Рекомендации об авторских разработках

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рекомендации об авторских педагогических разработках

Общие положения

Настоящее положение устанавливает порядок и условия определе­ния авторских педагогических разработок учреждений общего, дополнительного и профессионального образования Иркутской области.

Под авторской педагогической разработкой понимается творческая работа:

  • адаптационная (связанная с приспособлением разработки к кон­кретным условиям);

  • комбинаторная (новая конструкция создается путем различных со­четаний известных способов, форм, средств);

  • радикальная (содержащая принципиальную новизну).

Авторская разработка любых, указанных выше типов, должна отве­чать следующим требованиям:

  • обоснование объективной необходимости данной разработки;

  • определение приемлемости данной разработки дом конкретного об­разовательного учреждения (система образования района, города, облас­ти);

формулировка конкретной цели целостного педагогического про­цесса (какие изменения могут произойти в учащихся, как они будут фиксироваться);

  • обозначение изменения содержания представленной разработки в соответствии с указанной выше системой целей;

  • определение условий реализации авторской разработки (в т.ч. ме­тодика или технология ее реализации).

Работа по авторской разработке разрешается после получения двух рецензий и положительного заключения соответственно областного или муниципального экспертного советов.

Структура и содержание авторской разработки

Структура и содержание авторской разработки должны включать в себя титульный лист, пояснительную записку, описание разделов, учебно- тематический план, приложения.

Титульный лист содержит название авторской разработки, указание ее формы (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методи­ческие рекомендации); ФИО автора (авторов), должность и место работы, год и место разработки предлагаемых материалов.

Пояснительная записка раскрывает:

  • актуальность создания авторских разработок (исходя из какой объективной потребности обновления того или иного компонента образо­вательного процесса вытекает необходимость создания данной авторской разработки; какие проблемы может решить данная авторская разработка и какие противоречия образовательного процесса) она может устранить;

  • новизну авторской разработки (какая авторская идея положена в основу педагогической разработки);

  • методологические положения авторской разработки - основные теоретические идеи, положенные в ее основу, категории и понятия, встре­чающиеся в разработке, если их употребление в данной области науки но­сит неоднозначный характер;

  • цель и задачи авторской разработки - цель - идеальное предвос­хищение результата деятельности; - задачи - конкретное выражение в условиях проверки авторских гипотетичных идей.

В пояснительной записке дается краткое описание структуры автор­ской разработки; описание ее разделов с точки зрения содержательного компонента, форм, методов, средств его освоения учащимися.

Учебно-тематический план включается при необходимости перечис­ления тем занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабора­торных занятий и т.д.) с указанием времени, отводимого на их выполне­ние.

Приложение содержит методическое обеспечение реализации автор­ской разработки; диагностические программы выявления эффективности авторской разработки при ее реализации; дидактический материал, твор­ческие задания для самостоятельной работы, примерные алгоритмы (пла­ны) проведения занятий, воспитательных мероприятий; список литерату­ры, использованный при составлении авторской разработки.

Заключение по результатам экспертизы авторских разработок

Заключение по результатам экспертизы должно отражать следую­щие педагогические аспекты:

1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и авторских разработках.

  1. Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

  • степень новизны, инновационный характер авторской разработки;

  • роль авторской разработки в организации целостного педагогиче­ского процесса;

  • ключевые понятия, ведущую идею авторской разработки.

    1. Содержательную характеристику авторской разработки.

  • проблемные вопросы теоретического характера;

  • задачи и задания творческого характера (общие, дифференциро­ванные, индивидуальные);

  • обобщенные способы действия, обобщенная характеристика уме­ний;

  • тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль при необходимости).

  1. Реализацию принципов преемственности и перспективности.

  2. Практическую направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концеп­ции целостного педагогического процесса.).

  3. Наличие критериев и диагностического сопровождения по выяв­лению результативности авторской разработки.

  4. Степень апробации.

Экспертиза авторской разработки проводится по рекоменда­ции органов управления образованием и на основе заявок с приложением отзыва муниципальных методических служб или экспертных советов.

Министерство образования Иркутской области


(указывается название ОУ)

Авторская педагогическая разработка

(указывается тип творческой работы: адаптационная, комбинаторная, радикальная)

название разработки

форма (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)







Автор разработки:

_________________________________


_________________________________

Ф.И.О. полностью, должность, место работы













20__г.

(город, район и нас. пункт)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФРМЛЕНИЮ

Педагогическая разработка рассматривается как квалификационная работа педагогического работника, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.

