Конспект урока Предыстория информатики

Здесь представлен конспект урока по информатике для 7 класса общеобразовательных учреждений. Данный конспект написан по учебнику И. Г. Семакина Информатика.Базовый курс. 7 - 9 классы. Целью данного урока является: ознакомить учащихся с первыми средствами хранения, обработки и передачи информации, а также с механическим устройством "Аналитической машины" Чарльза Бейбиджа. Урок состоит из следующих этапов:1. Организациооный момент;2. Актуализация знаний;3. Изучение нового материала;4. Закрепление ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»





Кафедра информатики и ВТ






Конспект урока по информатике




Выполнила: студентка группы МДМ-210

Чугунова Юлия Васильевна









Саранск 2013г.

Тема урока: Предыстория информатики.

Класс: 7

Цель урока:

-образовательная - ознакомить учащихся с первыми средствами хранения, обработки и передачи информации, а также с механическим устройством «Аналитической машины» Чарльза Беббиджа

-развивающая - развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности;

-воспитательная - воспитание дисциплины, аккуратности, чувства ответственности, уверенности в себе.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы обучения: индуктивно - репродуктивный.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать: когда были изобретены первые средства хранения, обработки и передачи информации, а также, что представляет собой «Аналитическая машина» Чарльза Бэббиджа.

Учащиеся должны уметь различать средства хранения, обработки и передачи информации.

Учебно-методическое и программное обеспечение урока:

Информатика. Базовый курс. 7 - 9 классы. Семакин И.Г. и др. - М.: Лаборатория Знаний, 2004. - 384 с.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник по информатике, презентация.

План урока:

1) Организационный момент (2 мин.);

2) Актуализация знаний (8 мин.);

3) Изучение нового материала (25 мин.);

4) Закрепление изученного материала (5 мин);

5) Подведение итога урока (3 мин.);

6) Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока.

  1. Организационный момент включает в себя приветствие учителем учащихся, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  2. Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что такое информационные процессы, какие различают типы информационных процессов. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Учитель: Что такое информационные процессы?

Ученик: Информационные процессы - это действия, выполняемые с информацией.

Учитель: Какие основные типы информационных процессов вам известны?

Ученик: Хранение, передача, обработка информации.

Учитель: Что такое хранение информации?

Ученик: Хранение информации - это процесс помещения информации в определённое хранилище с целью извлечения её оттуда через некоторое время для дальнейшего использования.

Учитель: Какие виды памяти вы знаете?

Ученик: Оперативная (внутренняя память), внешняя память.

Учитель: Приведите примеры внутренней и внешней памяти?

Ученик: Внутренняя память: память человека, внешняя память: записные книжки, справочники, магнитные записи, энциклопедии.

Учитель: Что такое передача информации?

Ученик: передача информации - это целенаправленный процесс, в результате которого информация передаётся от одного объекта к другому);

Учитель: Кто являются обязательными участниками передачи информации?

Ученик: Источник, приемник.

Учитель: Чем отличаются друг от друга источник и приёмник информации?

Ученик: Источник - передаёт информацию, приемник - получает информацию.

Учитель: Что такое обработка информации?

Ученик: Обработка (преобразование) информации - это процесс изменения формы представления информации или её содержания.

Учитель: Какой вид имеет схема обработки информации?

Ученик: Входная информация - преобразователь информации - выходная информация.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Мы рассмотрели три типа информационных процессов. На этом уроке мы поговорим о предыстории информатики, т.е. вспомним первые средствах хранения, обработки и передачи информации.

Запишите в тетради число и тему урока, которая записана на доске.

Запись на доске (в тетради): Число

Классная работа

Предыстория информатики.

Учитель: В любой деятельности человек всегда придумывал и создавал самые разнообразные средства, приспособления и орудия труда. Все это облегчало труд, делало его производительнее, расширяло возможности людей.

Первые вспомогательные средства для работы с информацией появились много позже первых орудий материального труда. Историки утверждают, что расстояние во времени между появлением первых инструментов для физического труда (топор, ловушка для охоты) и инструментов для регистрации информационных образов (на камне, кости) составляет около миллиона лет.

