Рабочая программа по информатике 11 класс

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия№5 г. Морозовск»



«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Приказ от _________ №___________
Подпись руководителя _________ /Л.Н. Мухортова/
Печать



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

Уровень образования (класс):среднее (полное) общее образование, 11класс
Количество часов 34

Учитель Списова Людмила Владимировна

Программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету информатика и в соответствии с ФК ГОС 2004 г.









2015-2016 учебный год



Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Содержание учебного плана

  5. Тематическое планирование

  6. Календарно - тематическое планирование

  7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса;

  8. Результаты (в рамках ГОС общего образования). Система оценки.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике в 11 классе разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

  2. ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»

  3. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.02.2002 г. № 2783)

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

  1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

  2. Основная образовательная программа МБОУ гимназии №5 г.Морозовска среднего общего образования в рамках реализации БУП-2004г.

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2.СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1.Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312)

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3.Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»

4.Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

5.Приказ МО РО от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

6.Приказ МО РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

7.Приказ МО РФ от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089»

8.Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

9. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

10.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - начального общего, основного общего и среднего общего образования»

11.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

12.Приказ МО Ростовской области от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2014-2015 учебный год»

Распоряжения:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

  2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

- Уставом МБОУ гимназии №5 г.Морозовска.

Программа предусматривает обучение по учебно-методическому комплекту профессора Макаровой Н.В.. УМК Макаровой включен в перечень учебников рекомендованных Министерством образования РФ на 2013-2014 учебный год.

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часа, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 11 классов в течение 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);

  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).

  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).

  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целейи задач:

  • Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких "витков" в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно ФК БУПдля образовательных учреждений Российской Федерации отводится34 часа для обязательного изучения информатики и ИКТ в 11 классе (1ч. в неделю).

Содержание учебного плана

Компьютерные технологии представления информации (5 час)

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.

Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.

Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа (2 час)

11. Представление информации в компьютере.

Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

(5 час)

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Практическая работа (7 час)

12.Создание и преобразование информационных объектов.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.

Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Практическая работа ( 5 час)

13. Компьютерные сети.

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы OutlookExpeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.

Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта

Основы социальной информатики ( 4 час)

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Всего - 34 час.







Тематическое планирование

№ раздела

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика


КР, зачет

1.

Компьютерные технологии представления информации

8

5

2

1

2.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

13

5

7

1

3.

Компьютерные сети

11

5

5

1

4.

Основы социальной информатики

2

2

Итого:

34

15

16

3

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Название раздела, кол - во часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1

4.09

Компьютерные технологии представления информации- 8 ч.

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в кабинете нформатики.

Дискретное представление информации

Фронтальная, индивидуальная (выполнение заданий)

2

11.09

Системы счисления. Двоичная арифметика.

Фронтальная, индивидуальная (выполнение заданий)

3

18.09

Представление текстовой информации в компьютере

Фронтальная, групповая (решение задач)

4

25.09

Графическая информация

Фронтальная, групповая (решение задач)

5

2.10

Представление звуковой информации

Фронтальная, индивидуальная (решение задач)

6

9.10

Решение задач на кодирование информации

Фронтальная, групповая (решение задач)

7

16.10

Перевод чисел

Фронтальная, групповая (решение задач)

8

23.10

Контрольная работа по теме «Компьютерные технологии представления информации»

Индивидуальное решение контрольных заданий

9

30.10


Автоматизированные средства обработки информации

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

10

13.11

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов - 13 ч.

Практическая работа: «Создание, редактирование, форматирование текстовых документов»

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

11

20.11

Гипертекстовое представление информации

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

12

27.11

Динамические таблицы

Фронтальная, индивидуальная (решение задач)

13

4.12

Практическая работа: «Решение расчетных задач»

Фронтальная, групповая (выполнение практической работы)

14

11.12

Практическая работа: «Решение оптимизационных задач»

Фронтальная, групповая (выполнение практической работы)

15

18.12

Практическая работа: «Построение деловой графики»

Фронтальная, групповая (доклады)

16

25.12

Графические информационные объекты.

