- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели
Конспект урока по информатике на тему Табличные информационные модели
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коченкова Т.В. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
План-конспект урока по информатике
«Табличные информационные модели»
-
ФИО
Коченкова Татьяна Васильевна
МБОУ «СОШ №»
Филиал МБОУ Большеокуловская СОШ - Поздняковская ООШ
Учитель информатики
Учитель информатики
Класс
7
№ урока
Урок № 16
Тема урока
Табличные информационные модели
Автор учебника
Босова Л.Л.
Тип урока
Урок закрепления знаний (урок рефлексии по ФГОС)
Цель урока:
создание условий для применения формируемых УУД в нестандартной ситуации
Предметные УУД:
В сфере познавательной деятельности:
В сфере ценностно-ориентационной деятельности:
В сфере коммуникативной деятельности:
В сфере трудовой деятельности:
В сфере охраны здоровья:
- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
- использование информационных моделей в практической и профессиональной деятельности;
- оценивание адекватности построения модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации;
- отличать корректную аргументацию от некорректной.
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формировать запросы на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров).
- использование текстового редактора (MS-Word) для создания и оформления документов, представления информации в табличной форме.
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером
Метапредметные УУД
Личностные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Регулятивные:
- формировать положительное отношение к процессу познания,
- принимать и применять правила сотрудничества.
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- развить речевую деятельность, приобретать опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности;
- участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
- преобразовывать модели - изменять модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
- формулировать выводы;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
‐ выделять главную и избыточную информацию;
- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);
‐ формировать и заполнять таблицы.
- ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;
- контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Задачи:
- обучающие
- развивающие
- воспитательные
- знать понятие информационные модели и их виды;
- работать с различными видами информации;
- создавать и представлять информационные модели в табличной форме.
- развивать умения переходить от одной формы представления информации к другой, способствовать расширению кругозора
- развивать профессиональные навыки у учащихся, которые будут востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
- воспитывать настойчивость и самодисциплину, вовлечение в активную практическую деятельность;
- воспитывать уверенность в собственных силах и ответственность за результат своего труда.
Формы работы учащихся
Индивидуальная, групповая, фронтальная
Технологии
Кейс-технология, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология рефлексии
Методы обучения
По источникам познания:
На основе структуры личности:
По степени продуктивности:
Словесные (беседа, инструктаж)
Наглядные (иллюстрация, печатный кейс)
Методы формирования чувств (одобрение, поощрение, создание ситуации успеха)
Частично-поисковые (самостоятельная работа с кейсом)
Необходимое техническое оборудование: аппаратное и программное обеспечение
АРМ учителя с тремя беспроводными мышками, выход в сеть Интернет,
мультимедийные проектор, экран,
рабочее место ученика,
операционная система WinXP,
программа для тестирования MayTest
Ресурсное обеспечение урока, ЭОР, ЦОР
Контрольный тест, электронная презентация к уроку, кейсы (печатные или электронные), карточки с домашним заданием
Риски
Название риска: отсутствие выхода в Интернет
Блокирование риска: заранее заготовленный печатный или электронный материал для кейсов
Структура урока
Этап урока
Время этапа урока
-
Организационный этап
1 мин
-
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
7 мин
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (формирование ожиданий учащихся)
2 мин
-
Добывание и творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания - работа с кейсом)
- подготовительный этап
- ознакомительный этап
- аналитический этап
- итоговый этап
+ физпауза
30 мин:
3 мин
6 мин
14 мин
6 мин
1 мин
5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2 мин
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3 мин
Технологическая карта урока
-
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент (инициация)
Слайд 1
Устное сообщение. Включение в деловой ритм. Мотивирует учащихся к активной деятельности на уроке.
Организуют свое рабочее место и эмоционально настраиваются на работу.
Метапредметные
-формирование положительного отношения к процессу познания.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
Слайд 2
Используя системы приемов, определяет выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. В ходе проверки домашнего задания актуализирует и корректирует опорные понятия, ликвидирует причины обнаруженных недостатков.
