Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов»

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы элективного курса

1.1. Табличный процессор MS Excel

1.2. Особенности использования финансовых функций в MS Excel

1.3. Технология работы и виды финансовых функций в области кредитования в MS Excel

Глава 2. Методические материалы к элективному курсу

2.1. Пояснительная записка

2.2. Содержание курса

2.3. Учебно-тематическое планирование

2.4. Дидактические материалы

Заключение

Список литературы

Приложение


3

4


8



10

11


18

21

23

29

30















Введение

Цель: разработать учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Задачи:

  1. Провести анализ проблем обучения работе в табличном процессоре MS Excel при выполнении экономических расчетов в школе и обоснование целесообразности изучения школьниками данного раздела;

  2. Определить основные принципы построения элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов»;

  3. Разработать элементы структуры и содержания элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов»;

  4. Определить типовые задачи темы;

  5. Подобрать материал для текущего и промежуточного контроля.

Актуальность моего исследования заключается в обосновании и разработке элементов учебно-методического материала.

Значимость исследования определяется содержанием теоретического материала, направленного на формирование специальных знаний и умений при изучении темы «Применение MS Excel для экономических расчетов» в школьном курсе информатики.

Структура и содержание работы определены следующим образом: введение, две главы (с разделами), заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе представлены теоретические основы элективного курса. Во второй главе содержатся методические материалы к элективному курсу «Применение MS Excel для экономических расчетов».







Глава 1. Теоретические основы элективного курса

1.1. Табличный процессор Excel

MS Excel - одна из самых популярных сегодня программ электронных таблиц. Ею пользуются ученые и деловые люди, бухгалтеры и журналисты, с ее помощью ведут разнообразные таблицы, списки и каталоги, составляют финансовые и статистические отчеты, подсчитывают состояние торгового предприятия, обрабатывают результаты научного эксперимента, ведут учет, готовят презентационные материалы. Возможности Excel очень высоких[2].

Так как Excel - программа, работающая с таблицами, то здесь оперируют различными данными. В электронных таблицах используют, как правило, следующие типы данных: текст - это любая последовательность символов; число - это числовая константа; формула - это выражение, состоящее из числовых величин и арифметических операций. (Пример: =А5/Н8*12); функции - это запрограммированные формулы, позволяющие проводить часто встречающиеся последовательности вычислений. (Например, функция автосуммирования может быть представлена следующим образом: =СУММ(А1: А4)).

Оформление таблиц может быть самым разнообразным, возможности форматирования данных - как в хорошем текстовом процессоре: можно менять шрифты, начертания, выделять строки, столбцы или отдельные ячейки текста цветом, рамочками и линеечками, закрашивать области фоном или цветом, строить по табличным данным графики и диаграммы, вставлять таблицу с картинками и т.д.

Программа достаточно мощная, возможности ее, особенно в последних версиях, весьма обширны. Одних только математических, логических, бухгалтерских, статистических функций, которые Excel может выполнять над табличными данными более 200 [5].

Excel - программа многооконная, что позволяет одновременно загружать столько файлов, сколько позволит объем оперативной памяти компьютера. Окно Excel содержит множество различных элементов. Некоторые из них присущи всем программам в среде Windows, остальные есть только в окне Excel. Вся рабочая область окна Excel занята чистым рабочим листом (или таблицей), разделённым на отдельные ячейки. Столбцы озаглавлены буквами, строки - цифрами. Рабочий лист представлен в виде отдельного окна со своим собственным заголовком - это окно называется окном рабочей книги, так как в таком окне можно обрабатывать несколько рабочих листов. На одной рабочей странице в распоряжении 256 столбцов и 16384 строки. Строки пронумерованы от 1 до 16384, столбцы названы буквами и комбинациями букв. После 26 букв алфавита колонки следуют комбинации букв АА, АВ и т.д. Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

После запуска Excel содержит пять областей: окно книги, которое занимает большую часть экрана, строку меню, две или больше панелей инструментов, строку формул и строку состояния (строка меню, панелей инструментов, строка формул, и строка состояния появляются на экране даже в том случае, если книга не видна). Все вместе эти пять областей называются «Рабочей областью Excel». После запуска Excel первой пока еще пустой книги дается имя Книга 1. Если в течении текущего сеанса работы будет открыта новая книга, то Excel назовет ее Книга 2. Книга Excel может содержать листы пяти типов: рабочие листы, листы диаграмм модули Visual Basic, листы диалогов и листы макросов Microsoft Excel.

Окно книги составляет основную часть рабочей области. В нижней части окна книги размещаются кнопки прокрутки ярлыков листов, а в верхней части - строка заголовка. Новая книга первоначально содержит 16 отдельных листов. Чтобы просмотреть содержание книги, можно использовать четыре кнопки, расположенные в нижнем левом углу окна. Две средние кнопки служат для прокрутки на один лист влево или вправо. Две крайние кнопки выполняют прокрутку к первому или последнему листу книги.

