Конспект урока по информатике Система объектов (11 класс)

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс

Тема: Системы объектов

Цели урока:

Обобщить представление школьников о системах объектов.

Освоить новые приемы создания текстовых объектов.

Развитие системного мышления учащихся.

Основные понятия:

Система; Структура; Системный подход; Системный эффект.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Изучение нового материала.

В жизни мы многократно сталкиваемся с понятием «система». Примеров можно привести достаточно много:

Периодическая система химических элементов; Система растений и животных; Система образования;

Система транспорта; Система здравоохранения; Система счисления и др.

Так что же такое «система»?

Система - это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой.

Части, образующие систему, называются ее элементами.

Любой объект окружающего мира можно рассматривать как систему.

Различают материальные, нематериальные и смешанные системы.

Примеры материальных систем: дерево, здание, человек, планета Земля, Солнечная система.

Примеры нематериальных систем: человеческий язык, математика.

Пример смешанных систем - школа, университет. Она включает в себя как материальные части (школьное здание, оборудование, тетради и пр.), так и нематериальные (учебные планы, программы, расписание уроков).

Каждая система обладает следующими свойствами:

Функция (цель, назначение) системы;

Взаимодействие системы с окружающей средой;

Состав системы;

Структура системы;

Системный эффект.

Функция системы

Рассматривая примеры различных систем, следует разделить их.

Например, Солнечная система - естественная, а компьютер - искусственная система.

Для всякой искусственной системы можно определить цель ее создания человеком: автомобиль - перевозить людей и грузы, компьютер - работает с информацией, завод - производить продукцию.

Учащиеся сами приводят примеры систем и указывают их функции.

Состав системы.

В состав крупной системы может входить другая система. Первую называют надсистемой, вторую - подсистемой. Имя надсистемы на схеме состава всегда располагают выше имен всех ее подсистем. В этом случае говорят о многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент может одновременно быть надсистемой и подсистемой.

Например, головной мозг - подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой входят передний мозг, средний мозг и т. д.

Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать. (Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья - компоненты системы «Парк» или «Лес».

Любой реальный объект бесконечно сложен.

Структура системы.

Всякая система определяется не только составом частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое.

Структура - это совокупность связей между элементами системы. Структура - внутренняя организация системы.

Например: Все детские конструкторы включают в себя множество типовых деталей, из которых можно собрать различные фигуры. Эти фигуры будут отличаться порядком соединения деталей, т.е. структурой.

Всякая система обладает определенным составом и структурой. Свойства системы зависят от того и от другого. Даже при одинаковом составе системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение.

Системный эффект.

Главное свойство любой системы - возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.

В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство - способность к полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, двигатели и т.д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определенным способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать.

Вопросы и задания. (Задаются в конце этого, или начале следующего урока).

Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

В чем суть системного эффекта? Приведите пример.

Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них можно рассматривать как системы?

В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой?

Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматривая в качестве систем:

Автомобиль; Компьютер; Школа; Армия.

© 2010-2022