(Приложение 2 «Тест»)
Индивидуально или фронтально выполняют задания, тренирующие и контролирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Привлекаются к исправлению ошибок и комментированию итогов выполнения домашнего задания.
Метапредметные
-анализировать и систематизировать информацию;
-представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблицы);
-самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
-придерживаться этики конструктивной критики при оценке работ одноклассников, быть требовательным другом.
Предметные
-использовать текстовый редактор для создания и оформления табличных информационных моделей;
-соблюдать требования безопасности и гигиены в работе с компьютером.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (формирование ожиданий учащихся)
Слайд 3
«Вы хорошо потрудились над д/з и выполнением теста, ваши знания показали, что вы готовы к решению более сложных задач»
Подводит к формулированию цели и постановке задач учащимися:
«Вы с родителями собрались поехать куда-то в отпуск. Какие ваши действия?»
Описывает проблемную ситуацию:
«Вы работаете в туристическом агентстве. К вам обратилась семья из трех человек (двое взрослых и 1 ребенок), проживающая в г. Навашино с просьбой подобрать маршрут для отдыха. Какие действия вы предпримете?»
«Каким одним словом можно назвать разработанный маршрут?»
Предлагают шаги решения проблемы: выбрать маршрут самим, обратиться к знакомым или в туристическое агентство.
Предполагают действия:
- выяснить предпочтения и пожелания членов семьи о месте отдыха, о транспорте передвижения, о сроках отдыха, о предполагаемых финансовых тратах.
- разработать маршрут и объявить стоимость отдыха.
«Модель»
Метапредметные
-ставить учебные цели и задачи, планировать их
реализацию;
-участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
-развить речевую деятельность.
Предметные
-выделять критерии построения (свойства) модели.
4. Добывание и творческое применение знаний в новой
ситуации (проблемные задания - работа с кейсом)
Подготовительный этап
(знакомство с ситуацией, её особенностями)
(Слайд 4)
Конкретизирует дидактические задачи: «Сегодня на уроке вам (ученикам) предстоит, проанализировав информацию, создать информационную модель маршрута и представить ее в табличной форме.
Делит класс на группы (по 3-5 человек), озвучивает сценарий занятия, инструктирует учащихся по правилам работы с кейсом в целом и по группам.
Мотивирует учащихся на достижение успеха: «Каждая группа будет разрабатывать свою часть модели, после завершения работы мы соберем эти части в единую модель. Успех зависит от работы каждой группы и лично от каждого из вас. Вместе у нас все получится».
Делятся на группы, получают кейсы, занимают рабочие места.
(Приложение 3 «Кейс»)
Метапредметные
Формирование умения:
-принимать и применять правила сотрудничества
Предметные
-развивать представление об информационных моделях, важности и возможности их использования в практической и профессиональной деятельности.
Ознакомительный этап
(выделение основной проблемы или проблем)
Слайд 5
Выступает в роли фасилитатора:
обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил работы, её процедур и регламента, позволяет учащимся сконцентрироваться на целях и содержании работы, т.е. способствует комфортной атмосфере и плодотворности работы.
Работают в группах, обсуждают реальную профессиональную ситуацию, знакомятся с «памяткой для учащихся при работе с кейсом» и содержимым кейса. Распределяют задания внутри групп, назначают ответственных.
Во время обсуждения вырабатывают идеи и предполагаемые пути их решения.
(Приложение 4 «Памятка для учащихся»)
Метапредметные
-формирование опыта принятия решений, выполнения действий в новой ситуации;
-формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
-осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;
-развитие ответственности за свое и общее дело;
-контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение.
Предметные
-оценивание информации, в том числе получаемой из средств массовой информации.
Аналитический
(аналитическая работа с кейсом)
Выступает в роли фасилитатора:
обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил работы, её процедур и регламента, позволяет учащимся сконцентрироваться на целях и содержании работы, т.е. способствует комфортной атмосфере и плодотворности работы.