Индивидуальное решение контрольных заданий

17

15.01

Практическая работа: «Работа с растровыми и векторными изображениями»

Фронтальная, групповая (выполнение практической работы)

18

22.01

Мультимедийная презентация

Фронтальная, групповая (выполнение практической работы)

19

29.01

Практическая работа: «Анимационная графика»

Фронтальная, групповая (выполнение практической работы)

20

5.02

Практическая работа: «Создание мультимедийной графики»

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

21

12.02

Зачетная работа по теме: «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»

Фронтальная, индивидуальная (выполнение заданий)

22

19.02

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей -11 ч.

Каналы связи

Индивидуальное решение контрольных заданий

23

26.02

Искажение передаваемой информации

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

24

4.03

Сетевые технологии

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

25

11.03

Практическая работа: «Настройка модема»

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

26

18.03

Информационные сервисы сети Интернет

Фронтальная, групповая (выполнение практической работы)

27

1.04

Практическая работа: «Работа с информационными сервисами»

Фронтальная, групповая (выполнение заданий)

28

8.04

Инструментальные средства создания Web-страниц

Фронтальная, групповая (решение задач)

29

15.04

Практическая работа: «Язык гипертекстовой разметки HTML»

Фронтальная, групповая (решение задач)

30

22.04

Практическая работа:«Разработка Web - сайта»

Фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы)

31

29.04


Практическая работа: «Тестирование и публикация Web-сайта»

Фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы)

32

6.05

Контрольная работа по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»

Фронтальная, индивидуальная (выполнение практической работы)

33

13.05

Основы социальной информатики - 2 ч.

Основы социальной информатики

Индивидуальное решение контрольных заданий

34

20.05

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

Фронтальная, групповая (решение задач)

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК - 12 шт.;

  • ноутбук - 6 шт.;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер;

  • вебкамеры;

  • наушники с микрофоном.

Программные средства:

  • операционная система Windows;

  • полный пакт офисных приложений MicrosoftOffice;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • архиватор Winrar.

Плакаты

  • По технике безопасности;

  • Языки программирования;

  • История развития ЭВМ.

Списоклитературыдляучителя.

  1. Информатика.Задачник-практикумв2т./ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В.Русаков и др.Подред.И.Г.Семакина,Е.К.Хеннера : Том 2. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лабораториябазовыхзнаний,2013. - 294 с.: ил.

  2. Методическаяслужба.ИздательствоБИНОМ.Лабораториязнаний.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.

  3. ЕдинаяколлекцияЦОРschool-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19.

Списоклитературыдляученика

  1. Информатика.Базовыйуровень: учебник для 11 классов /И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина- 3-е изд. - М.:БИНОМ.Лабораториязнаний,2014.

Результаты (в рамках ГОС общего образования)

ВрезультатеизученияинформатикииИКТнабазовомуровнеученикдолжен:

знать/понимать

  • основныетехнологиисоздания,редактирования,оформления,сохранения,передачиинформационныхобъектовразличноготипаспомощьюсовременныхпрограммныхсредствинформационныхикоммуникационныхтехнологий;

  • назначениеивидыинформационныхмоделей,описывающихреальныеобъектыипроцессы;

  • назначениеифункцииоперационныхсистем.

уметь

  • оперироватьразличнымивидамиинформационныхобъектов,втомчислеспомощьюкомпьютера,соотноситьполученныерезультатысреальнымиобъектами;

  • распознаватьиописыватьинформационныепроцессывсоциальных,биологическихитехническихсистемах;

  • использоватьготовыеинформационныемодели,оцениватьихсоответствиереальномуобъектуицеляммоделирования;

  • оцениватьдостоверностьинформации,сопоставляяразличныеисточники;

  • иллюстрироватьучебныеработысиспользованиемсредствинформационныхтехнологий;

  • создаватьинформационныеобъектысложнойструктуры,втомчислегипертекстовыедокументы;

  • просматривать,создавать,редактировать,сохранятьзаписивбазахданных,получатьнеобходимуюинформациюпозапросупользователя;

  • нагляднопредставлятьчисловыепоказателиидинамикуихизмененияспомощьюпрограммделовойграфики;

  • соблюдатьправилатехникибезопасностиигигиеническиерекомендацииприиспользованиисредствИКТ;

использоватьприобретенныезнанияиумениявпрактическойдеятельностииповседневнойжизнидля:

  • эффективногопримененияинформационныхобразовательныхресурсоввучебнойдеятельности,втомчислесамообразовании;

  • ориентациивинформационномпространстве,работысраспространеннымиавтоматизированнымиинформационнымисистемами;

  • автоматизациикоммуникационнойдеятельности;

  • соблюденияэтическихиправовыхнормприработесинформацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%

хорошо

66-79%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

• грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

• погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

• недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

• мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.









СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Член Заместитель директора по УВР

методического совета ________________________

МБОУ «Гимназия 5 г. Морозовск»«__» __________ 2015года

______________________

______________________



Приложение

Контрольная работа по теме «Компьютерные технологии представления информации»

Вариант 1

  1. За минимальную единицу измерения информации принят….
    1) 1 бод; 2) 1 пиксель; 3) 1 байт; 4) 1 бит.

  2. В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок.
    1) 8 бит; 2) 5 бит; 3) 2 бита; 4) 1 бит.

  3. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 4×4 после первого хода первого игрока, играющего крестиками?
    5 бит; 2) 4 бита; 3) 3 бита; 4) 2 бита.

  4. Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10×10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
    1) 100 бит; 2) 100 байт; 3) 10 Кбайт; 4) 1000 бит.

  5. Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразования из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов)?
    1) в 2 раза; 2) в 8 раз; 3) в 16 раз; 4) в 256 раз.

  6. В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до16. Во сколько раз уменьшится объём, занимаемый им памяти?
    1) в 2 раза; 2) в 4 раза; 3) в 8 раз; 4) в 16 раз.

  7. Как записывается десятичное число 1110 в двоичной системе счисления?
    1) 1111; 2) 1101; 3) 1011; 4) 1001.

  8. Преобразовать число 378 в шестнадцатеричную систему счисления…
    1) 37; 2) 1F; 3) 9A; 4) F1.

  9. Сложить числа E16 и 68. Сумму представить в двоичной системе счисления.
    1) 11110; 2) 10100; 3) 10110; 4) 10010.

Таблица номеров правильных ответов теста

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

№ прав.ответа

4

2

2

1

1

2

3

1

2

Вариант 2

  1. Чему равен 1 байт?
    1) 8 бит; 2) 2 бит; 3) 10 бит; 4) 10 бит.

  2. Производится бросание симметричной четырехгранной пирамидки. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о её падении на одну из граней?
    1) 1 бит; 2) 4 бита; 3) 1 байт; 4) 2 бита.

  3. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле 8×8 после первого хода первого игрока, играющего крестиками?
    1) 4 бита; 2) 5 бит; 3) 6 бит; 4) 7 бит.

  4. Какое количество информации содержит один разряд восьмеричного числа?
    1) 1 байт; 2) 3 бита; 3) 4 бита; 4) 1 бит.

  5. Во сколько раз уменьшится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразования из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 65536 символов) в кодировку Windows CP-1251 (таблица кодировки содержит 256 символов)?
    1) в 256 раз; 2) в 8 раз; 3) в 4 раза; 4) в 2 раза.

  6. Звуковая плата реализует 16-ти битное двоичное кодирование аналогового звукового сигнала. Это позволяет воспроизводить звук с …
    1) 8 уровнями интенсивности; 2) 256 уровнями интенсивности; 3) 16 уровнями интенсивности; 4) 65536 уровнями интенсивности.

  7. Как записывается десятичное число 1210 в двоичной системе счисления?
    1) 1111; 2) 1110; 3) 1011; 4) 1001.

  8. Преобразовать число AF16 в двоичную систему счисления…
    1) 10101111; 2) 10110101; 3) 10111000; 4) 10011111.

  9. Сложить числа 11012 и 58. Сумму представить в двоичной системе счисления.
    1) 11110; 2) 10100; 3) 10110; 4) 10010.

Таблица номеров правильных ответов теста

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

№ прав.ответа

1

4

3

2

4

4

2

1

4

Контрольная работа по теме «Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей»

Вариант 1

1. Компьютерная сеть - это;

а) группа установленных рядом вычислительных машин, объединенных с помощью средств сопряжения и выполняющих единый информационно-вычислительный процесс;

б) совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных;

в) совокупность сервера и рабочих станций, соединенных с помощью коаксиального или оптоволоконного кабеля.

