- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по дисциплине Информатизация и автоматизация производства
Рабочая программа по дисциплине Информатизация и автоматизация производства
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Имаммагзумова А.И. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Техническое и профессиональное образование
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплина ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Специальность 0104000- «Профессиональное обучение» (по отраслям)
Специализация Электрификация сельскохозяйственного производства
Квалификация специалиста 0104013-1 - Мастер производственного обучения, техник-электрик
Талдыкорган
Разработчик: Имаммагзумова А.И. преподаватель
Талдыкорганского политехнического
колледжа
Рецензенты: Топольский В.Н., руководитель службы разработки
дидактических средств ДОТ и электронного обучения
Талдыкорганского политехнического колледжа
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатизация и автоматизация производства» разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования по специальности 0104000 - Профессиональное обучение (по отраслям), квалификации 0104013-1 мастер производственного обучения, техник-электрик, утвержденного и введенного в действие приказом МО и НРК от 25.12.2009 года №595.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатизация и автоматизация производства» рассмотрена на кафедре информационных технологий.
Протокол № ___ от «__» ____ 20 г.
Заведующий кафедрой _________Скоромный И.В.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатизация и автоматизация производства» одобрена и утверждена научно-методическим бюро Талдыкорганского политехнического колледжа Протокол № ___ от «__» ____ 20 г
Директор колледжа, к.п.н. _____________Такенова Г.Д.
Ответственный за выпуск: кафедра информационных технологий Талдыкорганского политехнического колледжа
1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатизация и автоматизация производства» разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан по специальности 0104000 - «Профессиональное обучение» (по отраслям), квалификации 0104013-1 мастер производственного обучения, техник-электрик, утвержденного и введенного в действие приказом МО и НРК от 25.12.2009 года №595.
На изучение курса рабочим учебным планом выделено:
на базе общего среднего образования
всего часов - 54
из них
теоретических - 20
лабораторно-практических - 34 (включая 1 контрольную работу)
Рабочая учебная программа предусматривает изучение основ современной техники, ее эффективного применения, а также изучение основ теории, современных системных и прикладных программ, используемых на ЭВМ различного класса. Особое внимание в программе уделяется обучению практическим навыкам работы.
Рабочая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам: «Информатика», Математика», «Языки программирования», «Телекоммуникационные сети», «Операционные системы вычислительной техники».
При изучении дисциплины «Информатизация и вычислительная техника» рекомендуется проводить интеграцию с дисциплинами: «Программное обеспечение ЭВМ», «Алгоритмические языки», Основы вычислительной микропроцессорной техники», «Делопроизводство на государственном языке», «Периферийные устройства ЭВМ».
2. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения, запланированные в образовательной программе
Студент должен знать:
- базовую конфигурацию устройств компьютера;
- виды операционных систем;
- интерфейс пользователя;
- правила применения формул и функций;
- принцип построения диаграмм в табличном процессе.
Студент должен уметь:
- с помощью системного ПО наладить работу внутренних устройств ПК;
- устанавливать операционную систему Windows 2000 / XP;
- создавать файлы и папки;
- форматировать диски;
- создавать простые Web страницы.
Результаты обучения, запланированные в рабочей учебной
программе:
Знания:
- структуру и принцип функционирования ПК;
- набор периферийных устройств для ПК;
- сервисные и прикладные программные средства;
- способы организации, хранения и обработки информации на компьютере (технологию обработки информации на компьютере).
Умения:
- работать в среде Windows;
- пользоваться сервисными программами;
- создавать, редактировать и оформлять тексты, таблицы;
- автоматизировать расчеты;
- применять печатающие устройства.
Навыки:
- работы с учебной литературой, работать самостоятельно и в коллективе;
- работы с периферийными устройствами;
- работы в глобальной сети.
3. Тематический план
№
п/п
Наименование глав, разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Лабораторно-практические занятия
1
2
3
4
5
Раздел I. Информатика и информация
4
4
1
Тема 1.1 Введение. Роль ЭВМ в современном обществе. Виды и свойства информации. Представление информации в ЭВМ.
2
2
2
Тема 1.2 Классификация современных компьютеров и их технические характеристики
2
2
Раздел II. Системы счисления
4
2
2
3
Тема 2.1 Общие сведения о системе счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую
2
2
4
Тема 2.2 Лабораторно-практическое занятие №1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
2
2
Раздел III. Программное обеспечение ПК
6
2
4
5
Тема 3.1 Операционные системы
2
2
6
Тема 3.2 Лабораторно-практическое занятие №2. Рабочий стол Windows
2
2
7
Тема 3.3 Лабораторно-практическое занятие №3. Работа с дисками. Сервисные программы
2
2
Раздел IV. Компьютерные программы в делопроизводстве
24
8
16
8
Тема 4.1 Работа в текстовых редакторах
2
2
9
Тема 4.2 Лабораторно-практическое занятие №4. Работа в WordPad и Блокноте
2
2
10
Тема 4.3 Лабораторно-практическое занятие №5. Работа с текстом в Word. Вставка графических объектов в документ Word.