Каждая группа проводит анализ ситуации и имеющейся информации в соответствии с «памяткой для работы учащихся при работе с кейсом», в случае необходимости осуществляет поиск недостающей информации в сети Интернет, разрабатывает структуру таблицы в MS-Word и заполняет её для своей части построенной информационной модели маршрута.
(Приложение 5 «Таблица»)
Метапредметные
-формирование опыта принятия решений, выполнения действий в новой ситуации;
-формирование интерактивных умений, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
-умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;
-умение анализировать, синтезировать и обобщать информацию;
-выделение главной и избыточной информации;
-освоение методов сбора данных;
-контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение.
Предметные
-овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций;
-умение формировать запросы на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации;
-совершенствование умения использовать информационные модели в практической и профессиональной деятельности;
-преобразование модели - изменение с целью адекватного представления объекта моделирования;
-использование текстового редактора для создания и оформления информационной модели в табличной форме;
-моделирование и заполнение таблицы.
Физпауза
Организует выполнение комплекса физических упражнений на шейный, плечевой, грудной отдел позвоночника и упражнений для глаз.
Выполняют упражнения
Метапредметные
-выработка ответственности за свое здоровье;
-соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером.
Итоговый
(презентация результатов аналитической работы)
Слайд 6
Создает условия для успешной работы учащихся по презентации получившейся модели, дает оценку работы групп и отдельных учащихся, отмечает удачные моменты и предлагает пути доработки неудачных. Мотивирует учащихся к дальнейшей активной познавательной деятельности не только на уроках информатики, но и на других уроках.
Представляют результаты работы над заданием, демонстрируя созданную информационную табличную модель ситуации. Дают словесные пояснения (аргументируют) о соответствии представленной модели заявленным свойствам, преимуществах и недостатках созданной модели.
Копируют результаты в общую таблицу.
Метапредметные
-участие в учебном диалоге, сотрудничество в совместном решении проблемы и построении монологических высказываний;
-оценивать адекватность построения модели целям моделирования и соответствие модели предъявляемым требованиям;
-умение формулировать выводы;
-умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-умение рассуждать и мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи;
-развитие презентационных умений.
Предметные-расширение представления об информационных моделях, возможности и важности их использования в современном информационном обществе.
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Слайд 7
Объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; включение в состав домашнего задания познавательных задач, вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.
(Приложение 6 «Домашнее задание»)
Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы для устранения неясностей, получают карточки с домашним заданием
Метапредметные
-понимание направленности деятельности на развитие своей личности;
-развитие познавательного интереса.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 8
Подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, предложения о возможных изменениях на последующих уроках
Самооценка работы учащихся, роли учителя, познавательности информации и ценности полученных УУД.
Высказывание личного мнения об уроке и способах работы на нем.
(Приложение 7 «Рефлексивная мишень»)
Метапредметные
-оценивать свою деятельность, деятельность учителя, деятельность группы и класса в целом, полезность и познавательность урока.
ЛИТЕРАТУРА
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. Бородин М.Н. М.: 2010. - 584 с
-
Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «БИНОМ. Лаборатория знаний»
-
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
-
Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов. Автор: Н.Д. Угринович «БИНОМ. Лаборатория знаний»
-
Пояснительная записка к учебникам «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Автор Угринович Н.Д.
-
Бешенков С.А., Трубина И.И., Миндзаева Э.В. Развитие универсальных учебных действий в общеобразовательном курсе информатики. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 111 с.
-
Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 342 с.