Перечисленные кнопки прокрутки не активизируют листы книги. Чтобы сделать лист активным, следует после прокрутки ярлыков щелкнуть на листе. В правом конце строки заголовка окна книги находятся три кнопки для управления размерами окон: Свернуть, Развернуть и Закрыть. Ячейка, находящаяся на пересечении строки и столбца, является основным элементом любого рабочего листа. Каждая ячейка занимает уникальное место на листе, может хранить и отображать информацию, имеет однозначные координаты, которые называются адресом ячейки или ссылкой. Например, ячейка, находящаяся на пересечении столбца A и строки 1, имеет адрес A1. Ячейка на пересечении столбца Z и строки 100 имеет адрес Z100. Ссылки, являющиеся идентификаторами ячеек, бывают трех видов: абсолютные, относительные и смешанные. Абсолютные не изменяются, когда ячейки содержат формулы при копировании.

В относительных ссылках адреса при копировании формул в другое место изменяются. Смешанные ссылки состоят из абсолютных и относительных. В тех случаях, когда необходимо, чтобы изменились координаты ячеек используют относительные ссылки, если необходимо, чтобы координаты не изменялись используют относительную ссылку, в иных случаях используют смешанные. В тех случаях, когда координаты следует делать неизменными, перед ними ставят знак "$". Выделенную ячейку называют активной или текущей ячейкой, адрес активной ячейки выводится в поле имени, которое находится в левом конце строки формул. При 256 столбцах и 16384 строках рабочий лист содержит более 4 миллионов ячеек [1].

Макрос - это записанная последовательность команд и действий пользователя, сохранённая под уникальным именем, которую может выполнить Excel. Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Код макроса может служить основой для дальнейших разработок и является учебным материалом, т.к. по коду макроса можно научиться записывать последовательность действий в VBA.

Имя макроса может содержать до 255 символов и должно начинаться с буквы. В имя могут входить буквы, цифры и знаки подчёркивания. Пробелы в именах макросов не допускаются.

Если при работе с Microsoft Excel для Windows возникает необходимость несколько раз выполнить одну и ту же последовательность действий, то можно записать эту последовательность под определенным именем. Записанная под определенным именем последовательность действий называется макросом. Записанный макрос можно вызывать для выполнения из основного меню при помощи кнопки на панели инструментов или на рабочей области, а также комбинации клавиш. Макрос может быть назначен так же графическому объекту.

Обозначим основные моменты создания макроса.

1. Макрос представляет собой записанную последовательность определенных действий.

2. Для записи макроса выполните команду Сервис | Запись макроса.

3. Назначение существующему макросу клавиши быстрого вызова и пункта меню выполняется с помощью команды Сервис | Макрос.

4. Команда с относительными ссылками записывает макрос, обрабатывающий данные в любом месте рабочей книги.

5. Редактировать текст макроса можно непосредственно в модуле с текстом.

6. Для удаления макроса нажмите мышью на его имени. При этом станут доступными кнопки окна диалога "Макрос", в том числе кнопка Удалить.

7. Команда Сервис | Назначить макрос назначает макросы графическим объектам.

8. Введите в поле ввода Имя макроса название создаваемого макроса и запишите новый макрос.

9. Вы можете вносить изменения непосредственно в текст программы, в которой на языке Visual Basic for Applications записана последовательность действий макроса.

10. Записанный макрос можно запустить на выполнение одним из следующих способов:

  • из основного меню

  • при помощи кнопки на панели инструментов

  • при помощи кнопки на рабочей области

  • нажатием комбинации клавиш клавиатуры

  • нажатием кнопкой мыши на графическом объекте [4].

1.2. Особенности использования финансовых функций в MS Excel

Сегодня нельзя всерьез претендовать на работу экономиста, менеджера, бухгалтера, финансиста, специалиста по ценным бумагам и т.п., если не уметь обращаться с компьютером. Умение работы с компьютером предполагает, прежде всего, знание текстовых процессоров, электронных таблиц, системы управления базами данных и систем для работы с графикой.

EXCEL является одной из самых популярных программ работающих в операционной среде Windows, поскольку объединяет возможности графического и текстового редактора с мощной математической поддержкой.

Функции EXCEL используют базовые модели финансовых операций, базирующиеся на математическом аппарате методов финансово-экономических расчетов. Использование возможностей компьютера и табличного процессора EXCEL позволяет облегчить выполнение расчетов и представить их в удобной для пользователя форме.

Финансовые функции EXCEL предназначены для проведения финансово-коммерческих расчетов по кредитам и займам, финансово-инвестиционного анализа, ценным бумагам.

Однако для ряда пользователей существуют трудности при использовании финансовых функций в среде EXCEL, поскольку синтаксис пакета использует иные обозначения основных понятий финансовых операций, нежели в классических расчетах.

