Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный программист

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области

Рассмотрено на

педагогическом совете

протокол № 1

от 28.08.2015 г.

Согласовано:

Заместитель

директора по УВР

__________________

Ковальская В.Р.

Утверждаю:

И.о.директора _______

О.Н.Галкина

приказ № 235

от 29.08. 2015 г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный программист»

5 класс




Разработчик:

Кузнецова Т.А.

учитель английского языка



2015 г


Пояснительная записка

Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5 класса, срок реализации программы 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа внеурочного занятия составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

- Примерной программа «Информатика и ИКТ» Н.В. Макаровой

XXI век ознаменовался небывалым развитием электронно-вычислительной техники, в частности компьютеров и прикладных программ, и теперь необходимость владеть ими актуальна не только для узкоспециализированных, высококвалифицированных специалистов, но и для учащихся школ. Компьютер стал не только инструментом расчета сложных математических задач, но и многофункциональной системой для общения, работы и развлечения людей всех возрастов.

Данная программа позволяет учащимся сформировать представления об основных понятиях информатики; развить творческие способности и познавательного интереса учащихся; освоить начальные технологии работы в системной среде Windows; освоить технологии работы в среде графического редактора Paint.

1.Общая характеристика

Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыков работы на компьютере в разных средах и приложениях. Программа «Юный программист» основана на межпредметных связях информатики, географии, черчения, изобразительного искусства, истории, краеведения. Программа реализуется в 5 классах, основные формы проведения занятий - исследования, творческие лаборатории, проектная деятельность.

Особенности реализации программы:

  1. Программа предусматривает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть связана с изучением основ информатики, знакомство с прикладными программами и их особенностями.

  2. Изучение интересов обучающихся и определение тематики индивидуальных проектов. Формирование проектов и создание единой базы.

  3. Использование проектов при изучении географии России и краеведения.

  4. Размещение работ на школьном сайте

Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут.



2. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса

Цель программы: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с обработкой текста, графики и мультимедиа, подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Задачи курса:

- Формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

- Научить школьников приемам организации информации.

- Дать первоначальное представление о компьютере и сферах его применения.

- Дать школьникам первоначальное представление работы с операционной системой, мультимедиа файлами, графическими объектами.

- Дать школьникам первоначальное представление о процессе программирования; научить созданию собственного программное обеспечение.

- Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

- Выявлять причинно-следственные связи при обработке информации.

- Развивать абстрактное и логическое мышления.

- Способствовать развитию умения творчески и рационально подходить к решению задач.

- Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества.

- Способствовать отработке умения работать в малой группе, культуры общения, ведения диалога.

- Бережного отношения к школьному имуществу.

- Навыков здорового образа жизни.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В результате изучения данного курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Предметные

Знать/понимать:

  • устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;

  • как работает операционная система;

  • виды и назначение прикладного программного обеспечения;

  • приемы оцифровки и обработки текстовой и графической информации;

  • принципы составления презентаций;

  • устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;

  • способы создания цифрового фото;

  • виды и назначение прикладного программного обеспечения для обработки аудио, видео и фото файлов;

  • приемы оцифровки и обработки мультимедиа информации;

  • принципы создания собственных видео роликов;

  • устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;

  • основы чистки и обслуживания компьютера;

  • виды и назначение прикладного программного обеспечения для защиты и поддержания работоспособности компьютера;

  • процесс смены и восстановления операционной системы;

  • характеристики модулей компьютера;

  • принципы работы современного цифрового фотоаппарата;

  • разницу в форматах графических файлов;

  • основы профессионального фотографирования;

  • принципы работы редактора Photoshop;

  • основы обработки цифрового фото и фотомонтажа;

  • принципы работы компьютерных алгоритмов и логику выполнения компьютером команд;

  • основы работы программы MultimediaBuilder;

  • принципы составления компьютерных программ;

Уметь:

  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

  • представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

  • составлять и исполнять несложные алгоритмы;

  • создавать свои источники информации - информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • выполнять творческие проекты;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

  • производить поиск по заданному условию;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;

  • выбирать периферийные устройства на компьютер для обработки аудио и видео файлов;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • создавать цифровое фото в разных стилях;

  • сохранять графические файлы в различных форматах;

  • определять формат сохранения мультимедиа файлов;

  • сохранять аудио и видео файлы в различных форматах;

  • обрабатывать и редактировать аудио и видео файлы;

  • создавать свои информационные проекты (графические работы, аудиодорожки, видео клипы);

  • выполнять творческие проекты;

  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;

  • производить самостоятельно чистку и обслуживание компьютера;

  • различать периферийные устройства по их техническим характеристикам;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • производить смену и восстановление операционной системы;

