Бит, байт - единица количества информации

1.3.1

7

Определение количества информации

N=2i - формула для определения количества информации

1.3.2

8

Алфавитный подход к определению количества информации

Информационная емкость символа

1.3.3

9

Повторение по теме «Информация и информационные процессы»

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

повторение раздела 1

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации 7 часов

10

Программная обработка данных на компьютере

данные и программы; функциональная схема ПК

2.1

11

Устройство компьютера

основные устройства современного ПК

2.2

12

Файл. Файловая система

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

файл и файловая система, операция над файлами

2.3

13

Программное обеспечение компьютера

Практическая работа № 2.2 «Формирование дискеты»

классификация программного обеспечения ПК

2.4

14

Графический интерфейс ОС и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

практическая работа № 2.3 «Определение размещающей способности мыши», практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС»

графический интерфейс программ, способы взаимодействия с элементами графического интерфейса

2.5-2.6

15

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

классификация компьютерных вирусов, антивирусные программы

2.7

16

Правовая защита программ и данных. Защита информации

правовая защита программ и данных, лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы

2.8

Раздел 3. Коммуникационные технологии 16 часов

17

Передача информации. Локальные компьютерные сети

Скорость передачи данных по компьютерным сетям; локальные сети

3.1-3.2

18

Состав Интернета. Адресация в Интернете.

Интернет, доменная система имен в Интернете

3.3.1-3.3.2

19

Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям

Маршрутизация и транспортировка данных

3.3.3

20

Всемирная паутина

Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине»

Технология www, браузеры

3.4.1

21

Электронная почта

Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой»

e-mail, почтовые программы

3.4.2

22

Файловые архивы

Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета»

Менеджеры загрузки файлов

3.4.3

23

Общение в Интернете

Системы интерактивного общения

3.4.4

24

Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете

Online-радио и видео

3.4.5-3.4.6

25

Поиск информации в Интернете

Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете»

3.5

26

Электронная коммерция в Интернете.

3.6

27

Web-сайты и Web-страницы. Структура Web-страницы.

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Использование тегов для гипертекстовой разметки

Web-страницы

3.7.1-3.7.2

28

Форматирование текста на Web-странице.

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

3.7.3

29

Вставка изображения в Web-страницы.

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

3.7.4

30

Гиперссылки на Web-страницах.

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

3.7.5

31

Списки на Web-страницах.

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

3.7.6

32

Интерактивные формы на Web-страницах

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

3.7.7

Повторение 3 часа

33

Повторение. Информации и информационные процессы

34

Повторение. Компьютер как универсальное средство обработки информации

35

Повторение. Коммуникационные технологии.


© 2010-2022