На основной панели инструментов имеется кнопка "Мастер функций", с помощью которой открывается диалоговое окно Диспетчера функций. Оно организовано по тематическому принципу. Выбрав в списке тематическую группу Финансовые, получите полный перечень списка имен функций, содержащихся в данной группе. Когда курсор стоит на имени функции, в нижней части окна приводится краткая характеристика функции и синтаксис. Вызов функции осуществляется двойным щелчком на ее имени или нажатием кнопки "Далее" в диалоговом окне Диспетчера функций. Диалоговое окно Ввода аргументов функции для каждой финансовой функции регламентировано по составу и формату значений перечня аргументов.

При работе с финансовыми функциями необходимо учитывать специфику задания значения аргументов:

  • можно вводить как сами значения аргументов, так и ссылки на адреса ячеек;

  • все расходы денежных средств (платежи) представляются отрицательными числами, а все поступления денежных средств - положительными числами;

  • процентная ставка вводится с использованием знака %;

  • все даты как аргументы функций имеют числовой формат.

Функции, обслуживающие расчеты по операциям наращения позволяют рассчитать будущую стоимость разовой суммы по простым и сложным процентам, а также будущее значение потока платежей, как на основе постоянной процентной ставки, так и на основе переменной процентной ставки.

Методика использования финансовых функций требует соблюдения определенной технологии [7].

1.3. Технология работы и виды финансовых функций в области кредитования в MS Excel

Технология работы с финансовыми функциями на рабочих листах Excel в целом не отличается от работы с другими функциями:

1) подготовка исходных значений основных аргументов функции;

2) для расчета финансовой функции курсор устанавливается в нужную ячейку и вызывается с панели задач Диспетчер функций;

3) из появившегося списка выбираем в разделе финансовых функций необходимую;

4) вводим аргументы функций;

5) получаем результат.

К основным финансовым функциям в Excel в области расчетов кредитования удобно использовать: ПС(), ПЛТ(), ОСПЛТ(), ПРПЛТ(), КПЕР(), БС(), СТАВКА().

Назначение финансовых функций представлено в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Назначение финансовых функций

Название функции

Аргументы

Назначение

БС

БС(ставка;кпер;плт;пс;[тип])

Рассчитывает будущую стоимость периодических постоянных платежей и будущее значение вклада (или займа) на основе постоянной процентной ставки

ПС

ПС(ставка;кпер;плт;бс;[тип])

Предназначена для расчета текущей стоимости, как единой суммы вклада (займа), так и будущих фиксированных периодических платежей

КПЕР

КПЕР(ставка;плт;пс;бс;[тип])

Вычисляет количество периодов начисления процентов исходя из известных величин ставки, платежа, и суммы займа (вклада)

ПЛТ

ПЛТ(ставка;кпер;пс;бс;[тип])

Позволяет рассчитать сумму постоянных периодических платежей, необходимых для равномерного погашения займа, при известных сумме займа, ставке процентов и сроках, на который он выдан

ПРПЛТ

ПРПЛТ(ставка;период;кпер;пс;бс)

Возвращает сумму платежей процентов по инвестиции за данный период, на основе постоянства сумм периодических платежей и постоянства процентной ставки

ОСПЛТ

ОСПЛТ(ставка;период;кпер;пс;бс)

Возвращает величину платежа в погашение основной суммы по инвестиции за данный период и на основании постоянства периодических платежей и процентной ставки.

СТАВКА

СТАВКА(кпер;плт;пс;бс;[тип])

Вычисляет процентную ставку, которая в зависимости от условий операции может выступать либо в качестве цены, либо в качестве нормы ее рентабельности

Как видно из таблицы, практически все функции содержат одинаковый набор аргументов:

Ставка - процентная ставка за период (норма доходности или цена заемных средств - r)

Кпер - срок (число периодов n) процедения операции.

Плт - выплата производимая каждый период и не меняющаяся за все время выплаты ренты.

Пс - это приведенная к текущему моменту стоимость, или общая сумма, которая на текущий момент равноценна ряду будущих платежей. Если аргумент ПС опущен, то он полагается равным 0. В этом случае должно быть указано значение аргумента Плт.

Бс - требуемое значение будущей стоимости или остатка средств после последней выплаты. Если аргумент опущен, он полагается равным 0 (например будущая стоимость займа равна 0)

[тип] - число 0 или 1, обозначающее когда должна производится выплата (1 - начало периода (обычная рента или пренумерандо), 0 - конец периода (постнумерандо)).

Во многом функции перекрещиваются между собой, таким образом в решение одной финансовой задачи по расчету к примеру платежей по кредиту может использоваться несколько функций [9].


Глава 2. Методические материалы к элективному курсу

2.1. Пояснительная записка

Принципы отбора содержания

Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности, предоставить возможность развить свои способности в том направлении, к которому они имеют большую склонность. Современный выпускник школы должен обладать культурой мышления, достаточной для продолжения обучения в высшем учебном заведении выбранного направления и уметь применять полученные им знания для решения задач, возникающих в его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений так, чтобы он смог примерить на себя и социальную роль.

Предлагаемый элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» в объёме 34 часа предназначен для учащихся 11 классов. Знания, полученные при изучении этого элективного курса, имеют для учащихся большое значение в сфере практической экономики и при их дальнейшем обучении в экономической сфере.

