Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели

Урок для 7 класса "Табличные информационные модели" с приложениями: контрольный тест, электронная презентация к уроку, кейсы электронные, карточки с домашним заданием. Используемые технологии: кейс-технология, технология дифференцированного обучения, технология сотрудничества, технология рефлексии. Необходимое техническое оборудование: аппаратное и программное обеспечение (АРМ учителя с тремя беспроводными мышками, выход в сеть Интернет,мультимедийные проектор, экран, рабочее место ученика, опер...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по информатике

«Табличные информационные модели»


ФИО

Коченкова Татьяна Васильевна

МБОУ «СОШ №»

Филиал МБОУ Большеокуловская СОШ - Поздняковская ООШ

Учитель информатики

Учитель информатики

Класс

7

урока

Урок № 16

Тема урока

Табличные информационные модели

Автор учебника

Босова Л.Л.

Тип урока

Урок закрепления знаний (урок рефлексии по ФГОС)

Цель урока:

создание условий для применения формируемых УУД в нестандартной ситуации

Предметные УУД:

В сфере познавательной деятельности:

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

В сфере коммуникативной деятельности:

В сфере трудовой деятельности:

В сфере охраны здоровья:

- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

- использование информационных моделей в практической и профессиональной деятельности;

- оценивание адекватности построения модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации;

- отличать корректную аргументацию от некорректной.

- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формировать запросы на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров).

- использование текстового редактора (MS-Word) для создания и оформления документов, представления информации в табличной форме.

- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером

Метапредметные УУД

Личностные:

Коммуникативные:


Познавательные:



Регулятивные:

- формировать положительное отношение к процессу познания,

- принимать и применять правила сотрудничества.

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- развить речевую деятельность, приобретать опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности;

- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

- преобразовывать модели - изменять модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

- формулировать выводы;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

‐ выделять главную и избыточную информацию;

- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);

‐ формировать и заполнять таблицы.

- ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

- контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Задачи:

- обучающие

- развивающие


- воспитательные

- знать понятие информационные модели и их виды;

- работать с различными видами информации;

- создавать и представлять информационные модели в табличной форме.

- развивать умения переходить от одной формы представления информации к другой, способствовать расширению кругозора

- развивать профессиональные навыки у учащихся, которые будут востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

- воспитывать настойчивость и самодисциплину, вовлечение в активную практическую деятельность;

- воспитывать уверенность в собственных силах и ответственность за результат своего труда.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Технологии

Кейс-технология, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология рефлексии

Методы обучения

По источникам познания:

На основе структуры личности:

По степени продуктивности:

Словесные (беседа, инструктаж)

Наглядные (иллюстрация, печатный кейс)

Методы формирования чувств (одобрение, поощрение, создание ситуации успеха)

Частично-поисковые (самостоятельная работа с кейсом)

Необходимое техническое оборудование: аппаратное и программное обеспечение

АРМ учителя с тремя беспроводными мышками, выход в сеть Интернет,

мультимедийные проектор, экран,

рабочее место ученика,

операционная система WinXP,

программа для тестирования MayTest

Ресурсное обеспечение урока, ЭОР, ЦОР

Контрольный тест, электронная презентация к уроку, кейсы (печатные или электронные), карточки с домашним заданием

Риски

Название риска: отсутствие выхода в Интернет

Блокирование риска: заранее заготовленный печатный или электронный материал для кейсов



Структура урока

Этап урока

Время этапа урока

  1. Организационный этап

1 мин

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

7 мин

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (формирование ожиданий учащихся)

2 мин

  1. Добывание и творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания - работа с кейсом)

- подготовительный этап

- ознакомительный этап

- аналитический этап

- итоговый этап

+ физпауза


30 мин:

3 мин

6 мин

14 мин

6 мин

1 мин

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3 мин


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (инициация)

Слайд 1

Устное сообщение. Включение в деловой ритм. Мотивирует учащихся к активной деятельности на уроке.

Организуют свое рабочее место и эмоционально настраиваются на работу.

