- Преподавателю
- Информатика
- Методическая разработка «Метод проектов на уроке информатики»
Методическая разработка «Метод проектов на уроке информатики»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дзюбин Ю.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автор: Дзюбин Юрий Николаевич
Методическая разработка «Метод проектов на уроке информатики»
Условия возникновения
Проектная технология применяется в гимназии на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах. В образовательном учреждении имеются компьютерные классы оснащенные современным оборудованием и методическая база для реализации данной технологии.
Актуальность опыта
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика. На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение с применением метода активного обучения. Одним из методов активного обучения является метод проектов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, занимаются не привычным решением задач, а выполнением творческих замыслов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Ведущая педагогическая идея опыта
В наш век новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Именно современные информационные технологии позволяют в полной мере реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики считаю наиболее продуктивными метод проектов и обучение в сотрудничестве по двум причинам:
во-первых, потому, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
Вместе с тем данные технологии хорошо сочетаются и с профильно-ориентированным обучением. Это - технологии, которые при их интеграции в реальный воспитательно-учебный процесс позволяют достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
во-вторых, эти истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто моральном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и нравственное и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Длительность работы над опытом
Проектную технологию применяю в учебном процессе 14 лет
Диапазон опыта
Система уроков. В программе «Информатика и ИКТ» предусмотрено выполнение школьниками практических и творческих работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается для учащихся 9,10 и 11 классов, в конце учебного года, когда
они владеют всем необходимым набором технологий для выполнения проекта.
Теоретическая база опыта
Учебные пособия для учащихся: «Информатиа и информационные технологии»,
«Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации»,
«Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal», «Технологии создания сайтов и основы Web-дизайна», «Уроки Photoshop», «Учебное пособие по Flahs» комплект электронных практикумов.
Технология опыта
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-
учатся пользоваться приобретенными знаниями для познавательных и практических задач;
-
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-
развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Задачи проектирования
Целью проекта является создание оптимальных условий в системе обучения информатике для развития духовно-нравственной, интеллектуально богатой личности.
Задачи:
1. Вовлечь каждого учащегося в совместную работу при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять коммуникативные умения.
2. Выработать у школьников потребность в постоянном испытании своих нравственных и интеллектуальных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями.
3. Обеспечить учащимся свободный доступ к необходимой информации не только в базе своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира.
4. Формировать владение технологией проектной деятельности.
5. Приобщить школьников (на уровне ценностных установок) к непрерывному общекультурному совершенствованию.
Средства достижения цели
Методы обучения: проблемная эвристическая беседа, упражнения, диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления.
Формы организации: групповые и индивидуальные (самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация)
Организация учебно-воспитательного процесса
Для использования метода проектов необходимы:
-
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрирующего знания, исследовательского поиска для её решения;
-
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
-
самостоятельная деятельность учащихся.
Можно выделить следующие виды возможной проектной деятельности для учащихся:
урочные проекты: исследовательская деятельность на уроке (мини-проект) и исследовательская деятельность в виде домашнего задания с последующей презентацией на уроке (длительный проект - продолжительность 2-3 месяца);
внеклассные проекты: учебно-исследовательские, социальные проекты, направленные на решение какой-либо социальной проблемы, например, на решение конкретной экологической проблемы на определенной территории
Дальнейшая работа над проектом - это разрешение высвеченной проблемы.
Обязательным участником проектной деятельности учащихся является педагог. Функции учителя сводятся к следующему:
-
создание мотивации участия в проекте;
-
формулирование цели проекта, задач, гипотезы (совместно со школьниками);
-
организация учащихся для работы над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта;
-
организация учащихся на всех этапах проекта;
-
опосредованный контроль за ходом проекта;
-
коррекция затруднений учащихся в процессе работы над проектом;
-
оценивание (с позиций предмета, продвижения в общем и нравственном развитии).
Реализация любого проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, а ядром проекта становится исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - самостоятельный поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.
В процессе разработки проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, интегрируют информацию смежных дисциплин, общаются друг с другом.
Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Совместное выполнение проекта вовлекает детей в процесс освоения интернета, электронной почты, различных информационных технологий.
Проект побуждает учащихся:
-
проявить интеллектуальные способности;
-
проявить нравственные и коммуникативные качества;
-
продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями;
-
продемонстрировать способность к самообразованию и самоорганизации, к целеполаганию.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.
Таким образом, в проектирование можно выделить следующие этапы:
-
постановка проблемы;
-
планирование своей деятельности (постановка целей и задач, обозначение предполагаемого результата);
-
поиск информации;
-
обработка информации;
-
получение продукта;
-
презентация своей деятельности.
Список использованной литературы
-
Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования: Сборник статей / Под ред. Пахомовой Н. Ю. - М.: МИОО, 2005.
-
Материалы журналов «Информатика и образование».
-
Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие - М., 2001.
-
Богомолова, О. Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ, 2005.
-
Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».
-
Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э. С. Ларина. - Волгоград:Учитель, 2012. - 155 с.
-
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. - 288с
-
Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с.
-
СелевкоТ.В. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.