Рабочая программа по Информатике и ИКТ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Каневской район, станица Стародеревянковская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

муниципального образования Каневской район

(наименование образовательного учреждения)



Принято

Решением педагогического совета

от 25 августа 2015 г. протокол № 1

Утверждено

Приказ № 301 от 31.08.2015

Директор МБОУ СОШ № 15

_______________А.Н.Криворучко



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы) (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Количество часов 68

Учитель Боженко Елена Николаевна

Программа разработана на основе

авторской программы общеобразовательных учреждений «Информатика 2-11классы» -М., «Бином. Лаборатория знаний», 2014г. Составитель: М.Н. Бородин

авторы программы: И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер

(указать программу/программы, издательство, год издания)









1.Пояснительная записка

Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • программы общеобразовательного курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень), авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год;

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • авторского тематического планирования учебного материала;

Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Изучение информатики на третьей ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  2. овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  4. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности,

  5. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе При изучении курса «Информатика и ИКТ» формируются следующие.

2. Общая характеристика учебного предмета

Информация. Представление информации

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

Измерение информации.

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Введение в теорию систем

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- «системный подход» в науке и практике

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Процессы хранения и передачи информации

- история развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, понятие «шум» и способы защиты от шума

Обработка информации

- основные типы задач обработки информации, понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Поиск данных

- «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- «структура данных»;

- алгоритм последовательного поиска, алгоритм поиска половинным делением

- блочный поиск, как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Защита информации

- виды угроз для числовой информации

- физические способы защиты информации, программные средства защиты информации

- криптография, цифровая подпись и цифровой сертификат

Информационные модели и структуры данных

- определение модели

- информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Алгоритм - модель деятельности

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- трассировка алгоритма

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

- архитектура персонального компьютера

- контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- системная плата, порты ввода-вывода

-назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- системы программирования

Дискретные модели данных в компьютере

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Многопроцессорные системы и сети

- идея распараллеливания вычислений

-многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- Интернет

- система адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Информационные системы

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

Гипертекст

- что такое гипертекст, гиперссылка

-средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Интернет как информационная система

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- прикладные протоколы

-основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- поисковый каталог: организация, назначение

- поисковый указатель: организация, назначение

Web-сайт.

- средства для создания web-страниц

- проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Геоинформационные системы (ГИС)

- ГИС, области приложения ГИС

-устройство ГИС, приемы навигации в ГИС

Базы данных и СУБД

- база данных (БД), какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- схема БД, что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Запросы к базе данных

- структура команды запроса на выборку данных из БД

- организация запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

- регрессионная модель

- прогнозирование по регрессионной модели

Социальная информатика

- информационные ресурсы общества

- рынок информационных ресурсов

- основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- основные законодательные акты в информационной сфере

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ № 15 на изучение информатики и ИКТ в 10-11 классах отводится 68 часов

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов за год

10

1

34

11

1

34

Итого часов

68

4. Содержание обучения.

10 класс

1. Информация (5 ч)

Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

  1. Информационные процессы в системах. (8 ч)

Введение в теорию систем Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.

  1. Информационные модели (9ч)

Информационное моделирование как метод познания. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Информационные модели и структуры данных.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Моделирование и формализация задач из различных предметных областей. Исследование моделей

Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

  1. Программно-технические системы реализации информационных процессов(11ч)

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Дискретные модели данных в компьютере Представление чисел в компьютере Системы счисления. Представление текста, графики и звука. Векторная и растровая графика. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

Многопроцессорые системы и сети.

Практические работы: работа в Интернете.

  1. Повторение (1ч)

11 класс.

  1. Технология использования и разработки информационных систем (22 ч.)

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе. Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.

Интернет как информационная система Работа с электронной почтой. Работа с информационными службами Интернета. World Wide Web - Всемирная паутина. Средства поиска данных в Интернете. Поиск данных в Интернете. Web-сайт - гиперструктура данных. Создание сайта с помощью HTML.

Геоинформационные системы. Работа в ГИС.

База данных - основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Сортировка в базах данных. Создание межтабличных связей. Запросы как приложения информационной системы. Формирование запросов в базах данных. Логические условия выбора данных. Поиск в базе данных. Применение фильтров.

