- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа дисциплины Программирование на языке высокого уровня
Рабочая программа дисциплины Программирование на языке высокого уровня
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алферова Ж.О. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Электростальский филиал ГБОУ СПО
«Московский колледж управления и новых технологий»
Рабочая программа
дисциплины:
«Программирование
на языке высокого уровня»
для специальности:
230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»
г. Электросталь
2012 год
Одобрена цикловой Методической комиссией общеобразовательных дисциплин
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
Приказ №___от «____»__________2012г.
Председатель ЦМК
___________________ /Д.И. Лепихов/
Утверждена Методическим Советом колледжа
Протокол № ______________
от «____» ___________2012 г.
Председатель Методического Совета
_________ /Т.А. Галдина/
Автор: Ж.О. Алфёрова
преподаватель Электростальского филиала ГБОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»
Рецензент: ______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Программирование на языке высокого уровня» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Рабочая программа рассчитана на 89 учебных часов из них 40 часов отводится на выполнение лабораторных работ.
Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводится в тесной взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Информатика», «Информационные технологии», «Математические и логические основы электронно-вычислительной техники», «Операционные системы и среды».
В качестве интегрированной среды программирования выбрана среда DELPHI.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
-
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности;
знать:
-
основные этапы решения задач на ЭВМ;
-
основные понятия и приёмы программирования на языке высокого уровня.
уметь:
-
составлять программы на языке программирования высокого уровня.
Тематический план
учебной дисциплины «Программирование на языке высокого уровня»
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка на студента (час)
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоятельная работа студента
Всего
Практи-ческие занятия
1
2
3
4
5
Раздел 1. Решение задач на ЭВМ.
23
15
2
8
Тема 1.1. Введение в дисциплину.
1
1
Тема 1.2. Этапы решения задач на ЭВМ.
4
2
2
Тема 1.3. Основы алгоритмизации.
10
6
2
4
Тема 1.4.Основы программирования.
10
8
2
Раздел 2. Язык программирования высокого уровня.
71
56
32
15
Тема 2.1. Основные элементы языка.
2
2
Тема 2.2. Интегрированная среда программирования.
4
4
2
Тема 2.3.Операторы языка.
12
10
6
2
Тема 2.4.Процедуры и функции.
8
8
4
Тема 2.5. Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества.
18
16
10
2
Тема 2.6. Работа с файлами.
10
8
4
2
Тема 2.7. Модульное программирование.
12
8
6
4
Раздел 3. Программирование рекурсивных алгоритмов.
18
16
6
2
Тема 3.1.Рекурсивные определения и алгоритмы.
10
8
2
2
Тема 3.2. Программирование рекурсивных алгоритмов.
8
8
4
Всего по дисциплине:
114
89
40
25
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Решение задач на ЭВМ.
Тема 1.1. Введение в дисциплину.
Студент должен:
иметь представление:
-
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности;
Учебная дисциплина «Программирование на языке высокого уровня», её основные задачи и связь с другими дисциплинами.
Тема 1.2. Этапы решения задач на ЭВМ.
Студент должен:
знать:
-
основные этапы решения задач на ЭВМ;
Основные этапы решения задач на ЭВМ. Постановка задачи, определение исходных данных, необходимых для решения задачи. Построение математической модели и алгоритма решения задачи.
Программное обеспечение ПЭВМ. Машинный язык и язык высокого уровня. Понятие о структурном программировании. Тестирование, анализ и отладка программы. Корректность программы. Документирование программного продукта.
Тема 1.3. Основы алгоритмизации.
Студент должен:
знать:
-
понятие и свойства алгоритма;
-
базовые алгоритмические структуры;
уметь:
-
составлять простые алгоритмы.
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические структуры: линейные, разветвляющиеся, циклические.
Практическое занятие. Составление и запись алгоритмов.
Тема 1.4. Основы программирования.
Студент должен:
знать:
-
понятие программы;
-
обобщённую структуру программы;
-
основные управляющие структуры программирования;
-
типы данных;
-
методы программирования.
Понятие программы. Языки программирования высокого уровня и тенденции их развития. Обобщённая структурная схема программы на языке высокого уровня. Основные управляющие структуры программирования.
Данные: понятие и типы. Основные базовые и структурированные типы данных , их характеристика.
Методы программирования. Структурное и объектно-ориентированное программирование. Понятие о системах программирования.
Раздел 2. Язык программирования высокого уровня.
Тема 2.1. Основные элементы языка Object Pascal.
Студент должен:
знать:
-
алфавит и лексику языка Object Pascal;
-
отличия объектно-ориентированного программирования от структурного программирования;
-
определения понятий: класс, объект, поле, свойство, метод, событие;
-
типы данных языка программирования;
-
правила записи выражений и операций;
уметь:
-
использовать команды главного меню;
-
настраивать среду.
Паскаль и Delphi (Object Pascal). Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Запись программы. Типы данных. Структура программы. Переменные и константы. Выражения и операции.
Тема 2.2. Среда программирования DELPHI.
Студент должен:
знать:
-
интерфейс среды программирования DELPHI;
-
базовые компоненты и их свойства;
Интегрированная среда программирования: интерфейс, главное меню, панель быстрого доступа, палитра компонентов, дерево объектов, инспектор объектов, дизайнер форм, редактор кода. Использование команд главного меню. Настройка среды. Базовые компоненты и их свойства.
Элементы Delphi-приложения: код проекта, описания форм, модули форм, модули, параметры проекта, описание ресурсов и др. Взаимосвязи между элементами проекта. Создание проекта, компиляция и запуск проекта.
Практическое занятие. Создание проекта, компиляция и запуск проекта.
Тема 2.3. Операторы языка.
