- Преподавателю
- Информатика
- Рекомендации об авторских разработках
Рекомендации об авторских разработках
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова Ж.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рекомендации об авторских педагогических разработках
Общие положения
Настоящее положение устанавливает порядок и условия определения авторских педагогических разработок учреждений общего, дополнительного и профессионального образования Иркутской области.
Под авторской педагогической разработкой понимается творческая работа:
-
адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям);
-
комбинаторная (новая конструкция создается путем различных сочетаний известных способов, форм, средств);
-
радикальная (содержащая принципиальную новизну).
Авторская разработка любых, указанных выше типов, должна отвечать следующим требованиям:
-
обоснование объективной необходимости данной разработки;
-
определение приемлемости данной разработки дом конкретного образовательного учреждения (система образования района, города, области);
формулировка конкретной цели целостного педагогического процесса (какие изменения могут произойти в учащихся, как они будут фиксироваться);
-
обозначение изменения содержания представленной разработки в соответствии с указанной выше системой целей;
-
определение условий реализации авторской разработки (в т.ч. методика или технология ее реализации).
Работа по авторской разработке разрешается после получения двух рецензий и положительного заключения соответственно областного или муниципального экспертного советов.
Структура и содержание авторской разработки
Структура и содержание авторской разработки должны включать в себя титульный лист, пояснительную записку, описание разделов, учебно- тематический план, приложения.
Титульный лист содержит название авторской разработки, указание ее формы (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации); ФИО автора (авторов), должность и место работы, год и место разработки предлагаемых материалов.
Пояснительная записка раскрывает:
-
актуальность создания авторских разработок (исходя из какой объективной потребности обновления того или иного компонента образовательного процесса вытекает необходимость создания данной авторской разработки; какие проблемы может решить данная авторская разработка и какие противоречия образовательного процесса) она может устранить;
-
новизну авторской разработки (какая авторская идея положена в основу педагогической разработки);
-
методологические положения авторской разработки - основные теоретические идеи, положенные в ее основу, категории и понятия, встречающиеся в разработке, если их употребление в данной области науки носит неоднозначный характер;
-
цель и задачи авторской разработки - цель - идеальное предвосхищение результата деятельности; - задачи - конкретное выражение в условиях проверки авторских гипотетичных идей.
В пояснительной записке дается краткое описание структуры авторской разработки; описание ее разделов с точки зрения содержательного компонента, форм, методов, средств его освоения учащимися.
Учебно-тематический план включается при необходимости перечисления тем занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий и т.д.) с указанием времени, отводимого на их выполнение.
Приложение содержит методическое обеспечение реализации авторской разработки; диагностические программы выявления эффективности авторской разработки при ее реализации; дидактический материал, творческие задания для самостоятельной работы, примерные алгоритмы (планы) проведения занятий, воспитательных мероприятий; список литературы, использованный при составлении авторской разработки.
Заключение по результатам экспертизы авторских разработок
Заключение по результатам экспертизы должно отражать следующие педагогические аспекты:
1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и авторских разработках.
-
Ведущие теоретические идеи авторской разработки:
-
степень новизны, инновационный характер авторской разработки;
-
роль авторской разработки в организации целостного педагогического процесса;
-
ключевые понятия, ведущую идею авторской разработки.
-
Содержательную характеристику авторской разработки.
-
-
проблемные вопросы теоретического характера;
-
задачи и задания творческого характера (общие, дифференцированные, индивидуальные);
-
обобщенные способы действия, обобщенная характеристика умений;
-
тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль при необходимости).
-
Реализацию принципов преемственности и перспективности.
-
Практическую направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концепции целостного педагогического процесса.).
-
Наличие критериев и диагностического сопровождения по выявлению результативности авторской разработки.
-
Степень апробации.
Экспертиза авторской разработки проводится по рекомендации органов управления образованием и на основе заявок с приложением отзыва муниципальных методических служб или экспертных советов.
Министерство образования Иркутской области
(указывается название ОУ)
Авторская педагогическая разработка
(указывается тип творческой работы: адаптационная, комбинаторная, радикальная)
название разработки
форма (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)
Автор разработки:
_________________________________
_________________________________
Ф.И.О. полностью, должность, место работы
20__г.
(город, район и нас. пункт)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФРМЛЕНИЮ
Педагогическая разработка рассматривается как квалификационная работа педагогического работника, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.
К педагогическим разработкам относятся учебные и методические издания, включающие информационные материалы об эффективном педагогическом опыте, обобщение собственной педагогической практики в каких- либо вопросах преподавания, информацию о собственных педагогических находках, частные методики по дисциплине, методические разработки по темам программ, методические рекомендации и т.д.