  1. Технология информационного моделирования ( 4 ч.).

Понятие модели. Виды моделей. Моделирование зависимостей между величинами. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование Модели статистического прогнозирования.

Корреляционное моделирование. Моделирование корреляционных зависимостей.

Оптимальное планирование. Модели оптимального планирования.

  1. Основы социальной информатики (4 ч.)

Информационные ресурсы. Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере.

  1. Повторение(4 ч.)


  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Авторская

Рабочая

10 класс

Информация

5

5

    Информационные процессы в системах.

    8

    8

      Информационные модели

      9

      9

        Программно-технические системы реализации информационных процессов

        11

        11

          Повторение

          1

          1

          Итого

          34

          34

          Контрольных работ

          2

          2

          11 класс


            Технология использования и разработки информационных систем

            22

            22

              Технология информационного моделирования.

              4

              4

                Основы социальной информатики

                4

                4

                  Повторение

                  4

                  4

                    Итого

                    34

                    34

                      Контрольных работ

                      2

                      2

                        Всего часов

                        68

                        68

                        6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

                        Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

                        Кол-во

                        Примечание

                        Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

                        Д

                        Библиотечный фонд на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) МинобрНауки РФ.

                        1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.

                        2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.

                        3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.

                        4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.

                        Д

                        Технические средства обучения

                        • Операционная система Windows ХР.

                        • Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

                        • Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

                        • Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

                        • Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

                        • Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

                        • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

                        • Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

                        • Антивирусная программа.

                        • Программа-архиватор WinRar.

                        • Клавиатурный тренажер «Руки солиста».

                        • Офисное приложение Microsoft Office 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

                        • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

                        • Система программирования TurboPascal.

                        Д

                        Находятся в кабинете инфоматики

                        Экранно-звуковые пособия

                        • Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса

                        Д

                        Находятся в кабинете инфоратики

                        • Слайды соответствующего содержания

                        Д

                        • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

                        Д

                        Оборудование класса

                        • Ученические столы двухместные с комплектом стульев

                        Ф

                        В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

                        • Стол учительский тумбой

                        Д

                        • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

                        Д

                        • Настенная доска

                        Д



                        СОГЛАСОВАНО

                        Протокол заседания методического
                        объединения учителей от ________ №__

                        Руководитель МО ________ /_____________/

                        подпись расшифровка подписи

                        СОГЛАСОВАНО

                        заместитель директора по УВР

                        _____________/Л.В. Сергиенко/

                        «___» __________ 20___ года









                        Календарно-тематическое планирование

                        10 класс

                        Раздел

                        № урока

                        Тема урока

                        Даты проведения

                        Оборудование

                        план

                        факт

                        Информация

                        1


                        Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Стр.5-9



                        2

                        Информация. Представление информации. Языки, кодирование. § 1-2




                        3

                        Измерение информации. Объёмный подход. § 3




                        4

                        Измерение информации. Содержательный подход. §4




                        5

                        Решение задач




                        Информационные процессы в системах

                        6

                        Что такое система §5




                        7

                        Информационные процессы в естественных и искусственных системах §6




                        8

                        Хранение и передача информации § 7-8




                        9

                        Обработка информации и алгоритмы §9




                        10

                        Автоматическая обработка информации §10




                        11

                        Решение задач




                        12

                        Поиск данных. Защита информации § 11-12




                        13

                        Решение задач. Контрольное тестирование




                        Информационные модели

                        14

                        Компьютерное информационное моделирование § 13




                        15

                        Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы § 14




                        16

                        Практическая работа №1 «Создание табличной модели»




                        17

                        Пример структуры данных - модели предметной области § 15




                        18

                        Практическая работа №2 « Создание графической модели»




                        19

                        Алгоритм - как модель деятельности § 16




                        20

                        Практическая работа №3»Исследование моделей»




                        21

                        Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. § 16




                        22

                        Контрольная работа №1



                        Программно-технические системы реализации информационных процессов

                        23

                        Компьютер - универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память. § 17



