- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клишина О.И. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом ____________________ дата ___________________ номер протокола
|
| Утверждена приказом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» _____________________ дата, номер
|
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
для 9 класса (68 часов)
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
учитель информатики и ИКТ
Клишина О.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы Семакина И.Г. Рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 68 часов (2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела из Примерной программы раскрываются в содержании других разделов курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.
Вопросы, содержащиеся в разделе Примерной программы «Алгоритмы и исполнители», в настоящей программе включены в два раздела: «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера». Кроме того, в первом из этих двух разделов рассматривается кибернетическая модель управления, которая в Примерной программе включена в раздел «Формализация и моделирование». Примеры реализаций информационных моделей и задания на практическую работу с ними присутствуют в разделах 9, 10, 12 настоящей программы. В целях лучшего усвоения тем «Управление и алгоритмы» и «Программное управление работой компьютера» данные блоки изучаются после темы «Информационное моделирование».
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
В 9 классе обучается учащийся с ОВЗ. Ученик плохо читает, не владеет навыками смыслового чтения. Общий кругозор ограничен.Уровень усвоения знаний снижен, слабые вычислительные навыки, поэтому основным принципом обучения является личностно-ориентированный подход. Это обеспечивается разноуровневыми, творческими заданиями.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами. СУБД, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Раздел «Хранение и обработка информации в БД» дополнен темой «Логика. Логические выражения. Преобразование логических выражений» для качественной подготовки обучающихся к использованию логических выражений в БД и ЭТ.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Основной формой организации образовательного процесса при обучении информатики в 9 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм урок-практикум, урок-проект. Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ, интерактивные технологии, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, моделирование, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, практических работ.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и лабораторных работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Практические работы оценивать необязательно, а за лабораторные оценки ставятся обязательно.
Видами и формами контроля при обучении информатики являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, устного опроса, тестирования с применением компьютера, выполнения практических работ; промежуточный и итоговый контроль в форме экзамена, тестирования в формате ЕГЭ и ГИА и др.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Для реализации рабочей программы по информатике в 8 классе используется учебник Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011. -165 с.: ил.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Передача информации в компьютерных сетях - 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Что такое Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Учащиеся должны знать:
-
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
-
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
-
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
-
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина -
Учащиеся должны уметь:
-
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
-
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
-
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
-
работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование - 5 часов.
Модели натурные и информационные. Типы информационных моделей. Графические информационные модели. Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы. Информационное моделирование на компьютере. Модели, управляемые компьютером.
Учащиеся должны знать:
-
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
-
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры натурных и информационных моделей;
-
ориентироваться в таблично организованной информации;
-
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
3. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Учащиеся должны знать:
-
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
-
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
-
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
-
в чем состоят основные свойства алгоритма;
-
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
-
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
-
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
-
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
-
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
-
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
-
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
-
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
4. Программное управление работой компьютера - 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
Учащиеся должны знать:
-
основные виды и типы величин;
-
назначение языков программирования;
-
что такое трансляция;
-
назначение систем программирования;
-
правила оформления программы на Паскале;
-
правила представления данных и операторов на Паскале;
-
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
-
работать с программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
5. Хранение и обработка информации в базах данных - 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД). Классификация БД. Структура реляционной базы данных. Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля. Выборка информации из базы данных. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Сортировка; ключи сортировки.
Учащиеся должны знать:
-
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
-
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
-
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
-
что такое логическая величина, логическое выражение;
-
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
-
организовывать поиск информации в БД;
-
редактировать содержимое полей БД;
-
сортировать записи в БД по ключу;
-
добавлять и удалять записи в БД;
-
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
6. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера. Назначение и структура ЭТ. Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд. Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Деловая графика. Математическое моделирование в ЭТ. Имитационное моделирование в ЭТ.
Учащиеся должны знать:
-
что такое электронная таблица и табличный процессор;
-
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
-
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
-
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
-
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
-
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
-
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
-
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
-
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
-
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Учащиеся должны знать:
-
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
-
историю способов записи чисел (систем счисления);
-
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
-
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Итоговое повторение и контроль - 3 часа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема раздела
Содержание раздела
Всего часов
Теория
Практика
ТБ и санитарные нормы работы за ПК. Повторение изученного.
1
1
Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».