2
2
11
Тема 4.4 Лабораторно-практическое занятие №6. Создание и форматирование таблиц. Связь документа с другими программами
2
2
12
Тема 4.5 Табличный процессор Excel
2
2
13
Тема 4.6 Лабораторно-практическое занятие №7. Создание таблиц в Excel. Форматирование и вычисления в таблице
2
2
14
Тема 4.7 Лабораторно-практическое занятие №8. Мастер диаграмм. Построение диаграмм в Excel.
2
2
15
Тема 4.8 База данных MS Access
2
2
16
Тема 4.9 Лабораторно-практическое занятие №9. Создание базы данных.
2
2
17
Тема 4.10 Графические средства в Windows
2
2
18
Тема 4.11 Лабораторно-практическое занятие №10. Работа в редакторе Pаint.
2
2
19
Тема 4.12 Лабораторно-практическое занятие №11. Создание презентаций в PowerPoint
2
2
Раздел V. Алгоритмы. Основные алгоритмические конструкции
6
2
4
20
Тема 5.1 Алгоритмы. Свойства алгоритмов
2
2
21
Тема 5.2 Лабораторно-практическое занятие №12. Основные алгоритмические конструкции. Составление алгоритмов
2
2
22
Тема 5.3 Лабораторно-практическое занятие №13. Создание линейных алгоритмов.
2
2
Раздел VI. Установка и работа с периферийными устройствами
12
6
6
23
Тема 6.1 Локальные и глобальные сети. Работа в сети
2
2
24
Тема 6.2 Лабораторно-практическое занятие №14. Работа в сети.
2
2
25
Тема 6.3 Лабораторно-практическое занятие №15. Установка и работа со сканером
2
2
26
Тема 6.4 Лабораторно-практическое занятие №16. Установка и применение сканера Контрольная работа
2
2
27
Тема 6.5 Лабораторно-практическое занятие №17. Работа с принтером.
2
2
Всего
54
20
34
4. Содержание дисциплины
Раздел I. Информатика и информация
Тема 1.1 Введение. Роль ЭВМ в современном обществе. Виды и свойства информации. Представление информации в ЭВМ.
Понятие: информатизация. Виды и способы представления дискретной информации. Понятие: информатика, три ее составные части: Hardware (аппаратное обеспечение ЭВМ), Software (программное обеспечение ЭВМ) и Brainware (термин, характеризующий "мозговой" фактор, т.е. человеческий мозг как часть информационных систем). Единицы измерения информации в ЭВМ.
Тема 1.2 Классификация современных компьютеров и их технические характеристики
Основные типы современных ЭВМ. Минимальный состав ПЭВМ и дополнительные устройства. Классификация компьютеров в зависимости от решаемых задач: компьютеры для задач моделирования и САПР, Windows-машины, компьютеры для дома и офиса SONO (Small Office, Home Office).
Студент должен знать:
-
понятия: информатизация, составные части информатики;
-
основные типы современных ЭВМ и их классификацию;
-
состав и параметры современных ЭВМ и отдельных узлов;
-
принципы наращивания системных ресурсов ЭВМ.
Студент должен уметь:
-
ориентироваться при выборе конкретной модели компьютера для использования в издательском деле, полиграфии, образовании, а также для работы дома и в офисе.
Контрольные вопросы
-
Что изучает наука информатика?
-
Дайте понятие информации;
-
Какие Вы знаете виды и способы представления информации?
-
Основные устройства компьютера;
-
Единицы измерения информации;
-
Основные типы современных ЭВМ;
-
Классификация компьютеров;
-
Перечислите периферийные устройства ЭВМ;
-
Какие Вы знаете поколения ЭВМ.
Раздел II. Системы счисления
Тема 2.1 Общие сведения о системе счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую
Системы счисления. Основные определения. Виды систем счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную. Выполнение арифметических операций над двоичными числами.
Тема 2.2 Лабораторно-практическое занятие №1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Студент должен знать:
-
определение системы счисления;
-
виды систем счисления;
-
приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
-
правила сложения, вычитания, умножения двоичных чисел.
Студент должен уметь:
-
переводить числа из одной системы счисления в другую;
-
выполнять сложение над двоичными числами;
-
умножать двоичные числа;
-
вычитать двоичные числа.
Контрольные вопросы
-
Дайте определение системы счисления;
-
Какие Вы знаете виды систем счисления;
-
Правила перевода из одной системы счисления в другую;
-
Выполнение арифметических действий над системами счисления;
-
Умножение двоичных, восьмеричных, шестнадцатеричных чисел.