  • производить поиск, скачивание и установку необходимых драйверов;

  • считывать техническую информацию тестирования компьютера;

  • подключать периферийные устройства к компьютеру, обеспечивать их работоспособность;

  • устанавливать и настраивать антивирусное программное обеспечение;

  • разбираться в многообразии прикладного программного обеспечения, устанавливать и настраивать;

  • делать фотоснимки на различную тематику;

  • сохранять графические файлы в любом из форматов;

  • обрабатывать фотоснимки в фоторедакторе Photoshop;

  • делать фотомонтаж и восстановление старых фотографий;

  • раскрашивать старые черно-белые снимки;

  • владеть фоторедактором Photoshop;

  • составлять алгоритмы выполнения действий;

  • работать в программной среде MultimediaBuilder;

  • создавать компьютерные программы в среде MultimediaBuilder;

  • делать фотомонтаж и восстановление старых фотографий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • использования компьютера как инструмент обучения и развития;

  • умения осознанно выбирать себе компьютер и периферийные устройства;

  • оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;

  • создания домашней видео коллекции и слайд-шоу;

  • оцифровывания необходимой информации;

  • обслуживания и настройки собственного компьютера;

  • поддержания работоспособности операционной системы собственного компьютера;

  • установки дополнительного программного обеспечения;

  • умения правильно и качественно делать фотоснимки;

  • работы с графическими файлами различной кодировки;

  • работы в графических редакторах;

  • обработки фотографий и создания фотомонтажа необходимой тематики;

  • развития собственных творческих способностей в сфере программирования;

  • обслуживания и настройки собственного компьютера;

  • установки и создания собственного дополнительного программного обеспечения;

Метапредметные

Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу;

  • выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

  • вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;

  • самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;

  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • владеть различными способами самоконтроля;

Учебно-информационные:

  • работать с различными источниками информации;

  • анализировать и структурировать получаемую информацию;

  • корректировать проекты;

  • планировать деятельность на основе изученных источников информации;

  • моделировать конечный программный продукт;

Учебно-логические:

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • оперировать понятиями при обсуждении проблем;

  • соотносить качество выполнения учебной задачи;

  • уметь доказывать целесообразность применения действий при решении поставленной учебной задачи;

  • обобщать и подытоживать информацию;

  • проводить работу исследовательского характера;

Учебно-коммуникативные:

  • выслушивать мнения других;

  • оценивать различные точки зрения;

  • организовывать совместную деятельность;

  • владеть культурой речи;

  • владеть навыками дискуссии.

Личностные

  • формировать чувство коллективизма;

  • прививать стремление доводить начатое действие до логического конца;

  • приучать к аккуратности при выполнении поставленной задачи;

  • поощрять креативность при выполнении проектов.


Три уровня результатов


Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;

  • анализировать полученные из наблюдений сведения;

  • обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества;

- способствовать отработке умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога;

- бережного отношения к школьному имуществу;

- навыков здорового образа жизни;

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

-выполнять творческие проекты;

-готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;

-оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;

-развития собственных творческих способностей в сфере программирования;

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

4.Содержание учебного предмета, курса



Наименование раздела

Количество часов

В т.ч. теория


В т.ч. практика


1


Компьютер и программное обеспечение


4

9

2

Обработка текстовой и графической информации


6

26

3

Основы работы с фото, видео, звуком


7

16


Итого

17

51






5. Тематический план внеурочной деятельности ( 5 класс)


п/п

Разделы программы

Основные темы

Кол-во часов


Планируемые результаты обучения

Дата

Теория

Практика

План

Факт

Вводный курс в мир компьютера. 5 класс.


1

Компьютер и программное обеспечение

Устройство компьютера. Выбор компьютера при покупке

Элементы современного компьютера

Чистка элементов системного блока

1

3

Знать: основные элементы современного компьютера; принципы работы каждого элемента; рабочие характеристики элементов; как производится чистка элементов системного блока.

Уметь: правильно подключить компьютер; отличать компоненты системного блока друг от друга; определять производительность элементов (видеокарты, процессора, ОЗУ и т.д.) по техническим характеристикам; правильно выбирать компьютер, исходя из потребностей; самостоятельно чистить собственный компьютер в домашних условиях.

03.09

04.09

10.09

11.09

03.09-04.09

10.09

11.09

Компьютер и периферийные устройства.

Назначения, правила выбора периферийных устройств.

1

1

Знать: современные периферийные устройства подключаемые к компьютеру; правила подключения к компьютеру; особенности эксплуатации.

Уметь: различать периферийные устройства между собой; выбрать для личного пользования устройство, исходя из потребностей; правильно подключать и обслуживать.