Студент должен:
знать:
-
оператор присваивания;
-
операторы ввода-вывода;
-
операторы ветвления;
-
операторы цикла;
уметь:
-
составлять проекты для алгоритмов с линейной структурой;
-
составлять проекты для алгоритмов с ветвлениями;
-
составлять проекты для алгоритмов с циклами.
Понятие события и обработчика события. События мыши, клавиатуры, системные события. Стандартные и дополнительные компоненты. Базовый класс TControl. Свойства компонентов, события и методы.
Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода, безусловного и условного перехода, выбора, циклов. Составной оператор. Вложенные операторы, Вложенные циклы. Виды циклов: со счётчиком, с предусловием, с постусловием.
Практические занятия.
Составление программ с линейной структурой.
Составление программ разветвляющейся структуры.
Составление программ разветвляющейся структуры.
Тема 2.4. Процедуры и функции.
Студент должен:
знать:
-
понятие подпрограммы и функции;
-
синтаксис объявления процедур и функций;
-
стандартные процедуры и функции;
уметь:
-
использовать процедуры и функции в программах;
-
создавать программы, используя процедуры;
-
создавать собственные подпрограммы в виде функций.
Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение и различие. Организация процедур, стандартные процедуры. Процедуры, определённые пользователем: синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур.
Функции: способы организации и описание. Вызов функций. Стандартные функции.
Практические занятия.
Организация процедур.
Организация функций.
Тема 2.5. Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества.
Студент должен:
знать:
-
синтаксис объявления массива, строк, множеств;
-
операции над массивами, строками и множествами;
-
стандартные функции для работы с массивами, строками;
уметь:
-
осуществлять ввод и вывод массивов;
-
сравнивать массивы;
-
выполнять операции со строками и над множествами;
-
применять стандартные функции для работы с массивами и строками.
Структурированные типы данных. Массивы, строки, множества. Объявление массива. Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод двумерных массивов. Обработка массивов. Стандартные функции для массивов целых и вещественных чисел.
Объявление строковых типов. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками.
Объявление множества. Операции над множествами.
Практические занятия.
Обработка одномерных массивов.
Обработка двумерных массивов.
Работа со строковыми переменными.
Работа с данными типа множество.
Разработка программ со структурированными типами данных.
Тема 2.6. Работа с файлами.
Студент должен:
знать:
-
основные определения методов доступа;
-
синтаксис объявления файла;
-
правила и порядок работы с файлами последовательного доступа;
-
правила и порядок работы с файлами произвольного доступа;
уметь:
-
работать с файлами разных типов.
Внешнее представление данных: файлы. Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа.
Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа. Запись и чтение из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа.
Стандартные процедуры и функции для файлов разного доступа.
Практические занятия.
Работа с файлами последовательного доступа.
Работа с файлами произвольного доступа.
Тема 2.7. Модульное программирование.
Студент должен:
знать:
-
назначение модулей;
-
структура модулей;
уметь:
-
программировать модули;
-
использовать модули.
Принципы модульного программирования. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. Разработка модулей. Связь модулей друг с другом. Стандартные модули языка. Использование модулей.
Практические занятия.
Программирование модуля.
Программирование связанных модулей.
Использование модулей.
Раздел 3. Программирование рекурсивных алгоритмов.
Тема 3.1. Рекурсивные определения и алгоритмы.
Студент должен:
знать:
-
понятие рекурсии;
-
понятие рекурсивного алгоритма;
-
алгоритмы сортировки;
-
примеры рекурсивных вычислительных алгоритмов;
уметь:
-
составлять рекурсивные алгоритмы.
Рекурсивные определения и алгоритмы. Рекурсия и итерация. Простая рекурсия. Глубина рекурсии. Выполнение рекурсивных алгоритмов. Алгоритмы сортировки. Примеры рекурсивных вычислительных алгоритмов. Задача «Ханойская башня». Методы преобразования рекурсивных алгоритмов а автоматике.
Практическое занятие. Составление рекурсивных алгоритмов.
Тема 3.2. Программирование рекурсивных алгоритмов.
Студент должен:
знать:
-
принципы программирование рекурсивных алгоритмов;
уметь:
-
программировать рекурсивные алгоритмы.
Принципы программирования рекурсивных алгоритмов. Программирование рекурсивных алгоритмов. Реализация рекурсивных алгоритмов автоматными программами.
Практические занятия.
Программирование рекурсивных алгоритмов.
Разработка автоматных программ.
Рекомендуемая литература
-
Голицина О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учебное пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2004.
-
Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник. - М.: Мастерство, 2001.
-
Ускова О.Ф. и др. Программирование алгоритмов обработки данных: Учебное пособие. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
-
Анисимов А.В. Информатика, Творчество. Рекурсия. - Киев: Наукова думка, 1988.
-
Ахо А., Хопкрофт Д., Ульман Д. Структуры данных и алгоритмы. - М.: Вильямс, 2000.
-
С. Окулов. Основы программирования.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
-
И. Бабушкина, С. Окулов. Практикум по объектно-ориентированному программированию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
А. Желонкин. Основы программирования в интегрированной среде DELPHI. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
С. Бобровский. DELPHI 7. Учебный курс. - С.-П. Питер, 2007.
-
В. Гофман, А. Хомоненко. DELPHI - быстрый старт. - С.-П. БХВ-Петербург, 2003.
-
Н. Культин. DELPHI в примерах и задачах. - С.-П. БХВ-Петербург, 2008 г.
-
Н. Культин. DELPHI.Net в примерах и задачах. - С.-П. БХВ-Петербург, 2006 г.
-
Шалыто О.Ф., Туккель Н.И. Реализация вычислительных алгоритмов на основе автоматического подхода //телекоммуникации и информатизация образования. - 2001.