Деятельность любого специалиста в информационном пространстве требует, прежде всего, умения автоматизировать процессы обработки информации. И эта автоматизация должна происходить в доступной для него среде. Существует множество программных продуктов для специалистов экономических направлений с узкой специализацией: для бухгалтеров, менеджеров, финансистов и других профессионалов. Во многих случаях комплексное решение любой экономической задачи дают современные электронные таблицы.

Наиболее популярными электронными таблицами сегодня являются MS Excel, которые представляют собой инструментальное средство высокого уровня, позволяющее решать далеко не тривиальные задачи, понятными и доступными методами, обеспечивающими автоматизацию самых разных аспектов экономики: бухгалтерия, финансовый учет и анализ, подготовка документов в различные инстанции, планирование и оценки деятельности предприятия и многое другое.

Повышение результативности социально-экономического профильного образования достигается изучением экономических процессов различными методами. Элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики. Проникновение информатики в экономику связано с систематическим выполнением экономистами сложных и трудоёмких расчетов при решении профессиональных задач, которые было бы рационально автоматизировать с помощью компьютера. Обучение опирается на знания учащихся, полученные на занятиях информатики и ИКТ, экономики, математики и других общеобразовательных предметов. То есть предполагается, что экономические термины, необходимые при решении задач данной программы, изучаются учащимися в соответствующих курсах экономики, а в рамках данного курса получают свою конкретизацию и наглядность.

Использование компьютера, как средства интенсификации учебной деятельности, ее активизации и стимулирования, влияет на развитие у школьников творческого мышления, а также формирования нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Изучение прикладных аспектов информатики в интересах обучаемого, за счет реализации в рамках курса межпредметных связей, повышает эффективность профильного обучения в целом. В то же время учет возрастных особенностей при организации обучения дает возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует формированию личности учащегося.

Содержание данного элективного курса предполагает дальнейшее углубление и детализацию полученных учащимися знаний как с учетом развития аппаратного и программного обеспечения, так и с учетом гораздо большей практической направленности, т. к. при решении профессионально-ориентированных задач учащиеся не только глубже усваивают экономические понятия, которые являются ключевыми для учащихся социально-экономического профиля, но и добиваются получения осознанных навыков работы с компьютером. Кроме того, решение задач именно с экономическим содержанием при использовании MS Excel обогащает социальный опыт, систематизирует полученные ими знания, помогает легче освоить профессиональную терминологию, формирует умение создавать алгоритмы конкретных экономических расчетов.

В соотношении теоретических и практических занятий в программе перевес сделан в сторону практической деятельности учащихся, поскольку именно деятельностный подход развивает творческие способности школьников. Задания разного уровня сложности, позволяют создать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию и учесть в процессе обучения темп работы каждого обучающегося.

Особенностью данного элективного курса в рамках социально-экономического профиля является качественно новый подход к подбору задач при изучении стандартного программного обеспечения MS Excel. Поскольку, предлагаемые учащимся задачи должны способствовать формированию именно экономического мышления, то это осуществляется и через фабулу профессионально-ориентированных задач, и при их решении, и при анализе результата решения.

Для отбора задач использовались следующие принципы:

  • Задача является профессионально-ориентированной, если в ее условии содержатся компоненты экономических понятий или экономическое содержание проявляется в процессе решения задачи;

  • В формулировке задачи присутствует ее технологическая направленность (которая аргументируется либо «рутинностью» решения задачи без использования MS Excel, либо в требовании «электронного» характера создаваемых (обрабатываемых) информационных продуктов);

  • По своему содержанию задача и логика её решения максимально приближены к возможностям, заложенным в табличном процессоре MS Excel;

  • Уровень сложности задачи ограничивается математическим аппаратом школы.

Ведение элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов» ориентировано на удовлетворение запроса учащихся социально-экономического профиля обучения. Он является логическим продолжением преподавания в рамках указанного профиля обучения предметов: экономики, математики и информатики и ИКТ, и осуществляет разумный баланс между общеобразовательным содержанием выбранного профиля и его дальнейшей профессиональной направленностью, что, несомненно, повышает профессиональное самоопределение учащихся и уровень их социальной адаптации.

Целью является получение учащимися практического опыта решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных экономических возможностей электронных таблиц MS Excel.

Для этого необходимо решить следующие учебные задачи:

  • Закрепить теоретические знания и определения экономики, без которых невозможно решение задач экономического профиля;

  • Показать возможность эффективного использования информационных технологий в экономике;

  • Научить учащихся использовать MS Excel для работы с экономической информацией;

  • Развить умения рационально применять возможности MS Excel в экономической сфере;

  • Выработать практические навыки экономических расчетов с помощью MS Excel;

  • Проанализировать возможности графических методов прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;

  • Сформировать навыки решения оптимизационных задач экономики средствами MS Excel.

  • Продемонстрировать анализ полученных с помощью MS Excel результатов.

