Методическая разработка «Метод проектов на уроке информатики»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Дзюбин Юрий Николаевич

Методическая разработка «Метод проектов на уроке информатики»

Условия возникновения

Проектная технология применяется в гимназии на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах. В образовательном учреждении имеются компьютерные классы оснащенные современным оборудованием и методическая база для реализации данной технологии.

Актуальность опыта

В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии.

Выполнить эту задачу, призвана школьная информатика. На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение с применением метода активного обучения. Одним из методов активного обучения является метод проектов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, занимаются не привычным решением задач, а выполнением творческих замыслов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Ведущая педагогическая идея опыта

В наш век новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Именно современные информационные технологии позволяют в полной мере реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики считаю наиболее продуктивными метод проектов и обучение в сотрудничестве по двум причинам:

во-первых, потому, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.

Вместе с тем данные технологии хорошо сочетаются и с профильно-ориентированным обучением. Это - технологии, которые при их интеграции в реальный воспитательно-учебный процесс позволяют достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

во-вторых, эти истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто моральном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и нравственное и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Длительность работы над опытом

Проектную технологию применяю в учебном процессе 14 лет

Диапазон опыта

Система уроков. В программе «Информатика и ИКТ» предусмотрено выполнение школьниками практических и творческих работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается для учащихся 9,10 и 11 классов, в конце учебного года, когда

они владеют всем необходимым набором технологий для выполнения проекта.

Теоретическая база опыта

Учебные пособия для учащихся: «Информатиа и информационные технологии»,

«Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации»,

«Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal», «Технологии создания сайтов и основы Web-дизайна», «Уроки Photoshop», «Учебное пособие по Flahs» комплект электронных практикумов.

Технология опыта

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для познавательных и практических задач;

  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  4. развивают системное мышление.


Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Задачи проектирования

Целью проекта является создание оптимальных условий в системе обучения информатике для развития духовно-нравственной, интеллектуально богатой личности.

Задачи:

1. Вовлечь каждого учащегося в совместную работу при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять коммуникативные умения.

2. Выработать у школьников потребность в постоянном испытании своих нравственных и интеллектуальных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями.

3. Обеспечить учащимся свободный доступ к необходимой информации не только в базе своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира.

4. Формировать владение технологией проектной деятельности.

5. Приобщить школьников (на уровне ценностных установок) к непрерывному общекультурному совершенствованию.


Средства достижения цели

Методы обучения: проблемная эвристическая беседа, упражнения, диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления.

Формы организации: групповые и индивидуальные (самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация)


Организация учебно-воспитательного процесса

Для использования метода проектов необходимы:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрирующего знания, исследовательского поиска для её решения;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельная деятельность учащихся.

Можно выделить следующие виды возможной проектной деятельности для учащихся:

урочные проекты: исследовательская деятельность на уроке (мини-проект) и исследовательская деятельность в виде домашнего задания с последующей презентацией на уроке (длительный проект - продолжительность 2-3 месяца);

внеклассные проекты: учебно-исследовательские, социальные проекты, направленные на решение какой-либо социальной проблемы, например, на решение конкретной экологической проблемы на определенной территории

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение высвеченной проблемы.

Обязательным участником проектной деятельности учащихся является педагог. Функции учителя сводятся к следующему:

  • создание мотивации участия в проекте;

  • формулирование цели проекта, задач, гипотезы (совместно со школьниками);

  • организация учащихся для работы над проектом: помощь в обозначении и распределении обязанностей между исполнителями проекта;

  • организация учащихся на всех этапах проекта;

  • опосредованный контроль за ходом проекта;

  • коррекция затруднений учащихся в процессе работы над проектом;

  • оценивание (с позиций предмета, продвижения в общем и нравственном развитии).

Реализация любого проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, а ядром проекта становится исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта - самостоятельный поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

В процессе разработки проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, ищут более эффективные пути решения задач проекта, интегрируют информацию смежных дисциплин, общаются друг с другом.

Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Совместное выполнение проекта вовлекает детей в процесс освоения интернета, электронной почты, различных информационных технологий.

Проект побуждает учащихся:

  • проявить интеллектуальные способности;

  • проявить нравственные и коммуникативные качества;

  • продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями;

  • продемонстрировать способность к самообразованию и самоорганизации, к целеполаганию.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.

Таким образом, в проектирование можно выделить следующие этапы:

  • постановка проблемы;

  • планирование своей деятельности (постановка целей и задач, обозначение предполагаемого результата);

  • поиск информации;

  • обработка информации;

  • получение продукта;

  • презентация своей деятельности.

Список использованной литературы

  1. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования: Сборник статей / Под ред. Пахомовой Н. Ю. - М.: МИОО, 2005.

  2. Материалы журналов «Информатика и образование».

  3. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие - М., 2001.

  4. Богомолова, О. Б. Логические задачи. - М.: БИНОМ, 2005.

  5. Материалы фестиваля Педагогических идей «Открытый урок».

  6. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э. С. Ларина. - Волгоград:Учитель, 2012. - 155 с.

  7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. - 288с

  8. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с.

  9. СелевкоТ.В. Современные образовательные технологии. - М., Народное образование, 1998.


© 2010-2022