Рабочая программа дисциплины Программирование на языке высокого уровня

Рабочая программа дисциплины «Программирование на языке высокого уровня» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Рабочая программа рассчитана на 89 учебных часов из них 40 часов отводится на выполнение лабораторных работ. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Информатика», «Информационные технологии», ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации


Электростальский филиал ГБОУ СПО

«Московский колледж управления и новых технологий»



Рабочая программа

дисциплины:


«Программирование

на языке высокого уровня»



для специальности:


230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»






г. Электросталь

2012 год


Одобрена цикловой Методической комиссией общеобразовательных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности


Приказ №___от «____»__________2012г.

Председатель ЦМК

___________________ /Д.И. Лепихов/

















Утверждена Методическим Советом колледжа

Протокол № ______________

от «____» ___________2012 г.

Председатель Методического Совета

_________ /Т.А. Галдина/





Автор: Ж.О. Алфёрова

преподаватель Электростальского филиала ГБОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»


Рецензент: ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «Программирование на языке высокого уровня» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».

Рабочая программа рассчитана на 89 учебных часов из них 40 часов отводится на выполнение лабораторных работ.

Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Информатика», «Информационные технологии», «Математические и логические основы электронно-вычислительной техники», «Операционные системы и среды».

В качестве интегрированной среды программирования выбрана среда DELPHI.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности;

знать:

  • основные этапы решения задач на ЭВМ;

  • основные понятия и приёмы программирования на языке высокого уровня.

уметь:

  • составлять программы на языке программирования высокого уровня.












Тематический план


учебной дисциплины «Программирование на языке высокого уровня»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка на студента (час)

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Практи-ческие занятия

1

2

3

4

5

Раздел 1. Решение задач на ЭВМ.

23

15

2

8

Тема 1.1. Введение в дисциплину.

1

1



Тема 1.2. Этапы решения задач на ЭВМ.

4

2


2

Тема 1.3. Основы алгоритмизации.

10

6

2

4

Тема 1.4.Основы программирования.

10

8


2

Раздел 2. Язык программирования высокого уровня.

71

56

32

15

Тема 2.1. Основные элементы языка.

2

2



Тема 2.2. Интегрированная среда программирования.

4

4

2


Тема 2.3.Операторы языка.

12

10

6

2

Тема 2.4.Процедуры и функции.

8

8

4


Тема 2.5. Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества.

18

16

10

2

Тема 2.6. Работа с файлами.

10

8

4

2

Тема 2.7. Модульное программирование.

12

8

6

4

Раздел 3. Программирование рекурсивных алгоритмов.

18

16

6

2

Тема 3.1.Рекурсивные определения и алгоритмы.

10

8

2

2

Тема 3.2. Программирование рекурсивных алгоритмов.

8

8

4














Всего по дисциплине:

114

89

40

25












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Решение задач на ЭВМ.

Тема 1.1. Введение в дисциплину.

Студент должен:

иметь представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности;

Учебная дисциплина «Программирование на языке высокого уровня», её основные задачи и связь с другими дисциплинами.

Тема 1.2. Этапы решения задач на ЭВМ.

Студент должен:

знать:

  • основные этапы решения задач на ЭВМ;

Основные этапы решения задач на ЭВМ. Постановка задачи, определение исходных данных, необходимых для решения задачи. Построение математической модели и алгоритма решения задачи.

Программное обеспечение ПЭВМ. Машинный язык и язык высокого уровня. Понятие о структурном программировании. Тестирование, анализ и отладка программы. Корректность программы. Документирование программного продукта.

Тема 1.3. Основы алгоритмизации.

Студент должен:

знать:

  • понятие и свойства алгоритма;

  • базовые алгоритмические структуры;

уметь:

  • составлять простые алгоритмы.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические структуры: линейные, разветвляющиеся, циклические.

Практическое занятие. Составление и запись алгоритмов.

Тема 1.4. Основы программирования.

Студент должен:

знать:

  • понятие программы;

  • обобщённую структуру программы;

  • основные управляющие структуры программирования;

  • типы данных;

  • методы программирования.

Понятие программы. Языки программирования высокого уровня и тенденции их развития. Обобщённая структурная схема программы на языке высокого уровня. Основные управляющие структуры программирования.

Данные: понятие и типы. Основные базовые и структурированные типы данных , их характеристика.

Методы программирования. Структурное и объектно-ориентированное программирование. Понятие о системах программирования.

Раздел 2. Язык программирования высокого уровня.

Тема 2.1. Основные элементы языка Object Pascal.

Студент должен:

знать:

  • алфавит и лексику языка Object Pascal;

  • отличия объектно-ориентированного программирования от структурного программирования;

  • определения понятий: класс, объект, поле, свойство, метод, событие;

  • типы данных языка программирования;

  • правила записи выражений и операций;

уметь:

  • использовать команды главного меню;

  • настраивать среду.

Паскаль и Delphi (Object Pascal). Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Запись программы. Типы данных. Структура программы. Переменные и константы. Выражения и операции.

Тема 2.2. Среда программирования DELPHI.

Студент должен:

знать:

  • интерфейс среды программирования DELPHI;

  • базовые компоненты и их свойства;

Интегрированная среда программирования: интерфейс, главное меню, панель быстрого доступа, палитра компонентов, дерево объектов, инспектор объектов, дизайнер форм, редактор кода. Использование команд главного меню. Настройка среды. Базовые компоненты и их свойства.

Элементы Delphi-приложения: код проекта, описания форм, модули форм, модули, параметры проекта, описание ресурсов и др. Взаимосвязи между элементами проекта. Создание проекта, компиляция и запуск проекта.

Практическое занятие. Создание проекта, компиляция и запуск проекта.

Тема 2.3. Операторы языка.