Уметь:

  • Выбирать методы для решения конкретной экономической задачи;

  • Составлять алгоритмы решения задач экономической сфере;

  • Выполнять экономические расчеты в MS Excel;

  • Использовать финансовые функции для финансовых расчетов;

  • Осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Ecxel;

  • Подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера;

  • Применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;

  • Решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel;

  • Грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат.

Иметь навыки:

  • Использования MS Excel для работы с экономической информацией;

  • Создания алгоритмов экономических расчетов;

  • Осуществления экономических расчетов с помощью MS Excel;

  • Проведения основных операций с базами данных в MS Excel;

  • Применения метода графического прогнозирования средствами MS Excel для экономических процессов;

  • Решения оптимизационных задач экономики с помощью MS Excel;

Планируемые результаты курса

В результате обучения учащийся должен знать:

  • Терминологию и теоретические основы экономики, необходимые для выбранного спектра экономических расчетов;

  • Особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов;

  • Методы определённых курсом экономических расчетов;

  • Основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel;

  • Организацию и ключевые операции с базами данных в MS Excel;

  • Графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;

  • Способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения.

  • Проведения виртуальных экономических экспериментов и анализа полученных в MS Excel результатов.

Структура деятельности обучаемых

Формы деятельности

Обучение строится с использованием следующих форм занятий:

Лекция

На лекции излагается минимально необходимый объем информации из рассматриваемой предметной области: ключевые теоретические вопросы, информация об используемых программных средствах, основные технологии решения. В поддержку лекционного курса учащимся предлагаются тематические презентации.

Практическое занятие

При проведении практических занятий используются развивающие упражнения, представляющие алгоритмические предписания для решения конкретной задачи. Логическая последовательность упражнений позволяет более индивидуализировать процесс обучения и обеспечивает приобретение учащимися необходимых умений и навыков.

Самостоятельная работа

Под самостоятельной работой подразумеваются задания, требующие у учащихся самостоятельных обобщений и выводов, осмысления своей деятельности и стимулирование к овладению технологиями самообучения. К ним относятся: домашние задания, письменные и некоторые практические упражнения.

Проверка знаний

Осуществляется в виде контрольных работ, контрольных тестов. Оценивается результат выполненных учащимися работ. Проверка знаний проводится в форме текущего и итогового контроля. Работы оцениваются по обычной пятибалльной системе.

2.2. Содержание курса

Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel

Тема 1. Организация экономических расчетов в MS Excel

Особенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора MS Excel. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Маркер заполнения. Ошибки в формулах и их устранение.

Расчеты предельного продукта труда, коэффициента эластичности спроса по цене, предельной нормы замещения, рыночного спроса, графика бюджетной линии. Определение равновесной цены. Расчет прибыли фирмы.

Тема 2. Использование встроенных финансовых функций для анализа и расчетов экономических показателей

Классификация встроенных финансовых функций MS Excel. Специфика применения финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Анализ данных при выплате простых и сложных процентов по вкладу. Расчеты конечной суммы вклада или займа. Определение срока финансовой операции. Расчеты начальной суммы вклада или займа. Определение процентной ставки. Синтаксис функций: ПС, БС, КПЕР, СТАВКА. Функции для расчёта по кредитам и займам. Алгоритмы расчётов по кредитам и займам. Синтаксис функций: ПЛТ, ПРПЛТ, ОСПЛТ. Основные алгоритмы расчёта амортизации используемые в MS Excel. Применение финансовых функций для расчета амортизации. Синтаксис функций: АПЛ, АСЧ, ФУО, ДДОБ, ПУО.

Решение задач по определению будущего значения вклада при постоянной процентной ставке. Решение задач по определению текущей стоимости фиксированных периодических платежей. Решение задач по нахождению числа периодов постоянных выплат для достижения заданной конечной величины вклада. Нахождение процентной ставки. Расчёт по кредитам и займам. Составление схемы платежей по займу. Расчет амортизации. Расчет амортизации равномерным методом. Расчет амортизации методом суммы чисел. Сравнение результатов расчетов различными методами.

Тема 3. Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel

Понятие списка в MS Excel. Использование функции автозаполнения для списков. Создание пользовательских списков. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация, подведение итогов. Технология создания сводной таблицы. Мастер сводных таблиц. Группировка и обновление данных в сводных таблицах. Преимущества и недостатки использования электронных таблиц MS Excel в качестве баз данных.

Контроль за состоянием ресурсов в БД «Анализ сбыта». Детализация продаж БД «Анализ сбыта». Оперативный учет продаж БД «Анализ сбыта». Подготовка решений с помощью Сводных таблиц в БД «Анализ сбыта».

Раздел II. Использование деловой графики при проведении экономических расчетов

Тема 1. Построение графиков и диаграмм.

Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Необходимость графической интерпретации данных. Средства графического представления данных. Создание диаграмм и графиков. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных. Виды диаграмм. Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм.

