Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для учащихся 5-х классов

2015 - 2016 уч. год




Образовательная область: Математика и информатика












Составитель:


Горохова М.А., учитель информатики





2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Информатика» для учащихся 5 классов разработана на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-6 классов», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

  1. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.

Рабочая программа включает разделы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане

  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  5. Содержание учебного предмета

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  7. Тематическое планирование

  8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  9. Календарно-тематическое планирование

  10. Список литературы

Изучение информатики в 5 классах направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ и авторской программой учебного курса.

Изменения, внесенные в авторскую программу Л.Л. Босовой, взятую за основу написания Рабочей программы:

№ п/п

Изменение

Основание

Тема 1 «Информация вокруг нас»

Уменьшение количества часов с 13 ч до 9 ч

4 часа добавлены на изучение темы «Информационные технологии»

Тема 2 «Информационные технологии»

Увеличение количества часов с 13 ч до 17 ч.

Увеличение количества часов происходит за счет 4 ч. Темы «Информация вокруг нас» в связи с выполнением большого объема практических работ.

Тема 4 «Резерв»

Уменьшение количества часов

с 2 ч до 1 ч.

1 час исключен, т.к. учебный план образовательного учреждения предполагает в 5-м классе 34 учебные недели.


































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм

мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение

этого опыта.














местО учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается в 5 классе, рассчитан на 34 часа (из расчета 1 час в неделю), в том числе на практическую часть отводится 18 часов, на контрольные и зачетные уроки 4 часа.















































ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе, обучения информатике в среднем и старшем звене), наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность.

Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.


































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (34 ч)

Информация вокруг нас (9 часов)

Информация и информатика. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.


Информационные технологии (17 часов)

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации


Информационное моделирование (3 часа)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.


Элементы алгоритмизации (4 часа)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисци-плин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

-владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из од-ной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

-опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

-владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и метода-ми освоения новых инструментальных средств;

-владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

-умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

-умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

-умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

-умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

-умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

-умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

-умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

-умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

-навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.




















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Таблица тематического распределения количества часов



Тема



Количество часов

Авторская программа Л.Л. Босовой

Рабочая программа

1

Информация вокруг нас.

13

9

2

Информационные технологии.

13

17

3

Информационное моделирование

3

3

4

Элементы алгоритмизации

4

4


Резерв

2

1


ИТОГО:

35

34

Количество контрольных и практических работ

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация вокруг нас.

9

4

1

2

Информационные технологии.

17

12

2

3

Информационное моделирование

3

0

0

4

Элементы алгоритмизации

4

2

1

5

Резерв

1

0

0


ИТОГО:

34

18

4























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

  1. Информатика: учебник для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  2. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС),/ Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

  3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС, / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.


  1. Дополнительная литература:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

3. Технические средства обучения:

  • классная маркерная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • персональный компьютер для учителя;

  • персональный компьютер для учащихся.

4. Программные средства обучения:

  • обучающие компьютерные программы;

  • программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.

  • операционными система Windows XP

5. Оборудование класса:

  • ученические двухместные столы с комплектом стульев;

  • стол учительский;

  • шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

  • стол компьютерный;

  • стул мягкий;









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Календарные сроки

рока

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды контроля

Предметные

результаты

Универсальные

учебные действия


Информация вокруг нас. 9 часов


Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас.

1

Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе

Л- Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим.

П -Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах ее получения человеком из окружающего мира

К - Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью

Р - Целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

текущий


    Компьютер - универсальная машина для работы с нформацией

    1

    Знать основные устройства компьютера и их функции

    Л- Смыслообразование -представление о роли компьютеров в жизни современногочеловека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    П - Основы ИКТ-компетентности, актуализация и систематизация представлений об основных устройствах компьютера и их функциях, расширение представления о сферах применения компьютеров

    К - Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.

    Р - Планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    текущий


      Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру»

      1

      Иметь представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

      Л- Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати

      П - Общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Основы ИКТ-компетентности; умение ввода информации с клавиатуры;

      К - Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

      Р - Планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

      текущий практич.работа


        Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером»

        1

        Иметь общие представления о пользовательском интерфейсе, о приѐмах управления компьютером. Научиться определять ПО компьютера и его функции. знать основные объекты Рабочего стола и уметь работать с ними.

        Л- Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

        П - Общеучебные - актуализировать и структурировать общие представления учащихся о программном обеспечении компьютера,.иметь навыки управления компьютером.

        К - Инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

        Р - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную

        текущий практич.работа


          Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы».