Мы уже говорили о том, что информационная деятельность человека разделяется на три составляющие: хранение, передачу и обработку. Долгое время средства информационного труда развивались отдельно по этим трем направлениям.

Учитель: Итак, начнем наш разговор о средствах хранения информации.

Учитель: История хранения информации в письменной форме уходит в глубь веков. До наших дней в некоторых местах сохранились письмена древнего человека, выполненные 25 - 20 тысяч лет назад; лунный календарь, выгравированный на кости 20 тысяч лет назад. Для письма также использовались дерево и глина. Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках. Это было «очень дорогим удовольствием ». Пергамент делался из кожи животных. Её растягивали, чтобы получить тонкие листы. Когда на востоке научились ткать шёлк, его стали использовать не только для одежды, но и для письма.(слайд 2)

Запишите в тетради подзаголовок «Средства хранение информации»

Запись на доске (в тетради):

Средства хранения информации.

Учитель: Во ІІ веке нашей эры в Китае изобрели бумагу. Однако до Европы она дошла только в XI веке. Вплоть до XV века письма, документы, книги писались вручную. В качестве инструмента для письма использовались кисточки, перья птиц, позже - металлические перья; изобретались краски, чернила. (слайд 3) Книг было очень мало, они считались предметами роскоши.

Итак, запиши в тетрадях под цифрой 1, что первое средство хранения информации - бумагу, изобрели в Китае во ІІ веке нашей эры.

Запись на доске (в тетради):

1)Первое средство хранения информации - бумага. Она была изобретена в Китае, во ІІ в. н.э.

Учитель: В середине XV века немецкий типограф Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок. С этого времени началось книгопечатание. На Руси книгопечатание основал Иван Федоров в середине XVI века. Книг стало значительно больше, быстро росло число грамотных людей. До сегодняшнего дня лист бумаги остаётся основным носителем информации. Но у него появились серьезные «конкуренты».(слайд 4-5)

Запишите в тетради под цифрой 2-печатный станок. Он был изобретен Иоганном Гуттенбергом в середине XV в.

Запись на доске (в тетради):

2)Печатный станок. Он был изобретен Иоганном Гуттенбергом в середине XV в.

Учитель: В XІX веке была изобретена фотография. (слайд 6-7) Носителями видеоинформации стали фотопленка и фотобумага.

В 1895 году французы братья Люмьер продемонстрировали в Париже первый в мире кинофильм, используя аппарат собственного изобретения. Этот год считался годом рождения кино.

Запиши в тетради когда была изобретена фотография.

Запись на доске (в тетради):

3)Фотография. Она была изобретена в XІX в.

Учитель: В XX веке был изобретен магнитофон.(слайд 8) Магнитная запись позволяет сохранить звук и, в частности, информацию, содержащуюся в человеческой речи. И совсем недавно на магнитную ленту научились записывать не только звук, но и изображение: появился видеомагнитофон.

Запишите в тетрадях следующие средства хранения информации: «магнитофон» и «видеомагнитофон».

Запись на доске (в тетради):

4)Магнитофон и видеомагнитофон. Они были изобретены в XX веке.

Учитель: Мы поговорили с вами о первых способах хранения информации, теперь я расскажу о способах передачи информации.

Запишите в тетради «Способы передачи информации».

Запись на доске (в тетради):

Способы передачи информации.

Учитель: Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение. Развитие письменности породило первые средства дальней связи - почту.(слайд 9)

Запишите в тетради первое средство дальней связи - почта.

Запись на доске (в тетради):

1)Почта.

Учитель: Очень богатым на открытия был XIX век. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрел электрический телеграф.(слайд 10) А в 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код - азбуку, которая носит его имя.(слайд 11)

Запишите в тетради кем и когда были изобретены, названные мною, средства связи.

Запись на доске (в тетради):

2)Электрический телеграф. Изобретен П.Л. Шеллингом в 1832 году.