1
Передача информации в компьютерных сетях
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
8
3
5
Информационное моделирование
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
5
2
3
Управление и алгоритмы
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
13
6
7
Программное управление работой компьютер
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
11
5
6
Хранение и обработка информации в базах данных
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
10
4
6
Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
12
5
7
Информационные технологии и общество
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
4
4
Итоговое повторение и контроль
3
Итого:
68
График контрольных работ
№
Тема контрольной работы
Дата проведения
план./факт.
Компьютерные сети. Интернет.
Информационное моделирование.
Алгоритмы.
Программное управление работой компьютера.
Обработка информации в БД.
Табличные вычисления.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», её основные виды:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера:
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
-
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать записи в базе данных;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебно-методическое обеспечение
I. Учебно-методический комплект
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 20011. -359 с.: ил.
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2004.
-
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем ASDL
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
-
Сканер.
-
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
-
Операционная система Windows ХР, Linux
-
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
-
Программа-архиватор WinRar, Zip
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение МS Office 2003, OpenOffice.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
-
Мультимедиа проигрыватель.
-
Система программирования TurboPascal.
Календарно-тематическое планирование 9____ класс
№ и наименование темы
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Содержание урока
Виды, формы контроля
Д/З
Дата
План
Факт.
1
ТБ и санитарные нормы работы за ПК. Повторение изученного.
1
Урок ознакомления с новым материалом
ТБ и правила поведения в кабинете ВТ. Санитарные нормы. Введение в предмет
Стр.5-8
2
Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».
1
Урок-повторение
Алфавитный подход к измерению информации. Измерение количества графической информации. Решение задач.
Фронтальный опрос
задачник
раздел 2.1.2 №3,4
Передача информации в компьютерных сетях. 8 ч
3/1
Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение сети.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Понятие компьютерной сети, типология, топология. Локальные и глобальные компьютерные сети. Технические средства сетей, программное обеспечение.
Уплотненный фронтальный опрос
§1,3
4/2
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
1
Комбинированный урок
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Фронтальный опрос
§2
5/3
Практическая работа «Работа с электронной почтой».
1
Урок-практикум
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения
Фронтальный опрос
§2
6/4
Интернет. Поиск информации в Интернет.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Путешествие по Всемирной паутине. Поиск информации.
Уплотненный фронтальный опрос
§4-5
7/5
Практическая работа «Работа с WWW».
1
Урок-практикум
Путешествие по Всемирной паутине.
Практическая работа
§3,4,5
8/6
Практическая работа «Поиск информации в Интернет».
1
Урок-практикум
Поиск информации в сети Интернет. Каталоги, указатели. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Практическая работа
§3,4,5
9/7
Работа с web-страницами
1
Урок-практикум
Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов
Практическая работа
§3,4,5
10/8
Контрольная работа «Интернет».
1
Контроль
Компьютерные сети, типы, тиопология. Аппаратное и программное обеспечение. Сервисы Интернета.
Контрольная работа
Повторить гл1
Информационное моделирование. 5ч
11/1
Моделирование. Формализация.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Модель, моделирование. Классификация моделей. Формализация.
Уплотненный фронтальный опрос
§6
12/2
Графические информационные модели. Табличные модели.
1
Комбинированный урок
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.
Уплотненный фронтальный опрос
§7-8, 2.1
13/3
Информационное моделирование на компьютере.
1
Комбинированный урок
Вычислительные возможности компьютера. Математическая модель. вычислительный эксперимент. Имитационное моделирование.
Фронтальный опрос
§9, 2.2
14/4
Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».
1
Урок-практикум
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практическая работа
Повторить гл.2
15/5
Контрольная работа «Информационное моделирование».
1
Контроль
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Контрольная работа
Повторить гл.2
Управление и алгоритмы. 10ч
16/1
Управление и кибернетика.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Возникновение кибернетики. Понятие управления. Алгоритм управления. Управление с обратной связью. Системы с программным управлением.
Экспресс-опрос
§25-26, 5.1
17/2
Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Исполнитель алгоритма, алгоритмический язык, свойства алгоритма, определение алгоритма, понятие программы.
Фронтальный опрос
§27
18/3
Графический исполнитель. Построение линейных алгоритмов.
1
Комбинированный урок
Назначение и возможности ГРИС. система команд ГРИС. Программный режим. Линейные программы для ГРИС.
Фронтальный опрос
§28, стр.159, №7
19/4
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.
1
Комбинированный урок
Понятие вспомогательного алгоритма (процедура). Обращение и описание. Метод последовательной детализации. сборочный метод.
Фронтальный опрос
§29, №7
20/5
Практическая работа «Подпрограммы».
1
Практикум
Отработка навыков использования вспомогательных алгоритмов.