          1

          Иметь общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей

          информации; уметь создавать и сохранять файлы в личной папке.

          Л- Самоопределение - готовность и способность к саморазвитию, понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

          П - Общеучебные - ставить и формулировать проблемы. понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ-компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

          К - Инициативное сотрудничество - задавать вопросы, проявлять активность; использовать речь для регуляции своего действия

          Р - Целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия по созданию и сохранению файлов; коррекция - вносить в процессе работы необходимые изменения и дополнения

          текущий практич.работа


            Передача информации

            Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

            1

            Научиться определять источник, приемник информации, канал связи, помехи в различных ситуациях; определять способы передачи информации на разных этапах развития человечества.

            Л- Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

            П - Общеучебные - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

            К - Формулировать собственное мнение, слушать собеседника

            Р - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известноо передаче информации и усвоено, и того, что еще неизвестно

            Тематический


              Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

              1

              Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Получит общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме

              Л- Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания

              П - Основы ИКТ-компетентности; умение отправлять и получать электронные письма, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

              К - Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач

              Р - Планирование - выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Целеполагание - преобразовывать практическую задачу в образовательную.

              текущий практич.работа


                В мире кодов. Способы кодирования информации

                1

                Научиться кодировать и декодировать информацию, различать различные коды, применять коды на практики.

                Л- Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. установка на здоровый образ жизни.

                П - Знаково-символические - умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

                К - Инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

                Р - Выполнять действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии;

                текущий


                  Метод координат

                  1

                  Иметь представление о методе координат. Научиться работать с координатной плоскостью, пользоваться методом координат

                  Л- Понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

                  П - Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

                  К - Планирование учебного сотрудничества - слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь

                  Р - Формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в работе с координатной плоскостью.

                  текущий

                  Информационные технологии 17 часов


                    Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов

                    1

                    Иметь общее представление о тексте как форме представления информации; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации

                    Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Освоение общемирового культурного наследия

                    П - Основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, знание исторических аспектов создания текстовых документов

                    К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника

                    Р - Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно подготовке текстовых документов и усвоено, и того, что еще неизвестно

                    текущий


                      Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»

                      1

                      Иметь понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знать основные правила ввода текста; уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке

                      Л- Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

                      П - Осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

                      К - Учиться организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

                      Р - Преобразовывать практическую задачу в образовательную, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

                      текущий практич.работа


                        Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст»

                        1

                        Получить представление о редактировании как этапе создания текстового документа; уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке

                        Л- Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

                        П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме, выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

                        К - Формулировать свои затруднения; формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

                        Р - Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач , вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

                        текущий

                        практичес-кая.работа


                          Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста».

                          1

                          Развитие навыков и умений использования компьютерных устройств. Научиться работать с фрагментами текста

                          Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

                          П - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов

                          К - Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности

                          Р - Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

                          текущий

                          практичес-кая.работа


                            Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

                            Получить представление о форматировании как этапе создании текстового документа; уметь форматировать несложные текстовые документы;

                            Л- Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

                            П - Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

                            К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                            Р - Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

                            текущий практичес-кая.работа


                              Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы»

                              Получить представление о структуре таблицы; уметь создавать

                              простые таблицы.

                              Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

                              П - Умение применятьтаблицы для представления разного рода однотипной информации

                              К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

                              Р - Преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль

                              текущий

                              практичес-кая.работа


                                Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов»

                                Уметь представлять информацию в табличной форме. Научиться решать логические задачи табличным способом

                                Л- Нравственно-этическая ориентация, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

                                П - Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами;

                                К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                                Р - Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

                                Тематический


                                  Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

                                  Уметь выбирать способ представления данных в наглядной форме в соответствии с поставленной задачей.

                                  Л- Потребность в самореализации, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

                                  П - Формирование умений формализации и структурирования информации Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

                                  К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                                  Р - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

                                  текущий


                                    Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

                                    Уметь структурировать информацию, уметь строить столбиковые и круговые диаграммы

                                    Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Становление смыслообразующей функции познавательного мотива

                                    П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

                                    К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

                                    Р - Постановка учебной задачи, - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном

                                    текущий

                                    практичес-кая.работа


                                      Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

                                      Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора. определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений

                                      Л- Потребность в самореализации. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

                                      П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

                                      К - Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                                      Р - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы

                                      текущий


                                        Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

                                        Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; иметь представления об устройстве ввода графической информации.