Метапредметные

-формирование положительного отношения к процессу познания.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Слайд 2

Используя системы приемов, определяет выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. В ходе проверки домашнего задания актуализирует и корректирует опорные понятия, ликвидирует причины обнаруженных недостатков.

(Приложение 2 «Тест»)

Индивидуально или фронтально выполняют задания, тренирующие и контролирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Привлекаются к исправлению ошибок и комментированию итогов выполнения домашнего задания.

Метапредметные

-анализировать и систематизировать информацию;

-представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблицы);

-самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

-придерживаться этики конструктивной критики при оценке работ одноклассников, быть требовательным другом.

Предметные

-использовать текстовый редактор для создания и оформления табличных информационных моделей;

-соблюдать требования безопасности и гигиены в работе с компьютером.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (формирование ожиданий учащихся)

Слайд 3

«Вы хорошо потрудились над д/з и выполнением теста, ваши знания показали, что вы готовы к решению более сложных задач»

Подводит к формулированию цели и постановке задач учащимися:

«Вы с родителями собрались поехать куда-то в отпуск. Какие ваши действия?»

Описывает проблемную ситуацию:

«Вы работаете в туристическом агентстве. К вам обратилась семья из трех человек (двое взрослых и 1 ребенок), проживающая в г. Навашино с просьбой подобрать маршрут для отдыха. Какие действия вы предпримете?»

«Каким одним словом можно назвать разработанный маршрут?»


Предлагают шаги решения проблемы: выбрать маршрут самим, обратиться к знакомым или в туристическое агентство.


Предполагают действия:

- выяснить предпочтения и пожелания членов семьи о месте отдыха, о транспорте передвижения, о сроках отдыха, о предполагаемых финансовых тратах.

- разработать маршрут и объявить стоимость отдыха.

«Модель»

Метапредметные

-ставить учебные цели и задачи, планировать их

реализацию;

-участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

-развить речевую деятельность.

Предметные

-выделять критерии построения (свойства) модели.

4. Добывание и творческое применение знаний в новой

ситуации (проблемные задания - работа с кейсом)

Подготовительный этап

(знакомство с ситуацией, её особенностями)

(Слайд 4)

Конкретизирует дидактические задачи: «Сегодня на уроке вам (ученикам) предстоит, проанализировав информацию, создать информационную модель маршрута и представить ее в табличной форме.

Делит класс на группы (по 3-5 человек), озвучивает сценарий занятия, инструктирует учащихся по правилам работы с кейсом в целом и по группам.

Мотивирует учащихся на достижение успеха: «Каждая группа будет разрабатывать свою часть модели, после завершения работы мы соберем эти части в единую модель. Успех зависит от работы каждой группы и лично от каждого из вас. Вместе у нас все получится».

Делятся на группы, получают кейсы, занимают рабочие места.

(Приложение 3 «Кейс»)

Метапредметные

Формирование умения:

-принимать и применять правила сотрудничества

Предметные

-развивать представление об информационных моделях, важности и возможности их использования в практической и профессиональной деятельности.

Ознакомительный этап

(выделение основной проблемы или проблем)

Слайд 5

Выступает в роли фасилитатора:

обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил работы, её процедур и регламента, позволяет учащимся сконцентрироваться на целях и содержании работы, т.е. способствует комфортной атмосфере и плодотворности работы.

Работают в группах, обсуждают реальную профессиональную ситуацию, знакомятся с «памяткой для учащихся при работе с кейсом» и содержимым кейса. Распределяют задания внутри групп, назначают ответственных.

Во время обсуждения вырабатывают идеи и предполагаемые пути их решения.

(Приложение 4 «Памятка для учащихся»)

Метапредметные

-формирование опыта принятия решений, выполнения действий в новой ситуации;

-формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

-осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;

-развитие ответственности за свое и общее дело;

-контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение.

Предметные

-оценивание информации, в том числе получаемой из средств массовой информации.