Построение графика производственных возможностей. Создание диаграммы «Структура денежной массы в США 1990», кривых предложения и спроса. Построение кривой безразличия. Исследование бюджетной линии. Графическое решение поиска равновесной цены. Графическая интерпретация оптимального выпуска продукции фирмой (методом сопоставления предельных доходов с предельными издержками).

Понятие аппроксимации функций. Понятие тренда. Виды линий трендов, создаваемых методом графической аппроксимации в MS Excel. Типы диаграмм, поддерживающие построение линий тренда. Организация линии тренда без создания данных для её построения. Выбор подходящей линии тренда для конкретных данных. Прогнозирование на основе линии тренда. Степень точности аппроксимации исследуемого процесса.

Методы аппроксимации. Реализация метода наименьших квадратов в MS Excel для функции предложения. Прогнозирование функции объема продаж, заданного таблицей наблюдений, графическим способом, заложенным в MS Excel.

Раздел III. Способы анализа и обработки информации для принятия решения

Тема 1. Подбор параметра

Метод последовательных итераций. Инструмент подбора одиночного параметра с одновременным контролем результирующего значения. Понятие целевой и влияющей ячеек. Предельное число итераций. Относительная погрешность результата. Этапы решения задач с использованием «Подбора параметра». Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений.

Определение равновесной цены. Использование функции «Подбор параметра» при расчете суммы вклада с учетом инфляции. Поиск процентной ставки с помощью «Подбора параметра» в условиях периодических переменных платежей по вкладу. Подготовка данных. Анализ результатов.

Тема 2. Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel

Задачи оптимизации в экономике. Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных экономических расчетов. Основная терминология: целевая ячейка, изменяемые ячейки, ограничения. Рекомендации по решению задач оптимизации с помощью надстройки «Поиск решения». Организация ограничений. Примеры использования электронных таблиц для решения типичных экономических оптимизационных задач.

Использование Поиска решения для определения оптимального плана производства. Решение задачи оптимального плана перевозок. Проведение расчетов определения оптимального распределения капитала.

2.3. Учебно-тематическое планирование

Тема

Всего часов

В том числе

Вид деятельности

лекции

практи-ческие

Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel

17

8,5

8,5


Тема 1. Организация экономических расчетов в MS Excel

6

3

3


1

Повторение. Основные принципы редактирования и оформления таблиц.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

2

Организация формул и форматирование данных в таблицах, содержащих экономическую информацию.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

3

Использование маркера заполнения для данных и формул. Расчеты с применением ссылок разного вида.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

4

Использование встроенных функций MS Excel для экономических расчетов.

1

0,5

0,5

Практическая работа

5

Создание и форматирование таблицы расчета прибыли фирмы.

1

0,5

0,5

Практическая работа

6

Контрольная работа.

1

0,5

0,5


Тема 2. Использование встроенных финансовых функций для анализа и расчетов экономических показателей

5

2,5

2,5


7

Классификация встроенных финансовых функций MS Excel.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

8

Способы начисления процентов. Расчеты по вкладам и займам.

1

0,5

0,5

Практическая работа

9

Схема погашения долга равными выплатами. Составление плана погашения долга равными срочными уплатами.

1

0,5

0,5

Практическая работа

10

Алгоритмы расчёта амортизации используемые в MS Excel. Применение финансовых функций для расчета амортизации.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

11

Контрольная работа.

1

0,5

0,5


Тема 3. Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel

6

3

3


12

Понятие списка в MS Excel. Список как база данных экономической информации.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

13

Анализ экономической информации посредством операции Сортировки.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

14

Использование операций фильтрации для анализа экономической информации.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

15

Оперативное отображение информации с помощью процедуры Итоги MS Excel.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

16

Понятие сводной таблицы. Использование сводных таблиц в подготовки сводных отчетов.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

17

Обработка списков. Решение задач.

1

0,5

0,5

Практическая работа

Раздел II. Использование деловой графики для организации экономических расчетов

7

3,5

3,5


Тема 1. Построение графиков и диаграмм.

7

3,5

3,5


18

Анализ экономических данных с использованием графического аппарата MS Excel.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

19

Создание и редактирование графиков и диаграмм, отображающих экономическую информацию

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

20

Графическое решение экономических задач в MS Excel.

2

1

1

Лекция, практическая работа

21

Понятие тренда. Виды линий трендов используемых при аппроксимации средствами MS Excel.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

22

Прогнозирование объема продаж, графическим способом MS Excel.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

23

Контрольная работа.

1

0,5

0,5


Раздел III. Способы анализа и обработки информации для принятия решения

10

5

5


Тема 1. Подбор параметра

3

1,5

1,5


24

Использование аппарата «Подбор параметра» в задачах принятия решения.

1

0,5

0,5

Практическая работа

25-26

Экономические расчеты с помощью «Подбора параметра». Использование «Подбора параметра» при определении равновесной цены.

2

1

1

Практическая работа

Тема 2. Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel

7

3,5

3,5


27

Решение экономических задач с помощью Поиска решения.