2. Физическая передающая среда - это:

а) линии связи, пространство для распространения сигналов, аппаратура передачи данных;

б) мультиплексор передачи данных;

в) витая пара проводов, коаксиальный кабель, оптоволоконный кабель.

3. Устройством, выполняющим модуляцию и демодуляцию информации (преобразование информации), является:

а) сетевой адаптер;

б) модем;

в) повторитель.

4. Скорость передачи данных по каналу связи измеряется:

а) количеством передаваемых байтов в минуту;

б) количеством передаваемых битов информации в секунду;

в) количеством передаваемых символов в секунду.

5. Протокол компьютерной сети - это;

а) программа для связи абонентов;

б) набор правил, обусловливающий порядок обмена информацией в сети;

в) программа, позволяющая преобразовывать информацию в коды ASCII.

6. Информационно-вычислительные сети по их размерам подразделяются на:

а) локальные, региональные, глобальные, широкомасштабные;

б) терминальные, административные, смешанные;

в) цифровые, коммерческие, корпоративные.

7. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» - символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

Шахматы | Теннис

7770

Теннис

5500

Шахматы & Теннис

1000

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Шахматы? Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Ответ: ___________________________.

8. На месте преступления были обнаружены четыре обрывка бумаги. Следствие установило, что на них записаны фрагменты одного IP-адреса. Криминалисты обозначили эти фрагменты буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес.
В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.Рабочая программа по информатике 11 класс

9. Аппаратное обеспечение ЛВС включает:

а) рабочие станции, коммуникационное оборудование, ПЭВМ;

б) рабочие станции, сервер, коммуникационное оборудование;

в) коммуникационное оборудование, сервер.

10. Internet- это:

а) локальная вычислительная сеть;

б) региональная информационно-вычислительная сеть;

в) гигантская мировая компьютерная сеть.

11. WWW- это:

а) графическое инструментальное средство поиска информации по гипертекстовым ссылкам.

б) Информация на WWW-серверах хранится в виде набора документов;

в) программа, осуществляющая автоматический поиск файлов информации с заданным именем;

г) программа, позволяющая просматривать информацию, содержащуюся на конкретном сервере в Internet.

12. Наиболее эффективными средствами защиты от компьютерных вирусов являются:

а) антивирусные программы;

б) аппаратные средства;

в) организационные мероприятия.

13. Сервер - это:

а)персональный компьютер, подключенный к сети, через который пользователь получает доступ к ее ресурсам;

б) компьютер, подключенный к сети и обеспечивающий ее пользователей определенными услугами;

в) два или более абонентов вычислительной сети, соединенных каналом связи.

14. Рабочая станция - это;

а) персональный компьютер, подключенный к сети и выполняющий модуляцию и демодуляцию информации;

б) персональный компьютер, подключенный к сети, через который пользователь получает доступ к ее ресурсам;

в) устройство, выполняющее функции сопряжения ЭВМ с каналом связи.

15. Для каждого компьютера, подключенного к Internet, устанавливаются два адреса:

а) цифровой и пользовательский;

б) символьный и доменный;

в) цифровой и доменный.

17. Назначение электронной почты e-mail:

а) просмотр страниц WWW;

б) обмен текстовой информацией между различными компьютерными системами;

в) обмен гипертекстовой информацией.

18. Протокол FTP (FileTransferProtocol) предназначен для:

а) перемещения данных между различными операционными системами;

б) обмена графической и видеоинформацией;

в) работы с FTP-сервером.

19. Провайдер - это:

а) устройство для подключения к Internet;

б) поставщик услуг Internet;

в) договор на подключение к Internet.

20 . Доступ к файлу htm.net, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

А

/

Б

com

В

.edu

Г

://

д

.net

Е

htm

ж

ftp


Вариант2

1. Что не характерно для локальной сети:

  1. большая скорость передачи информации;

  2. возможность обмена информацией на большие расстояния;

  3. наличие связующего для всех абонентов высокоскоростного канала для передачи информации в цифровом виде;

  4. наличие канала для передачи информации в графическом виде?

2. Протокол - это...