Аналитический

(аналитическая работа с кейсом)

Выступает в роли фасилитатора:

обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил работы, её процедур и регламента, позволяет учащимся сконцентрироваться на целях и содержании работы, т.е. способствует комфортной атмосфере и плодотворности работы.

Каждая группа проводит анализ ситуации и имеющейся информации в соответствии с «памяткой для работы учащихся при работе с кейсом», в случае необходимости осуществляет поиск недостающей информации в сети Интернет, разрабатывает структуру таблицы в MS-Word и заполняет её для своей части построенной информационной модели маршрута.

(Приложение 5 «Таблица»)

Метапредметные

-формирование опыта принятия решений, выполнения действий в новой ситуации;

-формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

-умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-умение анализировать, синтезировать и обобщать информацию;

-выделение главной и избыточной информации;

-освоение методов сбора данных;

-контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение.

Предметные

-овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций;

-умение формировать запросы на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации;


-совершенствование умения использовать информационные модели в практической и профессиональной деятельности;

-преобразование модели - изменение с целью адекватного представления объекта моделирования;

-использование текстового редактора для создания и оформления информационной модели в табличной форме;

-моделирование и заполнение таблицы.

Физпауза

Организует выполнение комплекса физических упражнений на шейный, плечевой, грудной отдел позвоночника и упражнений для глаз.

Выполняют упражнения

Метапредметные

-выработка ответственности за свое здоровье;

-соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером.

Итоговый

(презентация результатов аналитической работы)

Слайд 6

Создает условия для успешной работы учащихся по презентации получившейся модели, дает оценку работы групп и отдельных учащихся, отмечает удачные моменты и предлагает пути доработки неудачных. Мотивирует учащихся к дальнейшей активной познавательной деятельности не только на уроках информатики, но и на других уроках.

Представляют результаты работы над заданием, демонстрируя созданную информационную табличную модель ситуации. Дают словесные пояснения (аргументируют) о соответствии представленной модели заявленным свойствам, преимуществах и недостатках созданной модели.

Копируют результаты в общую таблицу.

Метапредметные

-участие в учебном диалоге, сотрудничество в совместном решении проблемы и построении монологических высказываний;

-оценивать адекватность построения модели целям моделирования и соответствие модели предъявляемым требованиям;

-умение формулировать выводы;

-умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

-умение рассуждать и мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи;

-развитие презентационных умений.
Предметные

-расширение представления об информационных моделях, возможности и важности их использования в современном информационном обществе.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слайд 7

Объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; включение в состав домашнего задания познавательных задач, вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

(Приложение 6 «Домашнее задание»)

Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы для устранения неясностей, получают карточки с домашним заданием

Метапредметные

-понимание направленности деятельности на развитие своей личности;

-развитие познавательного интереса.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд 8

Подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Самооценка работы учащихся, роли учителя, познавательности информации и ценности полученных УУД.

Высказывание личного мнения об уроке и способах работы на нем.

(Приложение 7 «Рефлексивная мишень»)

Метапредметные

-оценивать свою деятельность, деятельность учителя, деятельность группы и класса в целом, полезность и познавательность урока.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. Бородин М.Н. М.: 2010. - 584 с

  2. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «БИНОМ. Лаборатория знаний»

  3. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

  4. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов. Автор: Н.Д. Угринович «БИНОМ. Лаборатория знаний»

  5. Пояснительная записка к учебникам «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Автор Угринович Н.Д.

  6. Бешенков С.А., Трубина И.И., Миндзаева Э.В. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 111 с.

  7. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.