1

0,5

0,5

Лекция, практическая работа

28-29

Использование «Поиска решения» для определения оптимального плана производства.

2

1

1

Практическая работа

30-31

Проведение расчетов определения оптимального распределения капитала.

1

0,5

0,5

Практическая работа

32-33

Решение задачи оптимального плана перевозок. Решение транспортных задач.

2

1

1

Практическая работа

34.

Контрольная работа.

1

0,5

0,5



ИТОГО:

34

17

17


2.4. Материалы для контроля знаний обучающихся

Формы текущего контроля

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических компьютерных заданий. Такой вид контроля не влияет на ход урока, делает процесс контроля знаний более комфортным, а также побуждает учащихся самостоятельно контролировать собственный процесс обучения.

Практикум

Урок 1.

Тема урока:
Повторение. Основные принципы редактирования и оформления таблиц на примере таблицы «Расчет предельного продукта труда»

Упражнение.

Задание:
Отредактируйте таблицу по предлагаемому образцу:

Образец

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Ход выполнения:

  1. Из папки «Primer» откройте файл «Upr1».

  2. В открытой таблице нет заголовка. Организуйте его:

    1. Выделите первую строку щелчком по ее номеру;

    2. Дайте команду Вставка/ Строки;

    3. Активизируйте ячейку А1 щелчком по ней;

    4. Наберите текст «Общий, средний и предельный продукт труда (шт)»

    5. По окончании набора нажмите на кнопку Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». в строке формул;

    6. Выделите диапазон ячеек А1:D1;

    7. Объедините ячейки под заголовок с помощью кнопки Объединить и поместить в центре - Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». .

  3. Совместите разрозненные части таблицы по образцу:

    1. Выделите диапазон ячеек G4:H8 (синяя граница);

    2. Наведите курсор мышки на границу выделенного диапазона и перетащите на 4 шага влево;

    3. Аналогично переместите В4:E11 (красная граница) на шаг влево и шаг вверх;

  4. Заполните ячейки информацией в соответствии с образцом:

    1. В ячейку В4 введите 200;

    2. Откопируйте содержимое ячейки В2 в С2 и D2:

      • Выделите ячейку В2;

      • Переместите ее мышкой в позициюС2 удерживая клавишу СTRL;

      • Откопируйте эту же информацию в D2 самостоятельно

      • Удалите ненужную информацию.

    3. Отредактируйте текст в ячейках С2 и D2.

      • Активизируйте ячейку С2;

      • В строке формул поставьте курсор в начало текста. С помощью клавиши DELETE, удалите текст Общий и наберите Средний;

      • Затем поставьте курсор в строке формул в скобки и замените Q на APL;

      • По окончании набора нажмите на Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». .

    4. Остальные ячейки приведите в соответствии с образцом самостоятельно.

    5. Удалите ненужную информацию:

      • Выделите ячейки С3:С10;

      • Нажмите клавишу DELETE.

  5. Сохраните таблицу в своей папке под именем «Upr1»: команда Файл/ Сохранить как…/ C:/ папка класса/ Ваша личная папка/ имя файла - «Upr1»/ Enter или Сохранить.

  6. Закройте программу MS Excel.

Упражнение.

Задание:
Оформите таблицу по предлагаемому образцу.

Образец

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Ход выполнения:

  1. Из папки «Primer» откройте файл «Upr2».

  2. Создайте в таблице заголовок.

  3. Сделайте выравнивание:

    1. Выделите весь лист;

    2. Задайте выравнивание в диалоговом окне, вызванном командой Формат/ Ячейки/ Выравнивание;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

    1. Ок.

  1. Определите границы таблицы:

    1. Организуйте внутренние границы таблицы (тонкие):

  • В технике перетаскивания выделите диапазон ячеек с А3:D12;

  • С помощью кнопки Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». определяем все внутренние границы стандартного вида.

    1. Создайте внешние границы таблицы (толстые):

  • Выделите диапазон ячеек с А2:D12, затем удерживая клавишу CTRL выделите еще диапазон А9: D2;

  • Через кнопку Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». определяем все внешние границы стандартного вида сразу в обоих диапазонах.

  1. Установите фон ячеек:

    1. Выделите с помощью клавиши CTRL все ячейки, имеющие фон;

    2. Используя кнопку Цвет заливки- Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». , создайте бледно зеленый фон этих ячеек.

  2. Отформатируйте числа в ячейках, где нужен денежный формат:

    1. Выделите ячейки В3:В12;

    2. Задайте в них денежный формат через кнопку Денежный формат - Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». .

    3. Чтобы десятичные знаки этих чисел не отображались в таблице: выделите ячейки В3:В12 и воспользуйтесь кнопкой Уменьшить разрядность - Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». .

  3. Приведите в соответствие шрифт в таблице:

    1. Основные его параметры в ячейках А2: D12: Times New Roman, 10:

  • Выделите диапазон ячеек А2:D12;

  • С помощью Панели форматирования дайте команду Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». ; а затем Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». ;

    1. Текст в ячейках А2:D2 еще отличается начертанием - полужирное: выделите ячейки и через кнопку Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». установите нужное начертание;

    2. Определите параметры шрифта в ячейке А1: Times New Roman, 12, полужирного начертания, самостоятельно.