                        24

                        Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров §17



                        25

                        Программное обеспечение компьютера §18



                        26

                        Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел § 19



                        27

                        Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука §20



                        28

                        Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики §20



                        29

                        Развитие архитектуры вычислительных систем § 21



                        30

                        Организация локальных сетей §22



                        31

                        Организация глобальных сетей § 23



                        32

                        Практическая работа №4 «Работа в Интернете»




                        33

                        Контрольная работа №2



                        34

                        Обобщающее занятие

















                        Календарно-тематическое планирование



                        11 класс


                        Раздел

                        № урока

                        Тема урока

                        Дата проведения

                        Оборудование

                        план

                        факт

                        Технологии использования и разработки информационных систем

                        1

                        Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация: измерение, представление информации


                        2

                        Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. §24


                        3

                        Компьютерный текстовый документ как структура данных §25


                        4

                        Гипертекст §25


                        5

                        Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»


                        6

                        Интернет как глобальная информационная система §26-27


                        7

                        Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»


                        8

                        Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц»


                        9

                        Средства поиска данных в сети Интернет § 28


                        10

                        Web-сайт - гиперструктура данных. §29


                        11

                        Практическая работа №4 Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word


                        12

                        Практическая работа №5 «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML »


                        13

                        Контрольная работа №1


                        14

                        Геоинформационные системы. §30


                        15

                        Практическая работа «Поиск информации в геоинформационных системах»


                        16

                        База данных - основа информационной системы § 31


                        17

                        Проектирование многотабличной базы данных и создание БД § 32-33


                        18

                        Создание базы данных § 33


                        19

                        Практическая работа №6«Создание базы «Приёмная комиссия»»


                        20

                        Запросы к базе данных как приложения информационной системы . Логические условия выбора данных §34-35


                        21

                        Практическая работа №7 «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»


                        22

                        Зачётная работа «Создание отчёта для БД»


                        Технологии информационного моделирования

                        23

                        Моделирование зависимостей между величинами. § 36 Практическая работа №8 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»


                        24

                        Модели статистического прогнозирования §37. Практическая работа № 9 «Прогнозирование в MS Excel»


                        25

                        Модели корреляционных зависимостей §38. Практическая работа № 10 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»


                        26

                        Модели оптимального планирования §39 . Практическая работа № 11«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»


                        Основы социальной информатики


                        27

                        Информационные ресурсы. Информационное общество § 40-41


                        28

                        Правовое регулирование в информационной сфере § 42


                        29

                        Проблема информационной безопасности § 43


                        30

                        Контрольная работа №2


                        Повторение

                        31

                        Работа с КИМами


                        32

                        Повторение. Работа с КИМами


                        33

                        Обобщающее занятие


                        34

                        Обобщающее повторение





                        СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

                        Протокол заседания Заместитель директора по УВР

                        методического объединения ______________ Л.В.Сергиенко

                        учителей математики МБОУ СОШ №15

                        от__________________2015г №1 ___________________2015 г.

                        _____________Н.С.Шпагина









                        Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень

                        ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
                        ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

                        Раздел 1. Информация и информационные процессы

                        1.1. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

                        1.2. Классификация информационных процессов.

                        1.3. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

                        1.4. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

                        1.5. Поиск и систематизация информации.

                        1.6. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

                        1.7. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

                        1.8. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

                        1.9 Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком

                        1.10. Организация личной информационной среды

                        1.11.Защита информации

                        1.12. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

                        Раздел 2. Информационные модели и системы

                        2.1. Информационные (нематериальные) модели.

                        2.2. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

                        2.3. Назначение и виды информационных моделей.

                        2.4. Формализация задач из различных предметных областей

                        2.5. Структурирование данных.

                        2.6. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

                        2.7. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

                        Раздел 3. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

                        3.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера

                        3.2. Архитектуры современных компьютеров.

                        3.3. Многообразие операционных систем.

                        3.4. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

                        3.5. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

                        3.6. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности

                        Раздел 4. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

                        4.1. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.

                        4.2. Гипертекстовое представление информации.

                        4.3. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.

                        4.4. Средства и технологии работы с таблицами

                        4.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

                        4.6. Основные способы представления математических зависимостей между данными

                        4.7. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

                        4.8. Графические информационные объекты.

                        4.9. Средства и технологии работы с графикой.