  8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Издательство УРАО, 1999.- 176 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

1. Журналы «Информатика и образование»

2. Газета «1 сентября»

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/

  2. ФЦОР fcior.edu.ru/

  3. Бином. Лаборатория знаний metodist.lbz.ru/authors/informatika/

  4. Видеоуроки в сети Интернет videouroki.net/filecom.php?fileid=98657224

  5. Онлайн библиотека plam.ru/compinet/osnovy_informatiki_uchebnik_dlja_vuzov/p10.php

  6. CASE-технологии в учебном процессе zavuch.info/methodlib/


Приложение 1

Задания А2 ЕГЭ

  1. Между четырьмя местными аэропортами: ОКТЯБРЬ, БЕРЕГ, КРАСНЫЙ и СОСНОВО, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:

Аэропорт вылета

Аэропорт прилета

Время вылета

Время прилета

СОСНОВО

КРАСНЫЙ

06:20

08:35

КРАСНЫЙ

ОКТЯБРЬ

10:25

12:35

ОКТЯБРЬ

КРАСНЫЙ

11:45

13:30

БЕРЕГ

СОСНОВО

12:15

14:25

СОСНОВО

ОКТЯБРЬ

12:45

16:35

КРАСНЫЙ

СОСНОВО

13:15

15:40

ОКТЯБРЬ

СОСНОВО

13:40

17:25

ОКТЯБРЬ

БЕРЕГ

15:30

17:15

СОСНОВО

БЕРЕГ

17:35

19:30

БЕРЕГ

ОКТЯБРЬ

19:40

21:55

Путешественник оказался в аэропорту ОКТЯБРЬ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт СОСНОВО.

  1. 15:40

  2. 16:35

  3. 17:15

  4. 17:25


  1. В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними населенными пунктами. Укажите схему, соответствующую таблице. Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели

1)Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели


2)Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели

3)Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели

Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели

4)


  1. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам)

  1. 10

  2. 9

  3. 11

  4. 12

Задания В9 ЕГЭ

  1. На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?
    Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели





















Приложение 3

Кейс №1

Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели





Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Прямой маршрут

Создать модель с учетом заданных критериев

  1. Направление - Сочи

  2. Начало отдыха - 02.03.2014

  3. На работу 14.03.2014

  4. Перерыв между поездами - не более 2 часов



Навашино-Москва

Москва-Сочи

Вокзал



Номер поезда



Время отправления



Время прибытия



Цена






Кейс №2

Обратный маршрут

Создать модель с учетом заданных критериев

  1. Направление - Сочи

  2. Начало отдыха - 02.03.2014

  3. На работу 14.03.2014

  4. Перерыв между поездами - не более 2 часов


Сочи-Москва

Москва -Навашино

Вокзал



Номер поезда



Время отправления



Время прибытия



Цена






Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели


Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели



Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели







Кейс № 3

Создать модель с учетом заданных критериев

  1. Направление - Сочи

  2. Начало отдыха - 02.03.2014

  3. На работу 14.03.2014

Туристическая фирма «Дельфин» delfin-tour.ru/






Дата/время заезда

Дата/время выезда

Вокзал



Номер поезда



Время отправления



Время прибытия



Цена









Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели








Приложение 4

  1. Проанализируйте признаки проблемы (что нужно знать, какой информацией обладать для решения проблемы). Запишите их.

  2. Выработайте способы действий.

  3. Назначьте ответственных за каждую часть решения проблемы.

  4. Ищите и анализируйте информацию в кейсе или на сайте в Интернете.

  5. Собирайте данные в единое целое (заполняйте таблицу).

  6. Готовьтесь представить информацию публично.


Приложение 5

«Табличное представление информационной модели маршрута»

Туда

Обратно

Навашино-Москва

Москва-Сочи

Сочи-Москва

Москва-Навашино

Вокзал отправления


Номер/название поезда


Время/дата отправления


Время прибытия


Цена на 1 человека


Приложение 6

Выберите из телепрограммы на текущую неделю передачи, которые представляют для Вас интерес (не менее 20). Классифицируйте их:

1) по дате

2) по телеканалам

3) по категории (художественные фильмы, мультфильмы, спортивные передачи и т.п.)

Результат представьте в виде таблицы.

Дополнительно: определите, сколько времени в день, в неделю занимает у вас просмотр телепередач

Приложение 7

Мой вклад в общее дело Работа учителяКонспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели




Новизна информации Пригодится ли в жизни


© 2010-2022