Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Тип урока:комбинированный Цели: Образовательные: ·         Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона, сортировке таблицы; ·         Познакомить с функциями обработки диапазона, принципами относительной адресации; ·         Выработка практических навыков работы в ЭТ;   Развивающие: ·         Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира; ·         Развитие логического мышления. ·         Развитие у учащихся навыков самоконтроля. ·         Развитие у учащихс...
Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Тип урока:комбинированный

Цели:

Образовательные:

  • Сформировать представление у учащихся о понятии диапазона, сортировке таблицы;

  • Познакомить с функциями обработки диапазона, принципами относительной адресации;

  • Выработка практических навыков работы в ЭТ;

Развивающие:

  • Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

  • Развитие логического мышления.

  • Развитие у учащихся навыков самоконтроля.

  • Развитие у учащихся самостоятельности.


Воспитательные:

  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

  • Воспитание познавательного интереса школьников.

  • Воспитание внимательности.

  • Содействовать эстетическому воспитанию школьников.

Знания, умения, навыки:

  • Знать основные элементы и основные операции в ЭТ.

  • Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования ее.

  • Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение, копировать формулы в ячейках ЭТ.

  • Использовать функцию суммирования для определения суммы величин.

Основные понятия:

Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка, тип данных ячейки, ссылка, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: математика, физика, география.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: программа для работы с электронными таблицами MS Excel 2003.

Базовый учебник: Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ» учебник для 9 класса, изд. «БИНОМ», 2013г.

Дифференциация:

  • Для сильных учеников - заполнить таблицу и отформатировать ее вид.

  • Для слабых учеников - заполнить таблицу.




Ход урока:

I.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Устный опрос по вопросам учебника

III. Теоретическая часть (10 мин.)

Объяснение нового материала производится с помощью демонстрации презентации 9_5.2 «ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ»

Типы ссылок


При копировании этой же формулы в ячейки А3 и А4 получим соответственно: Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

При копировании формулы из ячейки А2 в ячейки B2, С2 и D2 относительная ссылка автоматически изменяется .

Пример 1. Проведём расчёт предполагаемой численности населения города в ближайшие 5 лет, если в текущем году она составляет 40 000 человек и увеличивается ежегодно на 5%.

Внесём в таблицу исходные данные, в ячейку В3 введём формулу = В2+0,05*В2 с относительными ссылками; скопируем формулу из ячейки В3 в диапазон ячеек В4:В7.

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

При копировании формулы, содержащей относительные ссылки, нужные нам изменения осуществлялись автоматически.

Абсолютные ссылки

При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, абсолютная ссылка не изменяется. При копировании формулы вдоль строк и вдоль столбцов абсолютная ссылка не корректируется.

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Пример 2. Некий гражданин открывает в банке счёт на сумму 10 000 рублей. Ему сообщили, что каждый месяц сумма вклада будет увеличиваться на 1,2%. Для того чтобы узнать возможную сумму и приращение суммы вклада через 1, 2,…, 6 месяцев, гражданин провёл следующие расчёты

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Смешанные ссылки

Смешанная ссылка содержит либо абсолютно адресуемый столбец и относительно адресуемую строку ($A1), либо относительно адресуемый столбец и абсолютно адресуемую строку (A$1).

При копировании или заполнении формулы вдоль строк и вдоль столбцов относительная часть ссылки автоматически корректируется, а абсолютная - не корректируется.

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Пример 3. Требуется составить таблицу сложения чисел первого десятка, т. е. заполнить таблицу следующего вида:

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

При заполнении любой ячейки этой таблицы складываются соответствующие ей значения ячеек столбца А и строки 1.



Внесём в ячейку В2 формулу =$A2+B$1 и скопируем её на весь диапазон В2:J10. Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Должна получиться таблица сложения.





Встроенные функции

Встроенные функции - заранее определённые формулы.

В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др.

Имя функции

Действие функции

СУММ (SUM)

Суммирование аргументов

МИН (MIN)

Определение наименьшего значения из списка аргументов

МАКС (MAX)

Определение наибольшего значения из списка аргументов

СЧЁТ

Подсчитывает количество чисел в аргументе

Правила ввода функций

  1. Выделить ячейку, где будет введена функция

  2. Вставка - Функция ( или fx на панели инструментов)

  3. Выбрать функцию из списка

  4. В окне Число ввести диапазон исходных данных

  5. Ок

Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулыРазработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»





Пример 4. Правила судейства в международных соревнованиях по одному из видов спорта таковы:

1) выступление каждого спортсмена оценивают 6 судей;

2) максимальная и минимальная оценки каждого спортсмена отбрасываются;

3) в зачёт спортсмену идёт среднее арифметическое оставшихся оценок.

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Требуется подсчитать оценки всех участников соревнований и определить оценку победителя.

Для этого:

1) в ячейки А10, А11, А12 и А14 заносим тексты «Максимальная оценка», «Минимальная оценка», «Итоговая оценка», «Оценка победителя»

2) в ячейку В10 заносим формулу =МАКС(В3:В8)

2а) копируем содержимое ячейки В10 в ячейки С10:F10

3) в ячейку В11 заносим формулу =МИН(В3:В8)

3а) копируем содержимое ячейки В10 в ячейки С11:F11

4) в ячейку В12 заносим формулу =(СУММ(В3:В8)-В10-В11)/4

4а) копируем содержимое ячейки В12 в ячейки С12:F12

5) в ячейку В14 заносим формулу =МАКС(В12:F12)

Результат решения задачи:

Разработка урока информатики в 9 классе по теме «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

Логические функции

Название логической операции

Логическая связка

Конъюнкция

«и»; «а»; «но»; «хотя»

Дизъюнкция

«или»

Инверсия

«не»; «неверно, что»



IV. Практическая работа «Логические функции и абсолютные адреса» (25 мин.)

V. Итог урока (2 мин.)

Объявление оценок за урок

VI. Домашнее задание (1 мин.)

§22, вопросы после §

6


© 2010-2022