- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комарова В.С. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы и авторской программу Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8-9 классы)», изданной в сборке «Информатика. Программа для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа разработана на основе следующего нормативно-правового и инструктивно-методического обеспечения:
-
Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательных программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»;
-
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год ».
Содержание теоретической и практической компонент курса информатики и ИКТ основной школы должно быть в соотношении 50:50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств ИКТ) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течении нескольких недель.
Рабочая программа предусматривает формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе основного общего образования является: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного их них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и БД; владение и умениями совместной деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики; компьютерный практикум для данного курса предполагает проектные и практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована нее столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только проектные, практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, способствую этому. Важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от поставки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основной для целеполагания. Учащихся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.
Цели и задачи программы
Цели
Изучение информатики и ИКТ в основной школе на достижение следующих целей:
-
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью ПК и других средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
Развитие познавал=тельных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоение профессий, востребованных на рунке труда.
Задачи программы:
-
Систематизировать подходы к изучению предмета;
-
Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получение, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
Показать основные приемы эффективного приема эффективного использования информационных технологий;
-
Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Место предмета в учебном плане
Примерная программа для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе рассчитана на 35 часов 1 час в неделю, изменений в программе нет.
Формы организации информатике и формы контроля знаний учащихся.
Типы уроков
Виды уроков
-
Уроки изучения нового учебного материала
- урок-лекция
- урок-беседа
- урок выполнения практических работ
- урок выполнения теоретических исследований
- смешанный урок
-
Уроки совершенствования ЗУН
- урок решения задач
- урок выполнения самостоятельных работ
- урок - экскурсия
- семинар
-
Уроки обобщения и систематизации
-
Комбинированные уроки
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
-
Уроки контроля и коррекции знаний
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)
- письменный опрос (индивидуальный)
- зачет
- зачетная практическая работа
- контрольная работа
- смешанный урок
Уровень образования - базовый. Учебник Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» учебник для 8 класса Москва Бином. Лаборатория знаний. 2010 год.
Н.Д. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» Базовый курс учебник для 8 класса Москва Бином. Лаборатория знаний. 2007год.
Содержание рабочей программы
Информация и информационный процессы 9 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Компьютерный практикум. Практическая работа № 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора», практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации 7 часов
Программная обработка данных на ПК. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройство ввода информации. Устройство вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файл и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс ОС и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Компьютерный практикум. Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера», практическая работа № 2.2 «Формирование дискеты», практическая работа № 2.3 «Определение размещающей способности мыши», практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС», практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Коммуникационные технологии 16 часов
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-сайты и Web-страницы. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображения в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Компьютерный практикум. Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на ПК, подключение к локальной сети», практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету», практическая работа № 3.3 «География Интернета», практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине», практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой», практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета», практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете», практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Количество теоретических знаний
Количество практических работ
Информация и информационные процессы
9
7
2
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
7
2
5
Коммуникационные технологии
16
8
8
Итоговое повторение
3
3
Всего
35
20
15
Распределение практических работ по четвертям
Четверть
Количество практических работ
1
2
2
5
3
4
4
4
Требования к подготовке учащихся
Знать/понимать
-
Виды информационных процессов;
-
Примеры источников и приемников информации;
-
Единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
Принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
Программный принцип работы ПК;
-
Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь
-
Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
-
Проверять свойства объектов;
-
Пользоваться ПК;
-
Выполнять и строить простые алгоритмы;
-
Следовать требованиями ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;
-
Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
-
Предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
Создавать презентации на основе шаблонов.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока
Дата
Тема
Практическая работа
Содержание
Домашнее задание
По плану
фактически
Раздел 1. Информация и информационные процессы 9 часов
1
Информация и информационные процессы в неживой и живой природе
Информация, информационные сигналы
1.1.1-1.1.2
2
Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике
Способы восприятия информации человеком; системы управления информационными устройствами
1.1.3-1.1.4
3
Знаки: форма и значение
Форма, виды и значение знаков
1.2.1
4
Знаковые системы
Виды знаковых систем
1.2.2
5
Кодирование информации
Код, длина кода, перекодирование
1.2.3
6
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
Практическая работа № 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»
Бит, байт - единица количества информации
1.3.1
7
Определение количества информации
N=2i - формула для определения количества информации
1.3.2
8
Алфавитный подход к определению количества информации
Информационная емкость символа
1.3.3
9
Повторение по теме «Информация и информационные процессы»
Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
повторение раздела 1
Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации 7 часов
10
Программная обработка данных на компьютере
данные и программы; функциональная схема ПК
2.1
11
Устройство компьютера
основные устройства современного ПК
2.2
12
Файл. Файловая система
Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
файл и файловая система, операция над файлами
2.3
13
Программное обеспечение компьютера
Практическая работа № 2.2 «Формирование дискеты»
классификация программного обеспечения ПК
2.4
14
Графический интерфейс ОС и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
практическая работа № 2.3 «Определение размещающей способности мыши», практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС»
графический интерфейс программ, способы взаимодействия с элементами графического интерфейса
2.5-2.6
15
Компьютерные вирусы и антивирусные программы
Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
классификация компьютерных вирусов, антивирусные программы
2.7
16
Правовая защита программ и данных. Защита информации
правовая защита программ и данных, лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
2.8
Раздел 3. Коммуникационные технологии 16 часов
17
Передача информации. Локальные компьютерные сети
Скорость передачи данных по компьютерным сетям; локальные сети
3.1-3.2
18
Состав Интернета. Адресация в Интернете.
Интернет, доменная система имен в Интернете
3.3.1-3.3.2
19
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям
Маршрутизация и транспортировка данных
3.3.3
20
Всемирная паутина
Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине»
Технология www, браузеры
3.4.1
21
Электронная почта
Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой»
e-mail, почтовые программы
3.4.2
22
Файловые архивы
Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета»
Менеджеры загрузки файлов
3.4.3
23
Общение в Интернете
Системы интерактивного общения
3.4.4
24
Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете
Online-радио и видео
3.4.5-3.4.6
25
Поиск информации в Интернете
Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете»
3.5
26
Электронная коммерция в Интернете.
3.6
27
Web-сайты и Web-страницы. Структура Web-страницы.
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Использование тегов для гипертекстовой разметки
Web-страницы
3.7.1-3.7.2
28
Форматирование текста на Web-странице.
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
3.7.3
29
Вставка изображения в Web-страницы.
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
3.7.4
30
Гиперссылки на Web-страницах.
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
3.7.5
31
Списки на Web-страницах.
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
3.7.6
32
Интерактивные формы на Web-страницах
Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
3.7.7
Повторение 3 часа
33
Повторение. Информации и информационные процессы
34
Повторение. Компьютер как универсальное средство обработки информации
35
Повторение. Коммуникационные технологии.