-
Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Издательство УРАО, 1999.- 176 с.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
1. Журналы «Информатика и образование»
2. Газета «1 сентября»
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
-
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru/
-
ФЦОР fcior.edu.ru/
-
Бином. Лаборатория знаний metodist.lbz.ru/authors/informatika/
-
Видеоуроки в сети Интернет videouroki.net/filecom.php?fileid=98657224
-
Онлайн библиотека plam.ru/compinet/osnovy_informatiki_uchebnik_dlja_vuzov/p10.php
-
CASE-технологии в учебном процессе zavuch.info/methodlib/
Приложение 1
Задания А2 ЕГЭ
-
Между четырьмя местными аэропортами: ОКТЯБРЬ, БЕРЕГ, КРАСНЫЙ и СОСНОВО, ежедневно выполняются авиарейсы. Приведён фрагмент расписания перелётов между ними:
Аэропорт вылета
Аэропорт прилета
Время вылета
Время прилета
СОСНОВО
КРАСНЫЙ
06:20
08:35
КРАСНЫЙ
ОКТЯБРЬ
10:25
12:35
ОКТЯБРЬ
КРАСНЫЙ
11:45
13:30
БЕРЕГ
СОСНОВО
12:15
14:25
СОСНОВО
ОКТЯБРЬ
12:45
16:35
КРАСНЫЙ
СОСНОВО
13:15
15:40
ОКТЯБРЬ
СОСНОВО
13:40
17:25
ОКТЯБРЬ
БЕРЕГ
15:30
17:15
СОСНОВО
БЕРЕГ
17:35
19:30
БЕРЕГ
ОКТЯБРЬ
19:40
21:55
Путешественник оказался в аэропорту ОКТЯБРЬ в полночь (0:00). Определите самое раннее время, когда он может попасть в аэропорт СОСНОВО.
-
15:40
-
16:35
-
17:15
-
17:25
-
В таблице приведена стоимость перевозки пассажиров между соседними населенными пунктами. Укажите схему, соответствующую таблице.
1)
2)
3)
4)
-
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам)
-
10
-
9
-
11
-
12
Задания В9 ЕГЭ
-
На рисунке - схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?
Приложение 3
Кейс №1
Прямой маршрут
Создать модель с учетом заданных критериев
-
Направление - Сочи
-
Начало отдыха - 02.03.2014
-
На работу 14.03.2014
-
Перерыв между поездами - не более 2 часов
Навашино-Москва
Москва-Сочи
Вокзал
Номер поезда
Время отправления
Время прибытия
Цена
Кейс №2
Обратный маршрут
Создать модель с учетом заданных критериев
-
Направление - Сочи
-
Начало отдыха - 02.03.2014
-
На работу 14.03.2014
-
Перерыв между поездами - не более 2 часов
Сочи-Москва
Москва -Навашино
Вокзал
Номер поезда
Время отправления
Время прибытия
Цена
Кейс № 3
Создать модель с учетом заданных критериев
-
Направление - Сочи
-
Начало отдыха - 02.03.2014
-
На работу 14.03.2014
Туристическая фирма «Дельфин» delfin-tour.ru/
Дата/время заезда
Дата/время выезда
Вокзал
Номер поезда
Время отправления
Время прибытия
Цена
Приложение 4
-
Проанализируйте признаки проблемы (что нужно знать, какой информацией обладать для решения проблемы). Запишите их.
-
Выработайте способы действий.
-
Назначьте ответственных за каждую часть решения проблемы.
-
Ищите и анализируйте информацию в кейсе или на сайте в Интернете.
-
Собирайте данные в единое целое (заполняйте таблицу).
-
Готовьтесь представить информацию публично.
Приложение 5
«Табличное представление информационной модели маршрута»
Туда
Обратно
Навашино-Москва
Москва-Сочи
Сочи-Москва
Москва-Навашино
Вокзал отправления
Номер/название поезда
Время/дата отправления
Время прибытия
Цена на 1 человека
Приложение 6
Выберите из телепрограммы на текущую неделю передачи, которые представляют для Вас интерес (не менее 20). Классифицируйте их:
1) по дате
2) по телеканалам
3) по категории (художественные фильмы, мультфильмы, спортивные передачи и т.п.)
Результат представьте в виде таблицы.
Дополнительно: определите, сколько времени в день, в неделю занимает у вас просмотр телепередач
Приложение 7
Мой вклад в общее дело Работа учителя
Новизна информации Пригодится ли в жизни