  1. Чтобы подобрать ширину столбцов в соответствии с образцом надо мышкой потянуть разделитель заголовков столбцов в желаемую сторону. Аналогично регулируются и высоты строк.

  2. Закройте MS Excel, сохранив таблицу в своей папке в файле под именем «Upr2».



Формы итогового контроля

Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ без применения компьютера, контрольных работ с применением компьютера, контрольных тестов.


Контрольная работа по теме

«Использование встроенных функций MS Excel для экономических расчетов»


Указания:

Выполните задания, запишите ответ.

Критерии отметки:

«5»-9-10 правильных ответов;

«4»-7-8 правильных ответа;

«3»-5-6 правильных ответа;

«2»-0-4 правильных ответа;

1. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».не изменяются;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».преобразуются в зависимости от нового положения формулы;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».преобразуются в зависимости от длины формулы;

2. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:
Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».=A1*A2+B2;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».=$A$1*$A$2+$B$2;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».=$A$1*A3+B3;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».=$A$2*A3+B3.

3. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».5(A2+C3)/3(2B2-3D3) ;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3) ;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3)) ;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)) .

4. Строки электронной таблицы:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».именуются пользователями произвольным образом;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».обозначаются буквами русского алфавита;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».обозначаются буквами латинского алфавита;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».нумеруются.

5. Электронная таблица предназначена для:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».редактирования графических представлений больших объемов информации.

6. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».C3+4*D4

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».C3=C1+2*C2

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».A5B5+23

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».=A2*A3-A4

7. В общем случае столбы электронной таблицы:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».обозначаются буквами латинского алфавита;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».нумеруются;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».обозначаются буквами русского алфавита;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».4. именуются пользователями произвольным образом;

8. Активная ячейка - это ячейка:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».для записи команд;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».формула, в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».в которой выполняется какое-либо действие (ввод команд).

9. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:
Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».20;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».15;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».10;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».30.

10. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».280;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».140;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».40;

Учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов».35.

Заключение

Наиболее популярными электронными таблицами сегодня являются MS Excel, которые представляют собой инструментальное средство высокого уровня, позволяющее решать далеко не тривиальные задачи, понятными и доступными методами, обеспечивающими автоматизацию самых разных аспектов экономики: бухгалтерия, финансовый учет и анализ, подготовка документов в различные инстанции, планирование и оценки деятельности предприятия и многое другое.

Повышение результативности социально-экономического профильного образования достигается изучением экономических процессов различными методами. Элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики.

В ходе исследования были определены основные принципы построения методической системы обучения экономическим расчетам в табличном процессоре MS Excel.

Определено место темы в школьном курсе информатики и предложена методика при изучении данного раздела, проведен анализ методической литературы, представлен возможный вариант тематического планирования, цикл уроков-практикумов и тесты для итогового контроля.

Поэтому я считаю, что в результате проделанной работы была достигнута цель исследования: разработать учебно-методические материалы элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов» и реализованы поставленные задачи.


Литература

Для учащихся:

Информатика. Задачник - практикум под редакцией Семакина И., Хеннера Е. В 2 томах. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.

Карпов Б. Microsoft MS Excel 2000: Справочник, 2-е издание. - СПб.: Питер, 2001.

Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. Пособие для преподавателей экономики. -В 3-х книгах. Кн.1. Задачник по микроэкономике. - М.: Вита-Пресс, 2001.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Универсальный курс. - М.: АСТпресс, 1999.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, 2009 год.

Для учителя:

Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация: Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

Вигдорчик Е., Нежданова Г. Элементарная математика в экономике и бизнесе, серия «Экономика для школ России», М.: Вита-Пресс, 1995.

Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах.-СПб.: БХВ- Санкт-Петербург, 2000.

Долженков В.А., Колеников Ю.В., Рычков В.Н. Практическая работа с Microsoft MS Excel 97. - СПб.: БХВ, 1998.

Информационные технологии (для экономиста). Под ред.Волкова А.К. М., Инфра-М, 2001.

Лавренов С.М. MS Excel: Сборник примеров и задач. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Лукасевич И.Я.. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

Мельников П..П., Миронова И.В., Шполянская И.Ю. Практикум по экономической информатике М., Финансы и статистика, 2002.

Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в MS Excel. М., Филинъ, 2001.

Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов. общеобразоват. Учрежд. Профильный уровень образования, Под ред. С.И. Иванова, В 2-х книгах, М.: Вита-Пресс, 2006.

Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник/ Г.А.Титоренко, Н.Г.Черняк, Л.В.Еремин и др.; Под ред. В.П.Косарева, А.Ю.Королева. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Экономическая информатика: Учебник для вузов/ В.В.Евдокимов, Ю.Б.Бекаревич и др.; Под ред. В.В.Евдокимова, - СПб.: Питер, 1997.

32


© 2010-2022