Уплотненный фронтальный опрос
§29
21/6
Циклические алгоритмы.
1
Комбинированный урок
Команда цикла, цикл в процедуре, блок схемы алгоритмов, цикл с предусловием.
Фронтальный опрос
§30, №7
22/7
Практическая работа «Использование циклов».
1
Практикум
Отработка навыков использования циклических алгоритмов.
Уплотненный фронтальный опрос
§30, №8
23/8
Ветвление и последовательная детализация алгоритма.
1
Команда ветвления, неполная форма ветвления, двухшаговая детализация.
Фронтальный опрос
§31, №5
24/9
Практическая работа «ветвления в алгоритмах».
1
Практикум
Отработка навыков использования алгоритмов с ветвлением.
Уплотненный фронтальный опрос
§31, повторить гл.5
25/10
Контрольная работа «Алгоритмизация».
1
Контроль
Управление, алгоритм, ветвление, цикл, процедура
Контрольная работа
повторить гл.5
Программное управление работой компьютера. 12ч
26/1
Программирование. Алгоритмы работы с величинами.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Программисты, язык программирования, система программирования. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Величины, СКИ.
Уплотненный фронтальный опрос
§32-33, №7,8
27/2
Линейные вычислительные алгоритмы.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Присваивание и его свойства. Описание линейного вычислительного алгоритма.
Фронтальный опрос
§34, №7,9
28/3
Язык Паскаль. Основные операторы.
1
Комбинированный урок
Структура программы, основные операторы, правила записи арифметических выражений, пунктуация Паскаля.
Уплотненный фронтальный опрос
§35, №10, 6.3
29/4
Практическая работа «Разработка линейных программ».
1
Практикум
Отработка навыков составления линейных программ.
Уплотненный фронтальный опрос
§35
30/5
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений.
1
Комбинированный урок
Представление ветвления на АЯ. Трассировка. Оператор ветвления. программирование полного, неполного, вложенного ветвлений. Логические операции и сложные логические выражения.
Уплотненный фронтальный опрос
§36-37, №8(с.203), №4(с.207)
31/6
Программирование диалога с компьютером.
1
Практикум
Отработка навыков составления программ с ветвлением.
Выборочный опрос
§38, №5
32/7
Программирование циклов.
1
Комбинированный урок
Этапы решения расчетной задачи на ПК. Программирование цикла. Отладка и тестирование программы.
Выборочный опрос
§39, №7,8
33/8
Алгоритм Евклида.
1
Практикум
НОД. Описание алгоритма с помощью блок схемы и программа на Паскале.
Уплотненный фронтальный опрос
§40, №3
34/9
Таблицы и массивы.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Понятие массива. Описание и ввод значений на АЯ. Цикл с параметром в АЯ. расчет среднего значения элементов массива.
Фронтальный опрос
§41, №4
35/10
Массивы в Паскале.
1
Комбинированный урок
Описание массива в Паскале, цикл с параметром, форматы вывода, программа с двумя массивами.
Фронтальный опрос
§42, №5, 6.1, 6.2
36/11
Обработка одномерных массивов.
1
Практикум
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Алгоритм и программа поиска числа в массиве.
Уплотненный фронтальный опрос
§43, №6, повторить гл.6
37/12
Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».
1
Контроль
Построение вычислительных алгоритмов, трассировка, составление программы на Паскале.
Контрольная работа
Повторить гл.6
Хранение и обработка информации в базах данных. 13ч
38/1
Базы данных и информационные системы. Назначение СУБД.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Экспресс-опрос
§10-11
39/2
Проектирование однотабличной базы данных
1
Комбинированный урок
Проектирование БД: таблицы, структура таблиц, ключевые поля. Создание структуры. Ввод записей.
Фронтальный опрос
§12
40/3
Практическая работа «Создание базы данных».
1
Урок-практикум
Создание БД. Заполнение. Редактирование.
Экспресс-опрос
§12
41/4
Логическая информация и основы логики.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Логика как наука. Высказывания. Логические операции. Таблицы истинности логических операций.
Выборочный опрос
Задачник 1.6
42/5
Логические выражения. Законы логики.
1
Комбинированный урок
Логические схемы. Логические выражения. Таблицы истинности.
Фронтальный опрос
Задачник 1.6
43/6
Преобразование логических выражений.
1
Комбинированный урок
Правила преобразования логических выражений. Преобразование логических выражений.
Фронтальный опрос
Задачник 1.6
44/7
Условия поиска информации, логические выражения.