Студент должен:

знать:

  • оператор присваивания;

  • операторы ввода-вывода;

  • операторы ветвления;

  • операторы цикла;

уметь:

  • составлять проекты для алгоритмов с линейной структурой;

  • составлять проекты для алгоритмов с ветвлениями;

  • составлять проекты для алгоритмов с циклами.

Понятие события и обработчика события. События мыши, клавиатуры, системные события. Стандартные и дополнительные компоненты. Базовый класс TControl. Свойства компонентов, события и методы.

Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода, безусловного и условного перехода, выбора, циклов. Составной оператор. Вложенные операторы, Вложенные циклы. Виды циклов: со счётчиком, с предусловием, с постусловием.

Практические занятия.

Составление программ с линейной структурой.

Составление программ разветвляющейся структуры.

Составление программ разветвляющейся структуры.

Тема 2.4. Процедуры и функции.

Студент должен:

знать:

  • понятие подпрограммы и функции;

  • синтаксис объявления процедур и функций;

  • стандартные процедуры и функции;

уметь:

  • использовать процедуры и функции в программах;

  • создавать программы, используя процедуры;

  • создавать собственные подпрограммы в виде функций.

Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие. Организация процедур, стандартные процедуры. Процедуры, определённые пользователем: синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур.

Функции: способы организации и описание. Вызов функций. Стандартные функции.

Практические занятия.

Организация процедур.

Организация функций.

Тема 2.5. Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества.

Студент должен:

знать:

  • синтаксис объявления массива, строк, множеств;

  • операции над массивами, строками и множествами;

  • стандартные функции для работы с массивами, строками;

уметь:

  • осуществлять ввод и вывод массивов;

  • сравнивать массивы;

  • выполнять операции со строками и над множествами;

  • применять стандартные функции для работы с массивами и строками.

Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества. Объявление массива. Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод двумерных массивов. Обработка массивов. Стандартные функции для массивов целых и вещественных чисел.

Объявление строковых типов. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками.

Объявление множества. Операции над множествами.

Практические занятия.

Обработка одномерных массивов.

Обработка двумерных массивов.

Работа со строковыми переменными.

Работа с данными типа множество.

Разработка программ со структурированными типами данных.

Тема 2.6. Работа с файлами.

Студент должен:

знать:

  • основные определения методов доступа;

  • синтаксис объявления файла;

  • правила и порядок работы с файлами последовательного доступа;

  • правила и порядок работы с файлами произвольного доступа;

уметь:

  • работать с файлами разных типов.

Внешнее представление данных: файлы. Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа.

Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа. Запись и чтение из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа.

Стандартные процедуры и функции для файлов разного доступа.

Практические занятия.

Работа с файлами последовательного доступа.

Работа с файлами произвольного доступа.

Тема 2.7. Модульное программирование.

Студент должен:

знать:

  • назначение модулей;

  • структура модулей;

уметь:

  • программировать модули;

  • использовать модули.

Принципы модульного программирования. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. Разработка модулей. Связь модулей друг с другом. Стандартные модули языка. Использование модулей.

Практические занятия.

Программирование модуля.

Программирование связанных модулей.

Использование модулей.

Раздел 3. Программирование рекурсивных алгоритмов.

Тема 3.1. Рекурсивные определения и алгоритмы.

Студент должен:

знать:

  • понятие рекурсии;

  • понятие рекурсивного алгоритма;

  • алгоритмы сортировки;

  • примеры рекурсивных вычислительных алгоритмов;

уметь:

  • составлять рекурсивные алгоритмы.

Рекурсивные определения и алгоритмы. Рекурсия и итерация. Простая рекурсия. Глубина рекурсии. Выполнение рекурсивных алгоритмов. Алгоритмы сортировки. Примеры рекурсивных вычислительных алгоритмов. Задача «Ханойская башня». Методы преобразования рекурсивных алгоритмов а автоматике.

Практическое занятие. Составление рекурсивных алгоритмов.

Тема 3.2. Программирование рекурсивных алгоритмов.

Студент должен:

знать:

  • принципы программирование рекурсивных алгоритмов;

уметь:

  • программировать рекурсивные алгоритмы.

Принципы программирования рекурсивных алгоритмов. Программирование рекурсивных алгоритмов. Реализация рекурсивных алгоритмов автоматными программами.

Практические занятия.

Программирование рекурсивных алгоритмов.

Разработка автоматных программ.









Рекомендуемая литература


  1. Голицина О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2004.

  2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. - М.: Мастерство, 2001.

  3. Ускова О.Ф. и др. Программирование алгоритмов обработки данных: Учебное пособие. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

  4. Анисимов А.В. Информатика, Творчество. Рекурсия. - Киев: Наукова думка, 1988.

  5. Ахо А., Хопкрофт Д., Ульман Д. Структуры данных и алгоритмы. - М.: Вильямс, 2000.

  6. С. Окулов. Основы программирования.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  7. И. Бабушкина, С. Окулов. Практикум по объектно-ориентированному программированию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  8. А. Желонкин. Основы программирования в интегрированной среде DELPHI. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  9. С. Бобровский. DELPHI 7. Учебный курс. - С.-П. Питер, 2007.

  10. В. Гофман, А. Хомоненко. DELPHI - быстрый старт. - С.-П. БХВ-Петербург, 2003.

  11. Н. Культин. DELPHI в примерах и задачах. - С.-П. БХВ-Петербург, 2008 г.

  12. Н. Культин. DELPHI.Net в примерах и задачах. - С.-П. БХВ-Петербург, 2006 г.

  13. Шалыто О.Ф., Туккель Н.И. Реализация вычислительных алгоритмов на основе автоматического подхода //телекоммуникации и информатизация образования. - 2001.

© 2010-2022