Раздел III. Программное обеспечение ПК
Тема 3.1 Операционные системы
Виды операционных систем: DOS, Windows. Файловая система. Файлы и каталоги на дисках. Имена накопителей на дисках. Указание пути к файлу. Создание папки. Команды меню Вид и контекстное меню папки. Создание ярлыков.
Тема 3.4 Лабораторно-практическое занятие №2. Рабочий стол Windows
Тема 3.5 Лабораторно-практическое занятие №3. Работа с дисками. Сервисные программы
Студент должен знать:
-
виды операционных систем;
-
виды компьютерных вирусов и способы борьбы с ними;
-
назначение программной оболочки.
Студент должен уметь:
-
создавать, просматривать, копировать, переименовывать, редактировать, удалять файлы и каталоги;
-
оформлять документы и выводить их на печать;
-
обнаружить «вирус» и «вылечить» компьютер;
-
создавать и читать архив, проверять его целостность, извлекать информацию из архива.
Контрольные вопросы
-
Что такое операционная система?
-
Какие Вы знаете виды операционных систем?
-
Что такое файл, каталог, папка, ярлык?
-
Расскажите про оболочку Norton Commander?
-
Работа с файлами и каталогами;
-
ОС Windows;
-
Как можно отформатировать диск и дискеты?
-
Какие антивирусные программы Вы знаете?
-
Программы - архиваторы для чего нужны?
-
Для чего нужны сервисные программы?
-
Устройства печати;
-
Что такое растр (пиксель)?
-
Что является основным элементом в векторной графике?
-
Какие устройства используются для воспроизведения звука?
-
Расскажите про звуковую плату и карту.
Раздел IV. Компьютерные программы в делопроизводстве
Тема 4.1 Работа в текстовых редакторах .
Виды текстовых редакторов Windows. Текстовый процессор Word. Элементы окна текстового редактора Word. Создание, сохранение, открытие документов. Форматирование символов и абзацев. Выделение, удаление, копирование, поиск и замена текста. Формирование таблиц. Графические возможности Word. Печать. Текстовый редактор WordPad. Запуск и установка текстового редактора WordPad. Особенности текстового редактора WordPad. Текстовый редактор Блокнот. Особенности редактора Блокнот.
Тема 4.2 Лабораторно-практическое занятие №4. Работа в WordPad и Блокноте
Тема 4.3 Лабораторно-практическое занятие №5. Работа с текстом в Word. Вставка графических объектов в документ Word.
Тема 4.4 Лабораторно-практическое занятие №6. Создание и форматирование таблиц. Связь документа с другими программами.
Тема 4.5 Табличный процессор Excel
Табличный процессор Excel. Основные понятия. Элементы окна табличного процессора. Типы данных в ячейках Excel. Создание и форматирование таблиц Excel. Мастер диаграмм. Списки и базы данных Excel.
Тема 4.6 Лабораторно-практическое занятие №7. Создание таблиц в Excel. Форматирование и вычисления в таблице.
Тема 4.7 Лабораторно-практическое занятие №8. Мастер диаграмм. Построение диаграмм в Excel.
Тема 4.8 База данных MS Access
Знакомство с программой MS Access. Создание базы данных с помощью мастера, конструктора. Создание запросов, форм, отчетов. Знакомство с макросами и модулями.
Тема 4.9 Лабораторно-практическое занятие №9. Создание базы данных.
Тема 4.10 Графические средства в Windows
Графический редактор Paint. Основные приемы работы с инструментами Paint. Работа с цветом. Графический редактор PowerPoint. Основные приемы работы с инструментами PowerPoint. Эффекты PowerPoint. Создание и демонстрация слайдов.
Тема 4.11 Лабораторно-практическое занятие №10. Работа в редакторе Pаint.
Тема 4.14 Лабораторно-практическое занятие №11. Создание презентаций в PowerPoint
Студент должен знать:
-
назначение и структуру пакета приложений Microsoft Office;
-
создание нового (текстового, графического) документа, его форматирование и сохранение.
Студент должен уметь:
-
выполнять основные операции с окнами - открытие, закрытие, изменение размеров окон, переключение между ними;
-
использовать меню, панель инструментов и диалоговые окна, контекстное меню в процессе работы с приложениями WINDOWS;
-
создавать документы в приложениях Microsoft Office (текстовые, графические, табличные);
-
использовать режимы просмотра документа Word;
-
создавать, копировать формулы, использовать мастер функций в табличном процессоре Excel;
-
использовать графические возможности приложений Microsoft Office
-
работать с базами данных Microsoft Access.
Контрольные вопросы
-
Виды текстовых процессоров;
-
Расскажите про текстовый редактор Word.