                        4.10. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

                        4.11.Базы данных

                        4.12. Системы управления базами данных.

                        4.13. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

                        .

                        Раздел 5. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

                        5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети.

                        5.2. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

                        5.3.Поисковые информационные системы.

                        5.4. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

                        Раздел 6. Основы социальной информатики

                        6.1. Основные этапы становления информационного общества.

                        6.2. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.



                        СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
                        ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
                        ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

                        Базовый уровень


                        ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                        10 класс


                        Раздел 1. Информация и информационные процессы

                        1.1. Основные подходы к определению понятия «информация».

                        1.2.Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

                        1.3.Дискретные и непрерывные сигналы.

                        1.4. Носители информации.

                        1.5. Виды и свойства информации.

                        1.6. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

                        1.7. Алфавитный подход к определению количества информации.

                        1.8. Классификация информационных процессов.

                        1.9. Кодирование информации. Языки кодирования.

                        110. Формализованные и неформализованные языки.

                        1.11. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

                        1.12. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

                        1.13. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

                        1.14. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

                        1.15. Обработка информации.

                        1.16. Систематизация информации.

                        1.17. Изменение формы представления информации.

                        1.18. Преобразование информации на основе формальных правил.

                        1.19. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

                        1.20. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

                        1.21. Хранение информации.

                        1.22. Защита информации. Методы защиты.

                        1.23. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

                        1.24. Управление системой как информационный процесс.

                        1.25. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

                        1.26. Организация личной информационной среды.

                        .

                        Раздел 2. Информационные модели

                        2.1. Информационное моделирование как метод познания.

                        2.2.Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.

                        2.3. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.

                        2.4. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

                        2.5. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

                        2.6. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

                        2.7. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.

                        2.8. Алгоритм как модель деятельности.

                        2.9. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

                        2.10. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

                        2.11. Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды.

                        2.12. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия.

                        2.13. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления.

                        2.15. Самоуправляемые системы, их особенности.

                        2.16. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

                        2.17. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

                        Раздел 3. Информационные системы

                        3.1. Понятие и типы информационных систем.

                        3.2. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

                        3.3 Системы управления базами данных (СУБД).

                        3.4.Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

                        3.5. Реляционные базы данных.

                        3.6. Связывание таблиц в многотабличных базах данных

                        Раздел 4. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

                        4.1. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

                        4.2.Архитектуры современных компьютеров.

                        4.3.Многообразие операционных систем.

                        4.4.Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.



                        11 класс

                        Раздел 5. Компьютерные технологии представления информации

                        5.1.Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере.

                        5.2.Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

                        5.3.Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

                        5.4. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

                        5.5. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика.

                        5.6. Модели цветообразования.

                        5.7. Технологии построения анимационных изображений.

                        5.8.Технологии трехмерной графики.

                        5.9.Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись.

                        5.10. Понятие о методах сжатия данных.

                        5.11. Форматы файлов.


                        Раздел 6. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

                        6.1 Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.

                        6.2. Основные приемы преобразования текстов.

                        6.3.Гипертекстовое представление информации.

                        6.3.Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.

                        6.4.Средства и технологии работы с таблицами.

                        6.5. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

                        6.6.Основные способы представления математических зависимостей между данными.

                        6.7.Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

                        6.8.Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

                        6.9.Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.


                        Раздел 7. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

                        7.1. Каналы связи и их основные характеристики.

                        7.2. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации.

                        7.3. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

                        7.4. Возможности и преимущества сетевых технологий.

                        7.5. Локальные сети. Топологии локальных сетей.

                        7.6.Глобальная сеть.

                        7.7. Адресация в Интернете.

                        7.8. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP.

                        7.9. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

                        7.10. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.

                        7.11. Поисковые информационные системы.

                        7.12.Организация поиска информации.

                        7.13. Описание объекта для его последующего поиска.

                        7.14. Инструментальные средства создания Web-сайтов.

                        Раздел 8. Основы социальной информатики

                        8.1. Информационная цивилизация.

                        8.2. Информационные ресурсы общества.

                        8.3. Информационная культура.

                        8.4. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

                        8.5.Информационная безопасность.



                        © 2010-2022