17.09

18.09

17.09

18.09

Операционная система. Работа с операционной системой.

Устройство операционной системы

Создание и удаление файлов и папок

1

3

Знать: устройство операционной системы; места хранения информации; как создавать и удалять файлы и папки; настраивать операционную систему.

Уметь: правильно включать и выключать компьютер; создавать, копировать, удалять файлы и папки; устанавливать и настраивать необходимое ПО.

24.09

25.09

02.10

08.10

24.09

25.09

02.10

08.10

Прикладное программное обеспечение.

Назначение прикладных программ.

Пиратское программное обеспечение

1

2

Знать: классификацию прикладного ПО; назначение прикладных программ; отличие пиратского ПО от лицензионного; правила установки и удаления ПО на компьютер.

Уметь: разбираться в многообразии современного ПО; осуществлять выбор устанавливаемого ПО, исходя из потребностей; устанавливать и удалять прикладное ПО на свой компьютер.

09.10

15.10

16.10

09.10

15.10

16.10

2

Обработка текстовой и графической информации

Основы работы с текстом.

Работа с текстом. Приложение MicrosoftOffice - WORD.

Работа с несколькими окнами.

Ввод и редактирование текста.

Форматирование документа.

Работа с таблицей.

Работа с графикой.

Особенности работы с большими документами.

Работа с колонтитулами.

Работа с гиперссылками.

1

10

Знать: особенности интерфейса программы; основы работы (создание, сохранение, работа с несколькими окнами и т.д.); ввод и редактирование текста; форматирование документа; работа с таблицами; работа с графикой; особенности работы с большими документами (ссылки, колонтитулы, титульный лист и т.д.); работа с гиперссылками.

Уметь: создавать и форматировать документ; обрабатывать графику; создавать и редактировать таблицы; подготавливать учебные задания (рефераты, сообщения и т.д.).

22.10

23.10

29.19

30.10

12.11

13.11

19.11

20.11

26.11

27.11

03.12

22.10

23.10

29.10

30.10

12.11

13.11

19.11

20.11

26.11

27.11

03.12

Сканирование текста. Основы работы в FineReader.

Особенности распознавания текста, таблицы, картинки

1

2

Знать: особенности интерфейса программы; особенности настройки; правила выбора режима сканирования; особенности распознавания текста, таблицы, картинки; перенос оцифрованных данных в Word; обработка отсканированного материала в MicrosoftWord.

Уметь:подключать сканер и настраивать FineReader; сканировать и распознавать материал; обрабатывать оцифрованный материал.

04.12

10.12

11.12

04.12

10.12

11.12

Работа с электронными таблицами.

Приложение MicrosoftOffice - EXEL.

Составление таблиц и графиков.

Печать документа в формате EXEL.

1

3

Знать: особенности интерфейса программы; основы работы (создание, сохранение, работа с несколькими окнами и т.д.); форматирование ячеек; составление таблиц и графиков; печать документа.

Уметь: свободно ориентироваться в интерфейсе программы; форматировать ячейки в зависимости от потребностей; заполнять таблицы; составлять графики и диаграммы; правильно печатать документ.

17.12

18.12

24.12

25.12

17.12

18.12

24.12

25.12

Знакомство с компьютерной графикой. Работа в MicrosoftPaint.

Форматы сохранения изображений.

1

2

Знать: интерфейс программы и принцип действия каждого инструмента; форматы сохранения изображений; элементарные способы рисования и обработки изображений.

Уметь: обрабатывать изображения разных форматов; менять форматы сохраненных изображений; рисовать элементарные фигуры.

14.01

15.01

21.01

14.01

15.01

21.01

Создание презентаций. Приложение MicrosoftOffice - POWERPOINT.

Создание и форматирование слайдов.

Способы обработки изображений.

Добавление музыки и видео.

Приемы добавления анимации.

Приемы распечатки презентаций.

1

6

Знать: интерфейс программы; создание и форматирование слайдов; правила работы с текстом; способы обработки изображений; добавление музыки и видео; приемы добавления анимации; приемы распечатки презентаций.

Уметь: создавать и сохранять собственные презентации; настраивать анимацию проекта; создавать сопровождение выступлений; добавлять мультимедийные файлы в презентацию.

22.01

28.01

29.01

04.02

05.02

11.02

12.02

22.01

28.01

29.01

04.02

05.02

11.02

12.02

Работа с интернетом.

Принцип работы сети интернет.

Программы для выхода в интернет.

Способы защиты компьютера при работе в сети.

1

3

Знать: принцип работы сети интернет; программы для выхода в интернет; способы защиты компьютера при работе в сети; способы поиска необходимой информации; приемы извлечения информации с сайтов.

