Рабочие программы по информатике в соответствии с ГОССТАНДАРТОМ. УМК Н. В. Макарова. 8-9 классы

Настоящая программа по информатике и ИКТ для VIII класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:Ø     Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;Ø     Примерных программ среднего (полного) образования по русскому языку (письмо Департаме...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа по информатике и ИКТ для VIII класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;

  • Примерных программ среднего (полного) образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.20055г. №03-1263);

Информатика и ИКТ в 8 классе изучается в объеме 34 часов.

Основные цели преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательных учреждениях РФ состоят в следующем:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Контроль не предусмотрен

На уроках Информатики и ИКТ целесообразно опираться на межпредметные связи:

  • Математика;

  • Физика;

  • Биология;

  • История;

  • ИЗО;

  • Английский язык.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.








Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

Информационные процессы




Представление информации

8



Информация, информационные объекты различных видов.

1



Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки

1



Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного

1



Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

1



Дискретная форма представления информации

1



Единицы измерения информации

2



Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий

1



Передача информации

3



Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование

2



Искажение информации при передаче, скорость передачи информации

1



Обработка информации

8



Алгоритм, свойства алгоритмов

1



Способы записи алгоритмов; блок-схемы

1



Алгоритмические конструкции

1



Логические значения, операции, выражения

1



Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

1



Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы

2



Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

1



Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7



Основные компоненты компьютера и их функции.

1



Программный принцип работы компьютера

1



Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя

1



Программное обеспечение, его структура

1



Программное обеспечение общего назначения

1



Представление о программировании

2



Информационные технологии




Основные устройства ИКТ

3



Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

1



Создание, именование информационных объектов

1



Сохранение, удаление объектов, организация их семейств

1



Создание и обработка информационных объектов

5



Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов

2



Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари

2



Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора

1




Итого

34















Содержание тем учебного курса


Информационные процессы

Представление информации (8)

знать/понимать

  • виды информационных процессов;

  • единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами;

  • оперировать информационными объектами;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

  • пользоваться персональным компьютером; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Информация, информационные объекты различных видов.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Дискретная форма представления информации.

Единицы измерения информации.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.

Передача информации (3)

знать/понимать

  • примеры источников и приемников информации;

  • единицы скорости передачи информации;

уметь

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: скорость передачи информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование.

Искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации (8)

знать/понимать

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Алгоритм, свойства алгоритмов

Способы записи алгоритмов; блок-схемы

Алгоритмические конструкции

Логические значения, операции, выражения

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7)

знать/понимать

  • программный принцип работы компьютера;

уметь

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Основные компоненты компьютера и их функции.

Программный принцип работы компьютера

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя

Программное обеспечение, его структура

Программное обеспечение общего назначения

Представление о программировании

Информационные технологии


Основные устройства ИКТ (3)

знать/понимать

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных технологий;

уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс).

Создание, именование информационных объектов

Сохранение, удаление объектов, организация их семейств

Создание и обработка информационных объектов (5)

знать/понимать

  • назначение и функции используемых информационных технологий;

уметь

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов

Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора





Литература

Для учителя:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

  2. Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

  3. Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2010

  4. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2010

  5. Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс./Под ред. проф. Н.В. Макаровой.-СПб.:Питер,2010

Для учащихся:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 7-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

  2. Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2014

Интернет-ресурсы

  1. Сайт «Информатика в школе»: inf777.narod.ru

  2. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: portal.krsnet.ru

  3. Сайт «Клякса.ru»: klyaksa.net



© 2010-2022