К педагогическим разработкам относятся учебные и методические издания, включающие информационные материалы об эффективном педагогическом опыте, обобщение собственной педагогической практики в каких- либо вопросах преподавания, информацию о собственных педагогических находках, частные методики по дисциплине, методические разработки по темам программ, методические рекомендации и т.д.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

1.УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ:

1.1 Учебник

-содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»);

1.2. Учебное пособие

-учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник и официально утверждено в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»)

1.3. Учебно - методическое пособие (для педагогов и/или обучающихся)

- учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) и методике выполнения различных практических форм (контрольных, курсовых, квалификационных выпускных работ, чтение лекции и пр.) (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»).

1.4. Практикум-это руководство для проведения практических занятий, предназначенное для закрепления теоретического материала и проверки знаний.

Основными видами практикумов являются:

сборник описаний лабораторных работ (содержит тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса);

сборник задач (содержит задачи и методические рекомендации по их выполнению);

сборник контрольных заданий (содержит типовые контрольные задания для проверки знаний).

1.5.Учебная программа- это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

1.6. Пособие по организации практики - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок проведения практики (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»). В программе определяется перечень профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке к проведению практик.

2. Методические издания:

2.1.Методическая разработка

-содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеурочного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению личного опыта;

-планирование материала по дисциплине (рабочая программа, перспективно-тематический план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

2.2.Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания и содержат комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению письменных экзаменационных работ, курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к итоговой государственной аттестации, практические задания с примерами их выполнения.

Структура методических рекомендаций может быть такой: введение, которое рассчитано на то, чтобы подготовить читателя к знакомству с конкретным методическим материалом, указать предполагаемого пользо­вателя методической разработки; основная часть, в которой детально рас­крываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов того или иного вида деятельности; заключение, в котором делаются выводы по изложенному материалу.

Опубликованные методические рекомендации должны отвечать сле­дующим требованиям:

  1. Содержать оригинальные или новые способы, приемы, формы ор­ганизации соответствующей деятельности.

  2. Подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.

  3. Представлять планы и программы проведения отдельных занятий или всего комплекса занятий, перечень наглядных пособий и литературы, виды технических средств, используемых в учебном процессе.

Список литературы может предлагаться как к отдельным разделам, так и в целом к методическим рекомендациям.

При написании методического пособия следует помнить, что реко­мендации пишутся доступным языком без излишнего наукообразия, а иностранные и малоизвестные научные термины следует толковать в сно­сках, либо сделать словарь терминов и понятий, что немаловажно для полного понимания читателем методического материала.

Для облегчения поиска нужного раздела в методических рекоменда­циях необходимо предусмотреть и оглавление. Методически оправданным является расположение "Оглавления" в начале методических рекоменда­ций, что позволяет, открыв брошюру, сразу же познакомиться с ее содер­жанием.

2.3.Рабочая тетрадь - представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Рабочая тетрадь- учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий обучающемуся, студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.

Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы обучающихся.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕЦЕНЗИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Педагогическим работникам учреждений НПО и СПО часто приходится рецензировать работы коллег, представляющих различные виды педагогических разработок.

«Рецензия « (от латинского «recensio»-рассмотрение) - это письменный отзыв на работу. Любая педагогическая разработка для получения официального статуса должна быть снабжена рецензиями и обсуждена на заседаниях методических (цикловых) комиссий.

В рецензии указывается вид педагогической разработки (учебное пособие, методическая разработка, сборник практических работ ит.д.), должность автора, Ф.И.О. автора. Далее отмечается:

-количество страниц в работе;

-соответствие названия разработки ее содержанию;

-обоснование выбора темы, ее актуальность;

-правильность составления плана, рациональность и логичность структуры разработки;

-степень отражения современных форм, средств и методов обучения, собственного педагогического опыта;

-достоверность информации, доказательность и логичность изложения материала разработки;

-язык и стиль изложения, правильность терминологии, педагогическая и техническая грамотность, доступность текста разработки ее основному адресату;

- качество иллюстративного оформления работы, соответствие его содержанию разработки;

-качество подбора и уместность использования источников;

-выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения, уточнения, проработки, что вызывает сомнения, а также общее заключение о возможности работы в учебном процессе, степень реальности, возможности и практического использования другими заинтересованными лицами и организациями.

Рецензия заверяется подписью рецензента и печатью.

В рецензии по авторским педагогическим разработкам указывается соответствует ли педагогическая разработка статусу «авторской» или нет, если соответствует , то указывается вид разработки:

-радикальная (содержащая принципиальную новизну; указывается автор);

-комбинаторная (новая конструкция создается, благодаря различным сочетаниям известных способов, форм, средств, указывается автор-составитель);

-адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям, указывается составитель).

При экспертизе и оформлении рецензий на авторские педагогические разработки необходимо указывать количество страниц педагогической разработки в рецензии.





© 2010-2022