-
Основные элементы окна Word;
-
Создание, сохранение, открытие, форматирование документов;
-
Работа с таблицами, графическими объектами;
-
Табличный процессор Excel;
-
Элементы окна табличного процессора;
-
Формулы, диаграммы, базы данных в Excel;
-
Базы данных в MS Access;
-
Работа с операциями в базе данных;
-
Какие Вы знаете основные объекты MS Access;
-
Расскажите про макросы и модули;
-
Графический редактор Paint;
-
Создание и демонстрация слайдов в PowerPoint
Раздел V. Алгоритмы. Основные алгоритмические конструкции
Тема 5.1 Алгоритмы. Свойства алгоритмов
Форма представления алгоритмов. Понятие об алгоритме. Основные свойства алгоритмов.
Тема 5.2 Лабораторно-практическое занятие №12. Основные алгоритмические конструкции. Составление алгоритмов
Тема 5.3 Лабораторно-практическое занятие №13. Создание линейных алгоритмов.
Студент должен знать:
-
алгоритмы, основные свойства алгоритмов;
-
виды алгоритмов;
-
структуру линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов.
Студент должен уметь:
-
создавать линейные алгоритмы;
-
строить разветвляющиеся алгоритмы;
-
создавать циклические алгоритмы.
Контрольные вопросы
-
Что такое алгоритм?
-
Способы представления алгоритмов;
-
Какие Вы знаете свойства алгоритмов?
-
Создание линейных алгоритмов;
-
Создание разветвляющих и циклических алгоритмов.
Раздел VI. Установка и работа с периферийными устройствами
Тема 6.1 Локальные и глобальные сети. Работа в сети
Понятие о локальной и глобальной сети. Основные понятия теории сетей. Топология локальной сети. Установка модема и работа в сети.
Тема 6.2 Лабораторно-практическое занятие №14. Работа в сети.
Тема 6.3 Лабораторно-практическое занятие №15. Установка и работа со сканером
Тема 6.4 Лабораторно-практическое занятие №16. Установка и применение сканера
Тема 6.5 Лабораторно-практическое занятие №17. Работа с принтером
Студент должен знать:
-
понятие локальной и глобальной сети;
-
топологии сетей;
-
основные понятия теории сетей;
-
виды периферийных устройств;
-
виды сетей;
-
установку периферийных устройств.
Студент должен уметь:
-
устанавливать сеть;
-
работать в сети;
-
устанавливать и работать со сканером;
-
устанавливать и работать и принтером.
Контрольные вопросы
1. Что такое сеть?
2. Локальная и глобальная сеть;
3. Перечислите топологии локальной сети;
4. Для чего нужен модем?
5. Для чего предназначен сканер?
6. Принтер, виды принтеров;
7. Работа с принтером.
5. Контроль
Контроль по дисциплине «Информатизация и автоматизация производства» предусматривает проведение промежуточной аттестации, основными формами которой являются: контрольная работа, тестирование, ежемесячная аттестация. Изучение данной дисциплины завершается дифференцированным зачетом
-
Список литературы и средства обучения
Основная:
-
Бойс Д. Осваиваем WINDOWS 2000. М.: Бином, 2001.
-
Дженнингс Р. WINDOWS 2000 в подлиннике. С.-Пб.: BHV, 2000.
-
Долголаптев В.Г. Работа в Windows 2000 на примерах. М.: Восточная книжная компания -464 с.,2000 г.
-
О. Ефимова,Ю. Шафрин Практикум по компьютерной технологии М.: ABF
-
Каймин В.А. Информатика: Учебник. - 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2001.
-
Каратыгин К.Т. Access 2000 на примерах, -М: Лаборатория Базовых Знаний, 2000
-
Королев Л.Н, Миков А.И. Информатика Москва: 2003.
-
Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере./ Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2000
Дополнительная:
-
Колдаев, В. Д. Сборник задач и упражнений по информатике: учеб. пособие / В. Д. Колдаев, Е. Ю. Павлова; под ред. Л. Г. Гагариной.- М.: Форум, 2010. - 254 с
-
Потапкин А.В. Операционная система WINDOWS 2000: руководство к действию. М.: ЭКОМ, 2001.
-
Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс: Учебник. М.: СПб, 2002.
-
Лавренов С.М. Excel: Сборник примеров и задач.- М.: Финансы и статистика, 2004. - 336 с.: ил.-(Диалог с компьютером).
-
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя М., Инфра 2000.
-
Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 кл. Москва, Бином, 2006
-
Федоров А. Г. Базы данных. - М.: КомпьютерПресс, 2001
-
Завгородний В. И. Комплексная защита информации в компьютерных системах. - М.: Логос, 2001
Средства обучения
-
Персональные компьютеры.
-
Активные и пассивные оборудования сети.
-
Медиатека.
-
Сетевое программное обеспечение (т.д.)