                                        Л- Формирование навыков самооценки. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

                                        П - Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

                                        К - Умение придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                                        Р - Постановка учебной задачи, планирование путей достижения цели

                                        текущий

                                        практичес-кая.работа


                                          Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

                                          Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

                                          Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Потребность в самореализации

                                          П - Умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых

                                          К - Формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью, слушать собеседника

                                          Р - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

                                          Текущий

                                          практичес-кая.работа


                                            Разнообразие задач обработки информации

                                            Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

                                            Иметь представление об информационных задачах и их разнообразии; знать о двух типах обработки информации, иметь представление о систематизации информации

                                            Л- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личных ценностей

                                            П - Умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации

                                            К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                                            Р - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

                                            Тематический



                                              Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки»

                                              Получить представление о списках как способе упорядочивания информации; уметь создавать нумерованные и маркированные списки

                                              Л- Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

                                              П - Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки;

                                              К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

                                              Р - Умение планировать и осуществлять деятельность, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

                                              текущий

                                              практичес-кая.работа


                                                Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».

                                                Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете. Представление о поиске информации как информационной задаче.

                                                Л- Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования

                                                П - Умения поиска и выделения необходимой информации ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации

                                                К - Придерживаться морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

                                                Р - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата

                                                текущий

                                                практичес-кая.работа


                                                  Кодирование как изменение формы представле-ния информации.

                                                  Получить представление о кодировании как изменении формы представления информации

                                                  Л- Понимание роли информационных процессов в современном

                                                  Мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию

                                                  П - Умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи

                                                  К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение формулировать свои затруднения, ставить вопросы, обращать за помощью

                                                  Р - Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

                                                  текущий


                                                    Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор»

                                                    Научиться преобразовывать информацию по заданным правилам; вычислять с помощью приложения Калькулятор

                                                    Л- Понимание роли информационных процессов в современном мире. готовность и способность обучающихся к саморазвитию

                                                    П - Умение анализировать и делать выводы; ИКТ-

                                                    компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;.

                                                    К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

                                                    Р - Постановка цели и планирование путей достижения цели, коррекция и оценка работы

                                                    текущий

                                                    практичес-кая.работа

                                                    Информационное моделирование 3 часа


                                                      Преобразование информации путём рассуждений

                                                      Научиться преобразовывать информацию путем рассуждений

                                                      Л- Понимание роли информационных процессов в современном мире , готовность и способность обучающихся к саморазвитию

                                                      П - Умение анализировать и делать выводы

                                                      К - Организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками

                                                      Р - Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ

                                                      текущий


                                                        Разработка плана действий и его запись

                                                        Представление об обработке информации путем разработки плана действий

                                                        Л- Способность обучающихся к саморазвитию, понимание роли информационных процессов в современном мире

                                                        П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

                                                        К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

                                                        Р - Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

                                                        текущий


                                                          Запись плана действий в табличной форме

                                                          Представление об обработке информации путем разработки плана действий;

                                                          Л- Понимание роли информационных процессов в современном мире

                                                          П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

                                                          К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

                                                          Р - Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности,. оценивать правильность выполнения поставленной задачи

                                                          текущий

                                                          Элементы алгоритмизации 4 часа


                                                            Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1)

                                                            Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану

                                                            Л- Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

                                                            П - Умение определять способы действий в рамках предложенных условий, ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

                                                            К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

                                                            Р - Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, корректировка и оценка деятельности

                                                            текущий . Практическая работа


                                                              Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2)

                                                              Получить навыки работы с редактором презентаций, умение настройки анимации

                                                              Л- Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

                                                              П - Структурирование знаний , навыки планирования последовательности действий

                                                              К - Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

                                                              Р - Умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности.

                                                              текущий . Практическая работа


                                                                Создаём слайд-шоу

                                                                Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу»

                                                                Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе.

                                                                Л- Интерес к изучению информатики, понимание роли информационных процессов в современном мире

                                                                П - Умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации

                                                                К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; разрешение конфликтов

                                                                Р - Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

                                                                Итоговый мини-проект


                                                                  Годовая контрольная работа за курс 5 класса

                                                                  Знать основные понятия, изученные на уроках информатики в 5 классе

                                                                  Л- Смыслообразование уметь находить ответ на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»,

                                                                  П - Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

                                                                  К - Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

                                                                  Р - Оценивание качества и уровня усвоения пройденного материала

                                                                  Итоговый

                                                                  Резерв 1 час


                                                                    Итоговое обобщение за курс 5 класса








                                                                    Список литературы

                                                                    1. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса (ФГОС). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

                                                                    2. Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса (ФГОС).- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

                                                                    3. Информатика. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний,2014.

                                                                    4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

                                                                    5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

                                                                    6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

                                                                    7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3


                                                                    © 2010-2022