3)Электромагнитный телефонный аппарат. Его создал С. Морзе в 1837 году.

Учитель: В 1876 году американец А. Белл изобрел телефон.(слайд 12)

И наконец, в 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. (слайд 13)

Запишите кем и когда были изобретены телефон и радиосвязь.

Запись на доске (в тетради):

4)Телефон был изобретен в 1976 году американцем А. Беллом.

5)Радиосвязь была открыта А.С. Поповым в 1895 году.

Учитель: Самым замечательным изобретением ХХ века в области связи можно назвать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. (слайд 14)

Запишите в тетради: телевидение и спутниковая связь.

Запись на доске (в тетради):

6)Телевидение и спутниковая связь.

Учитель: Теперь познакомимся со средствами обработки информации.

Запишите пожалуйста у себя в тетради следующий подзаголовок: Средства обработки информации.

Запись на доске (в тетради):

Средства обработки информации.

Учитель: Важнейшим видом обработки являются вычисления.

Нетрудно догадаться, что первым счетным средством для человека были его пальцы. Вот как описывает пальцевой счет туземцев Новой Гвинеи знаменитый русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай: «... папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например «бе, бе, бе»... Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе, бе»... пока не дойдет до «ибон али» (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе, бе»... пока не дойдет до «самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого-нибудь другого». (слайд 15)

Запишите в тетради первое средство обработки информации - пальцы.

Запись на доске (в тетради):

1)Пальцы.

Учитель: В V веке до нашей эры в Греции и Египте получил распространение абак. «Абак» - это греческое слово, которое переводится как «счетная доска». Вычисления на абаке производились перемещением камешков по желобам на мраморной доске. Запишите в тетради слово следующее средство обработки информации - абак.

Запись на доске (в тетради):

2)Абак.

Учитель: Подобные счетные инструменты распространялись и развивались по всему миру. Например, китайский вариант абака назывался суан-пан. «Потомком» абака можно назвать и русские счеты. В России они появились на рубеже XVI - XVII веков. И до сих пор в нашей стране счеты можно увидеть не только в музеях. До недавнего времени они активно использовались, преимущественно в торговле. (слайд 16)

Учитель: В начале XVII века шотландский математик Джон Непер ввел понятие логарифма, опубликовал таблицы логарифмов. Затем в течение двух веков развивались вычислительные инструменты, основанные на использовании этой математической функции. Логарифмы позволяют свести трудоемкие арифметические операции - умножение и деление - к более простым - сложению и вычитанию. В результате появилась логарифмическая линейка. Этот инструмент до недавнего времени был вычислительным средством инженеров. И лишь ближе к концу XX столетия его вытеснили электронные калькуляторы. (слайд 17)

Запишите в тетради следующее средство обработки информации «логарифмическая линейка».

Запись на доске (в тетради):

3)Логарифмическая линейка.

Учитель: В 1645 году французский математик Блез Паскаль создал первую счетную машину. Машина Паскаля позволяла быстро выполнять сложение многозначных чисел. (слайд 18)

Запишите в тетради: Машина Паскаля.

Запись на доске (в тетради):

4)Машина Паскаля.

Учитель: Немецкий ученый Лейбниц, развив идею Паскаля, создал механический арифмометр, на котором можно было выполнять все четыре арифметические операции с многозначными числами. Позднее арифмометр многократно совершенствовался, в том числе и русскими изобретателями П. Л. Чебышевым и В. Т. Однером. (слайд 19)

Запишите в тетради: Механический арифмометр.

Запись на доске (в тетради):

5)Механический арифмометр.

Учитель: Арифмометр был предшественником современного калькулятора - маленького электронно-вычислительного устройства.(слайд 20) Сейчас практически у каждого школьника есть калькулятор, который помещается в кармане. Любому академику начала XX века такое устройство показалось бы фантастическим.

Итак, запишите в тетради следующее средство обработки информации: Калькулятор.

Запись на доске (в тетради):

6)Калькулятор.