Уметь: осуществлять поиск необходимой информации; использовать интернет в качестве источника дополнительной учебной информации; извлекать и сохранять найденную информацию.

25.02

26.02

03.03

04.03

25.02

26.02

03.03

04.03

3

Основы работы с фото, видео, звуком

Устройство компьютера. Периферийные устройства для работы с видео и графикой.

1

1

Знать: основные элементы современного компьютера; принципы работы каждого элемента; рабочие характеристики элементов; как производится чистка элементов системного блока; какие устройства для обработки аудио, видео и графики могут подключаться к компьютеру.

Уметь: отличать компоненты системного блока друг от друга; правильно выбирать компьютер, исходя из потребностей; самостоятельно чистить собственный компьютер в домашних условиях; уметь выбирать периферийные устройства для работы аудио, видео и графикой; уметь подключать и работать с периферийными устройствами целевого назначения.

10.03

11.03

10.03

11.03

Особенности работы фото и видео аппаратуры.

Принципы работы фото и видео устройств.

Выбор фото и видео аппаратуры при покупке.

Характеристики фото и видео техники.

2

2

Знать: какие устройства относятся к фото и видео аппаратуре; принципы работы фото и видео устройств; технические характеристики фото и видео техники; принципы выбора фото и видео устройств.

Уметь: правильно определять специализированные фото и видео устройства; разбираться в технических характеристиках фото и видео техники; правильно выбирать фото и видео технику в зависимости от потребностей и возможностей.

17.03

18.03

24.03

25.03

17.03

18.03

24.03

25.03

Основы цифровой фотографии.

Знакомство с цифровым фотоаппаратом.

1

1

Знать: виды графики - растровая и векторная; форматы сохранения изображений; особенности сохранения графических файлов; историю фото техники; правила подключения цифрового фотоаппарата к компьютеру; приемы извлечения отснятого материала с фотоаппарата; какими признаками различаются современные цифровые фотоаппараты.

Уметь: сохранять изображения в различных форматах; выбирать фотоаппарат исходя из технических данных устройства; извлекать материал сохраненный на цифровом носителе фотоаппарата.

07.04

08.04

07.04

08.04

Начальные навыки фотографирования. Правила расположения объектов на экране снимка.

Съемку под разными ракурсами.

Стили фотографий.

Особенности стилей фотографирования.

1

4

Знать: как настроить фотоаппарат в зависимости от условий съемки; элементарные правила расположения объектов на экране снимка; как вести съемку под разными ракурсами; особенности стилей фотографирования; как вести съемку в любом из стилей фотографии.

Уметь: настраивать фотоаппарат в зависимости от условий и требования съемки; вести съемки в любом из стилей современной фотографии.

14.04

15.04

21.04

22.04

28.04

14.04

15.04

21.04

22.04

28.04

Создание слайд-шоу из фотографий.

Виды программ для создания слайд-шоу.

Основы создания слайд-шоу.

1

2

Знать: виды программ которые могут быть использованы для создания слайд-шоу, основы создания слайд-шоу.

Уметь: подбирать фотографии необходимого формата, добавлять фотографии в программу, подбирать и накладывать музыку, сохранять проект.

29.04

05.05

06.05

29.04

05.05

06.05

Основы видеосъемки. Основы съемки в различных условиях освещенности.

Форматы видео.

Определение формата видео файла.

Основы съемки людей.

Основы съемки объектов разных размеров.

Съемка различных видеороликов.


1

6

Знать: основы съемки в различных условиях освещенности, основы съемки объектов разных размеров, основы съемки людей, съемка различных видеороликов (репортажей, клипов, видео заметок, учебное кино, автобиография), форматы видео, их особенности.

Уметь: производить съемку в различных условиях освещенности, снимать статические и динамические объекты, снимать ролики необходимой тематик и стиля, определять формат видео файла.

12.05

13.05

19.05

20.05

26.05

27.05

12.05

13.05

19.05

20.05

26.05

27.05


6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература


  1. Информатика. 5-7 классы: Материалы к урокам. С.В. Сидорова.

  2. Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А. Пышная.

  3. Краинский И.WORD 2007. Популярный самоучитель. [текст]. С.-Петербург, «Питер» 2014

  4. Матвеев М.Д., Юдин М.В., Куприянова А.В. Самоучитель MicrosoftWindows XP. Все об использовании и настройках (2-е издание). С.-Петербург, «Наука и техника» 2013

  5. Пащенко И. EXEL 2007. Шаг за шагом.М., «Эксмо» 2010

  6. Тихомиров А.Н., Прокди А.К. Microsoftoffice 2007. Все программы пакета. Самоучитель. С.-Петербург, «Наука и техника» 2013



© 2010-2022