  1. пакет данных;

  2. правила организации передачи данных в сети;

  3. правила хранения данных в сети;

  4. структуризация данных в сети?

3. Локальная сеть-это...

  1. группа компьютеров в одном здании;

  2. комплекс объединенных компьютеров для совместного решения задач;

  3. слаботочные коммуникации;

4) система Internet?
4. Основная функция сервера:

  1. выполняет специфические действия по запросам клиента;

  2. кодирует информацию, предоставляемую клиентом;

  3. хранит информацию;

  4. пересылает информацию от клиента к клиенту?

5. Специфические функции ЛС учебного назначения:

  1. поддержка файловой системы, защита данных и разграничение доступа;

  2. система контроля и ведения урока;

  3. определение рабочей системы, декодирование данных, система контроля;

4) разграничение данных, защита данных, система доступа, определение рабочей системы, разграничение доступа, система контроля и ведения урока?

6. Of-line-это...

  1. режим информационного пакетного обмена;

  2. команда;

  3. телекоммуникационная сеть;

  1. операционная система?

7. Модем -это...

  1. устройство преобразования цифровых сигналов в аналоговые и наоборот;

  2. транспортная основа сети;

  3. хранилище информации;

4) устройство, которое управляет процессом передачи информации?

8. Для связи компьютеров через модемы используются:

  1. только телефонные линии;

  2. только спутниковые каналы;

  3. только радиоволны;

  4. телефонные линии, оптоволокно, спутниковые каналы и радиоволны?

9. Функции модема:

  1. соединяет компьютер с ближайшим узлом;

  2. служит сетевой платой для соединения компьютеров в локальную сеть;

3) осуществляет протоколирование передающей информации;

4) защищает информацию?

10. Транспортная основа глобальных сетей - это...

  1. витая пара;

  2. коаксиальный кабель;

  3. телефонные линии и спутниковые каналы;

  4. телеграф?

11. Архив FTP- это...

  1. сервер Archie;

  2. хранилище файлов;

  3. база данных;

  4. WEB-сайт?

12. Типичная структура электронного письма:

  1. заголовок, тема сообщения, ФИО адресата;

  2. заголовок, тема сообщения, тип письма, адрес отправителя;

  3. дата отправления, адрес, обратный адрес, тема сообщения и текст;

4) тема сообщения, адресная книга, текст и заголовок?
13. Домен - это...

  1. название файла в почтовом ящике;

  2. почтовый ящик узловой станции;

  3. код страны;

  4. короткое имя адресата?

14. Что является более важным для организации сети:

  1. наличие большого количества компьютеров;

  2. система протоколов;

  3. несколько сетевых операционных систем;

4) высокоскоростные модемы?

15. Что является протокольной основой Internet:

  1. система IP-адресов;

  2. протоколы тестирования сетевого компьютера;

  3. последовательность адресов; адресная книга?

16. WWW-это...

1) распределенная информационная система мультимедиа,
основанная на гипертексте;

  1. электронная книга;

  2. протокол размещения информации в Internet;

  3. информационная среда обмена файлами.

17. Идентификатор некоторого ресурса сети Интернет имеет следующий вид: ftp.ru/index.html. Какая часть этого идентификатора указывает на протокол, используемый для передачи ресурса?

1) www; 2) ftp; 3) http; 4) html.

18.В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции "ИЛИ" в запросе используется символ |, а для логической операции "И" - &. 1

1

принтеры & сканеры & продажа

2

принтеры & продажа

3

принтеры | продажа

4

принтеры | сканеры | продажа

19. Доступ к файлу txt, находящемуся на сервере http.net, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла.

А

http

Б

.txt

В

.net

Г

ftp

д

/

Е

www

Ж

://

20. Петя записал IP-адрес школьного сервера на листке бумаги и положил его в карман куртки. Петина мама случайно постирала куртку вместе с запиской. После стирки Петя обнаружил в кармане четыре обрывка с фрагментами IP-адреса. Эти фрагменты обозначены буквами А, Б, В и Г. Восстановите IP-адрес. В ответе укажите последовательность букв, обозначающих фрагменты, в порядке, соответствующем IP-адресу.



.64


А

3.13


Б

3.133


В

20


Г



© 2010-2022