Учитель: Арифмометр, как и простой калькулятор, - это средство механизации вычислений. Человек, производя вычисления на таком устройстве, сам управляет его работой, определяет последовательность выполняемых операций. Мечтой изобретателей вычислительной техники было создание считающего автомата, который бы без вмешательства человека производил расчеты по заранее составленной программе.

Автором первого проекта вычислительного автомата был профессор Кембриджского университета Чарльз Бэббидж.(слайд 21) В период между 1820 и 1856 годами Бэббидж работал над созданием программно управляемой Аналитической машины. Это было настолько сложное механическое устройство, что проект так и не был реализован.

Запиши, пожалуйста в своих тетрадях, что в 1820-1856 годах Ч. Беббидж работал над созданием Аналитической машины. Но проект не был реализован, из-за сложного механического устройства.

Запись на доске (в тетради):

7) В 1820-1856 годах Ч. Беббидж работал над созданием Аналитической машины. Но проект не был реализован, из-за его сложного механического устройства.

Учитель: Основные идеи, заложенные в проекте Аналитической машины, в нашем веке были использованы конструкторами ЭВМ. Все главные компоненты современного компьютера присутствовали в конструкции аналитической машины: это СКЛАД (в современной терминологии - память), где хранятся исходные числа и промежуточные результаты; МЕЛЬНИЦА (арифметическое устройство), в которой осуществляются операции над числами, взятыми из склада; КОНТОРА (устройство управления), производящая управление последовательностью операций над числами соответственно заданной программе; БЛОКИ ВВОДА исходных данных и ПЕЧАТИ РЕЗУЛЬТАТОВ. Для программного управления Аналитической машиной использовались перфокарты - картонные карточки с пробитыми в них отверстиями (перфорацией). Перфокарты были изобретены в начале XIX века во Франции Жозефом М. Жаккардом для управления работой автоматического ткацкого станка.

Интересным историческим фактом является то, что первую программу для машины Бэббиджа в 1846 году написала Ада Лавлейс - дочь великого английского поэта Джорджа Байрона.

Аналитическая машина Бэббиджа - это уже универсальное средство, объединяющее в себе обработку информации, хранение информации и обмен исходными данными и результатами с человеком.

Перепишите данное определение себе в тетрадь из учебника.

Запись на доске (в тетради):

Аналитическая машина Бэббиджа - это уже универсальное средство, объединяющее в себе обработку информации, хранение информации и обмен исходными данными и результатами с человеком.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель: Давайте повторим то, что мы узнали с вами на сегодняшнем уроке.

Ответьте на следующие вопросы:

Учитель: Какие средства хранения информации вы знаете?

Ученик: Бумага, печатный станок, фотографии, магнитофон, видеомагнитофон.

Учитель: Назовите мне средства передачи информации, которые мы сегодня изучили?

Ученик: Почта, электрический телеграф, электромагнитный телеграфный аппарат, телефон, радио, телевидение, спутник.

Учитель: Какие средства обработки информации вы знаете?

Ученик: пальцы, абак, счёты, логарифмическая линейка, калькулятор, машина Паскаля, арифмометр.

Учитель: В чём заслуга Чарльза Бэббиджа?

Ученик: Он создал программно-управляемую Аналитическую машину.

Учитель: Какое влияние проект «Аналитической машины» оказал на дальнейшее развитие вычислительной техники?

Ученик: Аналитическая машина - универсальное средство, объединяющее в себе обработку информации, хранение информации и обмен данными. Основные идеи, заложенные в проекте аналитической машины используются современными конструкторами ЭВМ. В Аналитической машины присутствовали все главные компоненты современного компьютера.

Учитель: Итак, вы ответили правильно на все вопросы.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились со способами хранения, передачи и обработки информации, а также с аналитической машиной. Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне, задавайте.

(Далее выставляются оценки).


  1. Домашнее задание.

Учитель: Запишите в дневники следующее домашнее задание: § 5, стр.32 «Вопросы и задания», записи в тетрадях.(слайд 22)

Запись на доске (в тетради):

§ 5, стр.32 Вопросы и задания, записи в тетрадях.


© 2010-2022