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
1.УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ:
1.1 Учебник
-содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»);
1.2. Учебное пособие
-учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник и официально утверждено в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»)
1.3. Учебно - методическое пособие (для педагогов и/или обучающихся)
- учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) и методике выполнения различных практических форм (контрольных, курсовых, квалификационных выпускных работ, чтение лекции и пр.) (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»).
1.4. Практикум-это руководство для проведения практических занятий, предназначенное для закрепления теоретического материала и проверки знаний.
Основными видами практикумов являются:
сборник описаний лабораторных работ (содержит тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса);
сборник задач (содержит задачи и методические рекомендации по их выполнению);
сборник контрольных заданий (содержит типовые контрольные задания для проверки знаний).
1.5.Учебная программа- это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).
1.6. Пособие по организации практики - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок проведения практики (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»). В программе определяется перечень профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке к проведению практик.
2. Методические издания:
2.1.Методическая разработка
-содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеурочного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению личного опыта;
-планирование материала по дисциплине (рабочая программа, перспективно-тематический план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);
2.2.Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания и содержат комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению письменных экзаменационных работ, курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к итоговой государственной аттестации, практические задания с примерами их выполнения.
Структура методических рекомендаций может быть такой: введение, которое рассчитано на то, чтобы подготовить читателя к знакомству с конкретным методическим материалом, указать предполагаемого пользователя методической разработки; основная часть, в которой детально раскрываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов того или иного вида деятельности; заключение, в котором делаются выводы по изложенному материалу.
Опубликованные методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям:
-
Содержать оригинальные или новые способы, приемы, формы организации соответствующей деятельности.
-
Подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.
-
Представлять планы и программы проведения отдельных занятий или всего комплекса занятий, перечень наглядных пособий и литературы, виды технических средств, используемых в учебном процессе.
Список литературы может предлагаться как к отдельным разделам, так и в целом к методическим рекомендациям.
При написании методического пособия следует помнить, что рекомендации пишутся доступным языком без излишнего наукообразия, а иностранные и малоизвестные научные термины следует толковать в сносках, либо сделать словарь терминов и понятий, что немаловажно для полного понимания читателем методического материала.
Для облегчения поиска нужного раздела в методических рекомендациях необходимо предусмотреть и оглавление. Методически оправданным является расположение "Оглавления" в начале методических рекомендаций, что позволяет, открыв брошюру, сразу же познакомиться с ее содержанием.
2.3.Рабочая тетрадь - представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Рабочая тетрадь- учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий обучающемуся, студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.
Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы обучающихся.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕЦЕНЗИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Педагогическим работникам учреждений НПО и СПО часто приходится рецензировать работы коллег, представляющих различные виды педагогических разработок.
«Рецензия « (от латинского «recensio»-рассмотрение) - это письменный отзыв на работу. Любая педагогическая разработка для получения официального статуса должна быть снабжена рецензиями и обсуждена на заседаниях методических (цикловых) комиссий.
В рецензии указывается вид педагогической разработки (учебное пособие, методическая разработка, сборник практических работ ит.д.), должность автора, Ф.И.О. автора. Далее отмечается:
-количество страниц в работе;
-соответствие названия разработки ее содержанию;
-обоснование выбора темы, ее актуальность;
-правильность составления плана, рациональность и логичность структуры разработки;
-степень отражения современных форм, средств и методов обучения, собственного педагогического опыта;
-достоверность информации, доказательность и логичность изложения материала разработки;
-язык и стиль изложения, правильность терминологии, педагогическая и техническая грамотность, доступность текста разработки ее основному адресату;
- качество иллюстративного оформления работы, соответствие его содержанию разработки;
-качество подбора и уместность использования источников;
-выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения, уточнения, проработки, что вызывает сомнения, а также общее заключение о возможности работы в учебном процессе, степень реальности, возможности и практического использования другими заинтересованными лицами и организациями.
Рецензия заверяется подписью рецензента и печатью.
В рецензии по авторским педагогическим разработкам указывается соответствует ли педагогическая разработка статусу «авторской» или нет, если соответствует , то указывается вид разработки:
-радикальная (содержащая принципиальную новизну; указывается автор);
-комбинаторная (новая конструкция создается, благодаря различным сочетаниям известных способов, форм, средств, указывается автор-составитель);
-адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям, указывается составитель).
При экспертизе и оформлении рецензий на авторские педагогические разработки необходимо указывать количество страниц педагогической разработки в рецензии.