1
Комбинированный урок
Операции отношений. Запрос на выборку. Простые логические выражения в запросах.
Выборочный опрос
§13
45/8
Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».
1
Урок-практикум
Отработка навыков использования логических выражений при формирование простых запросов к БД.
Практическая работа.
§13
46/9
Логические операции. Сложные условия поиска.
1
Комбинированный урок
Сложные логические выражения в БД. Запросы на выборку и сложные логические выражения.
Фронтальный опрос
§14
47/10
Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».
1
Урок-практикум
Отработка навыков использования сложных логических выражений при формиронии запросов на выборку к БД
Экспресс-опрос
§14
48/11
Сортировка, удаление и добавление записей.
1
Комбинированный урок
Команды выборки с параметром сортировки. Сортировка по нескольким ключам. Команды удаления и добавления записей.
Фронтальный опрос
§15
49/12
Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».
1
Урок-практикум
Команды выборки с параметром сортировки. Сортировка по нескольким ключам. Команды удаления и добавления записей.
Экспресс-опрос
§15
50/13
Контрольная работа «Обработка информации в БД».
1
Контроль
БД. Основные понятия БД. Основы логики. Логические операции. Преобразование логических выражений. Запросы к БД.
Контрольная работа
Повторить гл.3
Табличные вычисления на компьютере. 11ч
51/1
Двоичная система счисления.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Системы счисления. Развернутая форма записи чисел. Перевод чисел из десятичной в двоичную СС и обратно. Арифметика двоичных чисел
Экспресс-опрос
§16, з.3-7, стр. 100
52/2
Представление чисел в памяти компьютера.
1
Комбинированный урок
Представление целых чисел, вещественных чисел. Особенности работы компьютера с вещественными числами.
Фронтальный опрос
§17, з.3-4, стр.105
53/3
Электронные таблицы.
1
Урок ознакомления с новым материалом
Структура ЭТ. Данные в ЭТ. Режимы отображения данных.
Экспресс-опрос
§18
54/4
Правила заполнения таблицы.
1
Урок-практикум
Тексты в ЭТ. Правила записи чисел и формул. Подготовка таблицы к расчетам.
Практическая работа
§19
55/5
Диапазоны. Относительная адресация.
1
Комбинированный урок
Понятие диапазона. Функции обработки диапазона. Относительная адресация. Сортировка таблицы.
Практическая работа
§20
56/6
Деловая графика. Условная функция
1
Комбинированный урок
Графические возможности ТП, типы диаграмм, условная функция.
Экспресс-опрос
§21
57/7
Практическая работа «Построение диаграмм».
1
Практикум
Построение диаграмм и их анализ
Практическая работа
§21
58/8
Логические функции и абсолютные адреса.
1
Комбинированный урок
Запись и выполнение логических функций, абсолютные адреса, функция времени.
Экспресс-опрос
§22
59/9
Математическое моделирование с использованием ЭТ.
1
Комбинированный урок
Математическое моделирование, этапы математического моделирования на компьютере, пример математического моделирования в электронных таблицах.
Фронтальный опрос
§23
60/10
Имитационные модели в электронных таблицах.
1
Комбинированный урок
Понятие имитационной модели. имитационное моделирование в ЭТ.
§24, повторить гл.4
61/11
Контрольная работа «Табличные вычисления».
1
Контроль
Системы счисления. Представление чисел в памяти ПК. ЭТ. Диаграммы. моделирование в ЭТ.
Контрольная работа
повторить гл.4
Информационные технологии и общество. 4ч
62/1
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.
1
Урок ознакомления с новым материалом
История средств хранения, обработки и передачи информации. История чисел и СС.
Выборочный опрос
§44-45, №8 (с.253), проект
63/2
История ЭВМ, ПО и ИКТ.
1
Комбинированный урок
Предшественники ЭВМ. Поколения ЭВМ. История СП, ИКТ.
Фронтальный опрос
§46, 47, 7.1, проект
64/3
Основы социальной информатики.
1
Комбинированный урок
Понятие информационных ресурсов, информационного общества. Информатизация. Информационные преступления и безопасность.
Фронтальный опрос
§48-49, презентация
65/4
Самостоятельная работа «Информационные технологии и общество».
1
Контроль
История развития средств информатизации. Информационные ресурсы. информатизация общества.
Самостоятельная работа
Повторить гл.7
66
Итоговое повторение и контроль
1
67
Итоговое повторение и контроль
1
68
Итоговое повторение и контроль
1
Итого:
68